Изучение готовности ребенка к школьному обучению
В основе этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости.[13] Диагностика готовности - это не более чем поиск ответа на вопрос, будет ли ребенок успешно усваивать программу, справляться с учебной, социальной, эмоциональной и психофизической нагрузкой.
Целью исследования было изучить формирование психологической готовности ребенка к школьному обучению. Для этого мы воспользовалась несколькими методиками:
Методика 1. Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа, подложенная С.А. Банковым) (Приложение № 2) данная методика предполагает изучение психосоциальной зрелости ребенка.
Полученные результаты.
Таблица 1.
|
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
|
Никита А.
|
|
|
+
|
|
Роберт А.
|
|
+
|
|
|
Саша А.
|
|
+
|
|
|
Кристина Б.
|
|
+
|
|
|
Алеша Б.
|
+
|
|
|
|
Регина В.
|
+
|
|
|
|
Надя В.
|
+
|
|
|
|
Петя Е.
|
|
+
|
|
|
Нияз И.
|
|
+
|
|
|
Артем К.
|
+
|
|
|
|
Алина Л.
|
+
|
|
|
|
Артем Л.
|
|
+
|
|
|
Саша С.
|
|
+
|
|
|
Ира М.
|
|
+
|
|
|
Лена П.
|
|
+
|
|
|
Маша П.
|
+
|
|
|
|
Вова С.
|
|
|
+
|
|
Шариф Х.
|
|
|
+
|
|
Владик Ч.
|
|
|
+
|
|
Айрат Ш.
|
|
+
|
|
|
|
Как видно из таблицы 1:
6 человек - высокий уровень, дети, которые считаются школьно-зрелыми;
10 человек - средний уровень; 4 человека - низкий уровень психосоциальной зрелости.
Методика 2. Определение школьной зрелости по тесту
Керна - Йирасека (Приложение № 3)
Тест включает в себя три задания: рисование фигуры по представлению, копирование фразы из письменных букв, срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности тонкодвигательных координации. Без развития последних невозможно формирование навыков письма, развитие второй сигнальной системы и абстрактного мышления и речи.
Полученные результаты:
Таблица 2.
|
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Ниже среднего
|
Низкий уровень
|
Очень низкий
|
|
1. Никита А.
|
|
|
|
+
|
|
|
2. Роберт А.
|
|
+
|
|
|
|
|
3. Саша А.
|
|
+
|
|
|
|
|
4. Кристина Б.
|
|
+
|
|
|
|
|
5. Алеша Б.
|
|
+
|
|
|
|
|
6. Регина В.
|
+
|
|
|
|
|
|
7. Надя В.
|
+
|
|
|
|
|
|
8. Петя Е.
|
|
+
|
|
|
|
|
9. Нияз И.
|
+
|
|
|
|
|
|
10. Артем К.
|
+
|
|
|
|
|
|
11. Алина Л.
|
+
|
|
|
|
|
|
12. Артем Л.
|
|
+
|
|
|
|
|
13. Саша С.
|
+
|
|
|
|
|
|
14. Ира М.
|
|
+
|
|
|
|
|
15. Лена П.
|
|
+
|
|
|
|
|
16. Маша П.
|
+
|
|
|
|
|
|
17. Вова С.
|
|
+
|
|
|
|
|
18. Шариф Х.
|
|
|
|
+
|
|
|
19. Владик Ч.
|
|
+
|
|
|
|
|
20. Айрат Ш.
|
|
+
|
|
|
|
|
|
Как видно из таблицы 2: 7чел - высокий уровень
11чел - средний уровень
2 чел - низкий уровень
Методика 3. Уровень умственной работоспособности по корректурным
пробам (Приложение 4).
Важным критерием школьной зрелости, т.е. готовности к школе, является уровень сформированность произвольного внимания.
Полученные результаты.
Таблица 3.
|
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
|
1. Никита А.
|
|
|
+
|
|
2. Роберт А.
|
|
+
|
|
|
3. Саша А.
|
|
+
|
|
|
4. Кристина Б.
|
|
+
|
|
|
5. Алеша Б.
|
|
+
|
|
|
6. Регина В.
|
+
|
|
|
|
7. Надя В.
|
+
|
|
|
|
8. Петя Е.
|
|
|
+
|
|
9. Нияз И.
|
+
|
|
|
|
10. Артем К.
|
+
|
|
|
|
11. Алина Л.
|
+
|
|
|
|
12. Артем Л.
|
|
+
|
|
|
13. Саша С.
|
+
|
|
|
|
14. Ира М.
|
|
+
|
|
|
15. Лена П.
|
|
+
|
|
|
16. Маша П.
|
+
|
|
|
|
17. Вова С.
|
|
|
+
|
|
18. Шариф Х.
|
|
+
|
|
|
19. Владик Ч.
|
|
|
+
|
|
20. Айрат Ш.
|
|
+
|
|
|
|
Как видно из таблицы 3:
7 человек - высокий уровень;
9 человек - средний уровень;
4 человека - низкий уровень.
Методика 4. Диагностика уровня восприятия. Методика «Чего
нахватает?» (Приложение 5)
Ребёнку предлагается 7 рисунков. На каждом из которых не хватает какого-то важного элемента.
Полученные результаты.
Таблица 4.
|
Очень высокий
|
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
|
1. Никита А.
|
|
|
|
+
|
|
2. Роберт А.
|
|
|
+
|
|
|
3. Саша А.
|
|
|
+
|
|
|
4. Кристина Б.
|
|
+
|
|
|
|
5. Алеша Б.
|
|
+
|
|
|
|
6. Регина В.
|
|
+
|
|
|
|
7. Надя В.
|
|
+
|
|
|
|
8. Петя Е.
|
|
|
+
|
|
|
9. Нияз И.
|
|
+
|
|
|
|
10. Артем К.
|
|
+
|
|
|
|
11. Алина Л.
|
+
|
|
|
|
|
12. Артем Л.
|
|
|
|
+
|
|
13. Саша С.
|
|
|
+
|
|
|
14. Ира М.
|
|
|
+
|
|
|
15. Лена П.
|
|
|
+
|
|
|
16. Маша П.
|
+
|
|
|
|
|
17. Вова С.
|
|
|
+
|
|
|
18. Шариф Х.
|
|
|
+
|
|
|
19. Владик Ч.
|
|
|
|
+
|
|
20. Айрат Ш.
|
|
|
+
|
|
|
|
Как видно из таблицы 4:
2 чел - очень высокий уровень;
6 чел - высокий уровень;
9 чел - средний уровень;
3 чел - низкий уровень.
Методика 5. Исследование зрительного восприятия при помощи пробы
«Назови фигуры» (Приложение 6).
Зрительное восприятие детей определяется скоростью запоминания и аккредитивное воспроизведение считываемого с доски материала, а также с учебника и других пособий. От уровня зрительного восприятия детей зависят методы работы учителя, количество и характер наглядных пособий, правильный их подбор, время и место их применения на уроке. По тому важно определить и развивать уровень зрительного восприятия.
Методика 6. Определение слухового восприятия с помощью пробы
«Понимание текста» (Приложение 7).
Слуховое восприятие определяет понимание и усвоение услышанного материала. Уровень слухового восприятия можно выявить, если попросить ребёнка рассказать, как он понял прочитанный текст.
Полученные результаты.
Таблица 5.
|
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
|
|
Зрит.
|
Слух.
|
Зрит.
|
Слух.
|
Зрит.
|
Слух.
|
|
1. Никита А.
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
2. Роберт А.
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
3. Саша А.
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
4. Кристина Б.
|
|
|
+
|
|
|
|
|
5. Алеша Б.
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
6. Регина В.
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
7. Надя В.
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
8. Петя Е.
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
9. Нияз И.
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
10. Артем К.
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
11. Алина Л.
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
12. Артем Л.
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
13. Саша С.
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
14. Ира М.
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
15. Лена П.
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
16. Маша П.
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
17. Вова С.
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
18. Шариф Х.
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
19. Владик Ч.
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
20. Айрат Ш.
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|