Классификация потребностей А. Маслоу
Оценка результатов
|
Направленность
|
|
|
НС
|
ВД
|
НЗ
|
|
|
М
|
Ж
|
М
|
Ж
|
М
|
Ж
|
|
s
|
5,78
|
5,42
|
5,73
|
5,46
|
5,70
|
5,58
|
|
м
|
26,2
|
24,8
|
28,9
|
29,9
|
35,0
|
35,0
|
|
Максимальная варианта
|
42
|
42
|
43
|
45
|
47
|
49
|
|
Минимальная варианта
|
1
|
12
|
13
|
14
|
17
|
18
|
|
Форма распределе-ния
|
норм.
|
норм.
|
норм.
|
норм.
|
норм.
|
не явл. норм.
|
|
|
П = 277 мужчин и 468 женщин. Все испытуемые - студенты.
Интерпретация результатов
В ряде исследований результаты ориентационного опросника соотносились с экспертными оценками, также есть данные и о статистически значимых корреляциях между факторами ори-ентационного опросника и результатами других личностных опросников. Ниже характеристики лиц разной направленности представлены в отражении экспертных оценок и затем лич-ностных опросников.
Согласно экспертным оценкам лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:
больше всего заняты собой, своими чувствами и притя-заниями;
делают необоснованные и поспешные выводы и предпо-ложения о других людях; также ведут себя в дискуссиях;
пытаются навязать свою волю группе;
окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно;
не чувствуют, когда нужно говорить, а когда молчать и слушать;
нельзя понять, любят ли они других людей.
В соответствии с данными опросников этих людей можно характеризовать как неприятных, агрессивных, соперников, догматиков, сенситивно-женственных, интровертированных, мни-тельных, ревнивых, напряженных, раздражительных, тревожных, с недостатком самоконтроля, незрелых, лабильных, с недоста-точной потребностью в переменах и новизне, озабоченных неуверенностью, неудачей, с потребностью в агрессии и гете-росексуальности.
По экспертным оценкам, лица, направленные на взаимо-действие:
избегают прямого решения проблем;
уступают давлению группы;
не высказывают оригинальных идей, и нелегко понять, что такой человек хочет выразить;
не работают интенсивно сами и не помогают группе подойти к сути вопроса;
не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач;
не помогают отдельным членам выражать свои мысли и мало содействуют достижению общей цели.
Из опросников следует, что они желают симпатии и дружбы, не стремятся достичь хороших результатов, отличаются недостаточной автономностью, ждут заботы со стороны других, ждут тепла, любви, ласки, не имеют агрессивных тенденций.
Между лицами с этим типом направленности менее всего разногласий во взглядах на возможность решения задачи, нет никаких конфликтов. У лиц с другими типами направленности обычно остается приятное воспоминание о работе с лицами, направленными на взаимодействие.
Лица, направленные на задачу, характеризуются тем, что:
помогают отдельным членам группы выражать свои мысли;
поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели;
помогают группе дойти до сути вещей и имеют хорошие идеи относительно того, как продолжать работу;
легко понять, что такой человек хочет выразить;
составляют хорошие отчеты;
берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задач;
работают интенсивно;
- правильно оценивают, когда нужно говорить, а когда молчать;
не вызывают напряженности своим присутствием;
не уклоняются от непосредственного решения проблем. Людей, направленных на задачу, можно характеризовать как самостоятельных и решительных, волевых, упорных, холодных и необщительных, трезвых и интровертированных, радикальных, недогматичных, без большой потребности в гетеросексуальности, агрессивных и соперничающих, без потребности в чьей-то помощи и не озабоченных неуспехом, развитых и спокойных. По одним данным, этот фактор высоко коррелирует с тестом интеллекта, по другим - тип особо высоким интеллектом не отличается, хотя его представители среди студентов получают более высокие оценки по успеваемости. При подборе лиц с одинаковой направленностью пары с направленностью на задачу наиболее продуктивны.
Ориентационный опросник
1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:
а) оценка работы;
в) сознание того, что работа выполнена хорошо;
с) сознание, что находишься среди людей.
2.Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
а) тренером, который разрабатывает тактику игры;
в) известным игроком;
с) выбранным капитаном команды.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
а) имеют индивидуальный подход;
в) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;
с) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.
4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких препо-давателей, которые:
а) не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны;
в) вызывают у всех дух соревнования;
с) производят впечатление, что предмет, который они пре-подают, их не интересует.
5. Я рад, когда мои друзья:
а) помогают другим, когда для этого представляется случай;
в) всегда верны и надежны;
с) интеллигенты, и у них широкие интересы.
6. Лучшими друзьями считаю тех:
а) с которыми хорошо складываются взаимные отношения;
в) которые могут больше, чем я;
с) на которых можно надеяться.
7. Я хотел бы быть известным, как те:
а) кто добился успеха в жизни;
в) может сильно любить;
с) кто отличается дружелюбием и доброжелательностью.
8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:
а) научным работником;
в) начальником отдела;
с) опытным летчиком.
9. Когда я был ребенком, я любил:
а) игры с друзьями;
в) успехи в делах;
с) когда меня хвалят.
10. Больше всего мне не нравится:
а) когда я встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи;
в) когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;
с) когда меня критикует мой начальник.
11. Основная роль школ должна бы заключаться:
а) в подготовке учеников к работе по специальности;
в) в развитии индивидуальных способностей и самостоятель-ности;
с) в воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
а) недемократическая система;
в) человек теряет индивидуальность в общей массе;
с) невозможно проявление собственной инициативы.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
а) для общения с людьми;
в) для любимых дел и самообразования;
с) для беспечного отдыха.
14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
а) работаю с симпатичными людьми;
в) у меня работа, которая меня удовлетворяет;
с) мои усилия достаточно вознаграждены.
15. Я люблю, когда:
а) другие ценят меня;
в) чувствую удовлетворение от выполненной работы;
с) приятно провожу время с друзьями.
16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:
а) отметили дело, которое я выполнил;
в) меня похвалили за мою работу;
с) сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.
17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:
а) имел ко мне индивидуальный подход;
в) стимулировал меня на более интенсивный труд;
с) вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.
18. Нет ничего хуже, чем:
а) оскорбление личного достоинства;
в) неуспех при выполнении важной задачи;
с) потеря друзей.
19. Больше всего я ценю:
а) личный успех;
в) общую работу;
с) практический результат.
20. Очень мало людей, которые:
а) действительно радуются выполненной работе;
в) с удовольствием работают в коллективе;
с) выполняют работу по-настоящему хорошо.
21. Я не переношу:
а) ссоры и споров;
в) отметания всего нового;
с) людей, ставящих себя выше других.
22. Я хотел бы:
а) чтобы окружающие считали меня своим другом;
в) помогать другим в общем деле;
с) вызывать восхищение других.
23. Я люблю начальство, когда оно:
а) требовательно;
в) пользуется авторитетом;
с) доступно.
24. На работе я хотел бы:
а) чтобы решения принимались коллективно;
в) самостоятельно работать над решением проблемы;
с) принимать решения сам;
25. Я хотел бы прочитать книгу:
а) об искусстве хорошо уживаться с людьми;
в) о жизни известного человека;
с) типа "сделай сам".
26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:
а) дирижером;
в) солистом;
с) композитором.
27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:
а) смотря детективные фильмы;
в) в развлечениях с друзьями;
с) занимаясь своим увлечением (хобби).
28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:
а) выдумал интересный конкурс;
в) выиграл бы в конкурсе;
с) организовал бы конкурс и руководил бы им.
29. Для меня важнее всего знать:
а) что я хочу сделать;
в) как достичь цели;
с) как привлечь других к достижению моей цели.
30. Человек должен вести себя так, чтобы:
а) другие были довольны им;
в) выполнить прежде всего свою задачу;
с) не нужно было укорять его за работу.
2.2. Методика диагностики степени удовлетворённости основных потребностей.
Инструкция: Перед вами 15 утверждений, которые вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой.
Сначала оцените 1-е утверждение со2-ым, 3-им и т.д. и результат впишите в 1-ю колонку. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением, сравните его сначала с 3-им, потом с 4-ым и т.д., и вписывайте результат во вторую колонку.
Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.
Во время работы полезно к каждому утверждению вслух проговорить фразу: «Я хочу...»
1.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Добиться признания и уважения.
2. Иметь теплые отношения с людьми.
3. Обеспечить себе будущее.
4. Зарабатывать на жизнь.
5. Иметь хороших собеседников.
6. Упрочить свое положение.
7. Развивать свои силы и способности.
8. Обеспечить себе материальный комфорт.
9. Повышать уровень мастерства и компетентности.
10. Избегать неприятностей.
11. Стремиться к новому и неизведанному.
12. Обеспечить себе положение влияния.
13. Покупать хорошие вещи.
14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.
15. Быть понятым другими.
2
КЛЮЧ
а) Закончив работу, подсчитайте количество баллов (т.е. выборов), выпавших на каждое утверждение.
Выберите 5 утверждений, получивших наибольшее количество баллов, и расположите их по иерархии.
Это ваши главные потребности.
б) Для определения степени удовлетворенности 5-ти главных потребностей, подсчитайте сумму баллов по пяти секциям по следующим вопросам:
1. Материальные потребности: 4, 8, 13;
2. Потребности в безопасности: 3, 6, 10;
3. Социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15;
4. Потребности в признании: 1, 9, 12
5. Потребности в самовыражении: 7, 11, 14
РЕЗУЛЬТАТ
Подсчитайте суммы баллов по каждой из 5-ти секций и отложите на вертикальной оси графика результата. По точкам-баллам постройте общий график результата, который укажет три зоны удовлетворённости по пяти потребностям.
Сумма 42
баллов
|
|
|
|
|
Зона неудовлетворённости
|
|
28
|
|
|
|
|
Зона частичной неудовлетворённости
|
|
14
|
|
|
|
|
Зона удовлетворённости
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5 виды потребностей
|
|
|
Список литературы
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум / Л.Д.Столяренко.- Ростов - на - Дону: «Феникс», 1999. -576с.
Райгородский Д.Д. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. / Д.Д. Райгородский. - Самара.: издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. -672с.
Array
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|