Изучение учебной мотивации у студентов-психологов
Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А.А.Реана, В.А.Якунина) и выявить наиболее значимые для студентов мотивы обучения в вузе.
Инструкция: Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять, наи-более значимых для Вас. Отметьте значимые мотивы знаком «X» в соответствующей строке (прил. №3).
Обработка результатов. Определяется частота называ-ния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.). Результаты заносятся в форму (прил. № 4).
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных
Методика А.А. Реана, В.А.Якунина определяла эффективность следующих типов мотивации: 1) Стать высококвалифицированным специалистом; 2) Получить диплом; 3) Успешно продолжить обучение на последующих курсах; 4) Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»; 5) Постоянно получать стипендию; 6) Приобрести глубокие и прочные знания; 7) Быть постоянно готовым к очередным занятиям; 8) Не запускать предметы учебного цикла; 9) Не отставать от сокурсников; 10) Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; 11) Выполнять педагогические требования; 12) Достичь уважения преподавателей;13) Быть примером сокурсникам; 14) Добиться одобрения родителей и окружающих; 15) Избежать осуждения и наказания за плохую учебу; 16) Получить интеллектуальное удовлетворение.
Для анализа определялась частота называ-ния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определялось ранговое место мотива в данной выборочной совокупности. Результаты представлены в таблице №1.
Название обследуемой выборки: УП-3
Объем выборочной совокупности: N=15
Таблица № 1
Ведущие мотивы учебной деятельности студентов
№ мотива
п/п
|
Количество называний мотива
|
Упорядоченные
по убыванию данные
|
Частота f
|
Ранг мотива R
|
|
1
|
11
|
11
|
2
|
1,5
|
|
2
|
11
|
11
|
|
1,5
|
|
3
|
2
|
9
|
1
|
3
|
|
4
|
8
|
8
|
2
|
4,5
|
|
5
|
5
|
8
|
|
4,5
|
|
6
|
8
|
5
|
1
|
6
|
|
7
|
0
|
4
|
1
|
7
|
|
8
|
1
|
3
|
2
|
8,5
|
|
9
|
2
|
3
|
|
8,5
|
|
10
|
9
|
2
|
2
|
10,5
|
|
11
|
0
|
2
|
|
10,5
|
|
12
|
3
|
1
|
1
|
12
|
|
13
|
0
|
0
|
4
|
14,5
|
|
14
|
3
|
0
|
|
14,5
|
|
15
|
0
|
0
|
|
14,5
|
|
16
|
4
|
0
|
|
14,5
|
|
|
|
|
|
?=136
|
|
|
?расч=16(16+1)=136
Анализ полученных результатов показал, что наиболее значимыми мотивами обучения для студентов-психологов группы УП-3 СГГУ являются следующие мотивы:
· Мотив № 1- Стать высококвалифицированным специалистом.
· Мотив № 2- Получить диплом.
· Мотив № 4- Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».
· Мотив № 6-Приобрести глубокие и прочные знания.
· Мотив № 10- Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
Наименее значимыми мотивами обучения для данной выборочной совокупности явились:
· Мотив № 7- Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
· Мотив № 8- Не запускать предметы учебного цикла.
· Мотив № 11- Выполнять педагогические требования.
· Мотив № 13- Быть примером сокурсникам.
· Мотив № 15- Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
Рисунок 2.1 Уровень значимости мотивов
Результаты методики изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной представлены в виде таблицы №2.
Таблица № 2
Количественная выраженность мотивов обучения в вузе
№
|
Ф.И.О. исп.
|
Шкалы
|
|
|
|
Приобретение знаний
|
Овладение профессией
|
Получение диплома
|
|
1
|
Г.В.В.
|
4,2
|
6
|
8,5
|
|
2
|
П.Е.А.
|
2,4
|
4
|
7,5
|
|
3
|
З.А.В.
|
6
|
4
|
8,5
|
|
4
|
Елена Е.
|
6
|
1
|
8,5
|
|
5
|
К.В.Е.
|
6
|
3
|
7,5
|
|
6
|
Н.В.
|
3,6
|
4
|
7,4
|
|
7
|
Б.Н.В.
|
3,6
|
3
|
8,5
|
|
8
|
Ж.А.К.
|
11,4
|
6
|
8,5
|
|
9
|
Ю.Н.
|
4,2
|
0
|
7,5
|
|
10
|
С.Л.С.
|
3,6
|
5
|
6
|
|
11
|
Т.А.В.
|
1,2
|
4
|
7,5
|
|
12
|
Ф.С.
|
2,4
|
1
|
9
|
|
13
|
Т.Т.С.
|
7,2
|
7
|
2,5
|
|
14
|
А.В.Т.
|
6
|
6
|
6
|
|
15
|
К.В.В.
|
6
|
3
|
7,5
|
|
|
|
?=73,8
|
?=57
|
?=110,9
|
|
|
Для обработки результатов использовался Z-критерий знаков для связанных выборок. Сравнивались шкалы приобретение знаний и получение диплома (табл. № 3), овладение профессией и получение диплома (табл. № 4) с целью выявить ведущие мотивы учебной деятельности студнетов-психологов и их специфику.
Таблица № 3
Сравнение шкал «Приобретение знаний» и «Получение диплома.
N=15
№
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
Приобретение
знаний
|
4,2
|
2,4
|
6
|
6
|
6
|
3,6
|
3,6
|
11,4
|
4,2
|
3,6
|
1,2
|
2,4
|
7,2
|
6
|
6
|
|
Получение
диплома
|
8,5
|
7,5
|
8,5
|
8,5
|
7,5
|
7,4
|
8,5
|
8,5
|
7,5
|
6
|
7,5
|
9
|
2,5
|
6
|
7,5
|
|
Знак
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
0
|
+
|
|
|
«0» - 1 => n'=14
«+» - 12
«-» - 2 => Zэмп.= 2
По таблице «Граничные значения для критерия знаков Z» ищем значение для n'=14. Строим ось значимости.
Н1 (5%)
Н1 (1%) Н0
Z 0,01 Z 0,05
По таблице Zэмп.=Z0,01, соответственно, принимается гипотеза Н1 (1%), что свидетельствует о наличии достоверных статистически значимых различий в мотивах учебной деятельности студентов.
Таким образом, мотив получения диплома преобладает над мотивом приобретения знаний у студентов-психологов группы УП-3.
Таблица № 4
Сравнение шкал «Овладение профессией» и «Получение диплома»
№
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
Овладение профессией
|
6
|
4
|
4
|
1
|
3
|
4
|
3
|
6
|
0
|
5
|
4
|
1
|
7
|
6
|
3
|
|
Получение
диплома
|
8,5
|
7,5
|
8,5
|
8,5
|
7,5
|
7,4
|
8,5
|
8,5
|
7,5
|
6
|
7,5
|
9
|
2,5
|
6
|
7,5
|
|
Знак
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
0
|
+
|
|
|
«0» - 1 => n'=14
«+» - 13
«-» - 1 => Zэмп.= 1
По таблице «Граничные значения для критерия знаков Z» ищем значение для n'=14. Строим ось значимости.
Н1 (5%)
Н1 (1%) Н0
Z 0,01 Z 0,05
По таблице Zэмп.<Z0,01, соответственно, принимается гипотеза Н1 (1%), что свидетельствует о наличии достоверных статистически значимых различий в мотивах учебной деятельности студентов.
Таким образом, мотив получения диплома преобладает над мотивом овладения профессией у студентов-психологов группы УП-3.
Подсчитывалась так же средняя выраженность мотивов по каждой из шкал:
· Приобретение знаний ?= 4,92
15
· Овладение профессией ?= 3,8
15
· Получение диплома ?= 7,4
15
Средняя выраженность мотивов представлена в диаграмме (рис. 2.2).
Рисунок 2.2 Средняя выраженность мотивов
Таким образом, средняя выраженность мотива получения диплома в группе УП-3 составляет 46%, в то время, как мотив приобретение знаний охватывает 30%, а мотив овладение профессией всего 24%.
Выводы по второй главе
В результате проведенного нами исследования были выявлены доминирующие мотивы учебной деятельности студентов. К ним относятся:
· Желание стать высококвалифицированным специалистом
· Получение диплома
· Успешное обучение на «хорошо» и «отлично».
· Приобретение глубоких и прочных знаний.
· Обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности.
Так же в результате исследования была выявлена специфика учебной мотивации студентов-психологов группы УП-3. Так, согласно исследованию, мотив получения диплома преобладает надо мотивами приобретения знаний и овладения профессией.
Проводя периодический замер мотивации (1-2 раза в год), можно зарегистрировать динамику развития мотивации, как у отдельного студента, так и у коллектива. Такое шкалирование позволяет регистрировать не только уровень мотивации, но и внутриуровневую динамику развития.
На этой основе можно предложить:
· процесс профессионального обучения студентов университета должен подкрепляться интенсивной, околопрофессиональной деятельностью на всех этапах обучения (исследовательские группы, профессиональные общества и т.д.);
· студентам с низким уровнем мотивации учения должно уделяться повышенное внимание со стороны академического руководства с целью создания условий повышения мотивации;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, целью нашего исследования было исследование учебной мотивации у студентов-психологов. Предметом исследования являлся мотивационный комплекс личности, под которым личности мы понимали соотношение внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации в структуре учебной деятельности студентов.
В ходе денного исследования перед нами стоял ряд задач: анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования; выявление специфики учебной мотивации у студентов; экспериментальное изучение особенностей учебной мотивационной сферы студентов-психологов.
Данные задачи реализовывались в несколько этапов, первым из которых был анализ научной литературы по теме исследования. Следует обратить внимание на то, что мотивация учебной деятельности - это соотнесение целей, стоящих перед студентом, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности. В обучении мотивация выражается в принятии студентом целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых. Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие - дополнительное.
Следующим этапом был подбор диагностического инструментария и проведение констатирующего эксперимента. В качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства: Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина), методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. Обе методики направлены на определение ведущих мотивов обучения студентов в вузе, выявление специфики мотивационной сферы студентов.
Третьим этапом был сбор информации (тестирование), с использованием выбранных нами методик, в котором принимали участие 15 студентов Севастопольского гуманитарного университета специальности «Педагогика и методика образования. Украинский язык и литература. Практическая психология» группы УП-3.
В ходе исследования нами было выявлено, что ведущими мотивами учебной деятельности студентов являются стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом, успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично», приобрести глубокие и прочные знания, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. Наименее значимыми мотивами, согласно исследованию, явились следующие: быть постоянно готовым к очередным занятиям, не запускать предметы учебного цикла, выполнять педагогические требования, быть примером сокурсникам, избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
Так же в результате исследования была выявлена специфика учебной мотивации студентов-психологов группы УП-3. Так, мотив получения диплома преобладает надо мотивами приобретения знаний и овладения профессией.
На основе результатов анализа, можно констатировать, что изучение учебной мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента. В связи с этим результаты проведенного исследования учебной мотивации, показали новые процессы взаимосвязи общественного устройства и формирования у студентов новых целей и потребностей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - Выпуск 2. - электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1996.
3. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 1994. - С.122.
4. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. - Н., 1996.
5. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: МГУ, 1998. - С.63.
6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. - М., 1972. - электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
7. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. - С.41-42. - электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
8. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды. - М., 1993. -Вып. 2.
9. Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении // Вопросы психологии, 1997. - № 4.
10. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1986.
11. Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после 16-ти., 1989.
12. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Уч. пособие для ВУЗов, 1993. - электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
13. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. - М., 1992. - 376 с.
14. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. - Киев, 1986.
15. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности - М., 1994.
16. Додонов Б.И. Эмоции как ценность - М., 1998.
17. Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов // Вопросы психологии, 1999. - № 2.
18. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. - № 2.
19. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Уч.пособие. - М., 1997.
20. Кан-Калик В. А. К разработке теории обшего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. - Грозный, 1989. - С. 5 - 13.
21. Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. Вопросы психологии. 1995 - № 4.
22. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону, 1996.
23. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. - М., 1970. - электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
24. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. - Л., 1987-1990. - 264 с.
25. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1988. - 191 с.
26. Комусова Н.В. «Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе» - Л., 1993.
27. Кон И. С. Психология ранней юности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. -М.,1976.-электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
28. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов]. - М., 1976. - 175 с. - электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
29. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. - Л., 1991.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с. - электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
31. Леонтьев А.Н. Лекция как общение. - М., 1974. - С.22. - электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
32. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1989. - С.225.
33. Леонтьев А.Н. Психология общения. - Тартую, 1974. - С.178. - электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
34. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.
35. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся.-С.17. - электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
36. Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 1954. - электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
37. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 432 с.
38. Нестерова Н.Б. «Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности» - М., 1989
39. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-ра психол. н. - М.,1984.- электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
40. Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1986. - 254 с. - электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
41. «Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах» Под ред. Н. В. Кузьминой. - Л., 1970. - электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
42. Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога // Вопр. психол. - 1965. - № 6. - С. 126-135. - электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
43. Рубинштейн С.П. Основы общий психологии. - СПб Питер., 1999.
44. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. - М., 1988. - 136 с.
45. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л., 1990.-256 с.
46. Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. - Иркутск, 1996. - 25 с.
47. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., 2000.
48. Якунин В.А. Педагогическая психология. - М., 1998
49. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. - М., 1996. С.14.
50. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. - М., 1986. - 392 с.
51. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М., 1989. - 95 с.
52. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998.
53. Шорохова Е.В., Бобнева М.И. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1996.
54. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе. // Вопр. психол. - 1995. - № 4. - С. 50-56.
55. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1992.
56. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|