бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение социальных ценностей личности бесплатно рефераты

«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?»

«Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»

«Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?

«Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?

«Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?»

«Как это сделали бы вы через 5 или 10 лет?»

«Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?»

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистические ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Результаты:

Терминальные ценности (по списку А): приоритет отдается ценностям связанным с личной жизнью, общением, семьей. Наименее ценными респондент признал ценности связанные с творчеством, эстетикой, искусством.

Инструментальные ценности (по списку Б): приоритет отдается ценностям принятия других, умению жить в социуме, конформистские. Наименее ценными респондент признал ценности связанные с твердостью, агрессивностью, индивидуалистические.

Тест юмористических фраз

Назначение и содержание. ТЮФ - оригинальная, компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, Личностных особенностей, связанных с пониманием юмора. Инструментарий соединяет в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники. Предложен А.Г. Шмелевым и В.С. Болдыревой. Практической задачей ТЮФ является, по мнению авторов, прежде всего диагностика в целях индивидуального психологического консультирования и коррекции.

Стимульный материал теста состоит из 100 юмористических фраз (афоризмов), из которых 60 - однозначные по смыслу, а остальные - многозначные. Предложенные афоризмы позволяют выявить доминирующую в подсознании человека установку на повышенную чувствительность в одной из следующих сфер:

1. Агрессия - самозащита.

2. Межполовые отношения.

3. Пагубные привычки (в данном случае - пьянство).

4. Деньги.

5. Мода.

6. Карьера.

7. Семейные неурядицы.

8. Социальные проблемы.

9. Бездарность в искусстве и другом творческом деле.

10. Человеческая глупость.

Соотнесенность фраз с основными сферами (темами) проверена нормативными экспериментами.

Проективный характер теста заключается в том, что обследуемый зачисляет в один класс как однозначные, так и многозначные стимулы. Наличие установки в одной или нескольких из перечисленных областей проявляется в том, что человек в многозначных юмористических фразах (а таких в методике 40) улавливает именно тот смысл, который соответствует его установке.

Процедура проведения теста достаточно проста и занимает от 20 до 30 мин. Испытуемый получает список из 10 перечисленных выше сфер и задание классифицировать набор карточек с фразами, согласно предложенным в списке темам. О наличии установки (или установок) судят потому, какое количество фраз испытуемый отнес к той или иной сфере: чем больше карточек, отнесенных к данной сфере, тем сильнее установка на нее.

В свою очередь, установка может свидетельствовать о нескольких вещах:

- О наличии у испытуемого недостаточно осознаваемых, но достаточно сильных потребностей в данной сфере.

- О наличии у него сильных проблем в этой сфере, вызывающих постоянные эмоциональные переживания.

- О наличии комплексов, связанных с данной сферой

Методика в состоянии ответить только на вопрос, касающийся наличия установки, но полностью объяснить не может, для этого требуется специальное исследование, которое может провести только профессионально подготовленный психолог. Методические указания. В ходе выполнения теста психолог должен предоставить испытуемому свободу действий, а в случае затруднений, возникающих у последнего, обеспечить ему поддержку, объяснив, что любое принимаемое решение имеет место быть («Правильных критериев сортировки нет, вы можете отнести карточку к любой из перечисленных тем»). Следует предупреждать повторные перекладывание испытуемым карточек, из одной группы в другую, чтобы избежать выравнивания групп по численности и соответственно усредненных результатов тестирования. Перед началом исследования испытуемый получает инструкцию следующего содержания:

Инструкция: «Перед вами 100 юмористических фраз из разных сфер жизни, к которым они могут быть отнесены. Прочтите эти фразы и примите решение, к какой сфере относится каждая из них».

Стимульный материал:

1. Перья у писателя были, но ему не хватало крыльев.

2. Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже приходится сгибаться.

3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.

4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.

5. Без женщин жить нельзя на свете - тем более в темноте.

6. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.

7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.

8. С кем поведешься, с тем и наберешься.

9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.

10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление - жене.

11. «Терпение и труд все перетрут», - напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды.

12. Все в природе связано, поэтому без связей лучше не жить.

13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.

14. Морская качка изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило.

15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.

16. И фиговый листок отпадает.

17. Одежда! Мой компас земной, а удача - награда за смелость.

18. Не было ни гроша, и не будет ни шиша.

19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице.

20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа.

21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.

22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.

23. Выпился в алкоголики.

24. «Семь раз отмерь - один раз отрежь», - объяснял старый палач молодому.

25. Брала от жизни все, что входило в моду.

26. Деньги - тем меньшее зло, чем их меньше.

27. Мне с вами скучно, мне с вами спать хочется.

28. Пришла в голову мысль, и, не застав никого, ушла.

29. Выбирая из двух зол - выбирай оба: потом и этого не будет.

30. Она шипела на мужа как газированная вода.

31. Я пью не больше ста граммов, нo, выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком и начинаю сначала.

32. Не бойтесь этой гранаты: она - ручная.

33. Дети - цветы жизни. Не давайте им, однако, pacпускаться.

34. «Не хлебом единым жив человек!» - кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.

35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин!

36 Единственное, что в нем было мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий.

37. «Нелегок этот писательский труд», - говорил Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры 10 - 20 кг произведений своих коллег.

38. Шагая в ногу с модой, следите за тем, чтобы она не вернула за угол.

39. «Деньги есть деньги!» - в этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой.

40. Призвание хорошо, а звание лучше.

41. Поэт шел в гору, но эта гора не была Парнасом.

42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.

43. Только тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.

44. «Душит - значит любит» (Дездемона).

45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.

46. Нашел место в жизни - найди жене.

47. Писал с принципиальных кассовых позиций.

48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести на 2-3 часа раньше.

49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.

50. Почему чаще всего неограниченные возможности у неограниченных людей?

51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель - тоже.

52. Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован.

53. « У меня ничего не осталось, кроме тебя», - признался он ей… за три дня до зарплаты.

54. Круглые дураки в люди не выходят, их выкатывают.

55. Мясник строил свое материальное благополучие на чужих костях.

56. Голова его чего-нибудь да стоила… вместе с бобровой шапкой.

57. «Пить - здоровью вредить», - сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ласками Юдифи.

58. И на «пегасах» порой гарцуют всадники без головы.

59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.

60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.

61. «Удивительное - ядом!» - сказал Сальери.

62. Нарушение моды королями становится модой для подданных.

63. нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них.

64. Жена шефа намного лучше, чем шеф жены.

65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая - с дерева жизни.

66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщицы пряталось за прилавком.

67. Когда она заговаривала о черно-бурой лисе, муж смотрел на нее волком.

68. Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей.

69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.

70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.

71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги.

72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, если он чужой.

73. В повести так немало пили, что из нее можно было гнать спирт.

74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.

75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.

76. В этой столовой можно не только червяка заморить.

77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.

78. Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка.

79. Если все время мыслить, то на что же тогда существовать?

80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна «рука» - тут, другая - там.

81. Мода на форму черепа стоила ей немалого.

82., Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.

83. Ломал голову, а сломал шею.

84. «А здесь я работаю для потомства», - гордо намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям на диван.

85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.

86. Всем модам Отелло предпочитал декольте.

87. Интеллигенты умирают сидя.

88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в каракуле ходит.

89. Столько еще дантесов прозябает вне известности!

90. Забытый писатель искал забвение в вине.

91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.

92. Модельеры призваны одевать женщин. И они же все время стараются их раздеть.

93. Бывает осень и у людей.

94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.

95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.

96. Перед злоупотреблением не разбалтывай!

97. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.

98. Не всякая кучка - могучая.

99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.

100. Графомания - это потребность души или семейного бюджета.

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается количество карточек по каждой из десяти мотивационных сфер. Одна карточка приравнивается к одному баллу. Десять полученных показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от стандартизованных тестов показатели ТЮФ сравниваются внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура мотивационныx тенденций: какие темы доминируют, какие второстепенные и т.д.

Следует отметить, что, по мнению авторов ТЮФ, показатели напряженности мотивационной сферы могут отражать не только силу мотива, но и силу преграды (фрустратора) потребности. Поэтому результаты теста испытуемого могут интерпретироваться либо в терминах предмета потребности, либо в терминах фрустратора потребности.

Результаты:

Респондент расставил приоритеты следующим образом:

1. Межполовые отношения.

2. Мода.

3. Социальные проблемы.

4. Семейные неурядицы.

5. Агрессия - самозащита.

6. Человеческая глупость.

7. Пагубные привычки (в данном случае - пьянство).

8. Деньги.

9. Карьера.

10. Бездарность в искусстве и другом творческом деле.

Заключение

По результатам проведенных социально-психологических исследований, можно сделать следующие выводы относительно испытуемого:

1. Избегает самостоятельного решения поставленной задачи;

2. Уступает давлению группы;

3. Не проявляет личной инициативы;

4. Не высказывает оригинальных идей;

5. Работает пассивно, равнодушно, не всегда помогает группе;

6. Не берет на себя функции руководителя;

7. Не всегда помогает своим товарищам и мало содействует достижению общей цели.

8. Приоритет отдается ценностям связанным с личной жизнью, общением, семьей. Наименее ценными респондент признал ценности связанные с творчеством, эстетикой, искусством.

9. Приоритет отдается ценностям принятия других, умению жить в социуме, конформистские. Наименее ценными респондент признал ценности связанные с твердостью, агрессивностью, индивидуалистические

10. Приоритет отдается межполовым отношениям, моде и семейным проблемам.

Литература

1. Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. - Спб., 2003

2. Основы психологии: Практикум/ Ред. - сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов, 2000

3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под общей редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб, 2004.

Страницы: 1, 2