Изучение влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников
Приложение 3
Показатель уровня адаптации первоклассников при демократическом стиле педагогического общения
№
|
Ф.И.
|
тревожн
|
внут поз
|
мотивы
|
Уровни адаптации
|
|
1
|
Н.Н.
|
+
|
+
|
учебный
|
+
|
|
2
|
З.Л.
|
+
|
+
|
учебный
|
+
|
|
3
|
К.У.
|
+
|
+
|
учебный
|
+
|
|
4
|
С.Д.
|
+
|
+
|
учебный
|
+
|
|
5
|
П.А.
|
+
|
+
|
учебный
|
+
|
|
6
|
С.Д.
|
+
|
+
|
учебный
|
+
|
|
7
|
Л.Е.
|
+
|
+
|
учебный
|
+
|
|
8
|
В.О.
|
+
|
+
|
учебный
|
+
|
|
9
|
Г.Н.
|
+
|
+
|
учебный
|
+
|
|
10
|
К.Н.
|
+
|
+
|
социал
|
+
|
|
11
|
К.К.
|
+
|
+
|
социал
|
+
|
|
12
|
В.О.
|
+
|
+
|
социал
|
+
|
|
13
|
В.С.
|
+
|
+
|
отметка
|
+
|
|
14
|
К.Л.
|
+
|
+
|
отметка
|
+
|
|
15
|
Д.А.
|
+
|
+
|
позицион
|
+
|
|
16
|
П.Д.
|
+
|
+
|
позицион
|
+
|
|
17
|
Ж.П.
|
+
|
+
|
позицион
|
+
|
|
18
|
З.П.
|
-
|
+
|
позицион
|
-
|
|
19
|
Б.О.
|
-
|
+
|
отметка
|
+
|
|
20
|
О.Э.
|
-
|
-
|
позицион
|
-
|
|
21
|
Ч.А.
|
-
|
-
|
игровой
|
-
|
|
22
|
Д.А.
|
-
|
-
|
игровой
|
-
|
|
|
Приложение 4
Показатель уровня адаптации первоклассников при либерально-попустительском стиле педагогического общения
№
|
Ф.И.
|
тревожн
|
внут поз
|
мотивы
|
Уровень адаптации
|
|
1
|
Б.С.
|
+
|
+
|
учебный
|
+
|
|
2
|
К.С.
|
+
|
+
|
учебный
|
+
|
|
3
|
Б.В.
|
+
|
+
|
учебный
|
+
|
|
4
|
А.Г.
|
+
|
+
|
социал
|
+
|
|
5
|
К.К.
|
+
|
+
|
социал
|
+
|
|
6
|
М.В.
|
+
|
+
|
социал
|
+
|
|
7
|
Ч.С.
|
+
|
+
|
социал
|
+
|
|
8
|
К.В.
|
+
|
+
|
социал
|
+
|
|
9
|
Т.С.
|
+
|
+
|
отметка
|
+
|
|
10
|
М.М.
|
+
|
+
|
отметка
|
+
|
|
11
|
Д.О.
|
+
|
+
|
отметка
|
+
|
|
12
|
М.Д.
|
+
|
+
|
отметка
|
+
|
|
13
|
Ф.Н.
|
+
|
+
|
отметка
|
+
|
|
14
|
Е.С.
|
+
|
-
|
игровой
|
-
|
|
15
|
М.А.
|
+
|
-
|
игровой
|
-
|
|
16
|
К.М.
|
+
|
-
|
позицион
|
-
|
|
17
|
С.К.
|
+
|
-
|
позицион
|
-
|
|
18
|
Ч.М.
|
+
|
-
|
игровой
|
-
|
|
19
|
К.Н.
|
-
|
-
|
отметка
|
-
|
|
20
|
Ф.Л.
|
-
|
-
|
игровой
|
-
|
|
21
|
Н.Д.
|
-
|
-
|
отметка
|
-
|
|
22
|
Р.О.
|
-
|
-
|
отметка
|
-
|
|
23
|
П.Н.
|
-
|
-
|
отметка
|
-
|
|
24
|
М.Р.
|
-
|
-
|
отметка
|
-
|
|
25
|
М.С.
|
-
|
-
|
внешний
|
-
|
|
|
Дайджест
Программа исследования:
Цель исследования: изучение особенностей влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников.
Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации младших школьников.
Предмет исследования: особенности протекания адаптационного периода у первоклассников в зависимости от стилей педагогического общения.
Гипотезы исследования:
1. Мы предполагаем, что наиболее эффективным для протекания адаптации у первоклассников будет демократический стиль педагогического общения; менее эффективным - авторитарный стиль педагогического общения; а неблагоприятным - либерально-попустительский стиль педагогического общения.
2. Мы предполагаем, что стили педагогического общения будут по-разному влиять на характер протекания адаптационного периода, что может проявляться в разных адаптационных особенностях первоклассников:
- демократический стиль педагогического общения будет способствовать формированию внутренней позиции школьника, повышению учебной мотивации;
- авторитарный стиль педагогического общения будет приводить к уменьшению эмоциональной близости к учителю;
- либерально-попустительский стиль педагогического общения будет приводить к снижению учебной мотивации.
Задачи исследования:
2. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Выявить учителей с различным стилем педагогического общения: авторитарным, демократическим, либерально-попустительским.
3. Определить особенности протекания и уровень адаптации у учащихся первых классов.
4. Выявить взаимосвязь между особенностями протекания адаптационного периода первоклассников и стилем педагогического общения учителей начальных классов.
5. Разработать рекомендации прикладного характера для учителей начальных классов, направленные на оптимизацию педагогического стиля с целью улучшения протекания адаптационного периода.
Основу программы нашего эмпирического исследования составили:
1. Методика «Стиль педагогического общения учителей» (А.Б.Майский и
Е.Г.Ковалева).
2. Методика «Эмоциональная близость к учителю» Р.Жиля.
3. Методика «Мотивы учения» М.Р.Гинзбурга.
4. Методика «Беседа о школе» Д.Б, Эльконина, А.Г. Венгера
Выборка: в исследовании принимали участие 10 учителей первых классов общих образовательных школ
Раздаточный материал
Для изучения протекания адаптационного периода у первоклассников в декабре месяце нами были собраны фактические данные, свидетельствующие об эмоциональном благополучии первоклассников (методика Р. Жиля «Эмоциональная близость к учителю»), о сформированности внутренней позиции школьника (методика Д.Б. Эльконина, А.Г. Венгера «Беседа о школе»), о сформированности основных мотивов учения (методика М.Р. Гинзбурга «Мотивы учения»).
Эмоциональное благополучие учащихся первых классов определялось по показателю уровня личностной тревожности, связанной с эмоциональной близостью к учителю.
Фактические данные, полученные в результате проведения методики Р. Жиля «Эмоциональная близость к учителю» представлены в таблице 1, гистограмме 1.
Таблица 1
Результаты сформированности личностной тревожности учеников 1-х классов, связанной с эмоциональной близостью к учителю
Класс
|
Стиль педагогического общения учителя
|
оценка
|
|
|
|
Высокий уровень тревожности
|
Нормальный уровень тревожности
|
|
|
|
Кол-во чел.
|
%
|
Кол-во чел.
|
%
|
|
1а
шк.№ 29
|
авторитарный
|
15
|
65,2 %
|
8
|
34,8 %
|
|
1б
шк. № 29
|
демократический
|
5
|
22,7 %
|
17
|
77,3 %
|
|
1б кл. шк.70
|
либерально-попустительский
|
7
|
28 %
|
18
|
72 %
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|