История психологии
p>Развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке “впечатлений”, причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой.Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма. Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть). Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания
Христиан Вольф (1679 – 1754) Приемленик Лейбница Первым преподнес понятие ПСИХОЛОГИЯ в Европу.
Описал различные классы психических явлений и разделил их на иерархически расположенные группы.
Томас Рид (1710 – 1796) “Шотландская школа”
Его теория –каждый человек рождается с запасом принципов и истин, позволяющих ему независимо от опыта различать прекрасное и безобразное, дурное и хорошее. Дал понятие ощущение – простое состояние, которое существует в уме познающего. А. Н. Радищев
(1749 – 1802) “…Бытие вещей независимо от силы познания о них”
Он налагал, будучи материалистическим монистом, что психические явления совершаются в пространстве и воплощены в пространственных структурах. Тем самым он отвергал противопоставление психического физическому по признаку не протяженности. Придерживался, что формирование умственных качеств индивида зависит не только от взаимодействия внешней среды но и от телесной организации. Общие “достижения” для данного периода
Развитие учения о механизмах тела.
Развитие проблемы аффекта (страсти) – как телесное состояние, являющимся могучим регулятором психической жизни. Развитие учения о живом теле как механической системе, которая не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах Развитие понятия о сознании как присущей индивиду способности путем внутреннего наблюдения иметь самое достоверное, знание о собственных психических состояниях и актах.
Развитие взаимосвязи физического и психического. XIX век. Ученый Основные идеи. Чарлз Белл (1774 – 1842) Создатель проекта “Новая анатомия мозга”
Ссылаясь на свои опыты он указывал, что единый нерв представляет в действительности связку различных нервов, имеющий каждый собственное качество. Рассчитывал экспериментально расчленить душевную жизнь на ее первичные элементы. В результате хирургических экспериментов установил различие в функциях нервов. Он очень близко подошел к понятию рефлекторной природе чувственного познания тем–что считал пространственный образ вещи складывается благодаря непроизвольной деятельности глазных мышц. В 1811 установил распределение нервных волокон в корешках спинного мозга Провел работы по связи выразительных движений с функциями различных отделов нервной системы. Внес существенный вклад в разработку представлений о рефлексах и рефлекторной дуге. Обнаружил один из защитных рефлексов, состоящий в том, что при смыкании век оба глазных яблока поворачиваются к верху. Маршал Холл
Отделил рефлексы от движений.
Рефлекс – такие акты, природа который апсична. Рефлекс – не есть деятельность психических моментов. Ф. Галль
(1758 – 1828) Основатель науки френологии (наука о деятельности мозга).
Произвел первые попытки “размещения” в извилинах больших полушариев все “умственные силы”. Флуранс
(1794 – 1867) Мозг – орган мысли. Экспериментальными способами впервые выяснил, что: мозжечок – координирует движения продолговатый головной мозг – это жизненный узел четверохолмие – зрение спиной мозг – возбуждение Томас Юнг (1773 – 1829)
Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида волокон каждый из которых реагирует на свой световой луч.
Карл Густав Юнг (1875-1961) Основатель “аналитической психологии”.
Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений (“Метаморфозы и символы либидо”). Цель психотерапии, по Юнгу, осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологи, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др. ).
Огюстом Конт (1798 – 1857)
В период его деятельности он предложил новую классификацию наук, среди которых – психологии не было. Внутренний мир станет предметом науки тогда, когда будет восстановлена бесплодная почва интроспективного анализа.
Вод его влиянием образовалась социальная психология. Фохт (1817 – 1895) Молешотт (1822 – 1893) Бюхнер (1824 – 1899) Чольбе (1819 – 1873)
- утверждал, что мозг производит мысль так же, как печень желчь. Враждебно относился к рабочему движению и социализму. - в мышлении видел лишь физиологический механизм. Биохимические исследования Молешотта сыграли значительную роль в развитии физиологической химии. - понимал сознание не как активное отражение объективной реальности, а как зеркальное (пассивное) отражение действительности; сторонник социального дарвинизма. Сочинения этих авторов способствовали развитию материалистического воззрения. За свой период научной деятельности эти германские ученые внесли лишь малую лепту в развитии психологии. Вульгарный материализм – мозг является не столько энергетической сколько информационной машиной. Ложность их позиции заключалась в ошибочном понимании мозга как машины. Иоганнес Мюллер
(1801 – 1858)
Рефлекс – есть деятельность психических моментов и примером тому служит – чихание, кашель. Каждому органу чувств свойственна своя “специфическая энергия” – скрытая в органе она разряжается под действием внешних стимулов. Уитстон
(1802 – 1875) Брюстер (1781 – 1868) Создатели прибора по исследованию зрительного органа.
Выводом после изучения глаза был следующий –глаз нельзя рассматривать как чисто оптический инструмент и как чисто анатомический орган.
Л. Фейербах (1804 – 1872)
Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид. Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством“религии любви” (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). Э. Пфлюгер
(1829 – 1910)
Экспериментально доказал несостоятельность рефлекторной концепции Холла. Доказал, что объективный подход у целесообразному поведению позвоночных требует сенсорной регуляции.
Джеймс Раш (1786 – 1869)
Произвел первую революцию в психологии как переход к изучению объективной психологии.
Его система строилась на двух фундаментальных принципах: Отражение Реальность действия
Важную роль в структурировании человеческой психики отводил речевым знакам. Герман Гельмгольц
(1821 – 1894)
Обнаружил и измерил теплообразование в мышцах, изучил процесс сокращения мышц, измерил скорость распространения нервного импульса.
Сторонник физиологического идеализма. Томас Лейкон (1812 – 1876) Физиология мозга является базисом для науки психического. Мозг – это рефлекторный аппарат. Рефлекс – психофизиологический, а не психический акт. В. Карпентер (1813 – 1885)
Вывел понятие о идеомоторном акте –движение которое автоматически вызывается не раздражением нервных окончаний самих по себе, а идеей, образом, психическим.
Гегель (1770 – 1831) Утвердил принцип историзма в интерпретации сознания.
Он считал процесс общественного развития объективацией духа. Самосознание – родовое, в неличностное начало, развивающегося отдельной личности. Его открытия: Сознание формируется в деятельности причем моделью, с которой он писал картину деятельности, служил труд.
Различал четыре разновидности психологии: Житейская Национальная Эмпирическая Истинно философская психология Белинский В. Г. (1811 – 1848) Герцен А. И. (1812 – 1870) Добролюбов Н. А. (1836 – 1861) Чернышевкий Н. Г. (1828 – 1899) Убежденные материалисты.
Отстаивали принцип детерминизма как незыблемую основу научного мировоззрения. Пытались доказать, что психические акты неотделимы от явлений. Психика – одна их форм жизнедеятельности.
Густав Фехнер (1801 – 1887) Создатель психофизики. Идеи:
Психические явления подчинены определенной закономерности, которая доступна опытному изучению и может быть выражена математическии. Он утверждал, что сознание разлито по вселенной, небесные тела воодушевлены, а материя лишь оборотная теневая сторона психического.
Э. Г. Вебер (1795 – 1878)
Открыл определенную математически формулируемую корреляцию между физическими стимулами и сенсорными реакциями.
Вильгельм Вундт (1832 – 1920)
Под воздействием достижений физиологии органов чувств он выдвинул свою психологическую программу. Психология, имеет уникальный предмет – непосредственный опыт субъекта постигаемый путем самонаблюдения! Обычное самонаблюдение бесконтрольно и хаотично. Контроль и порядок в исследовании сознания способны внести экспериментальные процедуры физиологии. Он считал, что в физиологии как таковой не содержится ни каких данных расширяющих возможность психологического объяснения. В его школе формировалась первое поколение профессиональных психологов. Сравнивая его программы с другими выходит, что ее решающее преимущество было связано с утверждением эксперимента в качестве главного рычага превращения психологического знания в научное.
Психология – наука опытная и экспериментальная Один из основоположников экспериментальной психологии. Центральную роль в душевной жизни отводил воле.
Выдвинул концепцию “аналитической интроспекции”. содержит психологическое истолкование мифа, религии, искусства и т. д. П. Ф. Лесгафт
(1837 – 1909)
Руководствуясь принципом сенсомоторного единства, он разработал теорию физического образования, в качестве главной цели которого утверждалась“сознательная физическая форма” Карлос Гросс
(1861 – 1946)
Противопоставил учению о том что игра по своей сущности является будто бы атавизмом, остаточным явлением. Согласно которой игра обращена не к прошлому, а к бедующему и служит школой подготовки организма к жизненным испытаниям. Г. Мюнстерберг
(1863 – 1916) Предложил тесты для проф. ориентации и проф. отбора.
Один из родоначальников тестологии - // сравнительная тестология Г. И. Россолимо
(1860 – 1928)
Идея количественной оценки ингредиентов душевной жизни с целью воссоздания ее индивидуального профиля у здоровой и больной личности. Выделили 11 психических процессов который разделил на пять групп: Внимание
Воля Восприимчивость Запоминание Ассоциативные процессы Сеченов Иван Михайлович (1829-1905)
Российский ученый и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы. Обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения. Исследовал дыхательную функцию крови. Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Труды Сеченова оказали большое влияние на развитие естествознания и теории познания. Предложил новый план в психологии – объективная наука.
Открыл тормозные центры
Истинный смысл его проекта – построить новую психологию на принципе детерминизма и объективном методе. “РУССКИЙ ПИОНЕР РЕФЛЕКСОЛОГИИ”
Франц Брентано (1838 – 1917) Противник Вундта. Его кумир – Аристотель.
Разработал план новой психологии об “ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ”. Область психологии –это не сами по себе ощущения, или преставления, а те акты которые производит субъект когда он превращает нечто в объект осознания. Вне акта объект не существует.
Он стоял у истоков направления – функции – анализа. Психология – наука опытная и наблюдательная. Блонский Павел Петрович (1884-1941),
Резко критикует взгляды на человека как на неизменное существо. Поведение человека есть изменчивое явление. Оно выступает как производное общественных отношений.
… поведение понятно лишь как история поведения. Разделял идеи педологии.
Развил теорию трудовой народной школы, предложил генетическую теорию памяти. Корнилов Константин Николаевич
(1879-1957)
Психологические процессы –это свойство высокоорганизованной материи и что такое понимание определяет решение вопроса о предмете психологии. Он считал что система современной психологии науки не должна замыкаться в узкие рамки только индивидуальной психологии, а должна включать в себя социальную психологию, основывающуюся на теории исторического материализма. Возглавил методологическую перестройку психологии на основе диалектического материализма.
Развивал идеи реактологии. В. М. Бехтерев (1857 – 1927) Основатель рефлексологии. Поддерживал Сеченова.
Нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях.
Изучал быстроту и форму протекания реакций.
Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами.
Основатель рефлексологии. Челпанов Георгий Иванович (1862-1936)
Основатель и директор первой в России Московского Психологического Института. Он стремился оторвать экспериментальную психологию от материализма и подвести под нее материалистическую базу.
Сторонник психофизического параллелизма. Труды по экспериментальной психологии. Список литературы. История психологии / М. Г. Ярошенко - М. : Мысль. 1976.
Психология Словарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович - Мн. : Хэлсон. 1998.
Страницы: 1, 2
|