бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение межличностных отношений будущих специалистов–педагогов в период обучения бесплатно рефераты

Барьеры, связанные с социально-культурными различиями. Они могут быть

а) социальные,

б) религиозные,

в) профессиональные.

Эти различия могут приводить к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, национальности, возраста.

Например, наибольшее значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предполагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью ("яйца курицу не учат").

Барьеры отношения - чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое переносится и на передаваемую им информацию.

Интерактивная функция общения связана с выработкой стратегии, тактики и техники взаимодействия людей, организацией их совместной деятельности для достижения определённых целей. Специфика интеракции в том, что она фиксирует не только обмен информации, но и, главное, организацию совместных действий, а следовательно, вырабатывает их формы и нормы.

Перцептивная функция общения объясняет восприятие и понимание другого человека самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В акте общения включаются и работают все психические процессы. С их помощью воспринимаются и оцениваются индивидуальные особенности психики и поведения человека.

В процессе межличностной перцепции мы, по славам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» мысли другого человека. Это с одной стороны. С другой - чем более полно раскрывается другой человек, тем более полно становится представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия собственного поведения.

Стороны общения получают собственную функциональную нагрузку и рассматриваются как реализующие разные функции общения. Так, согласно А. А. Брудному, в коммуникации (общении) могут быть выделены три начальные функции:

1. Активационная - побуждение к действию;

2. Интердиктивная - запрещение, торможения («нельзя-можно»);

3. Дестабилизирующая - угрозы, оскорбления и т.д.,

и четыре основные функции общения:

1) Инструментальная - координация деятельности путём общения;

2) Синдикативная - создание общности, группы;

3) Самовыражения;

4) Трансляционная функция - очень важна в педагогическом общении, т.к. лежит в основе обучения личности.

Более детальный анализ функций общения позволяет выделить контактную, информационную, побудительную, координационную, функцию понимания, эмотивную функцию установления отношений и функцию оказания влияния (Л. А. Корпенко).

В 1960 году Р. Якобсон выделил шесть основных функций речи:

1. Эмотивная (экспрессивная, аффективная) - отношение говорящего к сообщаемому («Как жаль, какая неприятность!»).

2. Конативная - побуждение адресата к действию, просьба, приказ.

3. Референционная (когнитивная, денотативная) - выражение мысли.

4. Поэтическая - демаркация реального и воображаемого.

5. Фактическая - поддержание контакта (например, «Алло», «Привет», «Как живёте?»).

6. Метаязыковая - уточнение, регуляция собственного высказывания.

Несколько иначе к определению речевых функций подошел М. Холлидей. Наблюдая за речевым развитием своего сына, он выделил семь функций речевого поведения:

§ Инструментальная (удовлетворение материальных потребностей);

§ Регулирующая (контроль поведения окружающих);

§ Взаимодействие (поддержание контакта);

§ Личная (самопредъявление);

§ Эвристическая поисковая (почему?);

§ Воображаемая (внутренний мир);

§ Информативная (сообщение новой информации).

Очевидна многосторонность содержания и названия речевых функций. Важно то, что все они широко используются при интерпретации педагогического общения, отражая разные стороны коммуникативного взаимодействия.

Общая характеристика формальной стороны процесса речевого общения может быть дана на основе типологии речевого поведения (речи), предложенной А. А. Холодовичем. Он предложил пять бинарных признаков идентификации речевого акта:

o Средство выражения - звуковое или письменное общение;

o Коммуникативность - наличие или отсутствие партнёра, и в случае наличия - либо непосредственную, либо опосредованную коммуникативность - через третье лицо.

o Ориентированность - переходность (один говорит, другой слушает) или взаимность (два собеседника попеременно говорят и слушают).

o Квантификативность - определяет количество слушателей и, соответственно даётся характеристика воспринимающей стороны.

o Контактность - наличие или отсутствие собеседника в поле зрения.

Определяя общение как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении, А. Н. Леонтьев выделяет следующие его характеристики:

q Контактность;

q Ориентированность;

q Направленность;

q Семиотическая специализация;

q Психологическая динамика.

А. Н. Леонтьев выделяет два типа общения

- личностно ориентированное общение

- социально ориентированное общение.

Они отличаются коммуникативной, функциональной, социально-психологической и речевой структурой. Высказывания в социально ориентированном общении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к ним предъявляются требования полноты, развёрнутости, точности и высокой культуры.

Добавим к перечисленным выше, две других характеристики общения:

- репрезентативность - субъективная представленность говорящего (учителя или ученика) в тексте

- полиинформативность - многоплановость речевого общения, где реализуются одновременно все его характеристики, отражаются разные уровни.

Социальная природа репрезентативности определяется тем, что общения вообще, беспредметного между людьми нет, оно всегда содержательно, исторически конкретно. Одновременно с этим репрезентабильность предполагает, что всякое общение отражает индивидуально-личностные особенности общающихся. Соответственно большое значение приобретает анализ речевого общения, его основных форм, продукта общения - текста, который позволяет вскрывать и те социально-общественные отношения, в которые включены реализующие это общение люди, их личностные особенности.

Не менее важной характеристикой речевого общения является полиинформативность. Она заключается в том, что передаваемое в процессе вербального общения речевое сообщение имеет сложное коммуникативно-предметное содержание, представляющее собой единство собственно содержательного, выразительного и побудительного планов высказывания.

Таким образом, речевое (вербальное) общение характеризуется, по меньшей мере семью характеристиками: контактность, ориентированность, направленность, семиотической специализацией, динамикой, репрезентативностью, полиинформативностью.

Рассмотрев методологические подходы к основам проблемы развития процесса общения, далее, мы остановимся на сущности складывающихся межличностных отношений в процессе педагогической деятельности.

1.2 Особенности межличностных отношений в педагогическом общении

Специфика общественных отношений состоит в том, что человек представляет в них определённые общественные группы (классы, профессии и т.п.). Такие отношения несут безличный характер. Их сущность во взаимодействии конкретных социальных ролей, а не во взаимодействии конкретных личностей.

Однако внутри системы безличностных общественных отношений люди неизбежно вступают во взаимодействие, в общение, где проявляются их индивидуальные характеристики.

Межличностные отношения возникают и функционируют внутри каждого из видов общественных отношений и позволяют конкретным людям проявить себя как личность в актах общения и взаимодействия.

Общественные и межличностные отношения - это единое целое, второе существует внутри первых. Поэтому во всех групповых действиях их участники выступают, с одной стороны, как исполнители безличной роли, а с другой - как неповторимые человеческие личности, проявляющие свои индивидуальные психологические особенности.

В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, "страдательной" стороной. Особенность императива в том, что конечная цель - принуждение партнера - не замаскирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, требования, предписания.

Можно назвать целую группу социальных деятельностей, в которых использование императивного типа общения вполне оправдано и с целевой, и с этической точек зрения. К ним относятся военно-уставные отношения, отношения "начальник-подчиненный" в сложных, экстремальных условиях.

С другой стороны, можно определить те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже не этично. Прежде всего, речь идет об интимно-личностных отношениях, супружеских, детско-родительских контактах, а также всей системы воспитательных, педагогических отношений. Возможности применения императивного общения в педагогической практике ограничены, причем не столько по чисто этическим мотивам, сколько по причине его крайней неэффективности. Известно, что с помощью команд, приказов, безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований со стороны учителя. Но нормы и ценности, правила, передаваемые детям в такой форме, не становятся частью его внутренних личностных убеждений, остаются внешним, наносным и поэтому легко исчезающим содержанием его сознания.

Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Общим между императивом и манипуляцией является цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Основное отличие: при манипуляции партнер не информируется об истинных целях общения, они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Есть области человеческого взаимодействия, где манипуляции уместны и где категорически недопустимы. Сфера "разрешенных манипуляций" - бизнес и деловые отношения вообще. Символ такого типа отношений - концепция общения Д.Карнеги. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.

Вместе с тем известно, что владение средствами манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков в остальные области своих взаимоотношений. Сильнее всего "страдают" от манипуляции отношения, основанные на любви, дружбе, взаимной привязанности.

Разрушение таких связей и подмена их другими при использовании манипулятивных средств неизбежны.

В манипулятивном процессе партнер по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, "нужных" манипулятору, свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать.

Однако, человек, который выбрал для себя именно этот тип отношений к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он также начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями.

Сравнение императивного и манипулятивного типов общения, позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, можно охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Ухтомский А.А. сказал, что человек видит вокруг себя не людей, а своих "двойников".

В качестве альтернативы такому типу отношений между людьми, может быть рассмотрено диалогическое общение.

Диалог - это равноправное субъект-субъектное общение, цель которого взаимное познание, самопознание и самораскрытие партнеров по общению.

Диалог возможен лишь при соблюдении следующих правил взаимоотношений:

Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное активное психическое состояние. Речь здесь идет об общении по принципу "здесь и сейчас", с учетом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнеры испытывают в данный момент.

Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям.

Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы.

Персонификация общения - разговор от своего имени, без ссылки на мнение других и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Диалогическое (гуманистическое) общение позволяет достичь большой глубины взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для глубокого взаимного обогащения.

Мы полагаем, что в педагогическом общении лучше всего использовать диалог, добавляя в разумных количествах манипуляцию. Тогда образовательный процесс станет наиболее эффективным.

Как известно, проявления человека в межличностном общении зависит от особенностей его психологического развития, его личных психологических свойств, а в частности от темперамента - проявлений типа нервной деятельности человека в поведении.

Темперамент сказывается на динамике протекания эмоциональных, мысленных и волевых процессов. Т. е. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду динамические особенности целостного поведения личности. Под темпераментом И.П. Павлов понимал индивидуальные особенности поведения, или, как он говорил, «его основные черты».

Выделяют четыре типа темперамента:

1. Холерический темперамент - это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся и эмоционально реактивный. Для холериков характерны цикличность в деятельности и переживаниях. Они со всей страстью готовы отдаваться делу, увлечься им, ощущая прилив сил, могут преодолеть любые трудности на пути к цели, но когда силы закончились, интерес угасает. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности. Воля холерика напориста, но проявляется порывами, он отличается также повышенной раздражительностью и эмоциональной реактивностью. Он вспыльчив, резок в отношениях, прямолинеен, способен доводить деятельность до большого напряжения.

2. Сангвинический темперамент - горячий, очень продуктивный, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым. Для сангвиника характерна большая подвижность, легкая приспосабляимость к изменяющимся условиям жизни; он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в общении с новыми для него людьми, что особенно важно в педагогической деятельности. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой берётся за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остыть, как быстро увлечься, если дело перестаёт его интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, если оно имеет будничный характер. У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются, т.е. настроение быстро может меняться. Лёгкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа характеризуют гибкость ума сангвиника, его склонность к остроумию, способность быстро схватывать новое, легко переключать внимание.

3. Флегматический тип - спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Благодаря уравновешенности нервных процессов и некоторой инертности их флегматику легко оставаться спокойным даже в трудных обстоятельствах жизни. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, ему не трудно сдержать свои импульсы, порывы, строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе, не отвлекаться по мелочным поводам; благодаря этому он может выполнять дело, требующее ровной затраты сил, длительного и методического напряжения (усидчивости, устойчивого внимания и терпения). Флегматик солиден, он не тратит напрасно сил: рассчитав свои силы, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Его недостатком является инертность, малоподвижность. Ему обычно нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания. Однако это качество - инертность - имеет в то же время и положительное значение, оно обеспечивает неторопливость и постоянство, определённость характера личности.

Страницы: 1, 2, 3, 4