Конфликтный потенциал личности
Следовательно уровень коммуникативного контроля и связанный с ним коэффициент групповой адаптации играют важную роль на этапе профессиональной адаптации личности, таким образом высокий коммуникативный контроль повышает уровень адаптации в групйе и тем самым снижает конфликтный потенциал личности.
юнныс связи коэффициента групповой адагш и уровня экстраверсии.
Связь между коэффициентом групповой адаптации и уровнем экстраверсии статистически не значима. Но, необходимо отметить, что при отсутствии корреляции между этими показателями, данные полученные при первичной обработке (табл. 5,6) свидетельствуют о том, что среди интровертов испытуемых с высоким коэффициентом групповой адаптации большинство (70%), а среди экстравертов количество испытуемых с низким и высоким КГА разделились приблизительно поровну.
Соотношение показателей КГА и экстраверсии (в %). Таблица 5,
|
экстраверты
|
амбове
|
рты
|
интрове
|
рты
|
|
|
кол-во
|
%
|
кол-во
|
%
|
кол-во
|
%
|
|
высокий КГА (неконфликтные)
|
8
|
21
|
19
|
18
|
9
|
26
|
|
средний КГА
|
25
|
64
|
79
|
73
|
21
|
62
|
|
низкий КГА (конфликтные)
|
6
|
15
|
10
|
9
|
4
|
12
|
|
|
Распределение значений КГА между экстра- и интровертами (в %).
Таблица 6.
|
Экстраверты
|
Интроверты
|
|
Низкий КГ А
|
43
|
30
|
|
Высокий КГА
|
57
|
70
|
|
|
и
Корреляционные связи коэффициента групповой адаптации
и локуса контроля.
Как показывают результаты коэффициент групповой адаптации значимо коррелирует с локусом контроля личности в группе профессионалов (rs = 0,8; р<0,01). Это определяет, что испытуемые с высоким уровнем самоконтроля (интернальность) имеют высокие показатели коэффициента групповой адаптации, т.е. неконфликтны.
В группе студентов и абитуриентов эти связи трудно проследить из-за локализации данных (~ 95%) в области высоких значений (интернальности) (табл.3).
Испытуемые с высоким уровнем коэффициента групповой адаптации {низкий конфликтный потенциал), как правило, обнаруживают интервальный локус контроля. Это можно объяснить тем, что наряду с формирующимся в результате опыта человека определенной системы ожиданий подкрепления или реакции окружающих на его действия, параллельно складываются определенные принципы поведения в группе. Если индивид считает и получает подтверждение тому, что его действия влияют на события происходящие с ним, т.е. чувствует ответственность за все и ищет причины неудачи в себе, это ведет к чуткости по отношению к ситуации общения, снижению конфликтности. В противном случае, когда личность исходя из собственного опыта, не видит связи между собственными действиями и событиями жизни (формируется экстернальный локус контроля), полагается на случай или судьбу, то и не считает необходимым, возможно неосознанно, как-то следить за поведением и соотносить его с ожиданиями группы. Такие испытуемые с низким коэффициентом групповой адаптации т.е. с высоким конфликтным потенциалом.
Это прослеживается, по данным нашего исследования, у испытуемых из группы профессионалов. Что свидетельствует, по нашему мнению, о сформированноети в этой выборке и локуса контроля и приемов групповой адаптации. В выборке абитуриентов и студентов значения локуса контроля сконцентрированы в области интернальности, как отмечалось ранее. Эти испытуемые надеются, что все в их силах и они всего смогут добиться в жизни нужно лишь приложить усилия и т.д. Но на этом этапе, на наш взгляд, у большинства еще формируются определенные способы поведения и регуляции в зависимости от ситуации общения. Поэтому интернальный локус контроля не всегда соответствует низкому уровню конфликтности, как мы это видим у профессионалов.
Анализ результатов показывает, что наличие интернального локуса контроля оказывает влияние на уровень групповой адаптации, снижая потенциальную конфликтность личности, но в процессе профессиональной деятельности локус контроля может обнаруживать тенденцию к изменению в сторону интернальности. Следовательно, временная динамика локуса контроля может служить индикатором Ч конфликтного потенциала личности.
Корреляционные связи уровня коммуникативного контроля и уровня экстраверсии.
С уровнем коммуникативного контроля значимо коррелирует уровень экстраверсии личности (rs = 0,87; р<0,01 Спирмен, % =0,5 Пирсон), Высокий уровень коммуникативного контроля - чаще у испытуемых, склонных к экстравертированности, а низкий отмечается у испытуемых с проявлениями интровертированности.
Интерпретируя полученные данные исследования, можно сказать следующее: испытуемые с высокими показателями по уровню экстраверсии более ориентированны на окружающих, общение, очень эмоциональны, и по уровню коммуникативного контроля проявляют высокие показатели, что может указывать на их гибкую реакцию в ситуации общения. Респонденты с тенденцией к интроверсии, направлены на мир своих переживаний более ригидны, не сразу могут объективно оценить действия окружающих, ведут себя не всегда с учетом поведения других людей, что, по нашему мнению, и объясняет невысокие значения коммуникативного контроля, полученные в исследовании.
Данная корреляция прямого отношения к уровню конфликтного потенциала не имеет, но как параллельный результат исследования представляет интерес.
Корреляционные связи уровня коммуникативного контроля и локуса контроля.
Между уровнем коммуникативного контроля и локусом контроля корреляционные связи статистически не значимы.
Изучение типа и направления реакций испытуемых.
Нами также проведено изучение по методике С. Розенцвейга типа и направления реакции испытуемых на фрустрационные ситуации. Оценка ответов и их смыслового фактора, а именно направление реакции (Е -экстрапунитивные, I - интропунитивные, М - импунитивные) и тип реакции ("с фиксацией на препятствии", "с фиксацией на самозащите**, "с фиксацией на удовлетворении потребности") дает результаты, приведенные в таблицах 7 и 8. На основании профиля числовых данных
составляются образцы. Образец выражает относительную частоту разных направлений ответов. Экстрапунитивные, интропунитивные и нмпунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, частоты Е - 14,1 - 6, М - 4, записываются Е>1>М.
Данные по частоте направлений реакций испытуемых.
Таблица 7.
|
Е = 1=М
|
Е>М>1
|
1>Е >М
|
1>М>Е
|
М>1>Е
|
М>Е>1
|
|
|
кол-во
|
%
|
кол-в<
|
%
|
кол-во
|
%
|
кол-ве
|
%
|
кол-и
|
%
|
кол-во
|
%
|
|
Низкий КГА
|
3
|
15
|
9
|
45
|
3
|
15
|
3
|
15
|
-
|
-
|
2
|
10
|
|
Высокий КГА
|
16
|
44
|
4
|
11
|
9
|
25,
|
3
|
8
|
1
|
3
|
3
|
8
|
|
|
Испытуемые с низкими показателями коэффициента групповой адаптации преимущественно (45%) имеют значения экстрапунитивные -очень высокие, интрапунитивные - очень низкие и импунитивные -нормальные (Е > М > I), на основании этого можно сказать, что субъекты в конфликтной ситуации чаще отвечают в экстрапунитивной манере и очень редко в интрапунитивной. Такое поведение испытуемых может служить признаком неадекватной самооценки, ведущей к потенциальной конфликтности личности.
Испытуемые с высокими показателями коэффициента групповой адаптации реагируют в интропунитивной манере (I >Е > М; I > М > Е), т.е. реакция субъектов направлена на самих себя (берется сам разрешить ситуацию) или направление реакции распределяется приблизительно поровну между возможными вариантами (экстрапунитивный, интрапунитивный, импунитивный: Е = I = М).
Данные по частоте типов реакции испытуемых.
Таблица 8.
|
"с фиксацией на удовл. потребности"
|
"с фиксацией на самозащите"
|
"с фиксацией на препятствии1'
|
|
|
кол-во
|
%
|
кол-во
|
%
|
кол-во
|
Уо
|
|
Низкий КГА
|
5
|
25
|
12
|
60
|
3
|
15
|
|
Высокий КГА
|
23
|
64
|
9
|
25
|
4
|
11
|
|
|
В группе испытуемых с низкими значениями коэффициента групповой адаптации (табл. 8) преобладающим типом реакции является "фиксация на самозащите" (60%), что означает слабую уязвимую личность, т.е. субъект в сложных ситуациях защищает себя, обвиняя окружающих в случившемся. Только 25% этих испытуемых продемонстрировали признак адекватного реагирования, т.е. реакции "с фиксацией на удовлетворении потребности", показатель той степени, в которой субъект может разрешить конфликтные ситуации.
Преобладающий тип реакции испытуемых с высоким коэффициентом групповой адаптации - "с фиксацией на удовлетворении потребности", т.е. их действия направлены на разрешение проблемы - признак адекватного реагирования.
Исходя из полученных данных, можно сказать, что высокие показатели конфликтного потенциала у испытуемых связаны с экстрапунитивным направлением реакции и типом реакции "с фиксацией на самозащите", таким образом данные респонденты всю ответственность за случившиеся, чаще всего возлагают на окружающих и всячески защищают свое "Я".
Делая вывод, на основе результатов исследования о характере реагирования личности с высоким конфликтным потенциалом (низкие значения коэффициента групповой адаптации), можно утверждать, что преимущественно это реакции в экстратунитивной манере и "с фиксацией на самозащите". Испытуемые с низким конфликтным потенциалом (высокие значения коэффициента групповой адаптации) чаще реагируют в интропунитивной манере и "с фиксацией на решении проблемы".
Полученный экспериментальный материал позволяет в определенной степени обнаружить взаимосвязь различных свойств личности с ^ тенденцией к конфликтному взаимодействию. Высокие показатели
коммуникативного контроля и интернальности, как правило соответствуют низкому конфликтному потенциалу личности. Это подтверждает наше предположение о взаимовлиянии выделенных личностных качеств и конфликтного потенциала личности, и то, что с возрастом, и увеличением стажа профессиональной деятельности конфликтный потенциал личности имеет тенденцию к увеличению.
Изучение временной динамики конфликтного потенциала личности.
Оценка различий между группами испытуемых по О критерию Розенбаума.
В соответствии с гипотезами исследования, мы предполагаем, что конфликтный потенциал личности в процессе профессиональной ^| деятельности обнаруживает некоторую динамику. Наши
экспериментальные данные это подтвердили. На протяжении всего периода профессиональной деятельности можно выделить различные этапы, которые обозначены нами следующим образом:
1. Этап профессионального самоопределения (абитуриенты и студенты)
2. Этап первичной профессиональной адаптации (стаж работы до 3-х лет) v 3. Этап собственно профессиональной адаптации (стаж 3-5 лет)
4. Период профессионального становления (стаж работы 5-15 лет)
5. Период профессиональной самоактуализации (более 15 лет)
Коэффициент групповой адаптации.
Анализируя данные по коэффициенту групповой адаптации, мы пришли к выводу что группа студентов и абитуриентов обнаруживает сходные данные и их можно объединить в одну группу. При сравнении коэффициентов групповой адаптации данной группы с теми же показателями в группе профессионалов с разным стажем работы было выявлено превосходство первых испытуемых (Q = 17, при Qo,oi- 9). Это означает, что уровень коэффициента групповой адаптации в выборке студентов и абитуриентов выше (т.е. менее конфликтны), чем в выборке профессионалов (схемы 1,2).
Подводя итог временной динамики конфликтного потенциала личности на основании нашего исследования, можно констатировать, что испытуемые из группы абитуриентов и студентов демонстрируют низкий конфликтный потенциал (высокие значения коэффициента групповой адаптации), затем в начале профессиональной деятельности при прохождении адаптации к социальному окружению он возрастает, но приблизительно к 5 годам конфликтный потенциал вновь снижается и остается на уровне низком и среднем (т.е. высокий и средний уровень адаптации к своему социальному окружению) на протяжении еще ~10 лет профессиональной деятельности. У испытуемых со стажем работы более 15 лет, по данным исследования, происходит увеличение конфликтного потенциала как результат снижения адаптации к группе.
Совокупность полученных данных с очевидностью обнаруживает, что конфликтный потенциал личности взаимосвязан с некоторыми личностными свойствами и процессом профессиональной адаптации в течение всего периода жизнедеятельности. Однако, этот процесс не однонаправленный и на некоторых этапах профессионального становления, конфликтный потенциал личности может обнаруживать тенденцию к увеличению (в начальном и завершающем этапах) и некоторую стабилизацию (в период активной профессиональной деятельности). Это свидетельствует о наличии приспособительных и компенсаторных механизмов психологической адаптации личности и их последовательного развития в процессе специальной социально-психологической подготовки. Один из вариантов такой программы подготовки представлен в данной дипломной работе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|