бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Классификация потребностей А. Маслоу бесплатно рефераты

Оценка результатов

Направленность

НС

ВД

НЗ

М

Ж

М

Ж

М

Ж

s

5,78

5,42

5,73

5,46

5,70

5,58

м

26,2

24,8

28,9

29,9

35,0

35,0

Максимальная варианта

42

42

43

45

47

49

Минимальная варианта

1

12

13

14

17

18

Форма распределе-ния

норм.

норм.

норм.

норм.

норм.

не явл. норм.

П = 277 мужчин и 468 женщин. Все испытуемые - студенты.

Интерпретация результатов

В ряде исследований результаты ориентационного опросника соотносились с экспертными оценками, также есть данные и о статистически значимых корреляциях между факторами ори-ентационного опросника и результатами других личностных опросников. Ниже характеристики лиц разной направленности представлены в отражении экспертных оценок и затем лич-ностных опросников.

Согласно экспертным оценкам лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

больше всего заняты собой, своими чувствами и притя-заниями;

делают необоснованные и поспешные выводы и предпо-ложения о других людях; также ведут себя в дискуссиях;

пытаются навязать свою волю группе;

окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно;

не чувствуют, когда нужно говорить, а когда молчать и слушать;

нельзя понять, любят ли они других людей.

В соответствии с данными опросников этих людей можно характеризовать как неприятных, агрессивных, соперников, догматиков, сенситивно-женственных, интровертированных, мни-тельных, ревнивых, напряженных, раздражительных, тревожных, с недостатком самоконтроля, незрелых, лабильных, с недоста-точной потребностью в переменах и новизне, озабоченных неуверенностью, неудачей, с потребностью в агрессии и гете-росексуальности.

По экспертным оценкам, лица, направленные на взаимо-действие:

избегают прямого решения проблем;

уступают давлению группы;

не высказывают оригинальных идей, и нелегко понять, что такой человек хочет выразить;

не работают интенсивно сами и не помогают группе подойти к сути вопроса;

не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач;

не помогают отдельным членам выражать свои мысли и мало содействуют достижению общей цели.

Из опросников следует, что они желают симпатии и дружбы, не стремятся достичь хороших результатов, отличаются недостаточной автономностью, ждут заботы со стороны других, ждут тепла, любви, ласки, не имеют агрессивных тенденций.

Между лицами с этим типом направленности менее всего разногласий во взглядах на возможность решения задачи, нет никаких конфликтов. У лиц с другими типами направленности обычно остается приятное воспоминание о работе с лицами, направленными на взаимодействие.

Лица, направленные на задачу, характеризуются тем, что:

помогают отдельным членам группы выражать свои мысли;

поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели;

помогают группе дойти до сути вещей и имеют хорошие идеи относительно того, как продолжать работу;

легко понять, что такой человек хочет выразить;

составляют хорошие отчеты;

берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задач;

работают интенсивно;

- правильно оценивают, когда нужно говорить, а когда молчать;

не вызывают напряженности своим присутствием;

не уклоняются от непосредственного решения проблем.
Людей, направленных на задачу, можно характеризовать как самостоятельных и решительных, волевых, упорных, холодных и необщительных, трезвых и интровертированных, радикальных, недогматичных, без большой потребности в гетеросексуальности, агрессивных и соперничающих, без потребности в чьей-то помощи и не озабоченных неуспехом, развитых и спокойных. По одним данным, этот фактор высоко коррелирует с тестом интеллекта, по другим - тип особо высоким интеллектом не отличается, хотя его представители среди студентов получают более высокие оценки по успеваемости. При подборе лиц с одинаковой направленностью пары с направленностью на задачу наиболее продуктивны.

Ориентационный опросник

1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

а) оценка работы;

в) сознание того, что работа выполнена хорошо;

с) сознание, что находишься среди людей.

2.Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

в) известным игроком;

с) выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

а) имеют индивидуальный подход;

в) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;

с) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких препо-давателей, которые:

а) не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны;

в) вызывают у всех дух соревнования;

с) производят впечатление, что предмет, который они пре-подают, их не интересует.

5. Я рад, когда мои друзья:

а) помогают другим, когда для этого представляется случай;

в) всегда верны и надежны;

с) интеллигенты, и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считаю тех:

а) с которыми хорошо складываются взаимные отношения;

в) которые могут больше, чем я;

с) на которых можно надеяться.

7. Я хотел бы быть известным, как те:

а) кто добился успеха в жизни;

в) может сильно любить;

с) кто отличается дружелюбием и доброжелательностью.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

а) научным работником;

в) начальником отдела;

с) опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, я любил:

а) игры с друзьями;

в) успехи в делах;

с) когда меня хвалят.

10. Больше всего мне не нравится:

а) когда я встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи;

в) когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;

с) когда меня критикует мой начальник.

11. Основная роль школ должна бы заключаться:

а) в подготовке учеников к работе по специальности;

в) в развитии индивидуальных способностей и самостоятель-ности;

с) в воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

а) недемократическая система;

в) человек теряет индивидуальность в общей массе;

с) невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

а) для общения с людьми;

в) для любимых дел и самообразования;

с) для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

а) работаю с симпатичными людьми;

в) у меня работа, которая меня удовлетворяет;

с) мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю, когда:

а) другие ценят меня;

в) чувствую удовлетворение от выполненной работы;

с) приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

а) отметили дело, которое я выполнил;

в) меня похвалили за мою работу;

с) сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.

17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:

а) имел ко мне индивидуальный подход;

в) стимулировал меня на более интенсивный труд;

с) вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;

в) неуспех при выполнении важной задачи;

с) потеря друзей.

19. Больше всего я ценю:

а) личный успех;

в) общую работу;

с) практический результат.

20. Очень мало людей, которые:

а) действительно радуются выполненной работе;

в) с удовольствием работают в коллективе;

с) выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу:

а) ссоры и споров;

в) отметания всего нового;

с) людей, ставящих себя выше других.

22. Я хотел бы:

а) чтобы окружающие считали меня своим другом;

в) помогать другим в общем деле;

с) вызывать восхищение других.

23. Я люблю начальство, когда оно:

а) требовательно;

в) пользуется авторитетом;

с) доступно.

24. На работе я хотел бы:

а) чтобы решения принимались коллективно;

в) самостоятельно работать над решением проблемы;

с) принимать решения сам;

25. Я хотел бы прочитать книгу:

а) об искусстве хорошо уживаться с людьми;

в) о жизни известного человека;

с) типа "сделай сам".

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

а) дирижером;

в) солистом;

с) композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:

а) смотря детективные фильмы;

в) в развлечениях с друзьями;

с) занимаясь своим увлечением (хобби).

28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:

а) выдумал интересный конкурс;

в) выиграл бы в конкурсе;

с) организовал бы конкурс и руководил бы им.

29. Для меня важнее всего знать:

а) что я хочу сделать;

в) как достичь цели;

с) как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

а) другие были довольны им;

в) выполнить прежде всего свою задачу;

с) не нужно было укорять его за работу.

2.2. Методика диагностики степени удовлетворённости основных потребностей.

Инструкция: Перед вами 15 утверждений, которые вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой.

Сначала оцените 1-е утверждение со2-ым, 3-им и т.д. и результат впишите в 1-ю колонку. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением, сравните его сначала с 3-им, потом с 4-ым и т.д., и вписывайте результат во вторую колонку.

Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.

Во время работы полезно к каждому утверждению вслух проговорить фразу: «Я хочу...»

1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь теплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить свое положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальный комфорт.

9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться к новому и неизведанному.

12. Обеспечить себе положение влияния.

13. Покупать хорошие вещи.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другими.

2

КЛЮЧ

а) Закончив работу, подсчитайте количество баллов (т.е. выборов), выпавших на каждое утверждение.

Выберите 5 утверждений, получивших наибольшее количество баллов, и расположите их по иерархии.

Это ваши главные потребности.

б) Для определения степени удовлетворенности 5-ти главных потребностей, подсчитайте сумму баллов по пяти секциям по следующим вопросам:

1. Материальные потребности: 4, 8, 13;

2. Потребности в безопасности: 3, 6, 10;

3. Социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15;

4. Потребности в признании: 1, 9, 12

5. Потребности в самовыражении: 7, 11, 14

РЕЗУЛЬТАТ

Подсчитайте суммы баллов по каждой из 5-ти секций и отложите на вертикальной оси графика результата. По точкам-баллам постройте общий график результата, который укажет три зоны удовлетворённости по пяти потребностям.

Сумма 42

баллов

Зона неудовлетворённости

28

Зона частичной неудовлетворённости

14

Зона удовлетворённости

1

2

3

4

5 виды потребностей

Список литературы

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум / Л.Д.Столяренко.- Ростов - на - Дону: «Феникс», 1999. -576с.

Райгородский Д.Д. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. / Д.Д. Райгородский. - Самара.: издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. -672с.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9