бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников бесплатно рефераты

Проанализировав научную литературу, можно отметить, что как в зарубежной науке (К.Эдварс и другие), так и в отечественной (Н.А.Березовин, В.А.Кан-Калик, Я.Л.Коломинский, А.К.Маркова и другие) созданы различные классификации стилей педагогического общения. Наиболее распространенной классификацией стилей педагогического общения является классификация, выделяющая авторитарный, демократический и попустительский стили (А. В. Петровский, М.Ю.Кондратьев, Р.Х.Шакуров, А.К.Маркова и др.).

При авторитарном стиле педагогического общения педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает эмоциональную отдаленность от учителя.

При демократическом стиле общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Этот стиль располагает учеников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление и способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.

При либеральном стиле педагогического общения отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь класса, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога. Этот стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. При таком стиле общения отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель--ученик».

Таким образом, анализ литературы показал, что проблема влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников в последние годы становится особо актуальной.

Результаты теоретического анализа психолого-педагогической литературы свидетельствуют о том, что важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности. Оно оказывает влияние на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность «внутренней позиции школьника». Большое значение имеет перестройка мотивационной сферы; в научной литературе отмечается, что адекватным "внутренней позиции школьника" является сочетание учебного мотива с социальным (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург и др.). На основании этих данных мы провели психодиагностику младших школьников, направленную на выявление особенностей протекания адаптационного периода в первом классе. В рамках психодиагностики применялись следующие методики: методика «Эмоциональная близость к учителю» Р.Жиля с целью определения школьной тревожности; методика «Мотивы учения» М.Р.Гинзбурга с целью определения основного мотива учения у младших школьников; методика «Беседа о школе» Д.Б, Эльконина, А.Г. Венгера с целью определения сформированности «внутренней позиции школьника».

На основании данных, полученных в результате исследования, мы выявили:

1. Эмоционально далеки дети у учителя с авторитарным стилем педагогического общения. Такие дети показали самый высокий уровень тревожности (65,2%). Эмоционально близки дети у учителя с демократическим стилем общения. В данном классе был отмечен наибольший процент детей, у которых уровень тревожности имеет нормальный показатель (77,3%). При либерально-попустительском стиле педагогического общения 72 % учащихся показали нормальный уровень тревожности, однако, многие из них поместили себя на 4 месте, являющемся пограничным с высоким уровнем тревожности, что может свидетельствовать об отдаленности от учителя.

2. Формирование "внутренней позиции школьника" более успешно протекает в классе у учителя с демократическим стилем педагогического общения. У 86,4 % учеников данного класса внутренняя позиция школьника носит содержательный характер. Немного ниже (60,9%) уровень сформированности «внутренней позиции школьника» в классе у учителя с авторитарным стилем педагогического общения. В классе у учителя с либерально-попустительским стилем педагогического общения сформированность «внутренней позиции школьника» и ориентация ребенка на дошкольные виды деятельности имеет почти равное соотношение.

3. Наибольший показатель сформированности внутренних мотивов учения (54,5%) наблюдается при демократическом стиле педагогического общения. Чуть ниже внутренняя мотивация учения (52,5%) при авторитарном стиле педагогического общения. При либерально-попустительском стиле педагогического общения сформированность внутренних мотивов учения составляет всего 32%.

Таким образом, результаты психодиагностики младших школьников позволили выявить разные адаптационные особенности первоклассников при демократическом, авторитарном и либерально-попустительском стиле педагогического общения. Демократический стиль способствует формированию «внутренней позиции школьника», повышению учебной мотивации; авторитарный стиль - приводит к уменьшению эмоциональной близости к учителю; либерально-попустительский стиль - приводит к снижению учебной мотивации, что полностью подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Таким образом, наиболее эффективным для протекания адаптации у первоклассников является демократический стиль педагогического общения; менее эффективным - авторитарный стиль педагогического общения; а неблагоприятным - либерально-попустительский стиль педагогического общения. Согласно данным выводам - вторая гипотеза тоже имеет свое подтверждение.

В результате проведенного теоретического анализа психологической литературы по проблеме влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников можно сказать, что о сложности и значимости периода, связанного с адаптацией первоклассников написано в отечественной психологической и педагогической литературе убедительно и достаточно. Однако, нужно отметить, что проблема адаптации ребенка к школе в исследованиях психологов рассматривается преимущественно со стороны готовности, психологической и личностной зрелости самого ребенка. Влияние стиля педагогического общения на адаптацию детей в первом классе изучено недостаточно, что еще раз подтверждает актуальность нашей темы.

На основе результатов данного исследования, нами разработан комплекс практических рекомендаций для учителей начальных классов, направленный на оптимизацию педагогического стиля с целью улучшения протекания адаптационного периода у первоклассников.

Литература

1. Адаптация учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. М., 1982.

2. Аминов Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания // Вопросы психологии. 1994. №2. С.88-99.

3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.

4. Ананьев В.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968

5. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.

6. Антропова М.В. Режим дня младшего школьника. М.: Вентана-Граф. 2004.

7. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.

8. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

9. Безруких М.М. Как подготовить ребенка к школе. Арктоус. 1998.

10. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. М.: Педагогика, 1996.

11. Березовин Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив: Психолого-педагогическое исследование. Минск. 1975.

12. Бережовская Е.Л. Психологические основы организации обучения детей на уроках в первом классе. Бор. 1996.

13. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

14. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. М., 1979.

15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

16. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., 1989.

17. Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М., 1994.

18. Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Готов ли ваш ребенок к школе?: Советы педагога и психолога: книга для родителей. М.: Просвещение. 1992.

19. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Питер. 1997.

20. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

21. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М., 1990.

22. Громбах С.М. Акселерация развития и состояние здоровых детей и подростков. М., 1980.

23. Гуревич К.М. Индивидуально - психологические особенности школьников. М., 1988.

24. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический проект. 2000.

25. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991.

26. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. М., 1975.

27. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М.: Знание. 1987.

28. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону. 1997.

29. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения как системное явление // Системное исследование индивидуальности. Пермь. 1991. С.102-103.

30. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

31. Кислицкая Л.А. Отношение к школе первоклассников с различной степенью готовности к школьному обучению // Психолог. наука и образование. 2006. №3 С.45-53.

32. Коломинский Я.Л. Психология общения. М., 1974.

33. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. СПб: Питер. 2004.

34. Кондратьева С.В. Учитель-ученик. М.: Педагогика. 1984.

35. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Характеристика связей операций педагогического общения со свойствами различных уровней индивидуальности педагога // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь: НГПИ. 1985. С. 30-48.

36. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М., 1997.

37. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. М., 1997.

38. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1983.

39. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Народное образование. Академия. 2002.

40. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Учебное пособие. 2003.

41. Леонтьев А.Н. Психология общения. М., 1997.

42. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Воронеж. 1980.

43. Маркова А.К. Психология обучения подростка. М., 1995.

44. Матюхина М.В. Мотивация учения младшего школьника. М.: Педагогика. 1984.

45. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. М., 1997.

46. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание. 1979.

47. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия. 1997.

48. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия». 2000.

49. Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей. 2-е издание. М., 2003.

50. Немов Р.С. Психология. М.: Владос. Кн. 3. 2001.

51. Оборина Д.Б. Стиль общения в системе установок педагога и его формирование в процессе обучения и воспитания будущих учителей // Системное исследование индивидуальности. Пермь. 1991. С. 109-110.

52. Орлов А.Б. Перспективы гуманизации обучения // Вопросы психологии. 1988. №6. С.142-146.

53. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2004.

54. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение: Учебная литература. 1996.

55. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.

56. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Владос. 2000.

57. Петровский А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. 1981. №1. С. 13-17.

58. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

59. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 1975.

60. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.

Т. 1. М., 1999.

61. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

62. Рябченко С.А. Психологические детерминанты авторитарного и

диалогического стилей педагогического общения: Автореф. канд.

психол. наук. Спб. 1995.

63. Савицкая Д.В. Психологическая готовность детей к школьному

Обучению // Начальная школа. 1999. №3. С.61-62.

64. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. М., 1976.

65. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.

66. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.:

Просвещение. 1982.

67. Узнадзе Д.Н. Общая психология. Питер. 2004.

68. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

69. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.

М.: Просвещение. 1991.

70. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1994.

71. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы

психологии. 2001. №1. С.3-18.

72. Эльконин Д.Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном

возрасте // Психолог. наука и образование. 1996. №4. С.18-23.

73. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные

особенности младших школьников. М.: Просвещение. 1970.

74. Ямбург Е.А. Управление развитием адаптивной школы. М. ПЕР СЭ:

Пресс. 2004.

Приложение 1

Приложение 2

Показатель уровня адаптации первоклассников при авторитарном стиле педагогического общения

Ф.И.

тревожн

внут поз

мотивы

Уровень адаптации

1

С.А.

+

+

позицион

+

2

М.К.

+

+

учебный

+

3

Н.Л.

+

+

учебный

+

4

Н.Ю.

+

+

учебный

+

5

К.Н.

+

+

учебный

+

6

А.Н.

+

+

позицион

+

7

И.С.

+

+

позицион

+

8

П.А.

+

-

социал

+

9

К.О.

-

+

социал

+

10

И.Р.

-

+

социал

+

11

Т.Л.

-

+

социал

+

12

К.Т.

-

+

учебный

+

13

Б.К.

-

+

учебный

+

14

Б.Ж.

-

+

социальн

+

15

Х.С.

-

+

социальн

+

16

В.М.

-

-

позицион

-

17

Р.Э.

-

-

позицион

-

18

С.Н.

-

-

отметка

-

19

С.В.

-

-

отметка

-

20

Ш.А.

-

-

внешний

-

21

В.Л.

-

-

внешний

-

22

И.Ю.

-

-

внешний

-

23

В.К.

-

-

внешний

-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11