бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Классификация потребностей А. Маслоу бесплатно рефераты

1.4. Категория «деятельность» в психологии.

Категориям, как известно, принадлежит особая роль в познавательном процессе, поскольку в ходе его «они создают объекты для мысли» [17; 51] . Иными словами, именно категории выступают в качестве наиболее общих мыслительных форм, присущих научному мышлению (и мышлению вообще), через которые и с помощью которых ему открывается доступ к познаваемой объективной реальности. Отсюда их универсальный, предельный характер, как общих понятий, концентрирующих в себе квинтэссенцию человеческого опыта, опора на который является необходимой предпосылкой прогресса в любой области общественно значимой деятельности. Применительно к психологическому познанию идею определяющей роли «категориального ядра» настойчиво отстаивает М.Г. Ярошевский, связывая с ним инвариантное содержание психологических знаний. Именно этому «ядру» имманентен предмет психологии, который «конституируют ее категории, воспроизводящие существенные признаки психической реальности». Возражения против категориального истолкования сущности предмета науки вызваны, на наш взгляд, недоразумением. Его (истолкования) основной смысл в том, что «предмет» в отличие от «объекта» -- суть неразрывное единство категорий мышления и категорий самого бытия.

Имея в виду непосредственную связь категорий с предметом психологии, можно указать, по крайней мере, на два наиболее явных источника интереса именно к категории деятельности.

Один из них -- едва ли не центральное положение ее среди других категорий советской психологии. На это обстоятельство указывает уже сам характер полемики, возлагающий на распространенность деятельностного подхода (прежде всего в форме «психологической теории деятельности») ответственность за эрозию психологической предметности и обеднение концептуальной базы психологии. Вполне понятно, что, не занимай или не претендуй категория деятельности на центральное место, подобные обвинения были бы вряд ли уместны. Другой источник, питающий отмеченный интерес,-- реально существующая разноголосица в толковании содержания категории деятельности и сопровождающая ее практика многосмысленного использования термина «деятельность». Такая практика прямо указывает на реальное функционирование в рамках психологического сознания фактически не одной, а нескольких созначных категорий, выражаемых одним термином. Термином «деятельность» оказывается охвачен и представлен целый категориальный ряд не различенных в достаточной мере, но и не тождественных понятий, связанных между собой родовидовыми отношениями,-- «движение», «процесс», «активность», «жизнь», «жизнедеятельность», «деятельность». В свете же кардинального значения категорий терминологическое их единство при различии содержания затушевывает эту разницу и вольно или невольно становится источником методологической неопределенности и теоретической противоречивости вырабатываемых знаний. Поэтому выявление и сопоставление содержаний, реально стоящих за термином «деятельность», является необходимой предпосылкой всякой методологически продуктивной работы по упорядочиванию концептуального аппарата психологии и созданию на его основе теоретически полноценной картины психологической реальности.

Каждое из выступлений в обсуждении содержания категории деятельности, конечно, так или иначе имеет в виду эту насущную задачу, предлагая определенный вариант ее решения. В данной работе поиск такого решения непосредственно связывается с рассмотрением вопроса соотношения этой категории и предмета психологии.

1.5. Структура деятельности.

Объектное пространство деятельности представлено операцией, действием, целью и условиями ситуации. Попытаемся определить место и роль рефлексии в обозначенном пространстве.

Основным предметом исследования в психологической теории деятельности является структура и функции многообразных форм человеческого действия. Начало психологической интерпретации действия было положено в трудах Л.С. Выготского и его учеников - А.В.Запорожца, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьева и др.

В работе В.П.Запорожца “Действие и интеллект” разворачивается идея о том, что именно предметное действие является исходной единицей мышления. Мышление выступает как свойство самого действия, т.е. как разумное действие. Именно это практическое интеллектуальное действие, “в соответствии с логикой А.В.Запорожца, приводит к образованию обобщений, затем в этом же разумном действии первые практические обобщения себя и обнаруживают” (Зинченко В.П., 1994,С.86).

При описании структуры деятельности А.Н.Леонтьев обычно подчеркивал, что деятельность - действие - операция обратимы, но в рамках деятельностного подхода. Никто, как отмечает В.П.Зинченко (1994), кроме А.В.Запорожца, не показывал как операция становится действием, а затем и деятельностью. Обычно исследовался процесс формирования действия, его операции рассматривались как технические компоненты автоматизированного действия. И очень редко возникал вопрос о генезисе нового действия, а соответственно изменения потребностей.

По мысли А.В Запорожца: “…интеллект вначале выступает лишь как операция, как технический прием осуществляемого действия, отличие которого от обычного проявления инстинкта заключается лишь в том, что он фиксирован за определенным предметным средством. Однако, когда субъект путем навыка или другого вида упражнения овладел лишь предметными отношениями при решении задачи, производя ряд дополнительных изменений, мы наблюдаем переход от интеллектуальной операции к интеллектуальному действию” (Запорожец А.В., 1986, т.1, С.188).

Это последнее имеет не только внешнюю, как операция, но и богатую внутреннюю форму. Ранее единое практическое действие “как бы раскалывается на две части - теоретическую и практическую: осмысление задачи и ее практическое решение. Важно отметить, что первоначально эта первая теоретическая часть действия лишена того внутреннего идеального характера, которого она достигает впоследствии с помощью речи в рассуждении. Первичная форма понимания заключается не в непосредственном усмотрении, не во внутренней активности субъекта, а в том, что он делает задачу понятной практически, фактически, изменяя задачу таким образом, что употребление известного способа решения становится возможным” (Запорожец А.В., 1986, т.1,С.189).

2.1. Выполните тест «Психогеометрическая типология».

Задание. Расположите представленные ниже геометрические фигуры в порядке их предпочтительности.

Расположив представленные геометрические фигуры в порядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на первое место, можно определить основные доминирующие особенности личности и поведения.

Основные психологические характеристики поведения.

Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.

Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный политик, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей («примериванне ролей»), тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

Круг: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяготения к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Зигзаг: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.

2.2. Выполните методику «Уровень притязаний».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ

Что это такое «уровень притязаний», всем интуитивно известно: каждый человек хочет в этой жизни чего-то добиться. Это понятие было введено К. Левином и его учениками. Многим знакома знаменитая формула У. Джеймса:

Успех Самоуважение = --------------------

притязание

Так что, чем выше уровень притязаний, тем труднее человеку добиться самоуважения. Но «хитрость» заключается в том, что этот уровень очень трудно «пощупать». Решающим фактором, влияющим на уровень притязаний, является не столько успех или неуспех, сколько переживание человеком своих достижений как успешных или неуспешных.

ПРОЦЕДУРА

Методика рассчитана как на индивидуальное, так и на групповое проведение.

Возрастных ограничений нет: человек должен уметь твердо держать в руках любой пишущий предмет.

Материалы: листок бумаги в клеточку и карандаш (ручка) -- для тестируемого, секундомер -- для тестирующего.

Время проведения: 10 минут.

Психолог. Я предлагаю вам выполнить нетрудное и интересное задание. Мы с вами будем предсказателями. Начертите на листочках четыре прямоугольника размером 3 х 9 см, разделите каждый из них на квадратики размером 1 х 1 см.

Психолог рисует образец на доске. См. рис. 1.

Рис. 1

Теперь где-нибудь рядом начертите маленький прямоугольник размером 5 х 3 см, поставьте необходимые буквы и цифры (см. рис. 2).

Рис. 2

Дети выполняют задание.

Психолог. Задание простое -- зачеркивать квадратики. Делать это надо быстро и аккуратно. У вас будут четыре попытки. Каждую новую попытку нужно начинать в новом прямоугольнике. На каждую попытку вам дается 10 секунд.

До того как мы начнем работать, напишите в «окошко» П1, сколько, как вы думаете, квадратиков вы сможете зачеркнуть за 10 секунд. «П» -- это предполагаемое количество, а «Д» -- это действительное количество. Итак, все написали цифру в П1? Отлично. Квадратик нужно зачеркивать аккуратно, вот так: x

Начинать и заканчивать работу будете по моей команде все вместе. Готовы?

Дети выполняют задание.

Психолог. Теперь посчитайте, сколько квадратиков вам удалось зачеркнуть. Запишите это число в «окошко» Д1. Теперь опять предположите, сколько квадратиков вы зачеркнете за 10 секунд на этот раз. Запишите предполагаемую цифру в «окошко» П2.

Дети выполняют это задание. Такое же задание они выполняют еще два раза.

Внимание! В третий раз психолог засекает не 10, а 8 секунд. Дети об этом не должны знать!

Подсчет результатов осуществляется по формуле:

(П4 - Д3) + (П3 - Д2) + (П2 - Д1) : 3 = Х

Пример:

Пример расчета:

(17 - 11) + (20 - 15) + (15 - 14) : 3 = (6 + 5 + 1) : 3 = 4,

то есть высокий уровень притязаний.

Что же означают полученные результаты?

Х>5 -- нереально завышенный уровень притязаний;

3--5 -- высокий уровень притязаний;

1--3 -- средний уровень притязаний;

0--1 -- низкий уровень притязаний;

Х<0 -- очень низкий уровень притязаний.

КОММЕНТАРИИ

Смысл методики заключается в анализе того, будет ли ребенок снижать свои притязания после закономерного снижения результата Д3.

Эту методику можно использовать в работе с «трудными» (как их называет школьная администрация) и слабо успевающими детьми. Ко мне такие запросы поступают постоянно. Как правило, у «трудных» встречается и завышенный и заниженный уровни. В качестве примера, который дается выше при описании этой методики, взяты показатели ребенка, имеющего очень слабую успеваемость и низкие результаты по ШТУРу. Есть над чем работать.

После проведения этой методики дети охотно беседуют с психологом по поводу полученных результатов. При таких разговорах желательно иметь еще какие-нибудь сведения о ребенке или результаты других методик.

Если вы проводите методику в небольшой группе, то можно внимательно понаблюдать за процессом работы. Руководствуется ли ребенок только своим результатом или ориентируется на «соседские» достижения?

Ну и, конечно, необходимо при использовании этой методики соблюдать те же этические принципы, что и при работе с любой другой психологической информацией. Например, доверять своей интуиции и любые сомнения решать в пользу ребенка...

Список литературы

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум / Л.Д.Столяренко.- Ростов - на - Дону: «Феникс», 1999. -576с.

Райгородский Д.Д. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. / Д.Д. Райгородский. - Самара.: издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. -672с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 1999. -639с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1977. -304с

Практическое занятие №3

ТЕМА: Мотивационно-потребностная сфера личности.

ЦЕЛЬ: Углубить теоретические знания по теме, освоить методики диагностики мотивационно-потребностной сферы личности.

Ход занятия.

1.Вопросы для самоподготовки.

1.1. Что такое направленность личности.

1.2. Какие формы, уровень, виды направленности вам известны.

Сущность процесса обучения, его цели.

1.3. Мотивация учения.

2.Практическая часть.

2.1. Выполнить методику «Направленность личности».

2.2. Методика диагностики степени удовлетворённости основных потребностей.

1.1. Что такое направленность личности.

Направленность личности - понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - (по сложившейся в отечественных журналах традиции "Н. л." переводится на англ. как personality trend) - термин отечественных психологов, которому, начиная с С. Л. Рубинштейна (1940, 1946), придается большой смысл и множество нередко противоречивых значений. Следуя за Л. И. Божович, Н. л. можно определить как устойчивую (трансситуативную) устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных (главных, ведущих) мотиваций. Сложность операционализации этого конструкта связана, во-первых, с тем, что речь идет о проекции на поток сознания и поведения латентных (скрытых от внешнего наблюдения) факторов (мотивов, потребностей); во-вторых, с неопределенностью критериев для различения устойчивых и ситуативных факторов (устойчивость личностной мотивации не означает ее единственности, ее монополии на детерминацию поведения и переживаний); в-третьих, с тем, что личность непосредственно не осознает своей направленности (скрытость от "внутреннего" наблюдения). Л. И. Божович и М. С. Неймарк классифицировали подростков на след. группы по видам Н. л.: 1) с коллективистической направленностью; 2) с деловой направленностью; 3) с личной направленностью; 4) со смешанной направленностью (или без явной направленности). Отметим, что понятия "личная направленность" и "деловая направленность" введены Кюнкелем (F. Kunkel, 1934). Делались попытки раскрыть понятие Н. л. через установки, ценности, отношения личности, эмоции (Б. И. Додонов ввел термин "эмоциональная направленность"), мировоззрение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9