бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изменение уровня нервно-психической устойчивости человека в зависимости от направленности локуса контроля бесплатно рефераты

Адаптация -- это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. Гомеостаз - это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия, нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам.

Выделяют три стадии стресса:

Ї непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

Ї максимально эффективная адаптация (стадия резистенции);

Ї нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

По длительности и интенсивности экстремальных воздействий стресс бывает: кратковременный и длительный. Кратковременный стресс характеризуется бурным расходованием адаптационных резервов, при котором ярко проявляются различные симптомы стресса. Длительный стресс характеризуется постепенной мобилизацией и расходованием адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым, т.е. отражаться в изменении показателей адаптации, которые удается регистрировать только специальными методами. Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса.

Иногда стрессовые реакции приводят к демобилизации систем организма. Это отрицательное проявление стресса получило название дистресс или деструктивный стресс. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции.

Одним из главных факторов диресса является эмоциональная напряженность или, проще говоря, тревога. Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Исследователи установили, что тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.

2.2 Методы предотвращения и профилактики стресса

В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс - даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются. Вне зависимости от того, серьезна ли опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее - готовность противостоять.

Существует несколько методов, облегчающих противостояние организма стрессу.

Первый из них релаксация - это метод, с помощью которого человек может частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, человек может научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие. Психическая ауторелаксация может вызвать состояние «идейной пустоты». Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром, которое дает необходимый отдых мозгу. Здесь надо проявлять осторожность и не переусердствовать с отрешением от мира.

Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было легко противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно становятся как бы привычкой, и ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.

Второй метод, в отличие от релаксации, основывается не на расслаблении, а наоборот, на умении сосредотачиваться. Этот метод - концентрация.

Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Возникает многократная рассеянность. Каждая из этих трех функций вызывает целый ряд импульсов, отвлекающих внимание женщины от выполняемой в данный момент деятельности и способных вызвать стрессовую ситуацию. Такое «разрывание на части» изо дня в день приводит, в конце концов, к истощению, главным образом психическому. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы. Они основаны на концентрации внимания на определенном действии, например, на счете, на слове и т. д.

Третий метод заключается в регуляции дыхания и называется ауторегуляция дыхания.

В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Отметим достоинства метода ауторегуляции дыхания:

1. С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

2. При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.

3. Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.

4. Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.

5. Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения - важен ритм.

6. От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно, его можно сознательно регулировать [15].

Изучив, методы предотвращения и профилактики стресса, мы можем сделать следующие выводы:

В повседневной жизни главной причиной стресса является неумение расслабляться. Врачи и психологи всего мира сходятся в едином мнении, что человеку для физического и психического здоровья необходим полноценный отдых, прежде всего, зависит от образа жизни. Образ жизни - это повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха и сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от человека зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

Если человеку удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация, концентрация и ауторегуляция дыхания стали составной частью его образа жизни, то он станет уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что каждый человек в сознательно воздействовать воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладает способностью ауторегуляции.

3. Исследование взаимосвязи локуса контроля личности со стрессоустойчивостью

3.1 Методы и процедура исследования

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анкетирование, тестирование с использованием различных методик, позволяющих определить типы направленности локуса контроля, личностные особенности людей, принадлежащих к тому или иному типу и уровень их стрессоустойчивости.

Для исследования типов локуса контроля была использована «Шкала И-Э» Дж. Роттера. Тест содержит 29 вопросов [10].

Методика позволяет определить направленность локуса контроля по двум шкалам: «экстернальность» и «интернальность».

Общая и максимальная сумма баллов по интернальности и экстериальности составляет 23, поскольку 6 из 29 вопросов являются фоновыми. О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим.

Для исследования уровня стрессоустойчивости была использована «Методика определения нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе «Прогноз». Методика разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для выявления нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации человека в стрессовых ситуациях. Опросник содержит 84 вопроса [7].

Результат анкетирования определяется по десятибалльной шкале, на основании которой выноситься заключение о группе нервно-психической устойчивости. Выделено четыре такие группы:

высокая нервно-психическая устойчивость;

хорошая нервно-психическая устойчивость;

удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;

неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость.

Исследование включало в себя 3 этапа:

1. Изучение направленности локуса контроля у людей, принявших участие в исследовании.

2. Изучение уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) у тех же людей .

3. Изучение взаимосвязи направленности локуса контроля и уровня НПУ.

3.2 Анализ результатов исследования и их обсуждение

Общий объем выборки составил 30 человек: 8 мужчин в возрасте от 19 до 50 лет и 22 женщины в возрасте от 20 до 63 лет, сотрудники СМПП в г. Ступино Московской области.

Результаты, полученные с помощью анкетного опроса, позволили описать социально-демографические характеристики респондентов.

Одним из важных социально-демографических показателей является возраст опрошенных, который, по нашему мнению, находится в тесной взаимосвязи со способностью противостоять стрессу. Средний возраст опрошенных составил 40,2 года, из них в возрасте от 18 до 36 лет - 40%, от 36 до 66 лет - 60%.

Для определения уровня нервно-психической устойчивости нами была использована «Методика определения нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе «Прогноз». Результаты, полученные при помощи этой методики, представлены в таблицах (см. Таблицы 1, 2, 3.).

Результаты по методике «Прогноз»

Таблица 1

Хорошая НПУ

№ испытуемого

Возраст

Баллы по шкале НПУ

Оценка по 10-балльной шкале

1

50

9

7

3

28

10

7

4

37

8

8

5

46

9

7

6

24

8

8

7

54

8

8

17

49

10

7

18

54

10

7

19

63

9

7

29

39

7

8

Таблица 2

Удовлетворительная НПУ

№ испытуемого

Возраст

Баллы по шкале НПУ

Оценка по 10-балльной шкале

2

59

20

4

8

20

12

6

9

50

11

6

10

19

16

5

11

48

17

5

13

22

16

5

14

33

19

4

15

50

21

4

16

48

18

4

30

20

19

4

Таблица 3

Неудовлетворительная НПУ

№ испытуемого

Возраст

Баллы по шкале НПУ

Оценка по 10-балльной шкале

12

21

32

2

20

51

34

1

21

26

33

1

22

26

30

2

23

35

25

3

24

48

27

3

25

40

33

1

26

60

31

2

27

31

27

3

28

53

25

3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6