бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение основных закономерностей познавательных процессов в период взрослости бесплатно рефераты

Обратимся к определениям, которые имеются в литературе. Л.С.Выготский отмечает, что “воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением”.

Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

1.6 Основные теории изучения внимания

Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.

Внимание - один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

Устойчивость - способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком - либо объекте.

Сосредоточенность - способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других.

Переключаемость - перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Распределение - способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

Объем - размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным. Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

1.7 Основные теории изучение речи

Речь - совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Речь людей в зависимости от различных условий приобрета-ет своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего различают внешнюю и внут-реннюю речь. Внешняя речь бывает устная и письменная. В свою очередь устная речь бывает монологической и диалоги-ческой.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), по-этому ее основной признак--доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Уст-ная и письменная речь обладают своими психологическими осо-бенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к от-сутствующему читателю, который не видит и не слышит пишу-щего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пи-шущим и читающим создает определенные трудности в построе-нии письменной речи. Пишущий лишен возможности использо-вать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменя-ют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее вырази-тельна, чем устная. Кроме, того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е. обрабо-танной. И недаром крупнейшие писатели уделяли этому специаль-ное внимание,

Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми рукопися-ми Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина, то поражает их необык-новенно тщательная и требовательная работа по словесному выра-жению мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвы-чайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поко-лению.

В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.

Диалогическая речь -- это разговор, беседа двух или несколь-ких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обыч-ном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь под-держанная. Направленность такой беседы и ее результаты в зна-чительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить опреде-ленный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологиче-ская речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лек-ции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи -- ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности--до-стигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.

Внутренняя речь--это внутренний беззвучный речевой про-цесс. Она недоступна восприятию других людей и, следователь-но, не может быть средством общения. Внутренняя речь--сло-весная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словес-ных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают за-труднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней ре-чи, понятной для других.

Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление -- это речь, лишенная звучания («речь минус звук», как считают некоторые буржуазные ученые), а речь--«озвученное мышление». Это мне-ние ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы (слова с одина-ковым звучанием, но разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать раз-ные мысли, разные понятия.

Глава 2. Экспериментальная часть

2.1 экспериментальное изучение памяти

2.1.1 цели, гипотезы и задачи исследования основных познавательных процессов (память)

Основная цель моего первого эксперимента выявить преобладающий тип памяти у испытуемых. Как известно каждый человек обладает слуховой, зрительной, двигательной памятью.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение продолжительного времени видеть воспринятую картину в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств.

Кроме слуховой, зрительной и двигательной памяти существует такой вид памяти как эмоциональный. Это память на переживания. Она учувствует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Основной целью моего второго эксперимента является определение на сколько хорошо у человека развита эмоциональная память, то есть определить коэффициент эмоциональной памяти.

Согласно нормам этот показатель должен быть 25-75%.

2.1.2. Методика исследования памяти.

Испытуемые.

Для первого эксперимента я выбрал троих испытуемых:

Номер испытуемого

пол

возраст

Профессиональная принадлежность

Семейное положение

1

Мужской

25

Военнослужащий

Женат

2

Женский

27

Косметолог

Замужем

3

Мужской

25

Инженер

Женат

Используемые методики.

Методика №1. Тип памяти. Данная методика предназначена для определения преобладающего типа памяти.

Методика №2. Объёма эмоциональной памяти. Даная методика предназначена для оценки эмоциональной памяти и её объёма.

Использованная литература:

1. Столяренко Л.Д. «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПРАКТИКУМ» Р\Д 2003г.

2. « Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других» М-2001г.

Аппаратура

В данных экспериментах аппаратура не использовалась.

Процедура проведения эксперимента

Эксперимент №1 «Тип памяти»

Данный тест состоит из 3-ех частей, между частями перерыв 10 мин. прочитать инструкцию по всем 3-ем частям добиться понимания, собрать бланки ответов, проанализировать ответы.

Инструкция: « 1) Вам будут прочитаны 10 слов, вы их должны записать на бумаге.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

2) Вам раздадут бланки с 10 словами, вы их должны прочитать про себя, перевернуть бланк ответов и записать запомнившиеся слова.

Слова: жук, трамвай, топор, ветер, завод, рыба, рука, дерево, веселье, книга.

3)Вам будут зачитаны слова, вы их про себя проговариваете, одновременно записываете их пальцем в воздухе.

Слова: цвет, собака, колесо, окно, дорога, спичка, котел, вода, щетка, лампа.»

Оценка результатов: по каждой части теста подсчитывается коэффициент типа памяти , где - кол-во правильно воспроизведенных слов. Чем ближе коэффициент к 1 тем лучше развит данный тип памяти. Сделать вывод: какой тип памяти наиболее развит (слуховое запоминание, зрительное, двигательное)

Эксперимент №2 «Объем эмоциональной памяти»

Экспериментатор читает слова чётко, монотонно, с паузой в две секунды. После окончания чтения через 10 секунд предложить вспомнить слова и записать их. Затем необходимо собрать бланки ответов и проанализировать их.

Инструкция: «Сейчас вам будет представлен список из 45 слов, слушайте их внимательно и постарайтесь запомнить как можно больше слов. По моей команде вы запишите все слова, которые запомнили.»

Слова:

1) бумага (0) 12) дверь (0) 23) боль (-) 34) унижение (-)

2) подарок (+) 13) красота (+) 24) стол (0) 35) сплетни (-)

3) скука (-) 14) чернила (0) 25) краска (0) 36) каникулы (+)

4) потолок (0) 15) неприятность (-) 26) строка (0) 37) окно (0)

5) танцы (+) 16) победа (+) 27) горе (-) 38) премия (+)

6) выговор (-) 17) стена (0) 28) любовь (+) 39) потеря (-)

7) лампа (0) 18) обида (-) 29) цифра (0) 40) праздник (+)

8) печаль (-) 19) карандаш (0) 30) несчастье (-) 41) здание (0)

9) дружба (+) 20) благодарность (+) 31) музыка (+) 42) счастье (+)

10) злоба (-) 21) ссора (-) 32) тоска (-) 43) радость (+)

11) удача (+) 22) буква (0) 33) тетрадь (0) 44) обман (-)

45) веселье (+)

Оценка результатов: подчитывается общее количество запомненных слов, кроме того, экспериментатор обращает внимание, слова какой модальности больше всего запоминает испытуемый. Далее подчитывается коэффициент эмоциональной памяти , где ; А-количество всех запомненных слов, Б - все слова произнесенные экспериментатором.

от 0-25% низкий уровень эмоциональной памяти;

от 25-75% норма;

от 75-100% высокий уровень памяти;

Сделать вывод: какой объем эмоциональной памяти у испытуемого.

2.1.3. Результат исследования

Результаты исследования представлены в виде протоколов (смотри приложения 1,2)

2.2 экспериментальное изучение мышления.

2.2.1. цели, гипотезы и задачи исследования основных познавательных процессов (мышление)

Основная цель моего эксперимента определить насколько развито понятийное мышления у разных людей. Как известно, мышление -это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Существует несколько видов мышления. В данном эксперименте мы будем рассматривать теоретическое понятийное мышление.

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсужда-ет и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое поня-тийное мышление характерно для научных теоретических иссле-дований.

2.2.2 Методика исследования мышления.

Испытуемые.

Для эксперимента я выбрал троих испытуемых:

Номер испытуемого

пол

возраст

Профессиональная принадлежность

Семейное положение

1

Мужской

25

Военнослужащий

Женат

2

Женский

27

Косметолог

Замужем

3

Мужской

25

Инженер

Женат

Используемые методики.

Тест «Логически-понятийное мышление. Образование сложных аналогий». Данный метод раскрывает уровень понятийного мышления у человека.

Использованная литература:

1.Столяренко Л.Д. «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПРАКТИКУМ» Р\Д 2003г.

2.«Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других» М-2001г.

Аппаратура

В данных экспериментах аппаратура не использовалась.

Процедура проведения эксперимента

В «Образце» расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения. Например: «Овца -- стадо» -- часть и целое, «Малина -- ягода» -- определение, «Море -- океан» -- различаются в количественном отношении, и т. д.. В части «Материал» расположены пары слов, принцип свя-зи которых испытуемые должны сопоставить с одним из образ-цов. Например: «Глава -- роман» аналогично «Овца -- стадо» (указать номер аналогичного образца: «Глава -- роман» -- 1).

Образец: 1. Овца -- стадо

Малина -- ягода

Море -- океан

Свет -- темнота

Отравление -- смерть

Враг -- неприятель

МАТЕРИАЛ:

Испуг -- бегство 11. Десять -- число

Физика -- наука 12. Праздность -- безделье

Правильно -- верно 13. Глава -- роман

Грядка -- огород 14. Покой -- движение

Похвала -- брань 15. Бережливость -- скупость

Пара -- два 16. Прохлада -- мороз

Слово -- фраза 17. Обман -- недоверие

Бодрость -- вялость 18. Пение -- искусство

Свобода -- независимость 19. Капля -- дождь

10.Месть -- поджог 20. Радость -- печаль

«Ключ» и интерпретация результатов представлены в виде таблиц:

Предъявленные пары слов

Правильный ответ

Испуг -- бегство

5

Физика -- наука

2

Правильно -- верно

6

Грядка -- огород

1

Похвала -- брань

4

Пара -- два

6

Слово -- фраза

1

Бодрость -- вялость

4

Свобода -- независимость

6

Месть -- поджог

5

Десять -- число

2

Праздность -- безделье

6

Глава -- роман

1

Покой -- движение

4

Бережливость -- скупость

3

Прохлада -- мороз

3

Обман -- недоверие

5

Пение -- искусство

2

Капля -- дождь

1

Радость -- печаль

4

Оценка результатов: подсчитывается количество ошибок и соответственно проставляются баллы.

Количество ошибок

Баллы

Уровень развития понятийного мышления

0

5

Очень высокий уровень логически-понятийного мышления

1

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

2

3+

Хорошая норма большинства людей

3-4

3

Средняя норма

5-6

3-

Низкая норма

7 и более

2

Ниже среднего уровня понятийного мышления

Вывод: на основании полученных результатов делают вывод о том, на сколько развито понятийное мышление у человека.

2.2.3. Результат исследования

Результаты исследования представлены в виде протоколов (смотри приложения 3)

Заключение.

Подводя итог проведенной мной научной работы можно сделать следующие выводы:

1. Важнейшим компонентом любой человеческой деятельности выступают психические процессы. Психические процессы являются высшими психическими функциями по происхождению и структуре.

2. В понятие «психические процессы» входят следующие виды деятельности - восприятие, внимание, воображение, память, мышление, ощущение, речь.

Мышление - теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в неё действий и операций ориентировочно - исследовательского и познавательного характера.

Восприятие - сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.

Ощущение - отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга.

Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.

Память - это процесс сохранения и закрепления впечатлений, которые человек получает об окружающем мире.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.

3. Исследованиями психических процессов во все времена занимались представители разных наук: психология, биология, медицины, генетики и других наук. На базе их учений, были разработаны теории объясняющие природу психических процессов. На основе этих теорий были разработаны методики, которые предназначены для выявления и измерения индивидуально психологических особенностей личности. В настоящее время эти методики приобрели широкую практическую значимость в разных сферах человеческой деятельности.

В ходе выполнения научной работы я более подробно рассмотрел такие познавательные процессы как мышление и память. Как известно уровень развития тех или иных психических процессов у всех людей разный. В экспериментальной части своей работы я при помощи различных методик практически доказал, что: 1) каждый человек обладает несколькими типами памяти (зрительный, слуховой, двигательный и т.д.), однако преобладающим, как правило, является лишь один. 2) объём памяти также являются индивидуальной особенностью индивида. 3) люди обладают разными типами мышления, а уровень развития мышления зависит от многих факторов.

Библиография

1. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн - 4-е изд.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003-Кн.1:общие основы психологии

2. Основы психологии: Практикум /Ред.-сост.Л.Д. Столяренко Изд-е 4-е.,доп.и переработ.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003

3. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других М-2001г.

4. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89,2002

5. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/под ред.Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко,-СПб.: Речь,2002

6. Краткий психологический словарь.- М.,1985

Страницы: 1, 2, 3