Изучение влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников
Для наглядности результаты исследования уровня личностной тревожности первоклассников, связанной с эмоциональной близостью к учителю представлены в виде Гистограммы 1.
Гистограмма 1
Анализируя полученные данные по тесту Рене Жиля “Эмоциональная близость к учителю”, можно отметить, что эмоционально далеки дети у учителя с авторитарным стилем педагогического общения (65,2%), а эмоционально близки дети у учителя с демократическим стилем общения (77,3%), при либерально-попустительском стиле педагогического общения большинство (72 %) учащихся имеют нормальный уровень тревожности, однако, многие из них поместили себя на 4 месте, являющемся пограничным с высоким уровнем тревожности.
В ходе нашего исследования мы определили сформированность «внутренней позиции школьника» с помощью методики «Беседа о школе» (авторы: Д.Б. Эльконин, А.Г. Венгер)
Фактические данные, полученные в результате опроса, представлены в таблице2, гистограмме 2.
Таблица 2
Результаты сформированности «внутренней позиции школьника» у учеников 1-х классов как показатель успешности протекания адаптационного периода
Класс
|
Стиль педагогического общения учителя
|
Оценка «внутренней позиции школьника»
|
|
|
|
Содержательный характер
|
Ориентация на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения
|
|
|
|
Кол-во чел.
|
%
|
Кол-во чел.
|
%
|
|
1а
шк.№ 29
|
авторитарный
|
14
|
60,9 %
|
9
|
39,1 %
|
|
1б
шк. № 29
|
демократический
|
19
|
86,4 %
|
3
|
13,6 %
|
|
1б
шк.№ 70
|
либерально-попустительский
|
13
|
52 %
|
12
|
48 %
|
|
|
В результате проведённого исследования установлено, что:
У испытуемых 1а класса при авторитарном стиле педагогического общения отмечены следующие особенности сформированности внутренней позиции.
У 60,9% (14ч.) испытуемых - внутренняя позиция школьника носит содержательный характер, однако у 39,1 % (9ч.) испытуемых - ориентация на дошкольные виды деятельности, а это значительная часть учеников. В ответах таких учеников присутствовали формальные стороны подготовки к школе - приобретение формы, портфеля.
В 1б классе при демократическом стиле педагогического общения у большинства учеников - 86,4 % (19ч.) внутренняя позиция школьника носит содержательный характер, и лишь незначительная часть испытуемых 13,6 % (3ч.) - ориентированы на дошкольные виды деятельности, что по-видимому объясняется общей личностной незрелостью.
В ответах у большинства учеников данного класса прослеживается стремление к занятиям специфически школьного содержания, обнаруживается чувство необходимости учения, положительное отношение к наличию общественно принятых норм поведения, признанию авторитета учителя и несогласие на замену его родителями. Такие дети отмечались уверенностью в ответах, сидели спокойно и внимательно слушали инструкцию.
В 1б классе при либерально-попустительском стиле педагогического общения у половины 52 % (13ч.) учеников - внутренняя позиция школьника имеет содержательный характер, однако большая часть испытуемых - 48% (12ч.) показали ориентацию на дошкольные виды деятельности, что не может не настораживать. Этот показатель оказался выше того, который при авторитарном стиле педагогического общения.
В своих ответах половина детей данного класса в ситуации необязательного посещения школы продолжали стремиться к занятиям школьного содержания. Однако для другой половины учеников характерны следующие ответы: предпочтение обучения на дому школьному обучению; замену учителя родителями; при необязательном посещении школы согласие остаться дома.
В дальнейшем для удобства проведения качественного и количественного анализа сформированности содержательных характеристик внутренней позиции школьника, мы будем соотносить с высоким уровнем развития школьной зрелости таких детей, у которых присутствует положительное отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней; наличие интереса к собственно школьному содержанию занятий; наличие ориентации на организацию деятельности и поведения, характерных для школы, признание авторитета учителя. С низким уровнем развития школьной зрелости - детей, ориентированных на дошкольные виды деятельности; на формальные стороны обучения; желающих обучаться на дому; предпочитающих замену учителя родителями.
Сравнительный анализ полученных данных свидетельствует о том, что класс с демократическим стилем педагогического общения - наиболее эффективен, т. к. большинство детей проявляют признаки высокой школьной зрелости. Для таких учеников характерен более высокий уровень сформированности положительного отношения к посещению школы учащихся, чем в классах с авторитарным и либерально-попустительским стилем общения, а также более высокий уровень интереса к школьному содержанию занятий и ориентации на организацию учебной деятельности, характерную для школы.
Сравнивая между собой данные, полученные при авторитарном и либерально-попустительском стиле педагогического общения детьми с низким уровнем развития школьной зрелости стоит отметить, что в ответах у большинства детей при авторитарном стиле педагогического общения в основном присутствует ориентация на формальные стороны обучения, в то время как при либерально-попустительском стиле - дети предпочитают дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование без упоминания о каких-либо учебных действий, что свидетельствует о дошкольном типе внутренней позиции учеников.
Таким образом, результаты исследования показали, что формирование "внутренней позиции школьника" более успешно протекает в классе у учителя с демократическим стилем педагогического общения (86,4%). Немного ниже уровень сформированности «внутренней позиции школьника» в классе у учителя с авторитарным стилем педагогического общения. В классе у учителя с либерально-попустительским стилем педагогического общения сформированность «внутренней позиции школьника» всего у 52% испытуемых, в то время как ориентация на дошкольные виды деятельности - 48%, что свидетельствует о дошкольном типе внутренней позиции учеников.
Наглядно, фактические данные, полученные в результате исследования внутренней позиции школьника представлены в гистограмме 2
Гистограмма 2
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что учитель с демократическим стилем педагогического общения создает лучшие условия для формирования у детей "внутренней позиции школьника", чем учителя с авторитарным и либерально-попустительским стилями педагогического общения.
Для выявления основных мотивов учения младших школьников, мы провели методику «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга.
Фактические данные, полученные в результате опроса, представлены в таблице3, гистограмме 3.
Таблица 3
Результаты сформированности «мотивов учения» у учеников 1-х классов как показатель успешности протекания адаптационного периода
Класс
|
Стиль педагогичес. общения учителя
|
Мотивы
|
|
|
|
Внешн
|
Учебн
|
Игров
|
Позиц
|
Социал.
|
Отмет.
|
|
1а шк. № 29
|
Авторитар.
|
4
(17,4%)
|
6
(26,1%)
|
0
|
5
(21,7%)
|
6
(26,1%)
|
2
(8,7%)
|
|
1 б шк. № 29
|
Демократ.
|
0
|
9
(40,9%)
|
2
(9,1%)
|
5
(22,8%)
|
3
(13,6%)
|
3
(13,6%)
|
|
1 б шк. № 70
|
Либерал.-попустит.
|
1
(4%)
|
3
(12%)
|
4
(16%)
|
2
(8%)
|
5
(20%)
|
10
(40%)
|
|
|
В результате проведённого исследования установлено, что:
При авторитарном стиле педагогического общения у первоклассников преобладают учебные - 26,1% (6ч.) и социальные - 26,1% (6ч.) мотивы учения. У 21,7% (5ч.) - позиционные мотивы. 17,4% (4ч.) отдают предпочтение внешним мотивам учения, 8,7% (2ч.) - склоняются к отметке, а игровые мотивы учения в качестве доминирующих в данном классе не выбрал никто.
При демократическом стиле педагогического общения наибольшее предпочтение ученики отдали учебным 40,9% (9 ч.) и позиционным 22,8% (5ч) мотивам. Социальные мотивы учения выбрали 13,6% (3ч.), сколько же 13,6% (3ч.) - оценочные, игровые мотивы предпочли 9,1% (2ч.). Внешние мотивы не выбрал никто.
При либерально-попустительском стиле педагогического общения из всех мотивов учения первоклассники выбрали отметку 40% (10ч.). 20% (5ч.) - отдали предпочтение социальным мотивам учения. У 16% (4ч.) испытуемых преобладает игровой мотив, и лишь у 12% (3ч.) доминирующим мотивом учения является учебный мотив. 8% (2ч.) учеников выбрали позиционный мотив. 4% (1ч.) - основным мотивом учения считает внешний мотив.
В иерархии мотивов наиболее значимыми являются учебный и социальный мотивы, которые непосредственно связаны с учебной деятельностью (внутренние мотивы учения), а неэффективными - являются игровой и внешний, которые не связаны напрямую с учебной деятельностью (внешние мотивы учения).
Как видно из представленных данных, значимыми для младших школьников являются оценочный, социальный и учебный мотивы. Наибольшая сформированность внутренних мотивов учения наблюдается в классе у учителя с демократическим стилем педагогического общения, где из 54,5% (12ч.) - 40,9 % составляют только учебные мотивы, и при этом выбору внешних мотивов учения отдали предпочтение всего 9,1 % (2ч.) испытуемых. Чуть ниже внутренняя мотивация учения в классе у учителя с авторитарным стилем педагогического общения, где учебный и социальный мотивы имеют равное соотношение и в сумме составляют чуть больше половины испытуемых данного класса 52,5% (12ч.). Внешние мотивы учения выбрали 17,4 % (4ч.) испытуемых, что составляет всего 1/4 учеников класса. При либерально-попустительском стиле педагогического общения наблюдается наименьшая сформированность внутренних мотивов учения - 32% (8ч.) испытуемых, тогда как внешним мотивам отдали предпочтение 20% (5ч.) учеников, что является самым высоким показателем по сравнению с авторитарным и демократическим стилем общения.
В дальнейшем для удобства проведения качественного и количественного анализа сформированности основных мотивов учения у первоклассников, преобладание учебных и социальных мотивов учения мы будем относить к высокому уровню развития мотивации, а игровых и внешних - к низкому уровню.
Таким образом, наименее эффективен либерально-попустительский стиль педагогического общения, т.к. здесь наблюдается наибольший показатель низкого уровня развития мотивации учения у первоклассников 20% (5ч.) и наименьший показатель высокого уровня развития мотивации 32% (8ч.). А демократический и авторитарный стили, наоборот, более эффективны, поскольку большинство детей в данных классах показали высокий уровень развития мотивации: при демократическом стиле - 54,5% (12ч.) и при авторитарном - 52,5% (12ч.). Однако, сравнивая между собой данные, полученные при авторитарном и демократическом стиле педагогического общения детьми с низким уровнем развития мотивации, следует отметить, что при авторитарном стиле педагогического общения больше учеников с низким уровнем развития мотивации 17,4% (4ч.), чем при демократическом стиле, что составляет всего 9,1% (2ч.).
Для наглядности результаты исследования основных мотивов учения у первоклассников представлены в виде Гистограммы 3.
Гистограмма 3
Результаты исследования мотивов учения у первоклассников
Таким образом, наиболее эффективен демократический стиль педагогического общения, так как здесь наблюдается наибольший показатель сформированности внутренних мотивов учения (54,5%). Чуть ниже внутренняя мотивация учения (52,5%) при авторитарном стиле педагогического общения. А наименее эффективным является либерально-попустительский стиль педагогического общения, где сформированность внутренних мотивов учения составляет всего 32%.
Наглядно, фактические данные, полученные в результате проведения диагностических методик, направленных на выявление особенностей протекания адаптационного периода в первых классах общеобразовательных школ г. Дзержинска при авторитарном, демократическом и либерально-попустительским стилем педагогического общения, мы представили в сводной таблице.
Сводная таблица
Название методик
|
Уровневые показатели
|
Стили педагогического общения
|
|
|
|
Авторитарный
|
Демократический
|
Либерально-попустительский
|
|
|
|
Кол-во чел.
|
%
|
Кол-во чел.
|
%
|
Кол-во чел.
|
%
|
|
«Эмоциональная близость к учителю»
|
Нормальн.
|
8
|
34,8%
|
17
|
77,3%
|
18
|
72%
|
|
|
Высокий
|
15
|
65,2%
|
5
|
22,7%
|
7
|
28%
|
|
«Внутренняя позиция школьника»
|
Содержательный характер
|
14
|
60,9%
|
19
|
86,4%
|
13
|
52%
|
|
|
Ориентация на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения
|
9
|
39,1%
|
3
|
13,6%
|
12
|
48%
|
|
Мотивы учения
|
Внешний
|
4
|
17,4%
|
0
|
0
|
1
|
4%
|
|
|
Учебный
|
6
|
26,1%
|
9
|
40,9%
|
3
|
12%
|
|
|
Игровой
|
0
|
0
|
2
|
9,1%
|
4
|
16%
|
|
|
Позицион.
|
5
|
21,7%
|
5
|
22,8
|
2
|
8%
|
|
|
Социальн.
|
6
|
26,1%
|
3
|
13,6%
|
5
|
20%
|
|
|
Отметка
|
2
|
8,7%
|
3
|
13,6
|
10
|
40%
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|
|