бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение особенностей сферы общения у сотрудников ОАО "БКЗ" бесплатно рефераты

С точки зрения отечественной психологии и педагогики, индивидуальная диагностическая (познавательная) беседа представляет собой изучение личностных особенностей сотрудника на основе анализа высказываемых- им оценочных суждений о предметах и явлениях объективного мира. Как показывает анализ, это один из доступных, важных и наиболее действенных методов изучения подчиненного. В ее ходе руководитель имеет возможность не только глубже познать внутренний мир человека, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на решение корпоративных проблем, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении.

Каждая индивидуальная беседа требует специальной предварительной подготовки: ознакомления с биографическими сведениями; определения цели, времени и места ее проведения; продумывания плана проведения беседы, вопросов и методики ее проведения (вступление в разговор, создание необходимой эмоциональной ситуации, выход на интересующие вопросы и т.д.).

Наиболее результативно беседа проходит в непринужденной обстановке, когда сотрудник в большей степени предрасположен к разговору: во время обеденного перерыва (если у него нет на это время собственных планов), в ходе корпоративных встреч и т.д. Планирование методики проведения беседы позволяет руководителю подготовиться к ней и вести разговор не вообще, а целенаправленно.

Практика показывает, что при подготовке к беседе руководитель должен обращать внимание на факторы, которые позволяют глубже понять индивидуальные особенности подчиненного: интересы, взгляды, убеждения, идеалы; представление о жизненных перспективах, установках; проявление особенностей характера; круг интересов; характеристика подчиненным своих сотрудников; отношение к служебной деятельности, испытываемые трудности, что удается сравнительно легко, в какой нуждается помощи; проведение досуга, выходных дней и праздников; характеристика семейных отношений, взаимоотношений с членами семьи, товарищами; отношение к нему сослуживцев и др.

Эффективность индивидуальной диагностической беседы во многом зависит от соблюдения определенных педагогических условий. К ним следует отнести: четкое осознание руководителем, что ему необходимо узнать о подчиненном; активность ведения беседы с его стороны и стороны собеседника; непринужденность, допустимую откровенность, необходимую принципиальность.

Педагогическая режиссура диагностической беседы с подчиненным во многом зависит от тех обратных связей, которые формируются в процессе взаимодействия стихийно или как результат умелых психолого-педагогических действий руководителя. Их формирование может быть облегчено использованием некоторых психолого-педагогических советов, взятых в трудах отечественных и зарубежных специалистов в сфере общения:

- беседуя с подчиненным, проявляйте искренний интерес к нему, как личности, к его взглядам, суждениям и т.д.;

- помните, что для любого человека звук его имени - самый сладкий и самый важный звук человеческой речи;

- поощряйте стремление человека рассказывать о себе. Чем лучше вы это делаете, тем более неожиданными могут быть результаты;

- избирайте тему для общения обязательно в кругу интересов вашего собеседника. Это могут быть его служебные или социально-бытовые проблемы, проблемы здоровья и многое другое;

- всегда давайте подчиненному возможность почувствовать его значимость в коллективе;

- ненавязчиво акцентируйте внимание собеседника на собственном желании помочь ему в разрешении стоящих перед ним проблем.

Перечисленные советы помогут расположить к себе подчиненного. Важно попытаться сформировать у него желание соучаствовать в решении ваших служебных или профессиональных задач. Для этого может быть использована следующая технология:

- вначале покажите собеседнику свое дружеское отношение к нему;

- проявляйте уважение к мнению собеседника, никогда сразу не говорите ему, что он не прав, лучше помогите ему прийти к этой оценке самому;

- старайтесь, чтобы ваш собеседник говорил больше, чем вы;

- честно попытайтесь понять точку зрения собеседника, проявляйте сочувствие к его мыслям и желаниям;

- взывайте к благородным побуждениям, придавайте своим идеям наглядность, инсценируйте их.

После беседы целесообразно провести ее анализ, сделать выводы и наметить направления дальнейшей работы. Это позволяет накапливать и обобщать полученные факты о подчиненном и более активно использовать знание его индивидуальных психологических особенностей в процессе последующей работы с ним.

Следующим методом изучения психологических особенностей личности подчиненного, рекомендуемым для применения руководителем, выступает метод анализа результатов деятельности. По своей сути он представляет собой изучение индивидуальных психологических особенностей личности сотрудника на основе оценки качества выполняемой им профессиональной деятельности. Этот метод предусматривает учет руководителем действий и поступков подчиненных, достижений и недостатков в выполнении служебных обязанностей, что позволяет сделать вывод об особенностях направленности личности конкретного человека, его характера, уровня сформированности жизненной позиции и др.

Также применимым в деятельности руководителя выступает метод анализа документов, суть которого заключается в изучении индивидуальных особенностей личности подчиненного на основе анализа содержания и выводов, касающихся его документов. К их числу можно отнести: документы об образовании и профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации; рекомендательные письма и др. Изучение перечисленных документов позволяет выявить некоторые черты характера, интересы, склонности, уровень исполнительности и другие показатели, в основе появления которых находятся психологические особенности личности подчиненного.

Кроме изложенных методов изучения индивидуальных особенностей личности в психолого-педагогической науке разработаны и применяются и ряд других. Среди них наиболее применимы:

- метод эксперимента предусматривает изучение индивидуальных психологических особенностей личности на основе анализа их внешнего проявления в специально созданных условиях, в которых, по мнению руководителя, необходимое качество обязательно проявится;

- метод анкетирования - изучение индивидуальных психологических особенностей личности подчиненного на основе анализа содержания даваемых им письменных ответов на заранее подготовленный перечень вопросов;

- метод независимых характеристик предполагает изучение личностных особенностей человека на основе анализа оценочного суждения о нем других лиц. Если мнение о личностных особенностях сотрудника высказывают специалисты в области психологии и педагогики, то данный метод получает название метода экспертных оценок;

- биографический метод, суть которого заключается в изучении индивидуальных особенностей личности на основе анализа социально-психологических условий его предшествующего личностного развития.

Следует учитывать, что применение рассмотренных психолого-педагогических методов изучения личности дает руководителю достаточно объемный материал для формирования вывода о психологических особенностях и возможностях подчиненных им сотрудников. Однако каждый из них в отдельности не обеспечивает полную объективность результатов. Этот показатель может повышаться лишь при условии их комплексного (совместного) применения.

Другим условием повышения достоверности результатов изучения подчиненного выступает применение методов, перечисленных в третьей группе - специальных (частных) методов. Они преимущественно используются профессиональными психологами в рамках одной из отраслей психологии - психологической диагностике (психодиагностике).

2.2. Понятие и возможности психодиагностики

В современной психологической литературе психодиагностика рассматривается как отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления, распознания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Она берет свое начало с конца XIX века, когда в психологии появилась, быстро распространилась и стала реализовываться идея количественного измерения некоторых показателей психической деятельности человека и его психологической сферы. Ее результаты дали возможность измерять конкретное личностное качество человека и на этой основе осуществлять постановку соответствующего психологического диагноза - структурированного описания комплекса взаимосвязанных психических явлений личностной сферы человека - психических процессов, образований и свойств личности. При этом поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам (педагогам, практическим психологам, менеджерам по подбору персонала и др.), но и самим обследуемым.

Основными функциями психодиагностики в системе современного образования и профессиональной деятельности являются осуществление контроля над формированием необходимых знаний и профессионально важных личностных свойств и качеств обучающихся и сотрудников, оценка особенностей их умственного, интеллектуального, профессионального и других видов развития. В последние годы ее возможности все больше используются в ходе отбора абитуриентов в те или иные учреждения профессионального образования, а также в интересах повышения эффективности профессионального подбора кадров в учреждения и фирмы различного уровня и направленности деятельности. Это связано с тем, что, например, успешность учебной деятельности студентов преимущественно зависит как от уровня их интеллектуального развития и специальных способностей, требуемых для овладения данной профессией, так и от особенностей их личностной сферы (направленности, психофизиологических особенностей, акцентуации тех или иных черт характера и т.д.). Психодиагностика указанных и других психологических особенностей молодых людей позволяет не только более точно осуществлять отбор абитуриентов, но и проводить необходимую коррекцию учебно-воспитательного процесса с учетом их индивидуально-психологического развития.

Одной из наиболее важных целей психодиагностики является обеспечение полноценного психического и личностного развития человека. Разумеется, что она стремиться ее достичь доступными ей методами, которые позволяют оказывать помощь в развитии личности, преодолении возникающих психических и (или) психологических трудностей и т.д. Вследствие этого другой важной задачей психодиагностики является создание условий для проведения целенаправленной коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций, проведения психотерапевтических мероприятий и др. Главной же ее функцией в последние годы стало определение условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему личностному развитию конкретного человека, формулирование рекомендаций при разработке программ обучения, воспитания и развития людей, учитывающих своеобразие их личностной сферы.

В то же время необходимо понимать, что возможности психодиагностики реализуются преимущественно в интересах осуществления прогноза личностного развития. Эта задача решается на основе выделения ряда признаков определенного свойства, которое является причиной того или иного поведения или проступка человека, и прогноза их повторения в будущем в виде так называемого «критериального поведения». Однако успешное прогнозирование возможно лишь тогда, когда именно измеренное психическое свойство является причиной данного критериального поведения.

В психодиагностике выделяют психодиагностические признаки, категории и выводы. При этом отмечается, что психодиагностические признаки можно непосредственно наблюдать и регистрировать (например, конкретные поступки людей). В то же время психодиагностические категории представляют собой скрытые внутренние психологические факторы (психологические причины), которые и обусловливают определенное поведение и особенности человека. Вследствие этого трудность формулирования психодиагностического вывода (психологического диагноза) заключается в том, что между признаками и категориями часто не существует жестких взаимно-однозначных связей. Вследствие этого технологические приемы получения первичных психодиагностических признаков и логические правила их синтеза в диагностические категории считается главным предметом и продуктом развития психодиагностики. Основные же принципы и математизированная технология создания стандартизированных измерительных психодиагностических методик разрабатываются в психометрике.

Для диагностики интеллектуального развития, специальных способностей, профессионально значимых свойств и других элементов личностной сферы человека требуется богатый арсенал психодиагностических методик, каждая из которых имеет соответствующие виды и формы.

2.3. Виды и формы психодиагностических методик

Частные (специальные) методы психодиагностики, реализуемые в виде соответствующих психодиагностических методик, привязаны к решению узкого класса практических задач и направлены на диагностику вполне определенных личностных свойств и качеств. В связи с этим в этой группе выделяют стандартизированные, а также клинические методы. Считается, что стандартизированные методы более эффективны, когда необходимо получить информацию о целой группе людей в краткие сроки и при этом принять строго альтернативное решение, требующее количественного обоснования своей надежности. Они лучше защищены от возможных ошибок, возникающих вследствие низкой психодиагностической квалификации исполнителя.

В свою очередь, клинические методы более эффективны при применении опытными профессиональными психологами (специалистами групп профессионального отбора, подбора персонала и др.). Они позволяют глубже и точнее проникнуть в особенности личностной сферы конкретного человека, но требуют достаточно много времени на индивидуальную работу с ним. К тому же практики психодиагностики отмечают, что они бывают еще более эффективными, если по их результатам сам психолог-диагност проводит с конкретным обследуемым соответствующую психологическую коррекцию, психотерапию или тренинг.

В психодиагностике также принято различать методики по степени их формализованности. По этому признаку все они объединены в две группы - малоформализованные и высокоформализованные. К первой относятся методики, реализующие возможности общих методов диагностики психологической сферы человека - наблюдения, диагностической беседы, анализа результатов деятельности и т.д. Их использование требует высокой психодиагностической квалификации и профессионального опыта менеджера (специалиста), поскольку они зачастую не имеют стандартов изучения и интерпретации получаемых результатов.

К методикам высокого уровня формализации (высокоформализованным) относятся различные виды методов тестирования и опроса. Их отличает целый ряд таких характеристик как строгая регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций и времени проведения), обработки и интерпретации результатов (наличие строго определенных критериев оценки, норм, нормативов и др.), достаточно высокая надежность. Сама диагностическая процедура строится таким образом, чтобы ни один исследуемый не имел преимуществ перед другими (отсутствие индивидуальных разъяснений, изменение времени для решения предлагаемой задачи и т.д.).

Из всех существующих на сегодняшний день высокоформализованных методик наиболее распространенными являются тестовые методики, в основу которых положена процедура метода тестирования, предполагающая решение стандартизированного (всегда имеющего один или несколько правильных ответов) задания с целью определения количественных (иногда качественных) характеристик психологических особенностей личности по определенным параметрам. По содержанию они сведены в несколько групп: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и личностные тесты. С их помощью удается достаточно объективно оценить (диагностировать) уровень развития всех личностных особенностей человека, относящихся к группе психических процессов и образований.

Для оценки уровня развития психических свойств личности в психодиагностике преимущественно используются опросные методики, реализующие возможности метода опроса изучать психологические особенности личностной серы человека на основе анализа сделанного им выбора ответа на конкретный вопрос из предложенных вариантов.

В практической психодиагностике нередко применяются методики, включающие как задания опросного, так и тестового характера. В этом случае их правомерно называть тест-опросными методиками.

Используемые в психодиагностике проективные методики построены на интерпретации ответов человека на внешне нейтральные вопросы, реакции на ситуации, допускающие множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. Именно по ним психодиагност оценивает глубинную сущность и психические особенности личности, что позволяет говорить о принадлежности данного вида методик к группе малоформализованных.

Психодиагностические методики классифицируются по нескольким основаниям. Например, по форме проведения они могут быть индивидуальными или групповыми, письменными (бланковыми) или устными, аппаратурными (машинными) или компьютерными, вербальными или невербальными. При этом каждый из них имеет несколько составных частей: руководство по работе, стимульный материал (тестовые задания, вопросы, рисунки и др.), лист регистрации ответов, ключи правильных ответов (шаблон для обработки ответов) и интерпретационная таблица, позволяющая тем или иным образом истолковать (интерпретировать) полученные результаты.

Страницы: 1, 2, 3, 4