бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение психофизических состояний, возникающих у спортсменов - баскетболистов в тренировочном процессе бесплатно рефераты

«Мобильность - это способность к быстрому передвижению, перемещению, легко приходящая в деятельное состояние, способность быстро находить нужные формы деятельности» [13, с.159].

«Мертвая точка - это переживание спортсменом тягостного эмоционального состояния, связанное с чувством удушья, тяжести в ногах, сознанием невозможности продолжать деятельность или прекратить бой или схватку» [4, с.74].

«Второе дыхание - это психофизическое состояние спортсмена, принадлежит волевому усилию спортсмена, если, несмотря на трудности, он продолжает деятельность, то наступает облегчение» [4, с.74].

«Фрустрация - это психическое состояние возникает после неудачного исполнения деятельности, когда мотив вследствие каких-либо препятствий остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится» [4, с.85].

«Фрустрация (от латинского frustration - обман, разрушение планов) - эмоциональное состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или расцениваемыми человеком как непреодолимые) трудностями, мешающими достичь поставленной цели» [14, с.151].

«Воодушевление - это чувство подъема духа от чего-либо, вдохновение, увлечение»

«Радость - это чувство удовлетворения, внутреннего удовольствия» [14, с.129].

Пуни А.Ц. [16] так же рассматривал состояния, возникающие у спортсмена в спортивной деятельности. Схема 2. отражает эти состояния.

Схема 2

НЕУВЕРЕННОСТЬ

В ТРЕНИРОВОЧНОЙ ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ

МОНОТОНИЯ

СТАРТОВАЯ ЛИХОРАДКА

В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАПРЯЖЕНИЕ

ВОЛНЕНИЕ

Пуни

СТРЕСС

В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ МЕРТВАЯ ТОЧКА

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

ШОК

В ПОСЛЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ВООДУШЕВЛЕНИЕ

ФРУСТРАЦИЯ

«Переутомление - это психофизическое состояние спортсмена, при котором полностью прекращается какая-либо деятельность» [20, с.65].

«Монотония - (однообразие) - это психофизическое состояние спортсмена сопровождается чувством скуки, падением интереса к выполняемой работе, преждевременной усталостью, ослаблением и рассредоточенностью внимания, неудовлетворенностью от текущей ситуации и т. п.» [14, с.144].

«Напряжение - это сосредоточение сил, внимания при осуществлении какой-либо деятельности» [20, с.85].

«Стресс - это неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое к нему требование» [14, с.146].

«Шок - это расстройство функций организма вследствие психического потрясения или физического повреждения» [20, с.103].

В схеме 3. показаны состояния спортсмена в спортивной деятельности, о которых говорит Некрасов В.П. [12].

Схема 3

ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ

В ТРЕНИРОВОЧНОЙ МОНОТОНИЯ

утомление

ТРЕВОЖНОСТЬ

В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ СТАРТОВАЯ АПАТИЯ

БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ

Некрасов

СТРАХ

В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

НАПРЯЖЕНИЕ

СТРЕСС

АФФЕКТ

В ПОСЛЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ВООДУШЕВЛЕНИЕ

ФРУСТРАЦИЯ

«Утомление - это временное снижение работоспособности, наступающее при длительных занятиях трудовой и умственной деятельностью, учебной и спортом» [14, с.148].

«Боевая готовность - это наиболее благоприятный, оптимальный уровень напряжения, совпадающий со временем старта» [4, с.56].

«Страх - это психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность» [4, с.76].

«Аффект - это кратковременное, бурно протекающее, чрезвычайно интенсивное эмоциональное состояние» [14, с.154].

1.2.4 Выводы

Психофизические состояния, которые возникают у спортсменов в спортивной деятельности, я систематизировал в сравнительной таблице.

Условные обозначения можно трактовать следующим образом:

- совпадает у всех

- встречается только у одного

- встречается только у двух

- встречается у двух, но в разных процессах

В таблице 1 четко видно, что авторы выделяют разные состояния, которые возникают у спортсменов в спортивной деятельности. Но некоторые из них (состояний) совпадают. Некоторые авторы выделяют состояния, которых у других нет. Два автора выделили одно состояние «тревожность», но в разных процессах спортивной деятельности.

Таблица 1

Психофизические состояния

Ф.И.О

Спортивная деятельность

Состояния

1.

Е.И.Ильин

В ТРЕНИРОВОЧНОЙ

ТРЕВОЖНОСТЬ

НЕУВЕРЕННОСТЬ

В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ВОЛНЕНИЕ

СТАРТОВАЯ ЛИХОРАДКА

СТАРТОВАЯ АПАТИЯ

В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

МОБИЛЬНОСТЬ

МЕРТВАЯ ТОЧКА

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

В ПОСЛЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ФРУСТРЦИЯ

ВООДУШЕВЛЕНИЕ

РАДОСТЬ

2.

А.Ц.Пуни

В ТРЕНИРОВОЧНОЙ

НЕУВЕРЕННОСТЬ

ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ

МОНОТОНИЯ

В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ВОЛНЕНИЕ

СТАРТОВАЯ ЛИХОРАДКА

НАПРЯЖЕНИЕ

В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

МЕРТВАЯ ТОЧКА

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

СТРЕСС

В ПОСЛЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ШОК

ФРУСТРАЦИЯ

ВООДУШЕВЛЕНИЕ

3.

В.П.Некрасов

В ТРЕНИРОВОЧНОЙ

МОНОТОНИЯ

ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ

УТОМЛЕНИЕ

В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ТРЕВОЖНОСТЬ

БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ

СТАРТОВАЯ АПАТИЯ

В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

СТРАХ

СТРЕСС

НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ

В ПОСЛЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

АФФЕКТ

ФРУСТРАЦИЯ

ВООДУШЕВЛЕНИЕ

1.3 Изучение состояний, возникающие у спортсменов (баскетболистов) в период тренировочной деятельности

Рассмотрим состояния спортсмена, возникающие в тренировочной деятельности:

Монотония - означает однообразие. Она сопровождается чувством скуки, падением интереса к выполняемой работе. Различают три формы монотонии:

- Неуверенность

Феномен «уверенность-неуверенность» характеризует процесс оценки ситуации, т. е. связан с информативной сферой психической деятельности, а не с эмоциональной. Причиной неуверенности являются новизна обстановки, задания, неясность и неопределенность цели и задачи, недостаток сведений, необходимых для принятия решения или прогноза успеха, а также неуспеха; борьба мотивов, например, хотения и долженствования. Неуверенность возникает у лиц легко внушаемых, с навязчивыми мыслями. Такие спортсмены верят в приметы, ритуалы, что связано с их эмоциональной неустойчивостью.

- Утомление

Состояние утомления возникает при длительной и интенсивной работе, в результате которой человеку становится сначала трудно, а затем и невозможно поддерживать необходимую интенсивность и качество работы.

С одним из первых признаков утомления мы прекрасно знакомы -- это чувство усталости, которое затем сменяется чувством бессилия, понижение уверенности в собственных силах и возможности довести начатое дело до конца. Ухудшается внимание: Вы легко отвлекаетесь, не можете сконцентрироваться. Чувство усталости, как правило, быстрее появляется, когда работа была изначально неинтересной или в дальнейшем приобрела это свойство.

- Переутомление

Очень негативное по последствиям состояние, требующее незамедлительного отдыха и восстановления сил.

Страх.

Спортивная деятельность часто сопровождается переживанием страха, который может повлечь за собой успешность выступления на соревнованиях или на качество тренировочного процесса.

Различается три формы страха, возникающие при осознании опасности.

Первая форма - астеническая реакция - проявляется в оцепенении, дрожи.

Вторая форма--паника.

Третья форма - боевое возбуждение, связанное с активной сознательной деятельностью в момент опасности.

Поведение человека при различных формах страха различно. В сложных ситуациях влияние страха будет зависеть от характера доминирующей привычки, возникающей в данной ситуации.

Тревожность

Тревожность может возникать как в тренировочной деятельности, так и в предсоревновательной. Оно сопровождается: расстройством кожно-гармонических реакций, нарушением дыхательного цикла, замедленными двигательными действиями.

Изучить состояния, возникающие у спортсменов баскетболистов в период тренировочной деятельности, мы можем с помощью наблюдения, анкеты и шкалирования.

Наблюдение - это метод длительного, планомерного, целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении учащихся в естественных условиях.

Наблюдение - это универсальный метод, используемый в различных ситуациях. Научное наблюдение, имеющее психолого - педагогическую направленность, должно удовлетворять ряду требований:

1. Целенаправленность. Это требование означает, что наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлением его конкретных личностных особенностей, качеств в различных ситуациях и разных видах деятельности (игре, учебе, труде, общении, спорте);

2. Планирование. До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать?), продумать план, определить сроки и средства наблюдения, показатели (что фиксировать?), возможности просчета (ошибки) и пути их предупреждения, предупредительные результаты; при этом надо точно определить особенности, за которыми ведется наблюдение (их не должно быть много). Конечно, целью наблюдения должна быть разработка путей исправления выявленных недостатков поведения.

3. Самостоятельность. Наблюдение должно выявляться самостоятельной, а не попутной задачей. Если учитель ставит перед собой одновременно ряд других задач (воспитательных, организационных), то его выводы могут оказаться и объективными, но лишь случайно замеченными, т.к. основные условия внимания будут направлены на решение целого ряда задач.

4. Естественность. Оно должно проводиться в естественных условиях.

5. Систематичность. Наблюдение должно вестись не от случая к случаю, не по желанию учителя, а в соответствии с планом.

6. Объективность. В процессе наблюдения учитель должен фиксировать не свои предложения, а записывать объективные факты.

7. Фиксация. Все данные наблюдения должны систематически фиксироваться. Полученные результаты, материалы должны обязательно записываться в ходе наблюдения или сразу после него. Записи обычно идут в хроническом порядке, через определенные промежутки времени. Для сокращения записи удобно оформлять в виде схем, таблиц.

Наблюдение бывает: внешнее - способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны; внутреннее - самонаблюдение; свободное - не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект исследования; стандартизированное, напротив, заранее определено и ограничено в плане того, что наблюдается; включенное наблюдение - исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого ведется наблюдение; скрытое - наблюдаемый не знает и не подозревает о том, что за ним наблюдают.

С помощью наблюдения можно изучить внимание, поведение, темперамент, память, характер, способности учащихся.

У наблюдения есть свои достоинства:

1) оно позволяет изучить проблемы, не допускающие экспериментального решения;

2) позволяет анализировать деятельность ученика;

3) поведение ученика в естественных условиях;

4) оно позволяет «поймать» сам момент проявления поступка.

Наблюдение имеет ряд недостатков, которые надо учитывать:

1. При нем практически невозможно исключить влияние случайных факторов;

2. Пассивный метод: учитель «пожинает» результаты и явления тех ситуаций, которые появляются независимо от его планов;

3. Нельзя влиять на ход событий;

4. Можно упустить существенное;

5. Анализируются только внешнее проявление поступка.

Примером наблюдения может являться наблюдение за активностью ученика на уроке.

Дневник для наблюдения за возникновением состояний у спортсменов в период тренировочной деятельности (см. таб. 2).

Цель: путем наблюдения выявить состояния у спортсменов в тренировочной деятельности.

Таблица 2

Дневник наблюдения

Дата, время.

Тренировочная деятельность

Ф.И.О.

Страх

Неуверен

ность

Тревожность

утомление

переутомление

монотония

Оцепенение, дрожь

паника

боевое возбуждение

Боязнь выполнить задание

Нарушение дыхания;

Замедленное движение

Расстройство кожи

Чувство усталости

Чувство бессилия

ухудшение внимания

Полное прекращение работы

чувство скуки

потеря интереса к выполняемой работе

Страницы: 1, 2, 3