бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение межличностных отношений будущих специалистов–педагогов в период обучения бесплатно рефераты

Педагогическое общение - это общение между преподавателем и обучаемым или воспитанником, между учителем и родителями, учителем и директором школы и др., направленное на создание благоприятного психологического климата. Далее мы в основном будем рассматривать педагогическое общение типа учитель - ученик.

В профессиональные знания учителя входит также представление о строении общения:

1. коммуникативные задачи, которые ставит учитель (мотивационная сфера общения). Сегодня можно выделить достаточно широкий спектр таких задач:

- это взаимообмен информацией;

- взаимопознание, взаимокоррекция поведения;

- мобилизация резервов всех участников общения, когда общение располагает к тому, чтобы проявились наиболее сильные и яркие стороны и учащихся и самого учителя;

- взаимодействие (интеракция) и организация совместной деятельности участников;

- самовыражение личности учителя и учащихся;

- взаимная удовлетворённость всех участников общения.

В целом педагогическое общение по своим задачам должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим.

2. Способы общения, т. е. выразительные средства, стили общения, этапы общения, позиции, роли, маски в общении (операционная сторона общения). В качестве этапов педагогического общения называют следующие:

1) моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку (прогностический этап);

2) начало и организация непосредственного общения с классом;

3) дальнейшее управление общением в развивающемся педагогическом процессе;

4) анализ осуществлённого общения и прогнозирование нового в предстоящих видах деятельности.

Следующей особенностью педагогического общения являются стили руководства, характерные для данного учителя. Напомним широко описанные стили руководства.

ь Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнёр в общении. Данный стиль наиболее удачно подходит для педагогического общения, т.к. у учеников развивается чувство ответственности, желание работать не пропадает, даже в отсутствии учителя. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба, пожелание, тон речи дружественный, товарищеский, характер спокойный, приветливый, требования на уроке выстраиваются в зависимости от возможностей учащихся.

ь Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнёр. Учитель единолично принимает решения, устанавливает жёсткий контроль, не обосновывает свои действия перед учащимися. Главными методами воздействия являются приказ, поучение. Общается с детьми командами, речь лаконичная, частая злость, быстро заводится, очень редко хвалит. Учитель не стремится изучить психологические особенности, не обращает внимания на реакцию детей, дети его боятся. Требования завышаются, не зависимо от возможностей и условий. Результаты обучения могут быть высокими, но у ребёнка не рождается творчество. В классе плохой микроклимат.

ь Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Речь торопливая. Учитель не кому не мешает. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

Практика показывает, что наиболее продуктивный стиль педагогического общения - это смешенный, т.е. в педагоге должны в меру сочетаться все перечисленные стили, в зависимости от ситуации.

3. Самоанализ учителем хода и результатов общения.

Можно выделить особенности оптимального педагогического общения:

по задачам - широкий спектр коммуникативных задач; открытая атмосфера для учащихся, а не преобладание самодемонстрации учителя;

по средствам - преимущественное использование организующих воздействий учителя; преобладание косвенных воздействий над прямыми, опережающих над результативными, воздействий в положительном эмоциональном тоне над воздействиями, отрицательно окрашенными; наличие обратной связи от ученика, чередование учителем разных позиций в общении;

по результату - раскрытие резервов личности, удовлетворение всех участников общения, педагогический такт.

Педагогическое общение направлено на создание благоприятного психологического климата, достижение оптимального состояния учебно-воспитательного процесса и эффективное достижение педагогической цели. Технология передачи знаний отступает на второй план по сравнению с той атмосферой, которую создаёт учитель для развития личности ученика. Педагог должен овладеть искусством, мастерством педагогического общения.

В качестве ведущих критериев (признаков) оптимального педагогического общения можно считать такие, как высокий авторитет педагога у обучаемых и воспитуемых, основанный на эмпатии и даже любви между ними; совершенство во владении психологическими технологиями и техниками; опыт, сочетаемый с творческим началом во взаимосвязях и отношениях.

Педагогическое общение имеет свою структуру, т.е. этапы, которые учитель должен соблюдать при построении эффективного взаимодействия с учениками.

1 этап. Прогностический - моделирование педагогом предстоящего общения с классом (особенности класса, характер познавательной деятельности, вероятности затруднения, динамику работы). Данный этап должен включаться в подготовку учителя к уроку.

2 этап. Организация непосредственного общения. Особенно важен начальный момент общения, необходима коммуникативная атака - быстрое включение детей в общение, для этого необходимо владеть приемами самопрезентации и взаимодействия.

3 этап. Управление общением в ходе педагогического процесса. Учитель должен уметь поддерживать инициативу школьников на уроке, организовывать диалоговое общение, корректировать свой замысел с поправками на реальные условия, управлять вниманием обучающихся.

4 этап. Анализ осуществлённой системы общения и моделирование её на предстоящую деятельность.

Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. В связи с этим можно выделить следующие линии общения:

1) общение педагога с отдельными учащимися;

2) общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом;

3) общение педагога через коллектив с отдельными учащимися.

Эти линии общения находятся в постоянном взаимодействии, пересекаются, взаимопроникают и т.п.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное.

Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средств общения. Невербальное - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.

Рассмотрев сущность общения, его цели, содержание, средства, типы и виды следует рассмотреть и функции общения.

По своему значению общение многофункционально. В разных классификациях обычно выделяется три основных группы функций:

1. Когнитивная, связанная с взаимным обменом информацией и познанием людьми друг друга;

2. Аффективная, направленная на формирование межперсональных взаимоотношений;

3. Регулятивная, состоящая в управлении и координации каждым участником общения собственного поведения и поведения других, а также в организации совместной деятельности.

Так же выделяют и другие функции общения это:

Прагматическая (связующая) - общение выступает как важнейшее условие объединения людей в процессе любой совместной деятельности (невыполнение этого условия - разрушение совместной деятельности, например, Вавилонская башня).

Формирующая функция выступает как условие формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях детского развития, поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе опосредовано его общением со взрослым. (В ходе развития внешние опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную произвольную внешнюю деятельность ребенка).

Подтверждающая функция, смысл ее в том, что в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и как бы подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Еще У.Джеймс отмечал, что для человека "не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным".

4. Функция организации и поддержании межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых), для любого человека неизменно сопряжено с оцениванием людей и установлением с ними определенных эмоциональных отношений - либо положительных, либо отрицательных по своему знаку.

Эмоциональные отношения к другому человеку практически всегда могут быть выражены в терминах "симпатии - антипатии", "нравится - не нравится". Эмоциональные межличностные отношения пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, накладывая отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.

5. Внутриличностная функция. В данном случае общение человека с самим собой, через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по принципу диалога, может рассматриваться как универсальный способ мышления человека. Л.С.Выготский отмечал в связи с этим, что "…человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения".

Для определения сущности общения важным оказывается развиваемая представление о функциональной и уровневой организации общения (Б.Д. Парыгин, Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.).

Так, определяя общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса совместной деятельности», В. Н. Панфёров выделил в нем четыре момента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение, соответственно наметив и четыре подхода к изучению общения:

· Коммуникативный

· Информационный

· Гностический (познавательный)

· Регулятивный.

Б. Ф. Ломов выделил три стороны (функции) общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную, подчёркивая обязательность коммуникативного компонента как приёма и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания, т.е. аффективного компонента.

В настоящее время распространённым является подход, согласно которому в общении рассматриваются коммуникативная, интегративная и перцептивная стороны. Следует отметить, что в педагогическое общение одновременно реализуют все эти функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.

· Коммуникативная сторона реализуется в обмене информацией;

· Интерактивная - регуляция взаимодействия партнеров общения при условии однозначности кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения;

· Перцептивная реализуется в «прочтении» собеседника за счёт таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия.

Коммуникативная функция общения между людьми имеет свою специфику.

- общение - это не просто обмен или движение информации, а отношение двух индивидов, каждый из которых выступает активным субъектом;

- обмен информацией предусматривает взаимовлияние субъектов, предполагает психологическое воздействие на поведение партнёра с целью его изменения;

- коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда субъекты говорят на одном языке;

- для общения характерны коммуникативные барьеры, носящие социальный или психологический характер.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается в следующих процессах и феноменах: 1) процесс обратной связи; 2) наличие коммуникативных барьеров; 3) существование различных уровней передачи информации.

Обратная связь в межличностном общении.

Информация в общении не просто передается от одного партнера к другому, а ею обмениваются. Отсюда, встает задача информационного обмена: выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу определенной ситуации или проблемы общения. Для решения это задачи работает особый механизм, характерный исключительно для межличностного общения - механизм обратной связи.

Таким образом, обратная связь - это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.

Цель обратной связи - помощь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

Обратная связь может осуществляться различными путями: говорят о прямой и косвенной обратной связи.

В первом случае, информация, поступающая от реципиента, в открытой и недвусмысленной форме содержит реакцию на поведение говорящего.

Такая обратная связь обеспечивает адекватной понимание ее коммуникатором, создает условия для эффективного общения.

Косвенная обратная связь - это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации: риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, эмоциональные реакции. В данном случае, коммуникатор должен сам догадаться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова на самом деле его реакция и отношение к коммуникатору. Догадки не всегда бывают верными, что осложняет процесс общения.

Коммуникативные барьеры.

В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только и не столько обменяться информацией, сколько добиться ее адекватного понимания партнерами. Отсюда возникает особая проблема: интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту.

Одну и ту же информацию разные люди могут воспринять различно в зависимости от своих предпочтений, привычек, пристрастий.

Зависимость адекватного восприятия информации связана с наличием или отсутствием коммуникативных барьеров в общении.

Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

В случае возникновения барьера информация искажается или теряет первоначальный смысл, или же вообще не поступает к реципиенту.

Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурных различий и барьеров отношения.

Барьеры непонимания. Есть несколько причин их возникновения.

Из-за погрешностей в самом канале передачи информации - фонетическое непонимание. Оно возникает:

а) когда участники общения говорят на различных языках и диалектах;

б) имеют существенные дефекты речи и дикции;

в) искажают грамматический строй речи;

г) невыразительная быстрая речь-скороговорка;

д) речь с большим количеством слов-паразитов.

Пример: дети, создающие свой язык, малопонятный взрослому.

Семантический барьер непонимания - различия в системах значений (тезаурусах) участников общения (жаргон, сленг).

(Термин "тезаурус" - обозначает общую систему значений, принимаемых всеми членами группы).

Даже в рамках одной и той же культуры есть множество микро-культур, каждая из которых имеет свое "поле значений", характеризуется своим специфическим пониманием различных понятий, явлений или выражений. По-разному понимается смысл ценностей (красота, приличие, справедливость, долг и т.п.) в разных микро-культурах.

Каждая среда имеет свой мини-язык общения - воровской сленг, подростковый, студенческий и т.п. Все это может затруднять процесс общения, создавая семантический барьер.

Отсюда: важно уметь усваивать чужие семантические системы, чтобы говорить с людьми на "их языке", не провоцируя собственной специфической речью возникновения семантических барьеров.

Стилистический барьер непонимания - возникает:

а) при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения;

б) стиля речи и актуального психического состояния реципиента. Нельзя принять критическое замечание, если оно высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере.

Логический барьер непонимания - когда логика рассуждений коммуникатора или слишком сложна для восприятия реципиента, или кажется ему неверной.

В психологическом плане можно говорить о наличии множества логик и логических систем доказательств: мужская - женская - детская и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4