бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение проблемы индивидуальных различий в психологической концепции Хуана Уарте бесплатно рефераты

Изучение проблемы индивидуальных различий в психологической концепции Хуана Уарте

Министерство образования Российской Федерации.

Федеральное агентство по образованию РФ.

Нижегородский Государственный Педагогический Университет.

Реферат

Изучение проблемы индивидуальных различий в психологической концепции Хуана Уарте.

Нижний Новгород. 2008г.

Содержание.

Введение

Экскурс исторического периода

«Исследование способностей к наукам»

Введение.

О личности испанского врача эпохи возрождения, Хуана Уарте, известно не так уж много. Точная дата его рождения не уста-новлена, по всей вероятности это было в 1529 году. До недавнего времени считали, что Уарте учился в университете Уэска. Однако последующие исследования показали, что он учился в Баэсском университете, а медицину изучал в Алькала, где в 1550 г. получил докторскую степень.

Документальных данных о жизни и деятельности X. Уарте до 1571 г. почти не имеется. С 1571 г. он жил в Баэсе, где в 1572 г. получил должность городского врача.

Вот некоторые сведения которые даёт нам Большая советская энциклопедия:

Уарте (Huarte) Хуан (около 1530, Сан-Хуан-де-Пье-дель-Пуэрто, Наварра, -- не позднее 1592, Баэса), испанский врач и философ-материалист. Учился в университете г. Баэса. Автор труда «Исследование способностей к наукам» (1575, русссикй переревод 1960, вступительная статья Р. Бургсте), в котором способности души в духе натурфилософии Возрождения ставятся в зависимость от телесных особенностей человека, его темперамента, определяющегося преобладанием в мозгу одного из четырёх первоэлементов природы (огня, воздуха, земли, воды), а также от климатических условий и пищи. Основой изменений в природе и человеческом организме является активный элемент -- огонь. Уарте одним из первых пытался создать классификацию наук, основанную на человеческих способностях -- памяти, разуме и воображении. В теории познания подчёркивал роль наблюдения. Оказал большое влияние на испанский гуманизм 16--17 вв.

В 1575 г. вышла единственная книга Хуана Уарте (1529--1592) «Исследование способностей к наукам», принесшая автору всеевропейскую славу.

Уарте рисовал перспективу небывалого усиления могущества Испанской империи при условии оптимального использования природных дарований людей. Это была первая в истории психологии работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. Поэтому Хуана Уарте можно считать родоначальником направления, названного в дальнейшем дифференциальной психологией. В своем исследовании он ставил четыре вопроса: «какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой... какие виды дарования имеются в человеческом роде... какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности... по каким признакам можно узнать соответствующее дарование». В своей работе мы постараемся наиболее полно ответить на эти вопросы, проанализировав его труд.

Одно перечисление этих проблем говорило о принципиально новом подходе. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе:

«Для того чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит...».

Однако, благая мысль о том, чтобы расставить людей в обществе по их природным способностям кощунственно звучала в феодальной Испании, и не могла найти применения.

Экскурс исторического периода.

На исходе XV в. все как будто предвещало Испании радужное будущее. Успешно закончилась затянувшаяся на века реконкиста. В 1492 г. пала Гранада - последний оплот мавританского владычества на Пиренейском полуострове. Этой победе в немалой мере содействовало объединение Кастилии и Арагона в царствование Изабеллы и Фердинанда Католиков (70-е годы XV в.). Испания превратилась наконец в единое национальное королевство. Уверенно чувствовали себя горожане. Опираясь на их поддержку, королева Изабелла смирила оппозицию кастильских феодалов. Могучее восстание каталонских крестьян в 1462-1472 гг. привело к тому. что сперва в Каталонии (1486), а вскоре затем и на территории всего Арагона указом короля было отменено крепостное право. В Кастилии его давно уже не существовало. Правительство покровительствовало торговле и промышленности. Экспедиции Колумба и Америго Веспуччи должны были служить экономическим интересам Испании.

В начале XVI в. Испания уже представляла собой одно из самых могущественных и обширных государств Европы. Под ее властью помимо Германии находились Нидерланды, часть Италии и другие европейские земли. Испанские конкистадоры захватили в Америке ряд богатых владений. Испания становится огромной колониальной державой.

Но у испанского могущества было очень шаткое основание. Ведя агрессивную внешнюю политику, Карл V (1500-1558, время правления 1516-1556) во внутренней политике являлся решительным сторонником абсолютизма. Когда в 1520 г. кастильские города подняли восстание, король с помощью аристократии и немецких ландскнехтов сурово подавил его. В то же время в стране не была проведена настоящая политическая централизация. Повсеместно еще давали о себе знать традиционные средневековые обычаи и законы.

Сравнивая испанский абсолютизм с абсолютизмом в других европейских странах, К. Маркс писал: "...в других больших государствах Европы абсолютная монархия выступает как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества... Напротив, в Испании аристократия приходила в упадок, сохраняя свои худшие привилегии, а города утрачивали свою средневековую власть, не приобретая значения, присущего современным городам" .

Испания казалась грозным и несокрушимым колоссом, но это был колосс на глиняных ногах. Последующее развитие событий доказало это с полной очевидностью.

Проводя свою политику в интересах феодальных магнатов, испанский абсолютизм не был способен создать условия, которые благоприятствовали бы успешному экономическому развитию страны. Правда, из колоний метрополия выкачивала сказочные богатства. Но эти богатства становились достоянием лишь немногих представителей господствующих сословий, вовсе не заинтересованных в развитии торговли и промышленности. Сравнительно кратковременным оказался расцвет испанских городов. Невыносимо тяжелым было положение крестьянства. В царствование Филиппа II (1556-1598) положение Испании стало прямо-таки катастрофическим. При нем Испания стала главным оплотом европейской феодальной и католической реакции. Однако войны, которые вел король в интересах дворянства, непосильным бременем ложились на плечи страны. И были они далеко не всегда удачными. Филиппу II не удалось одолеть восставших против испанского гнета нидерландцев. Жестокое поражение потерпела Испания в войне против Англии.

В 1588 г. едва спаслась от полной гибели "Непобедимая армада". Реакционной испанской монархии еще удавалось одерживать отдельные победы, но она не способна была искоренить все то новое, что поднималось к жизни в различных частях Европы. Отпадение Северных Нидерландов в 1581 г. свидетельствовало об этом с особой ясностью. Внутренняя политика испанского абсолютизма была столь же реакционной, сколь и бесплодной. Своими действиями правительство только ухудшало и без того тяжелое экономическое положение страны. Да и что могло дать стране, например, жестокое преследование морисков (крещеных мавров), по болыцей части искусных ремесленников и торговцев? Подобно неизлечимому недугу расползалась по стране нищета. Особенно уродливым и зловещим на фоне народной нищеты выглядело богатство церкви и кучки высокомерных грандов. Финансовое положение страны было настолько безнадежным, что Филиппу II пришлось дважды объявлять государственное банкротство. При преемниках его Испания падала все ниже и ниже, пока, наконец, не превратилась в одно из захолустных государств Европы.

Огромную и мрачную роль в жизни Испании играла католическая церковь. Ее могущество подготовлялось на протяжении ряда веков. Освобождение Испании от мавританского владычества велось под религиозными лозунгами, это поднимало авторитет церкви в глазах широких кругов, усиливало ее влияние. Не пренебрегая земными благами, она становилась все более богатой и сильной. Естественно, что церковь стала верным союзником испанского абсолютизма. На службу ему она поставила "святейшую" инквизицию, которая появилась в Испании в 1477 г. для наблюдения за морисками. Инквизиция была вездесуща и беспощадна, стремясь пресечь и искоренить любое проявление вольномыслия. В XVI в. в Европе не было другой страны, где бы так часто пылали костры инквизиции. Таков был неутешительный итог испанских великодержавных порядков.

Первые ростки испанского Возрождения возникли еще в XV в. (сонеты поэта-петраркиста маркиза де Сантильяны и др.). Но развиваться ему пришлось в условиях весьма специфических - в стране, где на каждом шагу можно было встретить пережитки средних веков, где города не получили современного значения, а дворянство, приходя в упадок, не утратило своих привилегий и где, наконец, церкви все еще принадлежала страшная власть над умами людей.

В этих условиях испанский гуманизм был лишен той резкой антиклерикальной тенденции, которая столь характерна для гуманизма итальянского, французского или немецкого. В испанской поэзии и драматургии XVI в. широко разрабатывались религиозные темы. В мистические тона были окрашены многие произведения тогдашней испанской словесности. Религиозным порывом охвачены творения крупнейших испанских живописцев XVI в. - Луиса Моралеса и Эль Греко.

Все это, однако, вовсе не означало, что испанская культура эпохи Возрождения была покорной служанкой богословия. И в Испании встречались ученые и мыслители, осмеливавшиеся выступать против схоластики, отстаивать права человеческого разума и ратовать за глубокое изучение природы. Это были преимущественно естествоиспытатели и врачи, по роду своей деятельности близкие к человеку и его земным потребностям. Врачом был знаменитый физиолог и философ Мигель Сервет, успешно изучавший вопросы кровообращения. В 1553 г. он был по настоянию Кальвина сожжен в Женеве на костре. Врачом был также Хуан Уарте, выдающийся философ, тяготевший к материалистическим воззрениям. Его "Исследование способностей к наукам" (1575) приобрело широкую известность. В конце XVIII в. великий просветитель Германии Лессинг перевел его на немецкий язык. Зато инквизиция нашла трактат испанского гуманиста еретическим. В 1583 г. он был внесен в список запрещенных книг. К первой половине XVI в. относится деятельность философа-гуманиста Хуана Луиса Вивеса, друга Эразма Роттердамского.

Но, конечно, католическая Испания была страной, мало подходящей для расцвета гуманистической философии. Зато испанская литература, не столь стесненная церковной догмой, достигла в эпоху Возрождения поистине замечательного расцвета.

«Исследование способностей к наукам»

В 1575 г. в испанском городе Баэса вышла в свет небольшая книга под названием «Исследование способностей к наукам». Её ав-тор-- Хуан Уарте был известен своим согражданам не как писа-тель, но как опытный врач, уже снискавший себе уважение жителей этого города своими знаниями и, по свидетельству некоторых источников, мужественным поведением в борьбе против постиг-шего город в 1566 г. несчастья -- эпидемии чумы. Эта книга была его первой и единственной.

Она была готова в 1574 г., но тогда не вышла в свет из-за препятствий, чинимых инквизицией. Уарте был вынужден зано-во отредактировать и переделать ряд мест по требованию комис-саров инквизиции.

Книга имела большой успех. В течение трех лет она была переиздана четыре раза. С 1579 г. в инквизицию начинают поступать доносы на Уарте и его книгу. В 1581 г. португальская инквизиция включает книгу в список запрещенных книг, а в 1583 г. ее примеру последовала испанская инквизиция. Позднее книга Уарте была за-прещена также и в Риме.

Подготавливая свою книгу к переизданию, Хуан Уарте творче-ски переработал ее, дополнив рядом глав. Новое издание книги, осуществленное его сыном Луисом Уарте, вышло в Баэсе, в 1594 г., когда Уарте, по всей вероятности, уже не было в живых.

Это издание существенно отлича-лось от издания 1575 года. В нем было 22 главы (вместо 15 глав в первом издании). Первая и вторая главы были написаны заново, снята 7-я глава первого издания, которая была запрещена инк-визицией.

Книга Уарте поразила смелостью мыслей, глубиной постав-ленных вопросов, великолепным языком и остроумием выражений. Она не представляла собой изолированного явления в культурной жизни страны и перекликалась с целым рядом философских и ес-тественнонаучных произведений других испанских авторов.

В Исследовании способностей к наукам Уарте рассматривает следующие вопросы:

· почему люди придерживаются различных мнений в своих суждениях?

· что такое дарование, и какие различные виды его обнаруживаются в человече-ском роде?

· Какие различия, существую-щие между людьми, неспособными к наукам ?

· Какая природа де-лает мальчика способным к обучению?

· Какое значе-ние имеет темперамент для того, чтобы человек стал благоразумным и добронравным?

· Какая часть тела должна быть хорошо устроена для того, чтобы юноша был способным?

· Из каких качеств происходят виды дарований человека?

· Тленна или смертна душа?

· Какие виды дарований имеются в человеческом роде?

· Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию?

· Какая существует зависимость между различными дарованиями?

· К какому роду способностей принадлежит военное искусство, и по каким, признакам можно узнать человека, обладающего этим талантом?

· К какому виду дарования относится королевская власть и какими признаками должен обладать тот, кто имеет такое дарования?

· Какие условия следует соблюдать для того, чтобы способности сохранились у образовавшихся и уже родившихся детей?

Из всех поставленных вопросов можно выделить четыре основных, упомянутых в введении :

1. «Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой...» ?

2. «Какие виды дарования имеются в человеческом роде...»?

3. «Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности...»?

4. «По каким признакам можно узнать соответствующее дарование…»?

Рассмотрение этих вопросов и является основой психологической концепции индивидуальных различий Хуана Уарте, именно поэтому они и стали предметиом нашего исследования.

Какими способностями обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и неспособным к другой

Подобно другим представителям эпохи Возрождения, Уарте пытается объяснить качественное различие вещей результатом различных количественных комбинаций одной и той же первичной материи, различными количественными соотношениями простейших материальных элементов. Об этом подробно говорится в книге. Уарте рассматривает субстанцию как совокупность четырех элементов -- огня, земли, воздуха и воды, обладающих четырьмя первичными качествами (жар, холод, сухость и влажность). Эти элементы и качества, по его мнению, определяют свойства всех предметов и явлений природы.

Уарте выступает против мистико-религиозного объяснения про-исхождения человека, остроумно высмеивает астрологию. Он учит, что человек, его способности и характер является результатом смешения (в определенном соотношении) четырех первичных элементов, которые сами являются «такими же, как и те, которые со-ставляют другие естественные вещи».

Уарте считал, что огонь, земля, воздух и вода, проникая через пищу в человеческий организм, определяют его особенности и ум-ственные способности. Поэтому жизнь человека и его здоровье зависят не от божественной воли, а от этих элементов, «из гар-монии которых составляется здоровье и жизнь человека».

Основой деятельности человеческого организма Уарте считал внутреннюю энергию естественного происхождения, источником которой является огонь, выступающий активным, в отличие от пассивных земли, воздуха и воды. Огонь, учит Уарте,-- основа внутреннего обмена и, следовательно основа главных функций организма -- дыхания и питания. Кровь и воздух доставляют пищу огню.

Значительную трудность, по мнению Уарте, представляло объ-яснение того, каким образом природа соединяет эти элементы для образования всех одушевленных я неодушевленных сложных смесей и создания формального огня, без того, чтобы он опускался из впадины луны или поднимался из центра земли, как утвержда-ли некоторые. Сам Уарте пытается объяснить это процессом гние-ния, которое разлагает сложные вещества на простейшие состав-ляющие.

Страницы: 1, 2