бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Коммуникативные барьеры и пути их преодоления бесплатно рефераты

Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок.

Богатство - это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию.

Уместность - это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения.

Наиболее распространенной и чаще всего применяемой формой деловой коммуникации является деловая беседа. Обычно под деловой беседой понимают межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений.

Одной из функций деловой беседы является поддержание деловых контактов и стимулирование деловой активности. Это предполагает формирование межличностных связей у партнеров.

Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной11 Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996..

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда, в боле менее, аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции - информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная11 Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976. .

Особой формой общения является общение по телефону.

Главные требования культуры общения по телефону - краткость (лаконичность), четкость и ясность не только в мыслях, но и в их изложении. Разговор должен проводиться без больших пауз, лишних слов, оборотов и эмоций.

Телефон налагает на того, кто им пользуется, и ряд иных требований. Ваш собеседник не может оценить ни во что вы одеты, ни выражения вашего лица, ни интерьера помещения, где вы находитесь, ни других невербальных аспектов, которые помогают судить о характере общения. Однако есть невербальные стимулы, которыми можно манипулировать в общении по телефону, к ним относятся: момент, выбранный для паузы и ее продолжительность; молчание; интонация, выражающая энтузиазм и согласие или обратные реакции. Много значит, как быстро человек снимает трубку - это позволяет судить о том насколько он занят, до какой степени заинтересован, чтобы ему позвонили.

В политической, предпринимательской, коммерческой и иных сферах деятельности важную роль играют деловые беседы и переговоры. Изучением этики и психологии переговорных процессов занимаются не только отдельные исследователи, но и специальные центры, а методика ведения переговоров включается в программы подготовки специалистов различных профилей.

Деловые беседы и переговоры осуществляется в вербальной форме (англ. verbal - словесный, устный). Это требует от участников общения не только грамотности, но и следования этике речевого общения. Кроме того, важную роль играет, какими жестами, мимикой мы сопровождаем речь (невербальное общение). Особую важность знание невербальных аспектов общения приобретает при ведении переговорных процессов с иностранными партнерами, представляющими иные культуры и религии.

1.2. Причины возникновения коммуникативных барьеров и конфликтов в общении.

Под барьерами общения подразумевают те многочис-ленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, в нередко и противоположные желания, стремле-ния, установки, характеры, манеры общения, разное само-чувствие.

В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - с.180.

Чтобы успешно преодолевать такие психологические барьеры, следует вооружиться элементарными знаниями о сущности потребностей, характеров, установок. Чтобы разобраться, в чем же причина межличностных столкно-вений, придется коснуться такого сложного психологичес-кого понятия, как потребность. Дело в том, что за любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания, а за конфликтом -- столкновение несовмести-мых желаний партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороны грозит ущемлением интересов другой. Если препятствия к удовлетворению разнообразных желаний -- истоки, первопричина конфлик-тов, то «тяжелый характер», плохое самочувствие, на-строение, незнание психологии человека и дефекты техни-ки общения -- их предрасполагающие и провоцирующие факторы, катализаторы. Именно они определяют, как скоро конфликт грянет и насколько он будет длительным и резким по форме.

Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потреб-ность -- осознаваемое и переживаемое человеком состоя-ние нужды в чем-либо. Осознанные потребности -- это желания. Их человек может сформулировать, для реали-зации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути. Давайте задумаемся, как много желаний пере-полняет каждого из нас; хочется быть здоровым и долго жить, любить и быть любимым, растить детей и радовать-ся их успехам, хочется интересной работы, похвалы, при-знания, наслаждений, красоты, музыки, новых ощущений и информации. Хочется, чтоб тебя понимали, хочется знать, для чего живем. И это лишь немногие характерные жела-ния, а сколько мелких преходящих желаний. И все они толкают нас на те или иные действия или поступки. Препятствия на пути их удовлетворения становятся при-чиной межличностных столкновений, особенно, если стал-киваются важные потребности и желания.

Выделяют классификацию потребностей:

1) первичные, витальные (врожденные, биологические) потребности: в пище, воде, сне-отдыхе, потребность в самозащите, роди-тельские потребности, сексуальные потребности. Эти ес-тественные потребности имеют общественно-личный ха-рактер, что находит свое выражение в том, что даже для удовлетворения узколичных потребностей (в пище) исполь-зуются результаты общественного труда и применяются исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, т. е. все потребности социальны по способу удовлетворения;

2) культурные, приобретенные потребности имеют общественный характер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием воспитания в обществе. Среди культурных потребностей выделяют материальные и духовные потребности. К ду-ховным относят потребность в общении, потребности в эмоциональном тепле, уважении, познавательные потреб-ности, потребности в деятельности, эстетические потреб-ности, потребность осознать смысл своей жизни. Даже не найдя ответа на этот вопрос, мы своей деятельностью доказываем, что имеем определенные цели, которым отда-ем свою энергию, знание, здоровье. А цели бывают очень разные: открытие научной истины, служение искусству, воспитание детей. Но иногда это лишь стремление сделать карьеру, заполучить дачу, машину и т. п. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлетворен судь-бой. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Ростов н /Д.: Издательство «Феникс», 1997 г. - с. 248.

Но недостаточно понять причины неудовлетворения желаний. Важно осознать, адекватные ли действия пред-принимал человек, чтобы добиться своего. Чаще всего разочарование постигает тех, кто ставит перед собой нере-альные, недостижимые по объективным и субъективным причинам задачи.

Потеря интереса к работе, а тем более изначальное его отсутствие -- один из факторов, приводящих человека к нервозности и конфликтам. Попробуйте спросить кого-либо, как он относится к своей работе. Ответы могут быть разные: «очень люблю», «в целом нравится, но» все в ней устраивает», «она мне безразлична», «терпеть не могу, при первой же возможности уйду». И если спросить, ус-тает ли он на работе и как быстро восстанавливаются его силы, то вы убедитесь, что, при одних и тех же затратах энергии, степень утомляемости зависит от эмоционального отношения к работе. Чем интереснее работа, тем меньше усталость, раздраженность, тем быстрее восстанавливают-ся силы и душевное равновесие. Безразличное, а тем более отрицательное отношение к работе вызывает у человека отрицательные эмоции, даже вспышки агрессивности; и, придя домой, он не может расслабиться, позабыть непри-ятности, в результате усталость сохраняется до утра, а там снова на работу. Причина нервозности и конфликтности такого человека в том, что не удовлетворяются его потребности в интересной работе.

За любыми поступками, конфликтами всегда кроются определенные причины. Понять их -- значит понять чело-века. А легко ли понять, что стоит за конфликтом? Увы, нет. Ибо, чтобы продолжить деятельность, не встречаю-щую одобрения окружающих, одна или обе враждующие стороны выдвигают ложную, но внешне благородную мо-тивировку, в которую со временем сами подчас начинают верить. «Я ненавижу Н., потому что он завистник и кон-серватор», а в действительности потому, что он помешал достижению личных целей. «Я плохо занимаюсь, т. к. у меня нет математических способностей» (а фактически нет желания и интереса).

Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показыва-ет, К чему стремится человек, а мотив -- почему он к этому стремится.

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру:

1) с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровож-даемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием начинается мотив;

2) осознание мотива ступенчато: внача-ле осознается, в чем причина эмоционального неудоволь-ствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвеча-ет данной потребности и может ее удовлетворить (форми-руется желание), позже осознается, каким образом, с по-мощью каких действий возможно достичь желаемого;

3) реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках.

Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вы-зывающей неудовлетворение, т. е. человек не знает под-линной причины своего поведения. К неосознанным мо-тивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

Влечение -- недостаточно отчетливо осознанная пот-ребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение -- это этап формирова-ния мотивов поведения человека. Неосознанность влече-ний преходящая, т. е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается.

Гипнотические внушения могут оставаться неосознан-ными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы «извне». А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанны-ми, определяют поведение человека во многих ситуациях.

Прошлый опыт незамет-но, неосознанно подготавливает человека реагировать имен-но так, а не иначе, т. е. сформировавшейся в человеке не-осознанной готовностью к определенному поведению, го-товностью положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, факты. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время. Скорость образования и затухания ус-тановок, их подвижность разная у разных людей. Уста-новки как неосознанная готовность воспринимать окружа-ющее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без пол-ного объективного анализа конкретной ситуации, форми-руются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реаги-ровать на что-либо должным образом, иными словами, К формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки:

«Не плачь -- ты мужчина», «Не пачкайся -- ведь ты девочка» и т. п., т. е. ребенок получает эталоны, установ-ки «доброго - злого, красивого - безобразного, хорошего - пло-хого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осоз-навать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отноше-ние к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют с огромной силой на человека, заставляя вос-принимать и реагировать на мир в духе установок, усво-енных с детства.

Установки могут быть отрицательными и положитель-ными в зависимости от того, отрицательно или положи-тельно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению. Такие отрицательные предвзятые закрепившие-ся взгляды («все люди -- эгоисты, все учителя -- форма-листы, все торговые работники -- нечестные люди») могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступ-ков реальных людей. Восприятие одного и того же явле-ния различными людьми может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок. Поэтому нет ничего уди-вительного в том, что не всякая фраза понимается одина-ково. В беседе отрицательная установка может быть на-правлена на:

1) личность самого собеседника (если бы то же самое говорил кто-то .другой, это бы воспринималось совсем иначе),

2) на суть беседы («не могу в это пове-рить», «так говорить недопустимо»),

3) на обстоятельства разговора («сейчас не время и здесь не место для подобных обсуждений»).

Если вы считаете, что, то или иное ваше предложение может быть незаслуженно отвергнуто партнером по общению, постарайтесь сформировать у него положительную установку до того, как он выскажет свое мнение. Для этого должны быть подготовлены и представ-лены убедительные факты, обоснования в пользу вашего предложения.

Фрустрациоиные состояния, возникающие в результа-те фрустраций могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая его быть агрессивно-завистливым обвинителем всех и каж-дого (не осознавая этого и не понимая, почему он так реагирует), либо побуждая человека чувствовать себя во всем виноватым, никчемным, лишним, неполноценным («регрессивная фрустрация, самообвинение). Фрустрированность человека, степень выраженности его фрустрационного состояния выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий человека к. определенным устойчи-вым формам реагирования в разнообразных ситуациях. Фрустрированность может увеличиваться, если человек сталкивается с ситуациями, в которых возникают непре-одолимые препятствия к достижению цели:

1) нехватка внешних средств или внутренних способностей для дости-жения цели;

2) потери и лишения, которые исправить невозможно (например, сгорел дом, умер любимый чело-век);

3) конфликты (внешние конфликты с какими-то людьми, которые не дают возможности человеку достичь желаемой цели, либо внутренние конфликты самого чело-века между разными желаниями, чувствами, моральными убеждениями не позволяют ему принять решение и до-стичь цели). Фрустрированность возрастает, накапливает-ся, если человек не стремится овладеть методами самоуп-равления, саморегуляции, приемами восстановления эмоционального равновесия.

1.3. Обзор и психологическая характеристика методов, средств преодоления барьеров в коммуникации.

Исследователи указывают - поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональ-ное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, по-дойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил.

1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не ра-зум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто от-ключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки.

2. Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, на-стаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: "Разве я никогда не ошибаюсь?" Постарайтесь взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.

3. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: "Что будет, если выход не будет найден?" Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.

Страницы: 1, 2, 3, 4