бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Коммуникативный подход Карла Роджерса - (реферат) бесплатно рефераты

p>Великий Готама Будда, живший в 5-ом веке до нашей эры, положил основание общине, предвидя торжество Общины Мира. Постоянный контроль поступков, слов и мысли, который он требовал от своих учеников и без которого не может быть успеха на пути к совершенствованию, почти недоступен для находящихся в обычных условиях жизни, где тысячи внешних обстоятельств постоянно отвлекают стремящегося к цели. Жизнь же среди людей, объединенных одним устремлением, общими мыслями и привычками, была великой помощью, ибо давала возможность без потери энергии развиваться в желаемом направлении.

Два правила были необходимы для поступления в общину: полный отказ от личной собственности и нравственная чистота; остальные правила касались строгой самодисциплины и общинных обязанностей. Вся жизнь общины была строго дисциплинированна, ибо основой учения Будды была железная самодисциплина для обуздания беспорядочных чувств, мыслей и развития непоколебимой воли. Из таких дисциплинированных и воспитанных на суровом отказе от всего личного, следовательно, мужественных и бесстрашных людей хотел Готама Будда создать работников Общего Блага, творцов народного сознания и провозвестников Мировой Общины

Община принимала всех без различия рас, каст, пола, и самые различные стремления и поиски новых путей находили в ней удовлетворение. В общине проводилось полное равенство всех членов. При выборе старшего возраст не принимали в соображение. Старшинство не измерялось сединой. О том, у кого все достоинство заключалось лишь в преклонном возрасте, говорилось, что он тщетно стар. “Но тот, в ком говорит справедливость, кто умеет владеть собою, кто мудр, тот есть старший”.

Будда не хотел устанавливать слишком много правил, он стремился избежать педантичности и однообразия уставов, избежать сделать обязательными многие запрещения.

Все правила стремились оградить и охранить полную самостоятельность ученика. Прием в общину не сопровождался никакими обетами. Приходящий лишь приносил готовность служить учению. Когда же эта готовность исчезала, ничто не связывало его остаться в общине. Выход из общины был так же прост, как и прием. Многочисленны примеры людей, оставлявших общину и возвращавшихся позднее. Слово и мощь убеждения были единственным оружием, применяемым Учителем, для воздействия на окружающих. Никогда и нигде не встречаем мы гнева или даже возмущения, но лишь суровое утверждение истины. “Бллагословенный совершенен в вежливости своей речи”– указывает ученик Шарипутра.

Он рассматривал долг человека с точки зрения жизненной полезности, старался приложить утонченные и возвышенные чувства к практической жизни. Всегда и во всем руководила им целесообразность.

Чем глубже мы вникаем в Учение Благословенного , тем ярче выявляется его беспредельное сострадание и любовь, которыми преисполнены все его мысли и действия

“Любовь, освободительница ума, вмещает в себе все, сияя, сверкая и излучая”. “Подобно матери, охраняющей свое единственное дитя своею жизнью, воспитывайте в себе такую любовь ко всем существам”.

Любовь Будды, как неизмеримый поток, не могла быть исчерпана никакой ненавистью или враждебностью. Напротив, враждебные выпады еще вполне выявляли ее. Поэтому он завещал своим ученикам:

“Чтобы не говорили люди о вас, будь то справедливо, учтиво или неучтиво, умно или глупо, с добротою или со злобою, мои ученики, вы должны приучить себя к этому. Ваш ум должен оставаться чистым, незапятнанным. Также и злое слово не должно исходить из ваших уст. Добрыми и сострадательными должны вы пребывать, сердцем любящими и не таить в себе ненависти. Окружите такого человека непрекращающимся потоком любвеобильной мысли. И, продолжая от него, наполните весь мир постоянными мыслями любвеобильной доброты, мыслями широкими и растущими, как мир, свободными от ненависти, свободными от злобы. Так, ученики, должны вы воспитывать себя”. (Маджхима Никая, стр. 127. )

“Любовь, как она была преподана Благословенным, будучи освобождением ума, лежала в основании всего действительно великого”. ( Е. И. Рерих “Основы Буддизма” стр. 30)

    Преподобный Сергий Радонежский.

Другой пример религиозного объединения, в котором были созданы условия развивающего общения, это Братская Обитель, возникшая в 12-ом веке на Руси под руководством Преподобного Сергия Радонежского.

“Число иноков в Обители довольно долго ограничивалось двенадцатью по причине трудности добывания средств к пропитанию”

Число 12 не случайно, апостолов тоже было12. “Двенадцатигранник является одним из самых совершенных образований, такая динамическая сила может противостоять многим натискам. Систематически спаянная группа из 12 человек может, поистине, даже владеть мировыми явлениями”. (А. Клизовский “Основы миропонимания новой эпохи” 1-й том, с. 242 , “Агни Йога, с. 137)

“Установленные Преподобным правила, указывают на суровость дисциплины. Так, после вечерни не разрешалось братии выходить из келии и беседовать друг с другом. Каждый должен был пребывать в своей келии и упражняться в молитве, в уединенном богомыслии и, чтобы руки их не были праздны, заниматься рукоделием, не давая возможности лености овладеть телом.

Часто в глухие зимние ночи Преподобный обходил тайно братские келии для наблюдения исполнения правил его, и если находил кого на молитве, или читающим книгу, или за ручным трудом, радовался духом и шел дальше; но если слышал празднословящих, то легким ударом в оконце подавал знак о прекращении недозволенной беседы и удалялся. Наутро же призывал провинившихся и наставлял их кротко, но сильно, и приводил к раскаянию. При этом, чтобы не задеть, он часто говорил притчами, пользуясь самыми простыми и обыденными образами и сравнениями, которые глубоко западали в душу провинившегося. Другим замечательным правилом Преподобного было запрещение братии ходить из обители по деревням и просить подаяния, даже в случае крайнего недостатка в пропитании. Он требовал, чтобы все жили от своего труда или от добровольных, не выпрошенных подаяний. Труд в его Учении играл огромную роль. Сам он подавал пример такого трудолюбия и требовал от братии такой же суровой жизни, какую вел сам. Преподобный носил воду с двумя водоносами для братии, молол ручными жерновами , пек просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию, по выражению Епифания, “как раб купленный”. Летом и зимою ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной, и, несмотря на скудную пищу, был очень крепок , “имел силу против двух человек”, и ростом был высок

Можно утверждать, что Сергий нашел путь к сердцам не только путем чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила его убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходящих к нему” (6, с. 25)

Из приведенных примеров видно, что духовное преображение и рост членов общества зависел во многом от руководителя, который вдохновлял их на эти изменения. Но, как нам уже известно, “изначально чистые личности рождаются крайне редко”, поэтому примеров, подобных этим, в истории человечества мало. Гораздо больше примеров, когда лидеры способствовали духовной деградации своих последователей. (Достаточно вспомнить имена Наполеона, Сталина, Гитлера. ) Исторический опыт учит людей распознаванию.

Из этих примеров можно сделать заключение, что выдающиеся руководители обладали общими качествами, которые способствовали развивающему общению и духовному росту своих последователей, а именно: :

1. След ование принципам, которые проповедуешь, (самая лучшая проповедь – собственное поведение). 2. Высокая требовательность к себе и подчиненным.

    3. Строгая дисциплина.
    4. Любовь к людям.
    Карл Роджерс. “О групповой психотерапии”

Более 35 лет в центре моей профессиональной жизни были консультирование и психотерапия индивидов. И почти 35 лет назад я понял, что и в группе можно достичь не менее эффективных изменений в установках и поведении. С тех пор мой интерес к группе никогда не ослабевал, но лишь последние 7-8 лет я работаю над групповой психотерапией как над одной из двух основных проблем, волнующих меня в профессиональном смысле (другая, по-моему, состоит в том, что нашим учебно-воспитательным заведениям крайне необходима большая свобода). (2, с. 3) В теоретическую основу групповой психотерапии легли, с одной стороны учение Левина и психология гештальта, и с другой, - клиентоцентрированная терапия. За последнее время течение обогатилось новыми теориями и разработками (2, с. 9). Сегодня (1970 г. ) в США, пожалуй, не найдется более или менее крупного города, в котором не существовали бы группы психотерапии в какой-либо форме. Что же толкает людей в группы психотерапии? Видимо, психологический голод–человек что-то ищет, чего никак не может найти ни среди сотрудников, ни среди единоверцев, тем более среди однокашников, ни, как это не прискорбно, среди членов своей семьи. Это голод по теплым, тесным и искренним взаимоотношениям, при которых можно выражать непосредственные переживания и эмоции, не подавляя и не “обрабатывая” их, можно делиться радостями и печалями, можно пробовать и закреплять какие-то новые формы поведения–словом, при которых тебя понимают и принимают таким, какой ты есть, а отсюда появляется возможность развития” (2, с. 15-17).

    Стадии группового развития.

К. Роджерс, в результате многолетней практики в области групповой психотерапии, пришел к выводу, что каждая группа проходит несколько стадий своего развития.

Замешательство. Лидер или посредник группы объявляет участникам в самом начале, что не собирается управлять группой и что всем предоставляется полная свобода действий. Вполне естественно, что люди поначалу теряются, смущаются, наступают неловкие паузы, разговор почти не поддерживается, общение носит поверхностный характер.

Нежелание раскрыться или высказаться. Обычно участники сначала показывают друг другу лишь свою “оболочку”, а то, что спрятано за ней. проявляется не сразу, со страхами и опасениями. 3 Описание пережитого. Люди рассказывают о фактах из своей биографии. Выражение отрицательных эмоций. Первые важные непосредственные эмоции носят отрицательный характер и относятся к другим членам группы или к посреднику.

Выражение и исследование важного для личности материала. Участник понял: эта группа частично принадлежит ему. И он может помочь развитию группы. Отрицательные эмоции были выражены и приняты, или не совсем приняты, в любом случае без катастрофических последствий. А значит здесь есть, хотя и рискованная, но свобода. Затем в группе устанавливается атмосфера доверия, и участник решает рискнуть - раскрыть хоть немного для других свое “я”. Выражение спонтанных чувств между участниками группы. Включение участника в жизнь группы отмечено открытым выражением его непосредственных чувств и переживаний по отношению к окружающим. 7 Развитие в группе способности исцелять. Одна из наиболее удивительных сторон жизни любой группы психотерапии –проявляющаяся естественная и спонтанная способность многих участников облегчать и исцелять боль и страдание окружающих. (2, . 30)

    Терапевтические возможности группы.

Если в группе возникает серьезная ситуация (например, кто-то очень странно ведет себя, проявляя элементы психопатии), я полагаюсь на участников: они не менее, а иногда и более меня способны успешно проводить терапию. Профессиональный врач часто мыслит шаблонно и ему проще повесить ярлык на чье-то поведение, например: “Типичный параноик! ” В результате он несколько отстраняется от человека и смотрит на него скорее как на объект терапии. В то же время неискушенный участник продолжает относиться к больному как к личности, и насколько мне известно, подобное отношение приносит гораздо больше пользы. Поэтому если в поведении кого-либо из участников наблюдаются явные отклонения, я больше надеюсь на мудрость группы. Это и унижает, и вдохновляет. И я убеждаюсь, какие невероятные возможности помогать другим таятся в каждом обыкновенном человеке, и как успешно они используются, если только дать им свободно проявиться. (2, с. 76)

Самоприятие и начало изменений. Многие понимают, что прежде чем измениться, им надо пройти этап самоприятия. Пример: “Я очень властный человек и люблю командовать. Мне действительно нравится использовать людей как материал для создания каких-то новых форм. Внутри меня как бы живет обиженный и затравленный мальчишка и ему очень жалко самого себя. Внешне я знающий и квалифицированный руководитель, а на самом деле -–это мальчишка”.

Разрушение оболочки. Постепенно в группе создается атмосфера неприятие того из участников, кто продолжает прятаться за маску или ширму.

Налаживается обратная связь между участниками. Во время свободного непосредственного общения участник получает массу информации о том, каким его видят другие.

Столкновение. Хотя столкновения могут быть и положительными, гораздо чаще они бывают отрицательными.

Истинное общение. Более тесный и прямой контакт между участниками, - гораздо реже встречающийся в обычной жизни. Один мужчина сквозь слезы поведал нам о своей трагедии (у него умер ребенок), которую он впервые пережил по-настоящему, отдавшись горю целиком и не сдерживая никаких чувств. Другой, тоже с полными слез глазами, признался: “Я никогда еще не чувствовал чужую боль так, как сейчас– мне даже физически больно. Я с тобой – одно целое”. Такого истинное сопереживание, истинное общение. Выражение положительных чувств и близости. Один из участников, пытаясь подвести своеобразный итог встреч группы, так описал свои ощущения: “…Это то, что я называю утверждением–неким утверждением себя, утверждением уникальности и, одновременно, универсальности личностных качеств каждого, утверждением, что что-либо позитивное может произойти лишь когда мы вместе станем человечнее…” Поведенческие изменения в группе. В самой группе происходят большие поведенческие изменения. Меняются жесты. Меняется тон беседы–то твердый, то нежный, почти всегда естественный, эмоциональный. Участники проявляют удивительно вдумчивое и заботливое отношение друг к другу Один из участников дает целый список изменений: “Я более открыт, непосредственен, более свободно выражаю свои мысли. Во мне больше сочувствия, симпатии, терпимости. Я более уверен в себе, по-своему более религиозен. Более искренними стали мои отношения с семьей, друзьями и сотрудниками, я более открыто выражаю свои настоящие чувства, симпатии и антипатии. Теперь я охотнее предлагаю другим свою помощь”.

Вот отрывок из записей одной женщины: “Приобретенный в группе опыт сразу же сказался на отношениях с детьми, что было важно и для меня и для мужа. Я поняла насколько мне помогли приятие и любовь группы незнакомцев, и вернувшись домой, более искренне и непосредственно выражала свою любовь к близким. А опыт понимания и приятия других очень помог мне в отношениях с близкими и друзьями. (2, с. 22-50).

Изменения во взаимоотношениях в результате групповой психотерапии.

“Какие изменения во взаимоотношениях людей во время встреч или после замечены мною? Я лично знаком с некоторыми участниками, у которых вследствие групповой психотерапии произошли невероятные перемены во взаимоотношениях с супругом (супругой) и детьми. Мужчины, отцы семейств, впервые за много лет находят общий язык с сыновьями, матери со своими детьми. Преподаватели иначе смотрят на студентов, стремясь строить новые отношения на основе заботы, участия, доверия друг к другу и предоставляя студентам возможность принимать открытое и полноправное участие в составлении программы занятий и решении других вопросов обучения. Слушатели духовной семинарии, где любовь и братство существовали лишь на словах (а на деле - полная противоположность: равнодушие и почти полное одиночество, отчуждение), создали атмосферу подлинного единства и заботы друг о друге” (2, с. 94-95).

    Заключение.

“Групповая психотерапия, на мой взгляд, одно из самых успешных современных изобретений, созданных для решения проблем обезличивания, потери индивидуальности и чувства реальности, отчужденности и разъединенности–этих печальных спутников многих и многих людей, живущих в современном мире (2, с. 156)

“Групповая психотерапия оказывает влияние на многие стороны жизни: отдельных людей, целые учреждения, межличностные отношения, социальную среду, расовую нетерпимость, международную напряженность, философию, ценности, наше представление о самом человеке”.

Где может быть использована концепция развития личности и помогающих отношений К. Роджерса

“Теоретические идеи Роджерса, его концепция развития личности и помогающих отношений могут использоваться всюду, где общаются люди и группы людей: в менеджменте, медицинской практике, в отношениях между государствами. Начиная с 60-х годов и до настоящего времени его идеи оказывают очень большое влияние на методы и практику образования. Из всех представителей гуманистической психологии К. Роджерс был единственным, кто создал свою собственную концепцию обучения. В системе взглядов на обучение К. Роджерса работа учителя сравнивается с работой тераписта , который не формирует человека, стараясь отлить его в форму, задуманную ранее, а помогает ученику найти в себе то положительное, что в нем уже есть, но искажено, забито, спрятано”. (1, предисловие, Е. И. Исенина, с. 31)

“Значимое для клиента и ученика учение появляется тогда, когда соблюдаются перечисленные условия. А именно:

1. Когда терапист (учитель) в отношениях с клиентом (учеником) – конгруэнтная личность, могущая быть именно тем человеком, каков он есть. 2. Когда терапист (учитель) чувствует безусловное положительное отношение к клиенту (ученику).

3. Когда у тераписта (учителя) наблюдается тонкое эмпатическое проникновение во внутренний мир клиента (ученика), которое он может ему выразить. 4. Когда клиент (ученик) до некоторой степени ощущает конгруэнтность, принятие и эмпатию тераписта (учителя)”.

    Личные мысли по поводу обучения и учения Карла Роджерса.

Мой опыт показал, что я не могу научать другого человека, как обучать. Все мои попытки сделать это в конце концов оказываются тщетными. Мне кажется, что все, чему можно научить другого, относительно неважно и мало или совсем не влияет на поведение.

Я почувствовал, что значительно влияет на поведение только то знание, которое присвоено учащимся и связано с открытием, сделанным им самим. Знание, которое добыто лично тобой, истина, которая тобой добывается и усваивается в опыте, не может быть прямо передана другому

Вследствие того, о чем было сказано выше, я понял, что у меня пропал интерес быть учителем.

Когда я пытаюсь учить, как иногда я это делаю, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно. Когда это случается, обнаруживается, что в результате приносится вред. Кажется, что обучение приводит человека к недоверию к своему собственному опыту и разрушению значимого для него знания. Поэтому я почувствовал, что результаты обучения либо не являются важными, либо вообще вредны.

Когда я оглядываюсь назад, вспоминаю мое обучение в прошлом, кажется, что истинные результаты аналогичны– либо нанесен вред, либо ничего важного не случилось Вследствие этого я понимаю, что мне интересно обучаться самому, предпочитая изучать то, что для меня имеет смысл, что оказывает значимое влияние на мое поведение.

Я нахожу, что очень полезно обучаться –в составе группы, в отношениях с одним человеком, как в психотерапии, или самостоятельно, одному.

Я нахожу, что один из лучших, но наиболее трудный для меня путь обучения –это отбросить свое собственное защитное поведение (хотя бы временно) и попытаться понять, как переживается другим человеком его опыт и какое он имеет для него значение.

“Если бы опыт других людей был бы аналогичен моему и если бы они обнаружили в нем аналогичный смысл, из этого вытекало бы следующее:

Такой опыт подразумевал бы, что мы отказались от обучения. Люди собирались бы вместе, если бы очень хотели учиться.

Мы отказались бы от экзаменов. Они измеряют не тот вид знания, который важен для человека, добывающего знания.

Последствия состояли бы в том, что мы отказались бы от отметок и зачетов по той же причине.

Мы отказались бы от степеней как мерила компетентности, частично по той же причине. Другая причина в том, что степень отмечает конец или завершение чего-либо, а тот, кто учится, заинтересован только во все продолжающемся процессе учения.

Мы отказались бы от представления результатов, так как мы осознали бы, что никто не может хорошо изучать что-то, исходя из результатов”. (1, с. 107). “Если бы опыт других людей был бы аналогичен моему и если бы они обнаружили в нем аналогичный смысл, из этого вытекало бы следующее:

Такой опыт подразумевал бы, что мы отказались от обучения. Люди собирались бы вместе, если бы очень хотели учиться.

Мы отказались бы от экзаменов. Они измеряют не тот вид знания, который важен для человека, добывающего знания.

Последствия состояли бы в том, что мы отказались бы от отметок и зачетов по той же причине.

Мы отказались бы от степеней как мерила компетентности, частично по той же причине. Другая причина в том, что степень отмечает конец или завершение чего-либо, а тот, кто учится, заинтересован только во все продолжающемся процессе учения.

Мы отказались бы от представления результатов, так как мы осознали бы, что никто не может хорошо изучать что-то, исходя из результатов”. (1, с. 107). Учебные заведения.

“Что касается внутренней жизни в учебных заведениях, то уже давно назрела необходимость расширить участие в ней обучаемых, установить тесные связи между преподавателями, администрацией и студентами”.

    Усовершенствованный проект.

“Эксперименты проводились в школах г. Луисвилла, шт. Кентукки. Ввиду тяжелого положения, создавшегося в системе образования города, фактически кризиса (больше всего неуспевающих, больше всего исключенных из школ, осужденных несовершеннолетних правонарушителей, наивысший показатель неустойчивости состава учителей и учащихся, больше всего безработных и т. д. ), были разработаны новые смелые планы.

Вкратце проект можно охарактеризовать следующим образом: он разделен на 2 составные и тесно связанные между собой части. Первая–программа по развитию организации, предусматривающая серию встреч группы психотерапии в выходные дни (с денежной компенсацией). В группу входят директора, учителя, попечители и несколько родителей. Цель–укрепить связи между всеми сотрудниками школьной организации и лицами, связанными со школой, стимулировать их активность в разработке и обсуждении новых программ и направлений. Вторая часть–стимулирование активности преподавателей местных школ. Одной из главных целей программы является “повышение квалификации учителей, т. е. , обучение их использованию навыков межличностного общения для установления более доверительных, эмпатических отношений с учениками” (2, с. 194).

    Будущее зависит от нас.

“Если мы старательно пытаемся понять наши обязанности управляющих, учителей, консультантов в образовании, профконсультантов, терапистов, значит мы работаем над проблемой, которая определит будущее нашей планеты. Потому что наше будущее будет зависеть не от естественных наук. Оно зависит от нас, тех, кто пытается понять и иметь дело со взаимодействиями между людьми, от тех, кто создает помогающие отношения”. (1, с. 101).

    Список литературы.

Роджерс К. Р. “Взгляд на психотерапию. Становление человека”. Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной– М. : Издательская группа “Прогресс, 1994г. Роджерс К. Р. “О групповой психотерапии”. Пер. с англ. , Москва, Гиль-Эстель, 1993г.

Роджерс К. Р. “Клиентоцентрированная психотерапия”. Издательство “Рефл-бук”, Москва, 1993г.

Рудестам К. Групповая психотерапия” - СПб: Питер. Ком, 1999г. (Серия “Мастера психологии”)

Берн Э. “Игры, в которые играют люди”. Пер. с англ. /Общ. ред. М. С, Мацковсого. – М. : Лист-Нью; Центр общечеловеческих ценностей, 1997г. “Знамя Преподобного Сергия Радонежского”. Составители Ю. М. Ключников, Е. А. Данилов. Очерк Н. Яровской (Е. И. Рерих) “Преподобный Сергий Радонежский”. Сибирское рериховское общество. Издательство “Сибирь. 21 век”. Новосибирск, предприятие “Гемеос”. 1991г.

    Рерих Е. И. “Основы Буддизма”. Талин. 1990г.

Клизовский А. “Основы миропонимания новой эпохи, том 1. Издательство “Виеда”, г. Рига, 1991г.

Бах Р. “Чайка по имени Джонотан Ливингстон”. Повесть – притча. Москва, ГП “Малоярославская типография”. 1994г. Глоба П. “Живой огонь. Учение древних ариев”. Издательство “Вагриус” 1995г.

Страницы: 1, 2, 3