бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение взаимосвязи компонентов самоотношения и особенностей межличностной сферы руководителей среднего и нижнего звена управления бесплатно рефераты

2) Долгосрочный характер межличностных взаимоотношений предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики.

3) Единицей анализа межличностных отношений выступает чувство как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому.

4) Ядро отношений составляют сознательные усилия партнёров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга. Чувства и сопровождающие их действия задают матрицу отношений, в соответствии с которой строится общение. Таким образом, межличностные отношения можно определить как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте. К структурным параметрам, задающим содержание отношений, как правило относятся следующие:

1) дистанция, или степень психологической близости партнёров, - близкая, далёкая;

2) валентность, или оценка отношений, - позитивная, негативная, противоречивая, безразличная;

3) позиция партнёров - доминирование, зависимость, равенство;

4) степень знакомства - отношение поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные.

У каждого человека в системе отношений своя межличностная роль, которая налагает на него особые права и обязанности. Каждый человек развивает свой собственный стиль, тип обращения с партнёром, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт. Индивидуальные особенности проявляются в стиле исполнения роли, а также в том, что делает человек, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора. Благодаря наличию устойчивых параметров межличностных отношений, можно говорить о типичных межличностных ролях, о системе шаблонов понимания, координации и согласования поведения людей, составляющих пару.

В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в определенном стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символикой идентификации.

Индивидуальный стиль рассматривается как присущая данному человеку система психологических приёмов и способов деятельности с учётом природных, индивидуальных и личностных характеристик.

Таким образом, стиль общения - это индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия - в деловых и личных взаимоотношениях, в руководстве, в способах принятия и осуществление решений, в избираемых приёмах психологического влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов.

Стиль общения, отношений имеет внешние (экспрессивные) и интенсивностные характеристики, своеобразную эмоционально - волевую окраску, определяемую темпераментом, психофизиологическими и личностными особенностями человека, арсеналом используемых им вербальных и невербальных средств. Он обладает также содержательными характеристиками, в которых отражаются:

а) доминирующая мотивация личности;

б) специальные способности к сопереживанию и пониманию других людей;

в) уровень собственного достоинства;

г) направленность личности и в связи с этим избираемый характер воздействия на людей.

Основываясь на том, что личность проявляется в процессе взаимодействия с окружающими, американский психолог Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8 общих или 16 более дробных (не оправдавших себя на практике) вариантов межличностного взаимодействия:

1. Властный - лидирующий (авторитарный) - отражает уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, свойства руководителя.

2. Независимый - доминирующий (эгоистический) стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего до самодовольного, нарцистического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими.

3. Прямолинейный - агрессивный - отражает искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивостью.

4. Недоверчивый - скептический (подозрительный) - для этого стиля межличностного поведения характерны реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность, которые перерастают в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношения к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, с недовольством другими и подозрительностью.

5. Покорный - застенчивый - отражает такие особенности межличностного поведения как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности.

6. Зависимый - послушный- отражает потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При выраженности - сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.

7. Сотрудничающий - конвенциальный- выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими.

8. Ответственный - великодушный (альтруистический) - этот вариант межличностного поведения проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности. Высокая степень выраженности свидетельствует о мягкосердечности, сверхобязательности, гиперсоциальности установок, подчеркнутом альтруизме.

Таким образом, межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения.

Реагирование на фрустрацию

Феномен агрессивности толкуется весьма неоднозначно и находится в центре внимания, когда речь идет о противоправном, криминальном поведении; также агрессию описывают как импульсивные поведенческие акты незрелой личности (проблемы подросткового периода) или как реакции акцентуированной или психопатической личности по эксплозивному (взрывному), и возбудимому типу. Агрессивное состояние может быть ситуативно обусловленной реакцией на агрессию со стороны другого человека. Человек может направлять агрессию не только вовне, но и на самого себя. В то же время агрессивность в широком смысле можно понимать и как наступательность, настойчивость самореализующейся личности лидерского типа, то есть как черту, необходимую в структуре личностных свойств человека. Такого рода агрессия не является разрушительной и лишь отражает одно из личностных свойств. Провести разделительную линию между стеничной чертой характера и агрессивностью, которая при определенном стечении обстоятельств может проявиться как антисоциальный поступок, нелегко. Поэтому уместнее говорить об агрессивности как ведущей тенденции, поскольку ведущая тенденция в качестве стержневой индивидуально-личностной характеристики включает в себя и врожденное свойство темперамента и черту характера и личностное свойство. Это относится в равной степени также и к другим врожденным стилевым характеристикам.

Особенности личности проявляются ярче в состоянии эмоционального напряжения. Рассматривая понятие фрустрации в рамках психодиагностического подхода и с точки зрения межличностного взаимодействия, имеют в виду те ситуации, в которых окружающие индивида лица специально или нечаянно ущемляют его интересы, что приводит к блокировке значимых потребностей, или задевают его самолюбие, негативно воздействуя на его самооценку.

Л.Н. Собчик отмечает, что в ситуации фрустрированности эмоциональное состояние проявляется: 1) как реакции страха, тревоги, отказа от самореализации, которые могут сопровождаться чувством вины, стремлением уйти от конфликта; 2) как наступательное, активное или даже агрессивное поведение, сопровождающееся обвинениями в адрес других людей, враждебными высказываниями или действиями в их адрес; 3) как стремление подавить и те, и другие реакции, пассивно или индифферентно отнестись к случившемуся, постараться нивелировать остроту конфликта. Естественно, «выбор» типа реагирования осуществляется в целом непроизвольно, но в значительной степени зависит от базисных свойств личности.

Реакции на фрустрацию могут быть классифицированы по их направлению и по типу реакции. По направленности они делятся на:

1) Экстрапунитивные (направленные вовне, на других людей или на окружающие объекты) в форме осуждения и требования к другим разрешить ситуацию.

2) Интропунитивные (направленные индивидом на самого себя) с чувством вины и стремлением взять на себя ответственность за исправление ситуации).

3) Импунитивные (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначимая, не связанная ни с чьей виной; испытуемый полагает, что ситуация разрешится сама собой).

По типам реакций выделяют следующие:

1) с фиксацией на препятствии;

2) с фиксацией на самозащите, защите своего Я;

3) с фиксацией на удовлетворении потребности.

Говоря о реакции на фрустрацию, следует отметить, что она зависит от типа реагирования, т.е. от ведущей тенденции. Также она зависит от иерархии ценностей личности, т.е. от того, насколько значима для нее та зона интересов, которая при этом оказалась задетой. А сила этой реакции выражена тем сильнее, чем менее значимо для конкретного индивида фрустрирующее лицо. В целом, фрустрация, которая понимается как психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей, препятствием, приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. А частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости, комплексу неполноценности.

Направленность личности

Направленность - один из важнейших уровней личностной организации, выраженный в установках, тенденциях, потребностях, интересах и идеалах личности. Таким образом, направленность личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих человека на выполнение поставленных задач. Устойчивые мотивы относительно независимы от текущих ситуаций.

В качестве устойчивых мотивов выступают интересы, склонности, убеждения и идеалы личности. В совокупности они выражают мировоззрение личности, проявляются в духовных потребностях, и практических действиях индивида. Исследуя проблемы направленности, прежде всего выделяют динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, ее цели и задачи. Сложность операционализации направленности личности связана, во-первых, с тем, что речь идет о проекции на поток сознания и поведения латентных факторов (мотивов, потребностей); во-вторых, с неопределенностью критериев для различения устойчивых и ситуативных факторов; в-третьих, с тем, что личность непосредственно не осознает своей направленности.

Направленность на себя. Эта направленность формирует стремление индивида к личностному первенству и престижу. При положительном отношении к делу и хороших взаимоотношениях с коллегами по работе такая направленность может сыграть положительную роль, но это бывает не всегда. Чаще всего у людей, направленность которых ориентирована на себя, проявляются такие черты характера, как зазнайство, эгоцентризм, раздражительность, склонность к соперничеству, а это чревато возникновением конфликтных ситуаций.

Направленность на взаимодействие и общение, ориентация на совместную деятельность и социальное одобрение. У людей с такой направленностью формируется заинтересованность в решении деловых проблем, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями.

Л.И. Божович и М.С. Неймарк классифицировали индивидов на следующие группы по видам направленности личности:

1. С коллективистической направленностью;

2. С деловой направленностью;

3. С личной направленность;

4. Со смешанной направленностью (или без явной направленности)

Таким образом, направленность является интегрированным и генерализованным свойством, которое представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущих ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями и идеалами личности, отражающими ее мировоззрение. Направленность выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности.

1.3 Понятие о карьерных ориентациях личности

Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также ее самореализации является сознательное планирование карьеры.

Чаще всего, при изучении успешной карьеры объектом исследования становятся руководители. Американские исследователи выделяют три уровня карьеры среди руководителей.

I. Низовое звено управления (технический уровень).

Это уровень управленцев, находящихся непосредственно над рабочими и исполнителями, например мастер, сержант, медицинская сестра, заведующий отделом и т.д., т.е. люди, отвечающие за ресурсы, сырье, оборудование. Их работа напряженная и разнообразная.

II. Среднее звено управления (управленческий уровень).

В последнее время именно это звено управления существенно возросло по численности и значимости. Большое количество руководителей среднего звена является одним из признаков современной организации. Среднее звено управления является как бы буфером между низовым и высшим звеньями управления. Представители среднего звена управления почти 90% времени проводят во взаимодействии с людьми.

III. Высшее звено управления (институциональный уровень).

Это самый малочисленный слой управленцев - президент и вице-президент корпорации, генерал, министр, ректор. Именно представители высшего звена управления отвечают за принятие важнейших решений. Их работа чрезвычайно напряженна, существует огромный риск неудачи, и как результат - личное одиночество.

По мере разворачивания карьеры происходит развитие профессиональной «Я - концепции», которая достигает зрелости только в результате достаточного профессионального опыта. Важным направляющим элементом «Я -концепции» является так называемый «якорь карьеры». Оно отражает наличие осознаваемых приоритетных профессиональных потребностей в структуре личности. «Якорь карьеры» возникает в процессе социализации на основе и в результате получения в начальные годы развития карьеры, он устойчив и может оставаться стабильным длительное время. Карьерная установка - это постоянный и устойчивый элемент структуры личности. Эдгар Шейн выделял восемь основных карьерных ориентаций («якорей»).

1.Профессиональная компетентность. Эта установка связана с наличием способностей и талантов в определённой области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т.д.). Люди с такой установкой хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности. Одновременно эти люди ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, подобающем их мастерству. Они готовы управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для них особого интереса.

2.Менеджмент. Понимание этой карьерной ориентации связано с возрастом и опытом работы. Такая работа требует не только аналитических навыков, но и навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займёт должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, продажами.

3.Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой ориентацией - освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Если ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе и от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будет чувствовать серьёзных обязательств.

4.Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы.

5.Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «желание сделать мир лучше» и т. д. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки качества продукции и товаров, защиты и т.д.

6.Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа - конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша - проигрыша». Процессы борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11