бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности бесплатно рефераты

Низкие баллы у большинства (60%, 30 чел) подростков говорят о их неспособности к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми к субъект-субъектному общению, данные способности на высоком уровне развиты лишь у 12% (6 чел) подростков, у 28% (14 чел.) средний уровень контактности.

Низкие баллы у большинства подростков по шкалам «Познавательные потребности» (60%, 30 чел) и «Креативность» (58%, 29 чел.) говорят об отсутвии интереса к познанию, творчества, 30%(15 чел.) подростков имеют средине баллы по данным шкалам, около 11% (5-6 чел) имеют высокие баллы, говорящие о положительном отношении к познанию и творчеству, стремлении к приобретению знании об окружающем мире, выраженной творческой направленности личности.

Таким образом, по всем показателям самоактуализации у большинства подростков низкие значения, подобные данные могут быть следствием того, что самоактуализация еще только начала развиваться у подростков находящихся как раз в возрасте когда этот процесс становится возможным.

Последней задачей исследования является выявление взаимосвязи между самоактуализицией и уровнем притязания. Для этого сопоставим результаты, полученные по двум методикам и представим их в виде таблицы 3.

Таблица 3 - Результаты исследования характера самоактуализации у подростков с разным уровнем притязания

САТ

Уровень притязаний

Шкалы

Уровень выраженности

высокий

средний

низкий

Ориентации во времени:

высокий

100%

17%

0%

средний

0%

83%

11%

низкий

0%

0%

89%

Поддержки

высокий

100%

17%

0%

средний

0%

83%

18%

низкий

0%

0%

82%

Ценностной ориентации

высокий

100%

17%

0%

средний

0%

83%

20%

низкий

0%

0%

80%

Гибкости поведения

высокий

100%

42%

3%

средний

0%

58%

15%

низкий

0%

0%

80%

САТ

Уровень притязаний

Шкалы

Уровень выраженности

высокий

средний

низкий

Сензитивности

высокий

75%

33%

0%

средний

25%

58%

12%

низкий

0%

9%

88%

Спонтанности

высокий

100%

9%

0%

средний

0%

82%

18%

низкий

0%

9%

82%

Самоуважения

высокий

75%

33%

0%

средний

25%

58%

21%

низкий

0%

9%

79%

Самопринятия:

высокий

100%

25%

0%

средний

0%

67%

21%

низкий

0%

8%

79%

Представлений о природе человека

высокий

75%

25%

3%

средний

25%

75%

7%

низкий

0%

0%

90%

Синергии

высокий

75%

17%

0%

средний

25%

75%

12%

низкий

0%

8%

88%

Принятия агрессии

высокий

100%

17%

0%

средний

0%

83%

24%

низкий

0%

0%

76%

Контактности

высокий

75%

25%

0%

средний

25%

75%

12%

низкий

0%

0%

88%

Познавательных потребностей

высокий

75%

17%

0%

средний

25%

83%

12%

низкий

0%

0%

88%

Креативности

высокий

100%

17%

0%

средний

0%

83%

15%

низкий

0%

0%

85%

Анализ самоактуализации у подростков с разном уровнем притязания показал, что большинству подросткам с высоким уровнем притязания характерны высокие показатели по уровню ориентации во времени, поддержке, ценностным ориентациям, гибкости поведения, спонтанности, сензитивности, самоуважения, самопринятия, представления о природе человека, синергии, принятии агрессии, контактности, познавательных потребностей, креативности. То есть, подростки стремящиеся к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей живут настоящим, но при этом ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видят свою жизнь целостной. Также данные подростки относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, они свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию, гибки в реализации своих ценностей в поведении, обладают высокой саморегуляцией и рефлексией, способны естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции, положительно природу человека в целом как положительную, принимают свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы, при этом способны к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми, стремятся к приобретению знании об окружающем мире и творчеству.

У большинства подростов с умеренным уровнем притязания ориентация во времени, поддержка и ценностные ориентации выражены на среднем (83%) у 17% на высоком уровне, уровне.

Гибкость поведения у 42% подростов с умеренным уровнем притязания является высокой и у 58% средней, 82% этих подростков спонтанность средневыражена, у 9% она высокая и у стольких же низкая.

Также было установлено, что у трети подростов с умеренным уровнем притязания сензитивность развита на высоком уровне, у 58%- на среднем уровне, и лишь у 9% этих подростков на низком.

У 33% подростов с умеренным уровнем притязания самоуважение выражено на высоком уровне, у 58% на среднем и у 95 на низком уровне, самопринятие в высоковыраженным является у 25% в подростов с умеренным уровнем притязания, средневыраженным у 67% подростков и низковыраженным у 8%.

Представление о природе человека и синергии контактность, средневыраженными являются у 75% подростов с умеренным уровнем притязания

У 83% подростов с умеренным уровнем притязания принятии агрессии, познавательных потребностей, креативности также являются средневыраженными.

Таким образом, у подростов с умеренным уровнем притязания характеристики самоактуализации чаще всего выражены на среднем уровне, наиболее выраженной является гибкость поведения (у 42%), способность к рефлексии (у 33%), а также способность ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них (у 33%).

Среди подростков с низким уровнем притязаний показатели по уровню ориентации во времени низковыражены у 89% испытуемых, показатели поддержки у 82%, ценностных ориентации и гибкости поведения у 80%, спонтанности у 82%, сензитивности у 88%, самоуважения и самопринятия у 79%, представления о природе человека у 90%, синергии у 88%, принятии агрессии у 76%, контактности и познавательных потребностей у 88%, креативности у 85%; у остальных подростов с низким уровнем притязания средний уровень выраженности характеристик самоактуализации.

Таким образом, подростки, которые выбирают слишком легкие и простые цели в целом имеют низкие показатели самоактуализации. Они зависимы, конформны, несамостоятельны, ориентированы и на конкретный промежуток времени, имеют низкую осознанность своих потребностей и чувств, не гибки в реализации своих ценностей в поведении, во взаимодействии с окружающими людьми, у них отсутствует способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, они как правило низко себя ценят, не сознают свои способности и возможности, у них низкая мотивация к познанию и творчеству.

И так, в ходе анализа результатов исследования мы установили, что чем выше уровень притязания, тем выше уровень самоактуализации. Определим статистическую достоверность данного положения. Для этого мы используем метод линейной корреляции К. Пирсона.

Вычисления проводились с помощью программы Microsoft Excel коэффициенты представлены в таблице 4.

Таблица 4- Коэффициенты корреляции уровня притязания и характеристик самоактуализации подростков (n=50)

Шкалы

rэмп

Шкалы

rэмп

Ориентации во времени

0,34*

Самопринятия

0,304*

Поддержки

0,147

Представлений о природе человека

0,449**

Ценностной ориентации

0,311*

Синергии

0,59**

Гибкости поведения

0,26

Принятия агрессии

0,37**

Сензитивности

0,35*

Контактности

0,31*

Спонтанности

0,41**

Познавательных потребностей

0,42**

Самоуважения

0,36**

Креативности

0,4**

*при р? 0,05 r кр =0,28; ** при р?0,01 r Кр =0,36

Как мы видим из таблицы 4 достоверные прямые связи были выявлены между уровнем притязания и такими шкалами самоактуализации как ориентация во времени, (р?0,05) ценностные ориентации (р?0,05), сензитивность (р?0,05), спонтанность (р?0,01), самоуважение (р?0,01), самопринятие (р?0,05), представление о природе человека (р?0,01), синергия (р?0,01), принятие агрессии (р?0,01), контактность (р?0,05), познавательных потребностей (р?0,01) и креативности (р?0,01).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9