бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение социальных ценностей личности бесплатно рефераты

Изучение социальных ценностей личности

24

Контрольная работа

по дисциплине Методики социально-психологической диагностики

на тему

Изучение социальных ценностей личности

Содержание

Введение

Методика «Ценностные ориентации личности»

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Тест юмористических фраз

Заключение

Литература

Введение

Мотивы - это побуждения, связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Если потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно судить - случаен или закономерен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности.

Мотивы отличаются друг от друга видом потребностей, которые в них проявляются, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим мотивам, образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Центральным элементом мотивационной сферы личности является ее направленность. Направленность - это система осознанных целей, которые активно достигаются в процессе деятельности. К.К. Платонов выделяет следующие качества направленности: уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность.

Уровень - это общественная значимость направленности человека, зависящая от того, в какой мере цели деятельности личности соотносятся с общественными идеалами. Это качество направленности связано с моральным обликом и идейностью личности.

Широта направленности связана с разнообразием целей, которые ставит перед собой человек.

Интенсивность направленности определяется степенью оформленности, осознанности и активности, лежащих в ее основе побуждений.

Устойчивость направленности - это ее устойчивость во времени, степень сопротивляемости отвлекающим воздействиям. Устойчивость направленности связана с волевыми свойствами личности.

Действенность - это степень реализации целей направленности в практической деятельности.

Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного класса, коллектива, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему, имеющий свой жизненный путь и свои индивидуально-психологические особенности.

Методика «Ценностные ориентации личности»

Инструкция: Вам выданы бланки и перечень вопросов с тремя вариантами ответов на каждый из них. Ответы обозначены буквами А, В, С. Сначала выберете тот ответ, который больше всего соответствует истине, вашей точке зрения, который для вас является самым ценным. Выбранную букву вашего ответа запишите в бланк ответов в прямоугольник в столбике «Больше всего». Сразу же из ответов на тот же вопрос выберете наименее ценный, меньше всего соответствующий истине ответ. Выбранную букву запишите в бланке ответов в прямоугольнике с названием «Меньше всего». Оставшуюся букву нигде не записывайте.

Вопросы по методике:

1. Больше всего удовлетворение в жизни дает

А) оценка работы;

В) признание того, что работа выполнена хорошо;

С) сознание того, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А) тренером;

В) известным игроком;

С) выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А) имеют индивидуальный подход к обучаемым;

В) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;

С) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.

4. Я оцениваю как самых плохих преподавателей тех, которые:

А) не скрывают, что некоторые люди им не нравятся;

В) вызывают у всех дух соперничества;

С) производят впечатление, что предмет, который они ведут, их не интересует.

5. Я рад, когда мои друзья:

А) помогают другим, когда для этого представляется случай;

В) всегда верны и надежны;

С) интеллигентны и у них высокий уровень общей культуры.

6. Лучшими друзьями считаю тех:

А) с которыми хорошо складываются взаимные отношения;

В) которые знают и умеют больше, чем я;

С) на которых можно надеяться.

7. Я хотел бы стать известным, как те:

А) кто добился успеха в жизни;

В) кто хочет сильно любить;

С) кто отличается дружелюбием и доброжелательностью.

8. Если бы я еще не выбрал профессию то, хотел бы быть:

А) научным работником;

В) начальником цеха на крупном заводе;

С) опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, то больше всего любил:

А) игры с друзьями;

В) успехи в делах;

С) когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда я:

А) встречаю большие трудности при выполнении возложенных на меня обязанностей;

В) когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;

С) когда меня критикует мой начальник.

11. Основная роль школ должна бы заключаться:

А) в подготовке учеников к работе по специальности;

В) в развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;

С) в воспитании у учеников качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

А) все подчинено власти начальника;

В) человек теряет индивидуальность в общей массе;

С) невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я использовал его:

А) для общения с друзьями;

В) для самообразования и любимых увлечений;

С) для отдыха и развлечений.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда

А) работаю с хорошими людьми;

В) выполняю ту работу, которая меня удовлетворят;

С) моя работа достаточно хорошо вознаграждена.

15. Я люблю, когда:

А) другие ценят меня;

В) чувствую удовлетворение от выполненной работы;

С) приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, то мне хотелось бы чтобы:

А) отметили дело, которое я выполняю;

В) похвалили меня за мою работу;

С) сообщили о том, что меня избрали в местком.

17. Лучше всего я бы учился, когда преподаватель:

А) имел бы ко мне индивидуальный подход;

В) стимулировал бы меня на более интенсивный труд;

С) вызывал бы дискуссию по рассматриваемым темам.

18. Нет ничего хуже, чем:

А) оскорбление личного достоинства;

В) неудачи при выполнении важной задачи;

С) потеря друзей.

19. Больше всего я ценю:

А) личный успех;

В) общую работу,

С) практические результаты.

20. Очень мало людей, которые:

А) действительно радуются выполненной работе;

В) с удовольствием работают в коллективе;

С) выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу:

А) ссоры и споры;

В) непризнание всего нового;

С) людей, ставящих себя выше других.

22. Я хотел бы:

А) чтобы окружающие считали меня своим другом;

В) помогать другим в общем деле;

С) вызвать восхищение других.

23. Я люблю начальство, когда оно:

А) требовательно;

В) пользуется авторитетом;

С) доступно.

24. На работе я хотел бы:

А) чтобы решения принимались коллективно;

В) самостоятельно работать над решением проблем;

С) чтобы начальник сразу признал мои достоинства.

25. Я хотел бы прочитать книгу:

А) об искусстве хорошо уживаться с людьми;

В) о жизни известного человека;

С) где даются советы типа «Сделай сам».

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

А) дирижером;

В) солистом;

С) композитором.

27. Свободное время я с наибольшим удовольствием провожу:

А) во время просмотра детективных фильмов,

В) в развлечениях с друзьями;

С) когда занимаюсь своим увлечением (хобби).

28. При одинаковом материальном вознаграждении я бы с удовольствием:

А) придумал интересный конкурс;

В) выиграл бы в конкурсе;

С) организовал бы конкурс и руководил им.

29. Для меня важнее всего знать:

А) чего я хочу достичь;

В) как достичь цели;

С) как привлечь других для достижения моей цели.

30. Человек должен Вести себя так, чтобы:

А) другие были довольны им;

В) выполнять, прежде всего, свою работу;

С) не нужно было ругать его за работу.

Результаты: На заполненный бланк ответов последовательно накладываются дешифровальные трафареты Ф1, Ф2, Ф3. По ним определяются: направленность личности на себя, на взаимодействие, на организаторскую деятельность. Сначала подсчитывается количество букв в столбиках «Больше всего», а затем в столбиках «Меньше всего». Потом из большего числа необходимо вычесть меньшее число. Если большим числом окажется количество букв в столбике «Меньше всего», то результат обозначается как отрицательный.

Группа профессиональной пригодности определяется по доминирующему фактору на основе следующих критериев:

- доминирует разность чисел по Ф3 - I группа;

- разность чисел по Ф3 и Ф2 примерно равна - II группа;

- доминирует разность чисел по Ф3 - III группа;

- доминирует разность чисел по Ф3 - IV группа.

У испытуемого доминирующим фактором оказался Ф2.

Ш Избегает самостоятельного решения поставленной задачи;

Ш Уступает давлению группы;

Ш Не проявляет личной инициативы;

Ш Не высказывает оригинальных идей;

Ш Работает пассивно, равнодушно, не всегда помогает группе;

Ш Не берет на себя функции руководителя;

Ш Не всегда помогает своим товарищам и мало содействует достижению общей цели.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

uнструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкцuя: «Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - расположить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию».

Стимульный материал (написан на отдельных карточках):

Список А (терминальные ценности):

активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

здоровье (физическое и психическое);

интересная работа;

красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

наличие хороших и верных друзей;

общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

развлечение (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

счастливая семейная жизнь;

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

творчество (возможность творческой деятельности);

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

аккуратность (чистоплотность), умение содержась в порядке вещи, порядок в делах;

воспитанность (хорошие манеры);

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

жизнерадостность (чувство юмора);

исполнительность (дисциплинированность);

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

непримиримость к недостаткам в себе и других;

образованность (широта знаний, высокая общая культура);

ответственность (чувство долга, умение держать слово);

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

честность (правдивость, искренность);

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

чуткость (заботливость).

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию, позволяющие сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

Страницы: 1, 2