бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение межличностных отношений будущих специалистов–педагогов в период обучения бесплатно рефераты

4. Меланхолический тип - явно тормозной тип нервной системы. Слабость процессов возбуждения и торможения при их неуравновешенности приводит к тому, что всякое сильное воздействие на меланхолика затормаживает его деятельность. Меланхолик склонен отдаваться переживанию по незначительному поводу. Он несколько замкнут, необщителен. Его пугает новая обстановка, новые люди, он смущается и теряется при установлении с ними контакта, а отсюда склонен уходить в себя, замыкаться в одиночестве. Павлов называет меланхолика аутичным типом. Меланхолик в общении с незнакомыми людьми застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может быть хорошим тружеником, отличаться большой тактичностью.

Как видим из описаний, темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности поведения.

Темперамент сказывается на характере активности и работоспособности, коммуникативности или социальном контакте, подвижности или лёгкости приспособляемости к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения. От перечисленных выше свойств личности зависит и способность человека к образованию межличностных контактов.

Для межличностного общения как монообъекта типична такая психологическая ситуация, когда его участники, вступая в контакты, преследуют вполне конкретные, более или менее значимые для каждого из них цели, содержание которых может быть одинаковым или различным в той или иной степени.

Сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Следовательно, специфической чертой межличностных отношений является эмоциональная основа. Это значит, что такие взаимоотношения возникают и складываются на основе определённых чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу и, проявляются на трёх эмоциональных уровнях: в аффектах, эмоциях, чувствах.

В психологии обычно рассматривается третий компонент - чувства, набор которых можно свести в две группы.

1. Конъюнктивные (от лат. Conjunetivus - соединительный) - сюда относят сближающие и объединяющие чувства, при которых субъекты отношений демонстрируют готовность и желательность сотрудничества, совместных действий.

2. Дизъюнктивные (от лат. Disjunctivus - разделительный) - туда относят разъединяющие людей чувства, когда отсутствует желание к сотрудничеству, взаимодействие становится невозможным.

Как известно общение выступает как одно из важнейших условий объединения людей для любой совместной деятельности. Это положение справедливо и для обучения и воспитания, представляющих собой опосредованную общением совместную деятельность людей, одни из которых передают, а другие усваивают накопленный человеческий опыт.

В общении человек, с одной стороны, проявляет, раскрывает для себя и других свои психологические качества, а с другой стороны, развивает и формирует их.

Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся общественные нормы, ценности, знания и способы деятельности, формируясь, таким образом, как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение, как и предметная деятельность, становится важнейшим фактором психического развития человека.

Любой вид деятельности (игра, учение, труд и др.), обусловливая главное содержание общения занятых ею людей, инициируя или, наоборот, тормозя их коммуникационную активность, одновременно с этим непосредственно воздействует на распределение ролей между ними.

При этом детерминирующее влияние, как на содержание общения, так и на его форму оказывают права и обязанности, которыми наделён каждый конкретный участник деятельности. Так в образовании, как правило, чётко регламентированы права и обязанности, с одной стороны, учителей, а с другой - учеников. Именно эта регламентация решающим образом определяет поведение тех и других в процессе общения.

Межличностное общение является не только необходимым компонентом деятельности людей, осуществление которой предполагает их сотрудничество, но и обязательным условием нормального функционирования их общностей (например, школьного класса). При сравнении характера межличностного общения в этих объединениях обращает на себя внимание, как сходство, так и различие между ними.

Сходство заключается в том, что общение в них выступает необходимым условием существования этих объединений, фактором, от которого зависит успешность решения стоящих перед ним задач.

Вместе с тем в каждой общности людей какой-то вид деятельности будет преобладающим. Так, для учебной группы - овладение знаниями, умениями и навыками. Поэтому в каждом типе общностей будет преобладать тот вид межличностного общения, который направлен на обеспечение главной для неё деятельности.

На общение влияет не только главная для данной общности деятельность, но и то, что представляет собой сама эта общность. Например, если это школьный класс, то важно знать, насколько он сформирован как коллектив, какие оценочные эталоны в нем господствую и т.д.

Особенности межличностного взаимодействия в любой общности в значительной степени обусловлены тем, как её члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик преимущественно вызывают друг в друге и какой стиль поведения избирают.

В процессе межличностного общения всегда происходит взаимодействие людей, отличающихся друг от друга эмоциональной сферой, волевыми и иными свойствами. Это станет ясно, если рассмотреть следующий случай - процесс объяснения учителем одного и того же материала разным классам. При этом каждое новое объяснение учителя с очередным классом будет неизбежно приобретать всё новые характеристики и отличия от предыдущего глубиной, продолжительностью, личностной вовлечённостью в него участников, эмоциональным фоном и др.

Для построения эффективного межличностного общения педагогу необходимо обладать коммуникативной компетентностью. Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определённой системы научных знаний и практических умений.

Главную роль в решении коммуникативных задач играет развитый социальный интеллект. Западный исследователь Г. Марлоу характеризует его как особый вид человеческого интеллекта, который не поддается измерению с помощью стандартизированных текстов.

Говоря о специфике мышления педагога, зарубежные авторы отмечают значение природной предрасположенности.

Выделены следующие характерные особенности социального интеллекта:

Ш Просоциальная направленность, готовность к сотрудничеству, личностная заинтересованность в благе других;

Ш Социальная самоэффективность как ожидание успеха при решении межличностных проблем;

Ш Эмпатический интерес и личное сострадание, обеспечивающие декодирование невербальных признаков эмоциональных переживаний;

Ш Определённое ценностное отношение к себе и другим.

Социальный интеллект как особое свойство ума позволяет понимать ребёнка, проникать в мотивацию поведения и распознавать сущностные черты его личности.

Положив в основу ведущие компоненты учебно-воспитательного общения как педагогической категории, можно выделить следующие блоки профессиональных коммуникативных умений учителя: социально-психологический, нравственно-этический, эстетический, технологический.

К социально-психологическому блоку относятся умения:

§ располагать учащихся к общению;

§ производить благоприятное впечатление;

§ рефлексировать;

§ адекватно воспринимать и понимать своеобразие личности каждого ребёнка и группы, её статусную структуру;

§ прогнозировать развитие межсубъективных отношений;

§ использовать психологические средства - вербальные, невербальные, проксемические, механизмы коммуникативного воздействия.

В структуру нравственно-этического блока входят умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ребёнка, организовывать творческое сотрудничество с классом и с каждым школьником, инициировать благоприятный нравственный климат общения.

В эстетический блок входят умения:

§ гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления;

§ быть артистичным, эстетически выразительным;

§ приобщать учащихся к высокой культуре общения;

§ активизировать эмоциональный тонус, оптимистическое мироощущение, проживание радости общения, чувство прекрасного у учащихся.

В структуру технологического блока входят умения:

§ использовать учебно-воспитательные средства, методы, приёмы;

§ использовать многообразие форм взаимодействия;

§ выбирать оптимальный стиль руководства общением;

§ соблюдать педагогический такт;

§ органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.

Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность. В психологической литературе имеются другие термины, характеризующие профессионально-личностное качество учителя, от которого зависит уровень общения с учащимися. Так, В.А. Канн-Калик называет его профессионально-педагогической общительность.

Принято считать, что высокая степень развития общительности является доминирующим признаком педагогической коммуникабельности. Однако исследования психологов вносят существенные коррективы в это предположение. А.Л. Журавлев доказал отсутствие прямой зависимости между общительностью и способностью к управленческой деятельности. Hе высокая, не низкая общительность личности сами по себе не оказывают решающего влияния на установление продуктивных деловых контактов. Более того, высокая общительность может отвлекать, блокировать ответную вербальную активность в связи с неумением выслушать других. А.Л. Журавлев заключает: «Высокой эффективности руководства могут добиваться как высокообщительные, так и низкообщительные руководители, но с определенными уровнями проявления общительности».

Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. attrachere -- привлекатьть, притягивать) учителя как предпосылка переживания детьми радости общения с ним.

Эмоциональная привлекательность учителя для учащихся обусловлена рядом факторов, среди которых важнейшими, на наш взгляд, являются:

§ профессиональная эрудиция;

§ творческое своеобразие;

§ высокая общая и нравственно-эстетическая культура;

§ педагогическое мастерство, включая искусство общения.

К ведущим признакам педагогической коммуникабельности можно отнести следующие:

1) потребность в общении с детьми;

2) его положительная эмоциональная тональность;

3) доминирующее переживание чувства удовлетворения им;

4) взаимная личностная аттракция (учителя и учащихся);

5) понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты;

6) конструктивное разрешение межличностных противоречий;

7) гуманизм и демократизм общения;

8) эстетика общения.

Помимо перечисленных выше признаков для создания благоприятного межличностного общения учитель должен научиться понимать ребёнка, ведь педагогическое общение - это всегда взаимодействие интеллектов, чувств, воли учителя и учащихся. Чем лучше они понимают друг друга, тем продуктивнее межличностные контакты и тем менее они подвержены различным деформациям.

Процессы понимания учителя и принятия его личности детьми взаимосвязаны. Понимание учителя школьниками как перманентный процесс, подчиняясь общим закономерностям познания человека человеком, имеет свою специфику. Оно обусловлено, во-первых, социальной ролью учащихся как объектов и субъектов учебно-воспитательного взаимодействия и, во-вторых, их возрастом, опытом общения.

Чтобы быть понятым и принятым детьми, учитель призван овладеть искусством самопрезентации. Ему требуется умение произвести на детей положительное, а не негативное впечатление.

Важно, чтобы детям была очевидна логика поведения и справедливость требований педагога. Это обеспечивается не только разъяснительной работой. Более надёжно непосредственное их соучастие в выдвижении целей, выборе форм и методов работы, подведение итогов.

Для того чтобы быть принятым детьми, нельзя ограничиваться официально-деловыми отношениями с ними. Многостороннее раскрытие своей личности, своих увлечений, безбоязненное признание ошибок и заблуждений, мучительных творческих поисков упрочивают контакты с ними.

Во многих случаях сложным для учителя оказывается руководство взаимопониманием школьников. В этом процессе взаимодействует многообразие факторов, включая влияние семьи, неформальных детских объединений и др.

Взаимопонимание учащихся необходимо с воспитательной и дидактической точки зрения, ибо оно создаёт благоприятный нравственно-психологический климат общения, стимулирует сотрудничество в предметной деятельности.

Обозначив теоретический аспект межличностных отношений в педагогическом процессе, далее необходимо перейти к более подробному анализу его отдельных детерминант, необходимо подобрать экспериментальные методики, изучающие специфику межличностных отношений, складывающихся в педагогическом общении

Глава 2. Экспериментальная часть

2.1 Обоснование выбора методики исследования

В современной педагогической литературе: отмечается, что работа с детьми осложнилась, что дети сейчас не те, избалованы, эмоционально неустойчивы, имеются проблемы в общении и т.д. Для продуктивной педагогической деятельности, прежде всего, необходимо научиться общаться со школьниками, налаживать межличностные контакты и между учениками и между учителем и учащимися. Для этого педагогам, прежде всего, необходимо исследовать свои личные психологические особенности, чтобы определить свои слабые стороны, которые мешают наладить правильный контакт с учащимися.

Для этого мы отобрали методики, которые наиболее полно соответствуют поставленным задачам исследования и выполненному теоретическому анализу проблем педагогического общения:

1. тест-опросник Айзенка.

2. оценка уровня общительности учителя (по В. Ф. Ряховскому)

3. оценка способности педагога к эмпатии.

Рассмотрим более подробно каждую из выбранных методик.

Методика 1. Тест-опросник Айзенка.

Данная методика позволяет определить совокупность описывающих человека черт посредством двух главных факторов: экстроверсии-интроверсии и невротизма.

Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстроверсия), либо на внутренний мир субъективный мир (интроверсия).

Принято считать, что экстровертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная приспособляемость. Интравертам же, наоборот, присуща необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу и затруднения в социальной адаптации.

Второй фактор - нейротизм - описывает некоторые свойства-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптивностью, а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип.

Большая часть людей располагается между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению). Пересечение этих двух биполярных характеристик позволяет получить неожиданный результат - достаточно чёткое отнесение человека к одному из четырёх типов темперамента.

Эмоциональная стабильность

Невротизм

Схематическое сопоставление типов темперамента в двухфакторной модели Г. Айзенка

Вывод о том, что экстраверты только лишь подвижны и возбудимы, интраверты заторможены и инертны, склонны к невротизму, нестабильны и дезадаптивны, а их антиподы, наоборот, весьма эмоционально устойчивы и высокоприспособляемы - выглядят излишне упрощенным и недостаточно прогностичным. Необходимо еще и обязятельно учитывать и ситуационные характеристики, и тогда окажется, что в ситуациях со слабыми стимулами более активным будет поведение человека с меньшей эмоциональной стабильностью и интравертированностью, поскольку именно он проявляет столь необходимую здесь психологическую чувствительность.

Стабильный экстраверт в подобных ситуациях может проявлять раздражение, переходящее в агрессию, ибо он не ощущает слабых, но значимых воздействий и не понимает причин своего несоответствия обстоятельствам. Однако экстраверт, несомненно более адаптивен в «сильных средах» (напряжённых условиях), в которых интраверт легко впадает в депрессию, вызванную нервным истощением и запредельным торможением.

Индивидуальные особенности учителя выступают существенным фактором, обуславливающим как выбор профессии, так и закрепление в ней определённых стереотипов, формирование индивидуального стиля деятельности.

С учётом выше изложенного для эффективного стиля педагогического общения будущий педагог должен обладать халерико-сангвинистическим типом темперамента, а так же являться чистым или потенциальным экстравертом, т. к. экстроверсия - основа общительности учителя.

Так же необходимо чтобы педагог был нормостеником, т.к. уравновешенность является неотъемлемым свойством для организации и сохранения нормальных взаимоотношений учителя с учащимися в процессе общения. Людям с такими показателями свойственна плодотворная и эффективная педагогическая деятельность в течение всего рабочего дня, общительность, гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная приспособляемость, что очень важно в педагогической деятельности.

Методика 2. Оценка уровня общительности учителя (по В. Ф. Ряховскому).

Перечень детерминант личностного роста учителя будет неполный, если в него не будут введены актуально реализуемые, предметно развёрнутые связи между педагогом и учащимися.

Ученик выступает как объект педагогического воздействия, который является для учителя сферой представленности и жизнедеятельности его личности, а с точки зрения деятельности может быть рассмотрен как результат этой деятельности. Очевидно, что этот фактор, получивший название «объект педагогической деятельности», в реальной жизни может быть представлен и отдельным учащимся, и коллективом учеников, и их родителями, и даже коллегами педагога.

Поэтому фактор, условно обозначенный как «объект деятельности», выступает как постоянно развивающийся и изменяющийся активный субъект педагогического взаимодействия, что во многом зависит от коммуникативных умений учителя.

Данный тест разработан специально для определения коммуникативных умений у учителей, что позволяет выявить, на сколько хорошо учитель может налаживать контакты с учениками или же выявить «слабые стороны» учителя из-за которых вероятно возникают конфликты.

Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение устанавливать дружескую атмосферу, умение понять его проблемы и т. д.

Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод, что для налаживания контакта учителя с учащимися, преподавателю необходимо иметь нормальный уровень общительности (от 24 до 9 баллов по шкале данной методики). Люди с таким уровнем общительности коммуникабельны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, мало вспыльчивы, легко находят контакт с новыми людьми.

Данные качества необходимы в педагогической деятельности, они помогают расположить к себе учеников и обеспечить эффективность образовательного процесса.

Методика 3. Оценка способности педагога к эмпатии.

По определению, эмпатия (сопереживание) - умение поставить себя на место другого, способности человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия - ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнёра по общению и, прежде всего в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально важное качество педагога.

Как отмечал В. А. Сухомлинский, «учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем наитруднейшего - с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях».

Опросник содержит шесть диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемых должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя шесть вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да».

С учётом выше изложенного можно сделать вывод, что у учителя должна быть ярко выражена, то есть на высоком или среднем уровне, эмпатия к детям, родителям, старикам, животным, просто незнакомым людям.

Тогда межличностные отношения учителя и учеников будут сбалансированными и воспитательный процесс будет протекать легко и эффективно. Учитель своим пониманием, вниманием, участием сможет расположить к себе учеников, а дети чувствуют искреннее отношение к себе.

2.2 Описание хода эксперимента

При проведении экспериментальной части, нами был выбран контингент испытуемых (студентов инженерно-педагогического факультета, обучающихся с 2002-2006 г.), в количестве 32 человек, в процессе прохождения ими педагогической практики, а также в период изучения различных психологических и педагогических дисциплин.

При анализе методик, нами были выявлены следующие результаты:

Методика 1. Тест - опросник Айзенка.

1. Холерики - 55%

2. Сангвиники - 40%

3. Меланхолики - 3%

4. Флегматики - 2%

Ряд 1. Экстраверты - 95%

Ряд 2. Интроверты - 5%

Вывод: в исследуемой группе студентов - будущих педагогов - подавляющее большинство обладает холерико-сангвинистическим типом темперамента, то есть им присущи 95% являются экстравертами.

Исходя из полученных результатов данной методики можно сказать, что по первоначальным личностным характеристикам большинство испытуемых темперамент позволяет легко налаживать межличностные контакты, быть энергичными и общительными людьми, что необходимо в работе учителя.

Методика 2. Оценка уровня общительности учителя.

По результатам исследования было выявлено, что все участники исследования являются коммуникабельными людьми, в частности:

1. 50% - высокий уровень общительности (порой, быть может, даже сверх меры).

2. 35% - нормальный уровень коммуникабельности.

3. 15% - уровень общительности немного ниже нормы, но близок к ней.

Вывод: результаты всех участников исследования отвечают ранее перечисленным требованиям, т.е. все испытуемые имеют хороший уровень общительности, являются коммуникабельными людьми. Следовательно, будущие педагоги смогут наладить контакт с учащимися и граммотно выстроить межличностные отношения не только с учениками, но и с их родителями и своими коллегами.

Методика 3. Оценка способности педагога к эмпатии.

По общему количеству баллов исследуемая группа имеет высокий уровень эмпатийности, т.е. испытуемые чувствительно относятся к проблемам окружающих, эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты и находят общий язык.

Следует заметить, что в данной группе 85 % испытуемых, по результатам исследования имеют высокий и очень высокий уровень эмпатии, что встречается достаточно редко, и всего 15% имеют нормальный уровень эмпатии, который в принципе присущий подавляющему большинству люде.

Общий график уровня эмпатии у испытуемых

1 - 85 % - высокий и очень высокий уровень эмпатии

2 - 15% - нормальный уровень эмпатии

График соотношений видов эмпатий

1 - эмпатия к родителям

2 - эмпатия к старикам

3 - эмпатия к детям

4 - эмпатия к животным

5 - эмпатия незнакомым людям

Вывод: данная группа испытуемых по всем видам эмпатии имеет средние показатели, близкие к высоким. Это не плохой результат для будущих педагогов.

Литература

1. Горянин В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-й центр «Академия», 2002.-416с.

2. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. - 2-е изд. - Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-576с.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.

6. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. - 3-е изд. перераб. и допол. - М.: Издат. Московского психологического социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 320

7. Абульхова К.А., Лаптев Л.Г. и др. Психология и педагогика. Учебное пособие. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 320 с.

8. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие/2-е изд. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 349с.

9. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

10. Ковалёв А.Г. Психология личности, изд. 3, переработ. И доп. М., «Просвещение», 1969. - 391 с.

11. Андреева Г.М. Социальная психология. М., «Просвещение», 1988 - 542 с.

12. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1980, с.164-204.

13. Петровский А.В О некоторых феноменах межличностных взаимоотношений в коллективе. - «Вопросы психологии», 1976, №5 - 324 с.

14. Левина М. М. Технология профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студентов. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

15. Зязюн И.А. и др. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1989. - 302с.

16. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1983. - 294 с.

17. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Мн.: Беларуская наука, 1998. - 319 с.

18. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. - М.: Гуманит. Изд. цент ВЛАДОС, 1998. - 496 с.

19. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

20. Щебетенко А.И. Роль психодинамической общительности в формировании готовности к педагогической деятельности // Проблема общения в процессе обучения и воспитания студентов в педвузе. Уфа, 1983. - 286 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4