бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

История развития этикета: факты бесплатно рефераты

p>В отличие от предшествующих столетий этикет 19 века носил буржуазный характер; общепринятые правила поведения, приобретая интернациональный характер, были распространены среди всех слоев обществ. Требования к воспитанному человеку были одинаковыми во всех странах Европы и Америке. Этикетные формы больше не были связаны с поведением при дворе монарха, а касались всех и были направлены на регламентирование ежедневного бытового поведения каждого, что происходит и в наши дни. Но по сравнению с 20 веком, прошедшее столетие культивировало гораздо более разветвленную систему этикетных норм и установок, касающихся самых мелких деталей личной и социальной жизни человека, в результате чего влияние этикета на частную жизнь индивида было чрезвычайно велико. И в более ранние эпохи правила поведения третьего сословия отличались от этикета аристократии, но в 19 веке средний класс становится определяющим в обществе и, отвергая аристократические церемонии, создает свои представления о хороших манерах, зачастую не менее жесткие. Знатность происхождения перестает быть столь важной, а богатство еще не дает права на положение в обществе — необходимо было соответствовать некоему поведенческому стереотипу, который лучше всего определяется словом “респектабельность”. Предполагалось, что мужчина должен всецело стремиться к тому, чтобы собственным трудолюбием и добропорядочным поведением занять подобающее место в обществе, а идеал женщины — стать возможно более достойной женой и матерью, ограничивающей свои интересы семейным кругом, строго следящей за соблюдением своими домашними принятых правил поведения, являя собой пример их выполнения. Стало больше цениться религиозное благочестие, выражавшееся в ежедневных семейных молитвах перед едой и на ночь. Внешнее соблюдение религиозных правил-предписаний дошло до поистине тартюфовского показного благочестия. В этот период появляется фраза “ножки надо закрывать даже у рояля”, так как упоминание многих частей человеческого тела было строго табуировано, как и упоминание о беременности, рождении ребенка, некоторых предметах туалета, самой невинной взаимной склонности людей противоположного пола и невероятном множестве других вещей, принцип отбора которых обычно недоступен для понимания современного человека.

    Правила поведения женщин в 19 веке

Чрезвычайно усложнены были правила поведения женщин и в отношении женщин. Жизнь респектабельной женщины 19 века была окружена системой запретов, сопровождавших ее с младенчества. Так, девушки до замужества не могли есть в гостях, много говорить, демонстрировать свои знания в какой-либо области, зато от них требовалось “умение” легко краснеть и падать в обморок (что, правда, при существовавшей тогда суровой моде на ношение корсетов было нетрудно). Девушке нельзя было выходить одной куда бы то ни было и оставаться наедине с мужчиной в течение хотя бы нескольких минут, даже если этот мужчина был ее женихом. Она должна была просто одеваться, никогда громко не говорить, не смеяться. Ее родители тщательно следили за кругом ее чтения, знакомств и развлечений. Впрочем, после замужества предписания этикета для женщины становились немногим легче — она по-прежнему не могла принять гостей-мужчин в отсутствие мужа, предпочитала не появляться одна в общественных местах и строжайшим образом следила за своей речью и манерами. Мужчины, в свою очередь, должны были всячески подчеркивать привилегированное положение и благочестие дамы, что выражалось в оказании бесчисленных мелких услуг и существовании таких норм этикета, как обязательное вставание, снятие шляпы перед женщиной, обязанность открывать перед ней двери, помочь сесть, нести все ее вещи от перчатки до дамской сумочки и т. п. В этот период также усложняется система нанесения взаимных визитов, которые четко регламентировались по значению и времени. Входят во всеобщее употребление визитные карточки, причем многие страницы тогдашних руководств по этикету заполнены правилами оформления и послания карточек на случай свадьбы, рождения ребенка, соболезнования, приезда, отъезда, формального визита, поздравления и т. п. Также строго регламентировались правила приема гостей, застольные манеры, одежда для определенных случаев, ритуалы приветствия и темы бесед. Лишь неукоснительное выполнение всех этих правил давало человеку возможность быть принятым в своем кругу, каким бы этот круг ни был. Естественно, манеры представителей высшего света и мелких буржуа различались между собой, но только непременное их соблюдение делало человека “респектабельным”, т. е. уважаемым и полноправным членом общества.

    Жестикуляция и обнажение головы

Испокон веков люди приветствовали друг друга. С приветствия начинался любой вид общения, и поэтому этот элемент этикета существовал во все времена. Современные формы приветствия восходят к ранним этикетным нормам, порой измененным почти до неузнаваемости. Во все времена люди обозначали узнавание друг друга словами и жестами. Слова не всегда были четко регламентированы (за исключением торжественных церемоний, ритуальных процедур и общения с вышестоящими лицами) и являли собой, как правило, пожелания здоровья и благополучия. Традиция приветственной жестикуляции имеет давнюю историю и, хотя она и изменялась во времени, корни ее легко обнаружить. Так, средневековый рыцарь, желая показать, что он находится среди друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью — обозначить, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин же всегда приветствовали, снимая головной убор, и в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже абсолютные монархи Франции, не снимавшие шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

    Рукопожатие и поцелуй руки

Обычай рукопожатия имеет еще более древнюю историю и первоначально представлял протянутую невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. Затем множество средневековых ритуалов (например, принесение оммажа), включавших в себя вкладывание своих рук или руки в руки другого человека, что обозначало покорность и повиновение, оказало влияние и на трансформацию жеста приветствия. Вышестоящему лицу или даме целовали руку (что также является очень древней традицией), равному ее пожимали. Поэтому до наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять. Раньше было принято целовать руку любой женщине равного или высшего по отношению к мужчине ранга, затем, в 19 веке, поцелуй руки сохранился только по отношению к замужним дамам, при приветствии девушек ограничивались поклоном.

    Поклоны и коленопреклонение

Поклон также имеет давнюю историю. Изначально посредством поклона обозначалось признание первенства другого. Самые сложные церемонные поклоны порой включали в себя коленопреклонение или падение ниц, совершавшееся перед монархом или при отправлении религиозных обрядов. В средние века существовали ритуалы поклона в процессе исполнения различных церемоний, но принцип “чем выше приветствуемая персона, тем ниже поклон” был общим. В разные периоды, соревнуясь друг перед другом в учтивости, дворяне иногда исполняли целые ритуальные танцы, стремясь засвидетельствовать друг другу свое уважение. Поклон, как правило, сопровождался снятием головного убора или прикосновением к нему. Вышестоящий отвечал на него кивком головы. Дама слегка склонялась, а приветствуя более знатного или старшего, делала реверанс. Реверанс как форма поклона, принятая для молодых девушек, сохранился и в 19 веке. Постепенно, с демократизацией этикетных норм, среди равных стало принято лишь слегка наклонять корпус при приветствии.

    Поцелуй как форма приветствия

В разные времена в качестве одной из форм приветствия в Европе получают распространение поцелуи. Часто так здоровались друг с другом женщины, иногда приветственные поцелуи распространялись более широко. Так, например, в Англии в 16 веке гость, пришедший в дом, целовал не только хозяина, хозяйку и их детей, но даже и домашних животных.

    Право первенства при приветствии

Каковы бы ни были формы приветствия в разные эпохи, основополагающий принцип всегда оставался одним: младший по возрасту или рангу всегда приветствовал первым. Проигнорировать приветствие во все времена считалось оскорблением, поэтому к 19 веку сложилось правило, по которому дама должна была здороваться с мужчиной первой, так как только она могла решить, признавать знакомство с ним или нет.

    Ритуал прощания

Ритуал прощания, тесно связанный с приветствием, в зависимости от обстоятельств включал в себя поклон, поцелуй руки или прощальное рукопожатие. Для выражения почтения еще в средние века было принято провожать уходящего, и зачастую в средневековом этикете эти провожания становятся взаимными и долгими. Буржуазный этикет постепенно отвергает эту крайность.

    Титул при обращении

Тесно связано с приветствием и обращение, так как оно также предполагает подчеркнутое узнавание человека. Обращаясь к кому-либо, всегда необходимо было четко помнить и произносить его имя и титул, так как ошибка в названии титула могла быть чревата самыми неприятными последствиями. Так, лорд Честерфилд в 18 веке предостерегал сына от невнимательности в названии титула собеседника, поскольку ошибки, равно как и краткие ответы типа “да” и “нет”, являлись оскорбительными, обнаруживая непростительную забывчивость или неуважение.

    Допетровская Русь

Этикет древнерусской, а затем великорусской народности формировался как часть ее этнических традиций, в целом мало подверженных иноземным влияниям. Тем не менее во времена Киевской Руси (первая треть 12 века) в города проникли христианские нормы жизни из Византии, вытеснявшие языческие и скандинавские. В деревне во многом сохранялась исконная языческая культура (до 19 века). В период феодальной раздробленности (12 — конец 15 века), после татаро-монгольского нашествия 1237—1241 годов, проникают восточные нормы поведения, например, ужесточение наказаний, деспотизм мужа в семье и т. д. Они сохранились и в период централизованного Московского государства (16 — 17 века). Крестьянский и городской быт мало отличался, но именно в городе возникло понятие “светской жизни”, связанное с обществом и государственной службой. В 16—17 веках с развитием феодальных отношений обособились нормы поведения высших (бояр, дворян) и низших (крестьян, посадских людей и т. п. ) сословий.

    Распорядок дня в допетровской Руси

Распорядок дня был согласован с церковными службами, в основу его был положен византийский счет часов: 7 “дневных” и 17 “ночных” зимой, 17 “дневных” и 7 “ночных” летом, первый “дневной” и “ночной” совпадали с восходом и заходом солнца; в десятом (шестом часу обычных суток) служили обедню, в двенадцать был обед, затем сон, вечерние дела до шести, после шести досуг и сон. Утренняя и вечерняя молитвы обязательны для всех русских верующих, обедню и вечерню стояли обычно знатные люди, на заутреню ходили все верующие по праздникам. У крестьян и простых городских жителей весь день зависел от характера и количества работы.

    Семья в допетровской Руси

Семья в средневековом русском сознании была нижней частью иерархии “Бог — мир, царь — государство, муж — семья”; брак был церковным институтом, семья была чрезвычайно замкнутой ячейкой. Домовладелец был главой своего “двора”, “чада и домочадцы” были почти его собственностью. Устойчива была “большая семья”, жившая во “дворе”, состоявшая из нескольких ветвей родственников; только глава семьи имел право отделять некоторых из них. Дом был разделен на женскую и мужскую половины. Мужская запиралась на ключ главой семьи. Женская половина состояла из светелок, теремов и сада для прогулок. Степень старшинства определяла положение каждого обитателя дома, то же касалось и слуг, количество их определяло знатность домовладельца, который жаловал и наказывал по своему усмотрению. Хозяйственные функции в доме могли делиться между хозяином и женой. Часто брали на воспитание сирот, которые находились как и родные дети в полной власти главы семьи. Такой поступок считался богоугодным делом. Разводы были редки, производились по бракоразводным грамотам и приговорам священников; супружество прекращалось с монашеством (иногда насильственным); были и “полюбовные” разводы, когда муж “отпускал” жену, что осуждалось церковью. Освященный церковью брак можно было заключать только три раза.

    Заключение брака и свадьба в допетровской Руси

Браки заключались по воле родителей. У простых людей свадебный обряд состоял из сватовства, сговора и венчания с пиром. Почин мог исходить от обеих сторон, помогали свахи (формально нельзя было видеть невесту до сватовства, а мужа до венчания) и сваты — родственники жениха. Сват имел право на смотрины, разговор с невестой, дабы выявить возможные изъяны; на сговор родители невесты приезжали к жениху, им били челом его родители, все подписывали “рядную запись” из двух частей — брачного договора и описи приданого; после чего отказ от брака был почти невозможен, даже при “подлоге” невесты, которую будущий муж видел только на венчании. Ранняя женитьба или замужество ограждали от соблазнов холостой жизни. Женщины выдавались замуж начиная с 11-12 лет, мужчины — с 12-15 лет; в крестьянских семьях, где в жене видели прежде всего работницу, невеста могла быть и старше жениха. Невесту “убирали” подруги, в знатной семье ее развлекали “плясицы”; пировать начинали за день до венчания, а потом продолжали еще три дня, в одном или в обоих домах. Венчали вечером (в церкви были только родственники жениха и сваха). Пировали со следующего утра. После трех перемен блюд молодых вели на постель в “сенник”, затем выносили невестину рубаху на показ гостям, накидывали на молодоженов шубы, кормили кашей; на второй день дарили подарки, а они одаривали гостей. Молодых величали “князем” и “княгиней”. На свадьбе присутствовали древние “чины” — тысяцкий, посаженый отец или посаженная мать (у сирот), ясельничий или конюший, дружки; сам ритуал должен был привлечь Божье благословение.

    Семейные праздники в допетровской Руси

Из семейных событий крестины чаще бывали на восьмой день после рождения; ребенка торопились окрестить, чтобы в случае смерти Бог “забрал его к себе”. В период двоеверия (т. е. повсеместного распространения пережитков язычества) кроме христианского имени широко бытовали и прозвища (Неждан, Волк, Дружина). День рождения не считался праздником, торжественно справлялись лишь именины; в “день ангела” будущим гостям рассылались именинные пироги тем больше, чем выше был чин гостя, вечером на пиру одаривали именинника. На новоселье священник освящал дом, в который вносили хлеб-соль (символ благополучия и спасения от “сглаза”), а суеверные люди — черную кошку или курицу, а также растворенную квашню; после был пир.

    Похороны в допетровской Руси

Считалось, что христианин умер достойной смертью, если он находился в сознании, чтобы огласить завещание, благословить родню иконой, отпустить на волю холопов, сделать “вклады” в церкви и монастыри, некоторые принимали схиму; после смерти на окно ставили святую воду — “на омовение и питание души”, люди с достатком нанимали плакальщиц. Хоронить старались быстро (летом — за сутки); опустив гроб, прикладывались к иконе, ели кутью; после похорон устраивались поминки, потом на девятый день и на сороковой; от похорон до 40-дневного поминовения читали Псалтырь, часто и на могиле, и в церкви, и дома. В народном сознании похороны воспринимались как бракосочетание со смертью, а свадьба — как похороны девичьей свободы. Поэтому в песнях, сопровождавших эти обряды, есть немало схожего.

    Гостевой этикет в допетровской Руси

Гостевой этикет на Руси учитывал возраст и происхождение. К равному гости въезжали во двор, а затем подъезжали к крыльцу; к более высокому лицу шли через двор пешком; не было принято старшим ездить к младшим. Важного человека приглашал сам хозяин или его родня, менее важных — родня или слуги; знатного гостя встречали у крыльца или устраивали три встречи (слуги у ворот, родня во дворе и хозяин у крыльца), равного — в сенях, младшего — в комнате. Палка (или трость) оставалась в сенях, в комнату входили без шапки, несли ее с платком внутри перед собой в руке, троекратно крестились на образа, клали три поясных поклона до земли, затем кланялись хозяину (кивком, в пояс, касаясь земли рукой, на коленях, касаясь лбом пола), равные протягивали друг другу руки; друзья и родные раскрывали объятия, целовали гостя в голову, прижимали к груди. В гостях нельзя было кашлять и сморкаться; хозяин “корил” себя в специальных словесных формулах, гостю говорил особые комплименты, называя его “кормильцем” и “благодетелем”; у светских людей спрашивали про здоровье, у духовных особ — о спасении. При прощании троекратно крестились на образа, кланялись им, целовались с хозяином, один раз крестились, и хозяин провожал гостя до сеней или крыльца, по его знатности. Знаком высшего доверия к гостю был выход жены с чаркой; жена меняла наряды перед угощением каждого гостя, избранного мужем, потом они ее целовали. В случае приглашения гостя на обед жена обедала на своей половине.

    Положение женщины в допетровской Руси

Относительная свобода славянской женщины в 10—13 веках постепенно сменилась ее ограничением во всех слоях общества, но особенно у самых родовитых и состоятельных. До замужества девушка находилась в полном подчинении у отца, после свадьбы — у мужа. Никогда и ни при каких обстоятельствах порядочная женщина не показывалась без сопровождающих, из дому выходила редко, обычно только в церковь. При разговоре с посторонними считалось приличным закрывать лицо рукавом. В домашнем кругу женщину с детства окружали многочисленные кормилицы-“мамки”, нянюшки, сенные девушки, зачастую бедные родственницы и приживалки. Выйдя замуж и став хозяйкой, женщина должна была следить за повседневной жизнью всех многочисленных домочадцев, вставать раньше всех, а ложиться — позже. Круг общения женщины был крайне ограничен. За расходами следил обычно хозяин, уход за детьми передавался доверенным слугам, хозяйка заботилась об одежде и утвари, раздавала “уроки”, то есть работу, которую все домочадцы должны были сделать за день. Достойным занятием считалось рукоделие, которому обучали с малых лет. Грамоте обучали весьма немногих. Женской в России отчасти была и профессия ювелира. Заботилась хозяйка и о душе своих подопечных — учила их молитвам, следила за нравственностью. Утрата девственности была позором для самой девушки и всего дома: в городах таких согрешивших постригали в монастырь, в селах их позорили, мазали дегтем ворота, но на не слишком выгодное замужество они все же могли рассчитывать. В семье хозяин, чтобы не подвергнуться всеобщему осуждению, должен был держать в страхе жену и всех домочадцев. Провинности наказывались плетью (плеть-“дурак” висела на поясе у мужа). Подробная роспись наказаний содержится в знаменитом “Домострое”, чье составление приписывается сподвижнику Ивана Грозного священнику Сильвестру. В имущественном отношении русская женщина и в то время была защищена законом: за ней сохранялись права на приданое, вдова получала не менее седьмой части имущества мужа, если не было завещания в ее пользу, жена и дети осужденного преступника сохраняли права на его имущество.

    Еда в допетровской Руси

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5