бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

История исследования сознания бесплатно рефераты

История исследования сознания

21

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии

РЕФЕРАТ
История исследования сознания
выполнила:
студентка III-го курса
психологического факультета
Васильева Е.С.
проверила:
Литягина Е.В.

САМАРА 2002

ПЛАН.

ВВЕДЕНИЕ

1. ДОНАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЗНАНИЯ

2. НАУЧНЫЕ И ОКОЛОНАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЗНАНИЯ

18-19 ВВ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

Сегодня мы без труда можем обнаружить недостатки в научной методологии даже величайших мыслителей прошлого, и вряд ли можно сомневаться в том, что профессиональные маги средневековья и последовавшей за ним эпохи Возрождения зачастую оказывались простодушными жертвами собственных предрассудков и суеверия. Однако магия была также исскуством привнесения божественной жизни в материальную сферу, искусством обогащения и интенсификации психической жизни человека. Психологические опыты и эксперименты, которые эти люди выполнили в опыте собственной внимательной интроспекции, могут по праву считаться вкладом прошлых эпох в современную экспериментальную научную психологию. Как бы ни называть те цели, которые преследовали духовидцы, визионеры, прорицатели и др., - «сверхестественный опыт», «божественное откровение» и т.д. - и как бы к ним ни относиться, бесспорно одно: независимо от их собственных целей и от того, как сами эти люди истолковывали свою собственную практику, косвенным образом они чрезвычайно обогатили психологический опыт человечества и привнесли много нового и неожиданного в развитие наших знаний о психическом.

Такого подхода к так называемым парапсихологическим и оккультно-религиозным явлениям придерживается, в частности, Уильям Джеймс, авторитетнейший психолог 20-го века, автор фундаментального психологического исследования религиозно-мистического опыта («Многообразие религиозного опыта»).

«…нетрудно увидеть, что на протяжении всей

культурной истории «маги» были подлинными

художниками, способными вдохнуть

в свою жизнь и в плоды своего труда тонко

уравновешенное сознание. Они были людьми, от-

крывающим свою интуицию глубочайшим

уровням сущего и являя затем озарения,

достигнутые благодаря своей интеллекту-

альной прозорливости и тщательно выверенному

мастерству. Именно процессы такого рода

лежат в основе мышления всякого гения». Джеффри Мишлав. Корни сознания. Киев.1995. с.55

1. ДОНАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЗНАНИЯ.

Характерно, что в до-научные исторические эпохи проблема сознания была связана прежде всего с измененными состояниями сознания. В той или иной мере такой подход к сознанию сохранился, претерпев некоторые изменения, вплоть до появления экспериментальной психологии как науки и философско-теоретического обоснования проблемы сознания у Декарта и Локка в 17-м веке…

1.1. Фундамент современных исследований необычных проявлений сознания был заложен людьми доисторических времен и первобытных культур.

Людям этих эпох было присуще так называемое анимистическое видение мира. Что означает этот термин?

Речь идет о таком утерянном современным человеком мироощущении, когда человек и его сознание находятся в полном и гармоническом соответствии с окружающим миром и силами природы. В этом смысле на данной ранней стадии развития человечества еще трудно говорить о со-знании (в современном, новоевропейском значении этого слова). Ведь сам термин «со-знание», как указывают многие исследователи, предполагает наличие некоторой раздвоенности человека, то есть, другими словами, наличие рефлексивной дистанции по отношению к себе самому или к окружающему миру.

Но людям древних эпох такой раскол единого Космоса на объект и научно исследующий его субъект был совершенно чужд. Они обитали в мире, который от начала и до конца был полностью живым, был буквально пронизан одухотворенностью. Такой мир был густо заселен духами, привидениями и божествами, способными вступать в контакт с людьми и неживыми объектами. Духи могли входить в тела людей и животных, принося в них болезни, но они могли приносить с собой также и высшую мудрость. Кроме того, они могли наделять людей необычными психическими силами.

Связующим звеном между миром людей и миром духов были шаманы, совмещавшие в себе функции жреца, знахаря, психиатра, учителя и пророка. Как свидетельствоподлинной связи шамана с параллельным нашему миру миром духовных сущностей рассматривалась его способность входить и долгое время пребывать в так называемых измененных состояниях сознания. К последним относятся прежде всего экстаз, транс, а также всякого рода галлюцинаторные видения, слышание голосов и т.д.

Измененные состояния сознания достигались с помощью специальных психотехнических приемов, галюциногенных препаратов естественного происхождения (например, настой мухоморов или кактус пейот, содержащий сильный галлюциногенный алкалоид - мескалин), а также долгих, подчас изнуряющих тело и душу ритмических танцев. В процессе погружения в свои трансы и экстазы шаман исследовал те необычные планы сознания, в которых он оказывался, и учился использовать обитавшие на этих планах силы.

При все еще двойственном и осторожном отношении современной науки к парапсихологическим явлениям подобного рода, остается бесспорным тот факт, что пребывая в измененных состояниях сознания шаманы могли безошибочно определять многие заболевания и исцелять их, заглядывать в будущее, видеть предметы на огромных расстояниях, ходить по раскаленным углям, беседовать с духами умерших м т.д.

Интересно также заметить, что сон в доисторические эпохи развития человечества рассматривался как естественный выход в потусторонний мир. Однако, в отличии от простого человека, шаман, как предполагалось, знал «где здесь что». Шаман исследовал эту область и умел толковать сны.

Характерным примером до-научного опыта освоения сознания может служить яркая иллюстрация из книги современного писателя, лично практикующего техники измененных состояний сознания Карлоса Кастанеды:

«Удивительным было то, как я, успокоив ум,

следовал затем совершенно независимой от

моей воли силе, которая внезапно погружала меня

в чрезвычайно детальные воспоминания какого-то

незначительного события из моей жизни.

…Способность концентрироваться, выработанная

благодаря практике сновидения, позволила мне

проникнуть в свою жизнь так глубоко, что ни-

когда ранее я и представить не мог ничего

подобного. В ранее недоступных глубинах моего

ума были сокрыты залежи эмоций, заряженных

отрицательной энергией. И стоило только вернуться

к практике сновидения, как в тот же день

мне приснилось, что я видел себя спящим.»22 Карлос Кастанеда. Огонь изнутри….Искусство сновидения. М.2002. с.635

Аналогичные описания характерны также для современного психолога и психотерапевта Станислава Грофа с его теорией холотропных состояний сознания, исследующей парапсихологические явления.

1.2. Дальнейшее развитие исследование сознания (и в частности - измененных состояний сознания) получает в Древней Греции с ее храмовыми оракулами, эливсинским культом мистерий и пифагорейским братством.

Известно, к примеру, что Сократ обладал даром предвидения, объясняя свои способности помощью личного «даймония» - трудноуловимого благосклонного полубожественного существа, голос которого он слышал время от времени с самого детства.

Относительно ученика Сократа - Платона - нужно заметить, что он проводил строгое различие между простым гаданием (которое является попыткой постичь дела Бога посредством чисто рационального процесса) и истинным пророчеством, как у Сократа (основанным на внутренних «голосах», внетелесных состояниях, снах и трансах).

1.3. Средневековый иудейский философ Моисей Маймонид верил, что человек по своей природе обладает естественным даром прорицания, причем в некоторых людях, - говорил он, - «воображение и прорицание столь сильны, что верно предвещают» большую часть будущих событий.

Альберт Великий, написавший шесть книг по психологии, верил, что Бог действует во всех естественных явлениях и посредством естественных причин. Про него было известно, что с самого раннего детства он имел чудесные видения. Он был также страстным философом магии и весьма положительно отзывался о библейских магах, как об учителях, «размышляющих о вселенной и ищущих будущее в звездах». Он также живо интересовался использованием психических сил для нахождения металлов под землей. В том, что касается последнего, он рекомендовал применение снадобий, которые помрачают чувства, вызывая таким образом видения. Он благосклонно относился к толкованию снов, утверждая, что если что-то не срабатывает, то изъян следует искать не в науке естественной магии, а в душе человека, неправильно ее применяющего.

Четырнадцатый век дал таких великих европейских мистиков, как Мейстер Экхарт и Фома Кемпийский. Примером, иллюстрирующим их учение, окрашенное элементами Каббалы и мистицизма, может служить книга неизвестного автора «облако незнания». Тот сущностный опыт, к которому они призывали, состоял в превосхождении всякого эмпирического и теоретического знания и во вхождении в некую «тьму», «мрак», «облако» незнания, которые скорее нужно понимать метафорически, как символы определенных состояний психики и сознания. Согласно их мистически-психологическим описаниям, состояния высшего неведения озаряются затем «светом» божественной любви, то есть состоянием радикально иного порядка.

1.4. Данте Алигьери стоит на рубеже средневековья и итальянского Возрождения. Его «Божественная комедия», в которой он описывает свои видения миров ада, чистилища и рая, является вершиной европейской поэзии. Причем его описания загробного мира удивительно напоминают те, которые раньше можно было обнаружить в Египте, на Тибете, у Платона, а также в видениях жившего позднее Эмануэля Сведенборга. Знакомство Данте с рядом систем средневекового мистицизма дает нам возможность предполагать, что сны и грезоподобные состояния использовались им в качестве одного из источников творческого вдохновения. Целый ряд отрывков из его «божественной комедии» в некоторой степени напоминают аналогичные описания внетелесных переживаний у других авторов.

2. НАУЧНЫЕ И ОКОЛОНАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ

Эпоха Нового Времени, которую еще принято называть «веком Разума», была ознаменована появлением науки (науки как таковой), самой идеи научного знания и исследования самых различных объектов. Последнее не могло не сказаться на низменении характера изучения сознания, которое отныне становится объектом строгого научного (и прежде всего философского) рассмотрения. Данный период связан главным образом с именами крупнейших философов и ученых-естествоиспытателей 17-18веков: Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716), Джордж Беркли (1685-1753), Рене Декарт (1596-1650) и английский философ и ученый, заложивший основы современной экспериментальной психологии и метода интроспекции как способа научного исследования психики Джон Локк.

Продолжив традицию пифагорейско-платонического учения о вселенской гармонии, Лейбниц разработал изысканно-величественную философию, основанную на понятии монады, - эволюционирующей единицы сознания.

Благодаря монадам вся материя является живой и одушевленной. Монада представляет собой принцип, связывающий физическую и психологическую сферы. Согласно этому учению Лейбница, тот же принцип, который выражает себя в сознании, активно действует также и в неодушевленных веществах, растениях и животных, то есть во всей природе. Следовательно, - заключает Лейбниц, сущность монады легче всего постичь путем исследования наших внутренних духовных и психических процессов.

Монады различаются по количеству сознания и ясности восприятия. Определенные физические факты и явления - такие, например, как принцип наименьшего действия, - свидетельствуют, по Лейбницу, о наличии начал разумной сознательности уже в основных, физических «кирпичиках» творения. С другой стороны, открытия психологии свидетельствуют о существовании таких областей сознания, которые являются бессознательными по самой своей природе. В низших монадах материя, сознание и бессознательное начало смешаны и разделены нечетко. Такие монады пребывают как бы во сне.

Здесь важно особенно подчеркнуть, что именно никто иной, как Лейбниц, является первооткрывателем понятия бессознательного, психологическую разработку которого в 20-м веке предложил Зигмунд Фрейд. По Лейбницу, ни сознательный разум, ни бессознательное, ни материя, не существуют в чистом виде, но каждая ступенька в эволюции живой и «неживой» природы представляет собой ту или иную степень преобладания либо сознательного, либо бессознательного начала. Это справедливо относительно всей иерархии природы - от самых низших существ до венца творения - человека с его сознанием. Только в человеке, согласно лейбницевскому учению, сознание достигает уровня апперцепции, то есть рефлексии, познания, обращенного на самого себя.

С точки зрения психологии сознания здесь важно следующее. В каждом пункте непрерывной цепи бесконечно малых градаций от недвижимого неорганического вещества до Бога (монады всех монад) действует принцип параллелизма между ментальным и физическим состоянием каждой монады. Тело представляет собой материальное выражение жизни сознания. Однако эти два явления (смутно сознающее себя тело и душа с ее ясным и отчетливым самосознанием) подчиняются двум принципиально разным закономерностям. В то время как тело осуществляет свое движение в соответствии со строго механическими причинно-следственными законами физического мира, душа движется в соответствии с телеологическими принципами к конечной цели, каковой является завершение ее эволюции. Таким образом тело и душа с ее сознанием и самосознанием пребывают в гармонии.

Лейбниц также доказывал и утверждал, что

«…каждое тело чувствует все события

Вселенной, а посему тот, кто способен

к видению, может прочесть в любой от-

дельной вещи обо всем остальном, более

того, - обо всем, что случилось и случится,

постигая в непосредственной данности то,

что удалено во времени и пространстве.»Джеффри Мишлав. Корни сознания. Киев. 1995. с.73-74

Другим известным философом, глубоко затронувшим проблемы сознания, был епископ Джордж Беркли. Как строгий идеалист, Беркли пытался показать, что объектами нашего опыта могут быть только восприятия, мысли и чувства, которые являются всего лишь порождениями нашего собственного сознания, то есть своеобразными «иллюзиями». Предполагать существования материального мира вне нас вовсе не обязательно - в этом нет никакой необходимости, - считает философ. Если разобраться, то внешний мир, который изучают естественные науки и прежде всего физика - всего лишь плод воображения. Все, что мы видим, или каким-либо другим образом чувствуем, представляет собой ничто иное, как ряд ощущений, принадлежащих нашему же собственному сознанию. Окружающий физический мир с его материальными объектами представляет, таким образом, для Беркли комплексы ощущений, которые распадаются на два вида - «внешнее чувство» и «внутреннее чувство», и ничего более. Сознание при этом как бы обречено всегда «вариться в собственном соку»: на что бы оно ни направляло свое внимание, оно всегда имеет дело только с самим же собой. За свои же пределы сознание выйти не может, оно в принципе не способно прорваться к внешним объектам, при этом само существование последних проблематично и сомнительно.

Согласно Беркли, причиной, порождающей внутренние ощущения и переживания сознания (наши мысли, данные сознанию посредством «внутреннего чувства») не может являться внешний мир. Поэтому такая причина представляет собой единый и неделимый дух, который и производит в нашем сознании все эти эффекты. Хотя этот дух во всей своей полноте никогда не доступен нашему восприятию (ни внешнему чувству, ни внутреннему чувству) - и в этом он разделяет судьбу «выдумки, называемой материей» - мы все же имеем о нем некоторое представление, некое предчувствие более великой реальности, потусторонней по отношению к реальности нашего сознания. Нетрудно заметить, что такой дух, о котором говорит Беркли - только другое название для Бога.

Страницы: 1, 2