бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности бесплатно рефераты

То есть чем выше уровень притязания у подростков, тем выше подростки ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, тем более стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, тем более у них развита саморегуляция и рефлексия, способность естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции, более положительно оценивают природу человека, тем более принимают свое раздражение, гнев и агрессивность, более способны к установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми, более стремятся к приобретению знании об окружающем мире и творчеству.

Достоверных связей не было выявлено между уровнем притязания и поддержкой, а также гибкостью поведения, что может быть обусловлено особенностями возраста, стремления подростков быть принятыми в группу и коррекции на основе этого своего проведения.

Таким образом, по результатам проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

4 Большинство подростков имеют низкий уровень притязания. Эти подростки выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.

5 У большинства подростков низкие характеристики самоактуализации, это говорит о высокой степени их зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля, ориентации на конкретный промежуток времени, низкой осознанности своих потребностей и чувств, низкой степени гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, отсутствии способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

6 Подросткам с высоким уровнем притязаний свойственны характеристики самоактуализирующейся личности, при умеренном уровне притязаний большинство характеристик самоактуализации являются среденевыраженными, подросткам с низким уровнем притязаний характерна низкая самоактуализация.

7 Гипотеза о том, что самоактуализация личности подростков связана с уровнем их притязания, подтвердилась

Заключение

В данной работе мы изучали влияние уровня притязания на самоактуализации личности.

В ходе анализа теоретических положений по проблеме исследования мы установили, что самоактуализация это "полное использование наличных талантов, способностей, возможностей и т.п."

Актуализироваться - значит становиться действительным, фактически осуществлять свои потенциальные возможности.

Понятие самоактуализации рассматривается как процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей; как персонализированная, самоопределившаяся самость среди других, для других, и только таким образом - для себя; как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности; как сознательное, намеренное изменение Я-реального в направлении Я-идеального; как самоосуществление «иных культур».

А. Маслоу считал, что для самоактуализации необходим высокий уровень притязаний, стремление к максимальной реализации своих талантов и возможностей.

Под уровнем притязания подразумевают стремления индивида к цели такой сложности, которой по его мнению соответствуют его способности, а также достижения в определённом виде действия, сфере общения, на которую рассчитывает человек при оценке своих возможностей.

На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. В связи с этим бывают адекватные уровни притязаний (человек ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (претендует на то, чего не может достичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее).

В эмпирической части работы мы проверяли гипотезу о наличии взаимосвязи между уровнем притязания и характеристиками самоактуализации на выборке подростков.

В ходе проведенного исследования нами было выявлено, что большинство подростков имеют низкий уровень притязания. Эти подростки выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться либо заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.

В целом невысокий уровень притязаний, особенно в ситуации неуспеха характерен большинству подростков по данным различных исследователей.

Проведенное исследование характеристик самоактуализации показало, что у большинства подростков низкие значения, это говорит о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля, ориентации на конкретный промежуток времени, низкой осознанности своих потребностей и чувств, низкой степени гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, отсутствии способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Сопоставив данные исследования уровня притязания и самореализиции у подростков мы установили, что у подростков с высоким уровнем притязания характерны высокие показатели по уровню притязания, то есть подростки стремящиеся к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей живут настоящим, но при этом ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видят свою жизнь целостной. Эти подростки относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, они свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию, гибки в реализации своих ценностей в поведении, обладают высокой саморегуляцией и рефлексией, способны естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции, положительно природу человека в целом как положительную, принимают свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы, при этом способны к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми, стремятся к приобретению знании об окружающем мире и творчеству.

У подростов с умеренным уровнем притязания, характеристики самоактуализации чаще всего выражены на среднем уровне

Подростки, которые выбирают слишком легкие и простые цели в целом имеют низкие показатели самоактуализации. Они зависимы, конформны, несамостоятельны, ориентированы и на конкретный промежуток времени, имеют низкую осознанность своих потребностей и чувств, не гибки в реализации своих ценностей в поведении, во взаимодействии с окружающими людьми, у них отсутствует способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, они как правило низко себя ценят, не сознают свои способности и возможности, у них низкая мотивация к познанию и творчеству.

Проведенный корреляционный анализ показал наличие достоверных прямых связей между уровнем притязаний и самоактуализации, то есть чем выше уровень притязания, тем выше уровень самоактуализации. Данный вывод был сделан на выборке, в которой отсутствуют испытуемые с завышенным уровнем притязаний, и может не подтвердится в исследованиях на других выборках.

В рамках данного исследования мы можем заключить, что задачи выполнены, гипотеза о взаимосвязи уровня притязаний и характеристик самоактуализации личности подтвердилась, цель достигнута.

По результатам исследования мы можем рекомендовать с целью развития мотивации к самоактуализации повышать уровень притязаний подростков.

Глоссарий

№ п/п

Новое понятие

Содержание понятия

1

2

3

1

Коэффициент корреляции Пирсона

Измеряет степень линейной зависимости между двумя интервальными переменными и предполагает, что две рассматриваемые переменные измерены, по крайней мере, в интервальной шкале. Она определяет степень, с которой значения двух переменных "пропорциональны" друг другу.

2

Мотивация

Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

3

Мотивация достижения.

Попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче

4

Личность

Конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

5

Потребность

Состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

6

Самоактуализирующаяся личность

Человек, который в теории А. Маслоу характеризуется следующими особенностями: лучшее восприятие реальности, лучшее принятие себя, других, окружающего мира, увеличение спонтанности поведения, способность концентрироваться на проблеме, эмоциональная независимость, богатая внутренняя жизнь, автономия и способность противостоять социальному натиску, зрелость чувств, опыт трансперсональных переживаний, лучшее понимание человека как человека (вне социальных клише), улучшение межчеловеческих взаимоотношениях, демократические признаки в собственном характере, усиление креативности, более объективная система оценок.

7

Самоактуализация

Стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

8

Самооценка -

Оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей.

9

Саморазвитие

Сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок.

10

Самореализация

Выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности.

11

Саморегуляция

Является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта

12

Уверенность в себе

Готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из-за опасений неудачи

13

Уровень притязания

Стремления индивида к цели такой сложности, которой по его мнению соответствуют его способности, а также достижения в определённом виде действия, сфере общения, на которую рассчитывает человек при оценке своих возможностей

14

Целеполагание

Практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами. Часто понимается как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека

15

Ценностные ориентации

Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров

Список использованных источников

1 Арестова, O.K. Возможности анализа уровня притязаний при применении компьютера [Электронный ресурс] / O.K. Арестова, Л.Н. Бабанин, О.Н. Тихомиров // Вопросы психологии . психол., 1992, №1- Режим доступа: http://www.voppsyl.ru/4y/ISSUES/1992/921/921152.php

2 Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст]: учебник для ВУЗов/ А.Г. Асмолов - М. : Смысл, 2007. - 523 с. - ISBN: 9785769530623

3 Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2008.- 400 с. - ISBN978-5-91180-846-4

4 Бороздина, Л. В. Исследование уровня притязаний [Текст] : учеб. пособие / Л.В. Бороздина. - М. Рос. акад. наук, Ин-т психологии, 1993. - 140 с.- ISBN 5-201-02176-X

5 Бурлачук, Л.Ф., Морозов С.М. [Текст] Словарь - справочник по психодиагностике/ Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов- СПб.: Питер, 2007. - 687 с.- ISBN 5-94723-387-2.

6 Вахромов, Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации [Электронный ресурс]/ Е.Е. Вахромов. - М.: Международная педагогическая академия, 2001- 160 - Режим доступа - http://vakhromov.narod.ru/publ.htm

7 Вахромов Е.Е. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии [Электронный ресурс]/ Е.Е.Вахромов - Режим доступа http://www.hpsy.ru/public/x044.htm

8 Гуманистическая и трансперсональная психология [Текст] / Сост. К.В. Сельченок. - М.: АСТ, 2000. 592 с. ISBN: 985-433-981-5

9 Джемc, У. Психология [Текст]/ У. Джеймс, под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991.-368 с.

10 Зейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст]/ Б.В.Зейгарник - М.: Эксмо, 2008 - 364 с. ISBN: 78-5-699-26373-8

11 Карпинский, К.В.Психология жизненного пути личности [Текст]: учеб. пособие / К.В.Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 167 с. ISBN 985-417-345-3.

12 Краткий психологический словарь [Электронный ресурс]: сл. /Ред.-сост. Л.А.Карпенко: Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2 изд.,расш.,испр.и доп. - Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998.- Режим доступа: http://shp.by.ru/psy/lit/psy_enc/txt/m48.shtm.

13 Крысько, В.Г. - Психология и педагогика. Курс лекций [Текст] / В.Г. Крысько - М.: Омега-Л, 2007. - 368 с. -ISBN 5-365-00616-X

14 Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] /А.Н Леонтьев - М .: Академия, 2004 - 121с. - ISBN: 978-5-89357-153-0

15 Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. пособ./ Маклаков А. Г.- СПб.: Питер, 2007 - 592 с- ISBN 5-272-00062-5

16 Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу- СПб.: Евразия, 1999, с. 430.- ISBN: 5-8071-0018-2

17 Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 2001.- 475 с.- ISBN: 5-80710084-0

18 Мерлин, В.С. Психология индивидуальности [Текст]/ В.С.Мерлин - М.: МПСИ, 2005 - 544 с. -ISBN: 5-89502-403-3

19 Мясищев, В.И. Психология отношений [Текст] /В.И. Мясищев под ред. А.А. Бодалева. - М. : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с. ISBN 5-89502-404-1,

20 Немов, Р.С. Психология [Текст] : Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений. В 3-х кн-х. Кн.1 Общие основы психологии/ Р.С. Немов.-М.: ВЛАДОС, 2006.-573с.- ISBN: 5-691-00112-4

21 Олпорт, Г. Становление личности [Текст]: избранные труды/Г. Олпорт - М: Смысл, 2002.- 464 с. ISBN: 5-89357-098-7

22 Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст]/ В.А.Петровский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.- ISBN: 978-5-85880-188-7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9