Изучение различных видов памяти у школьников г. Гомеля
Исследование проводилось на базе Гомельского областного детского центра медицинской реабилитации «Живица» (д. Ченки Гомельского района в кардио-ревматическом отделении), СШ № 16 и СШ № 22 в 2007-2008 годах. В качестве испытуемых выступали школьники в возрасте от 13 до 18 лет. Всего было обследовано 150 человек, из них 75 юношей и 75 девушек. Обработку данных проводили с дифференцировкой по видам памяти, полу, возрасту в учебное время и во время каникул.
Дополнительно был проведен у 40 школьников (20 девушек и 20 парней) тест на определение объема внимания.
3.1 Объем кратковременной памяти и внимания у школьников
Для представления общего состояния объема кратковременной памяти у школьников на сегодняшний день данные представлены в виде диаграммы (рис. 3).
Рисунок 3 - Показатели объема кратковременной памяти
Из диаграммы видно, что у большей половины (57 %) школьников объем кратковременной памяти ниже среднего. На втором месте (31 %) объем памяти хороший. Объем памяти низкий, отличный и феноменальную память имеют 5 %, 6% и 1% школьников соответственно.
Для объяснения данной ситуации необходимо проанализировать показатели объема внимания у этих же школьников, представленные в виде диаграммы (рис. 4).
Рисунок 4 - Показатели объема внимания у школьников
Из диаграммы видно, что объем внимания почти у всех школьников низкий (48 %) и средний (49 %). Высокий объем внимания всего лишь у 3 % школьников. Для изучения соотношения объемов кратковременной памяти у школьников в зависимости от их пола данные представлены в виде диаграммы (рис. 5).
Рисунок 5 - Показатели объема кратковременной памяти в зависимости от пола
Из диаграммы видно, что как у парней, так и у девушек преобладает объем кратковременной памяти ниже среднего, но парней с данным объемом памяти на 1,3 % больше, чем девушек.
На втором месте так же как у парней, так и у девушек объем кратковременной памяти хороший, но девушек с данным объемом памяти на 2,7 % больше, чем парней.
У парней на третьем месте объем кратковременной памяти низкий, что на 4,1 % больше, чем у девушек. А у девушек на третьем месте объем кратковременной памяти отличный, что на 3,4 % больше, чем у парней.
Проанализировав полученные данные можно сделать вывод, что у девушек кратковременная память лучше, чем у парней. Но, несмотря на это, единичный случай с феноменальной памятью был отмечен у парня.
Данную ситуацию можно прокомментировать, проанализировав показатели объема внимания у девушек и парней, представленных в виде диаграммы (рис. 6)
Рисунок 6 - Показатели объема внимания в зависимости от пола
Как видно из диаграммы, у парней преобладает низкий объем внимания (60 %), что на 25 % больше, чем у девушек. В отличие от парней, у девушек преобладает средний объем внимания (65 %), что на 30 % больше, чем у парней.
Однако высокий объем внимания был выявлен только у парней (5 %).
Следовательно, полученные данные по уровню внимания у школьников полностью объясняют соотношение объемов кратковременной памяти у девушек и парней.
Для анализа объема кратковременной памяти у школьников в зависимости не только от пола, но и от возраста, данные представлены в виде графика (рис. 7). Для построения данного графика были использованы моды. (Мода - варианта с наибольшей частотой).
1 - объем кратковременной памяти низкий
2 - объем кратковременной памяти ниже среднего
3 - объем кратковременной памяти хороший
4 - объем кратковременной памяти отличный
5 - память феноменальна
Рисунок 7 - Объем кратковременной памяти у юношей и девушек в зависимости от возраста
Из графика видно, что в возрасте от 13 до 18 лет у школьников преобладает низкий объем кратковременной памяти и только в 15-летнем возрасте у большинства девушек и в 16-летнем возрасте у большинства парней объем кратковременной памяти хороший.
Объяснить сложившуюся ситуацию можно, проанализировав показатели объема внимания у школьников в зависимости от пола, представленные в таблице 4.
Таблица 4 - Показатели объема внимания у школьников в зависимости от возраста
Оценка показателя
|
Пол
|
Возраст, лет
|
|
|
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
|
Высокий
|
М, %
|
-
|
-
|
-
|
20
|
-
|
-
|
|
|
Ж, %
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Средний
|
М, %
|
-
|
-
|
60
|
40
|
67
|
33
|
|
|
Ж, %
|
-
|
33
|
100
|
100
|
60
|
50
|
|
Низкий
|
М, %
|
100
|
100
|
40
|
40
|
33
|
67
|
|
|
Ж, %
|
100
|
67
|
-
|
-
|
40
|
50
|
|
|
Обработав статистические данные представленные в таблице 1, проанализировали объем внимания у школьников в зависимости от пола.
В 13-летнем возрасте объем внимания как у парней так и у девушек низкий. В 14 лет у всех парней объем внимания остается на низком уровне, а у 33 % девушек объем внимания улучшается с низкого до среднего уровня. К 15 годам уже у всех девушек и у 60 % парней средний объем внимания. В 16 лет у девушек объем внимания остается на среднем уровне, а у парней внимание продолжает улучшаться (20 % с высоким объемом внимания, 40 % со средним объемом внимания и 40 % с низким объемом внимания). В 17-летнем возрасте объем внимания как у парней так и у девушек начинает уменьшаться. В этом возрасте со средним вниманием только 60 % девушек, а остальные 40 % девушек имеют низкий объем внимания. Среди парней 67 % со средним объемом внимания и оставшиеся 33 % с низким объемом внимания. В 18 лет внимание как у парней так и у девушек продолжает ухудшаться: 50 % девушек со средним и 50 % с низким объемом внимания, 33 % парней со средним и 77 % с низким объемом внимания. Таким образом можно сделать вывод, что у девушек внимание с 13 до 15 лет улучшается, а с 17 лет начинает ухудшаться. У парней внимание улучшается с 13 до 16 лет, а с 17 лет так же начинает ухудшаться. Следовательно, у девушек наибольший объем внимания в 15-16 лет, а у парней - в 16 лет.
Показатели объема кратковременной памяти у школьников в учебное и летнее время предоставлены на рисунке 8.
Рисунок 8 - Объем кратковременной памяти в учебное и летнее время у школьников
И в учебное и в летнее время у школьников преобладает объем кратковременной памяти ниже среднего (в учебное время 58 %, а во время каникул 56 %). На втором месте как в учебное так и в летнее время хороший объем кратковременной памяти (в учебное время 33 %, а во время каникул 26 %). Низкий объем кратковременной памяти в учебное время у 4 % школьников, а во время каникул - у 8 %. Отличный объем кратковременной памяти в учебное время у 4 % школьников, а во время каникул - у 10 %.
Летом на 4 % больше школьников с низким объемом кратковременной памяти, так как у подростков во время каникул нет постоянных тренировок памяти. В учебное время на 7 % больше школьников с хорошим объемом кратковременной памяти, чем летом, а летом на 6 % больше школьников с отличным объемом кратковременной памяти, так как подростки с хорошо развитой памятью летом отдохнувшие, бодрые.
3.2 Объем образной кратковременной памяти у школьников
Для анализа объема образной кратковременной памяти у школьников на сегодняшний день данные представлены в виде диаграммы (рис. 9).
Рисунок 9 - Показатели объема образной кратковременной памяти
Из диаграммы видно, что почти у всех школьников (99 %) объем образной кратковременной памяти в норме, что подтверждает литературные данные [42].
Проанализировав полученные данные, представленные на рисунке 7, можно сделать вывод, что в процессе обучения преподавателю необходимо больший упор делать именно на образную память школьников.
3.3 Логический и механический способы запоминания у школьников
На рисунке 10 представлены данные по распределению различных способов запоминания у девушек и юношей.
Рисунок 10 - Распределение различных способов запоминания у юношей и девушек
Из диаграммы видно, что как у девушек, так и у юношей логический способ запоминания преобладает над механическим (у 76 % девушек и у 64 % юношей). Преобладание механического способа запоминания над логическим у 21 % юношей и 13 % девушек. Равенство логического и механического запоминания у 15 % юношей и 11 % девушек.
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что девушек с логическим способом запоминания на 12 % больше, чем юношей. Следовательно, у девушек этот способ запоминания развит лучше, чем у юношей.
Рисунок 11 - Распределение различных способов запоминания по возрасту
Анализируя данные представленные на рисунке 11, можно сделать вывод, что с возрастом ухудшается механическое запоминания и улучшается логическое. В 13-летнем возрасте у 43 % школьников логическое запоминание преобладает над механическим, у 18 % школьников равенство логического и механического способов запоминания и у 39 % школьников механическое запоминание преобладает над логическим. В 14 лет у 57 % школьников логическое запоминание преобладает над механическим, у 13 % - равенство логического и механического способов запоминания и у 30 % - преобладание механического способа запоминания. К 15 годам у 87 % школьников логическое запоминание преобладает над механическим, у 5 % - равенство логического и механического способов запоминания и всего лишь у 8 % школьников преобладание механического запоминания. В 16 лет у 64 % школьников преобладает логический способ запоминания, у 29 % - равенство логического и механического запоминания и у 7 % - преобладание механического запоминания. К 17 годам с преобладанием логического способа запоминания над механическим 88 % школьников и всего лишь 8 % - с равенством логического и механического способов запоминания и 4 % - с преобладанием механического запоминания. В 18-летнем возрасте 79 % школьников с преобладанием логического запоминания, 14 % - с равенством логического и механического запоминания и 7 % - с преобладанием механического запоминания.
Таблица 5 - Распределение различных способов запоминания по полу и возрасту
Показатели
|
Пол
|
Возраст, лет
|
|
|
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
|
Преобладание логического запоминания
|
М, %
|
47
|
50
|
76
|
75
|
80
|
67
|
|
|
Ж, %
|
36,5
|
62,5
|
95
|
50
|
94
|
100
|
|
Равенство логического и механического запоминания
|
М, %
|
18
|
14
|
12
|
12,5
|
10
|
22
|
|
|
Ж, %
|
18
|
12,5
|
-
|
50
|
6
|
-
|
|
Преобладание механического запоминания
|
М, %
|
35
|
36
|
12
|
12,5
|
10
|
11
|
|
|
Ж, %
|
45,5
|
25
|
5
|
-
|
-
|
-
|
|
Всего
|
М, %
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
|
|
Ж, %
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
|
|
Анализируя полученные данные, представленные в таблице 5, можно сделать вывод, что у девушек логический способ запоминания развивается быстрее, чем у юношей. В 13-летнем возрасте у юношей преобладает логический способ запоминания над механическим (логический способ запоминания - 47 % юношей, механический способ запоминания - 35 % юношей). А у девушек в данном возрасте преобладает механический способ запоминания (логический способ запоминания - 36,5 % девушек, механический способ запоминания - 45,5 % девушек). В 14 лет 50 % юношей с преобладанием логического способа запоминания, 14 % - с равенством логического и механического запоминания и 36 % - с преобладанием механического способа запоминания. У девушек в этом возрасте интенсивно развивается логический способ запоминания и составляет 62,5 % девушек. С преобладанием механического способа запоминания над логическим 25 % девушек. В 15 лет 76 % юношей с преобладанием логического способа запоминания, 12 % - с равенством логического и механического способов запоминания и 12 % - с преобладанием механического способа запоминания. У девушек продолжает интенсивно развиваться логический способ запоминания и в этом возрасте уже составляет 95 % девушек. И только у 5 % девушек преобладает механический способ запоминания над логическим. К 16 годам 76 % юношей с преобладанием логического способа запоминания и 12,5 % - с преобладанием механического способа запоминания. У девушек к 16 годам 50 % - с преобладанием логического способа запоминания и 50 % - с равенством логического и механического способов запоминания. В 17 лет у 70 % юношей логический способ запоминания преобладает над механическим и всего лишь у 10 % юношей преобладает механический способ запоминания. В данном возрасте 94 % девушек с преобладанием логического способа запоминания над механическим и 6 % девушек с равенством логического и механического способов запоминания. К 18 годам 67 % юношей с преобладанием логического способа запоминания, 22 % - с равенством логического и механического запоминания и 11 % юношей с преобладанием механического способа запоминания. У всех девушек к 18 годам логический способ запоминания преобладает над механическим.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|