бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследования индивидуальных различий людей бесплатно рефераты

Воспитание детей в условиях максимальной (избыточной) забо-ты о них, когда не только выполняется, но даже предупреждается каждое желание ребенка, каждый его каприз, любая, даже необо-снованная и нецелесообразная просьба, когда из жизни ребенка исключены трудности, посильные заботы, отсутствуют условия для приобретения трудовых навыков, способствует формирова-нию поведения, свойственного слабому типу ВНД.

Способы определения типологических свойств. Для определе-ния типа ВНД животных в лаборатории И.П.Павлова были раз-работаны специальные экспериментальные методы -- «Большой стандарт» и «Малый стандарт». Обследование по «Большому стан-дарту» занимало около 2 лет, по «Малому» --6--7 мес. По «Мало-му стандарту» число методик было сокращено. О силе возбужде-ния судили по скорости выработки условного рефлекса, но глав-ным образом -- по кофеиновой пробе. Силу процесса возбужде-ния у собак определяли по минимальной дозе кофеина, сопро-вождавшейся развитием запредельного торможения, т.е. наблю-далось снижение условно-рефлекторных эффектов. О силе тормо-жения судили по скорости выработки дифференцировочного и запаздывательного условных торможений . Если выработка дифференцировки удавалась в пределах 20 сочетаний, то такой процесс относили к сильному, если в пределах 30 соче-таний и более -- к слабому процессу торможения.

Существуют два основных методических подхода определения силы нервных процессов у человека: исследование изменения ре-акций при разной интенсивности раздражителя и изменения ре-акций при длительном раздражении. В последнем случае свойство силы нервных процессов диагностируется как устойчивость вели-чины латентного периода сенсомоторной реакции на многократ-ное повторение раздражителей средней величины.

Чаще всего используются световые раздражители определен-ной средней интенсивности с интервалом следования не более 10 с. Один из вариантов заключается в следующем: испытуемому дается 100 световых раздражителей (загорание лампочки 6 В) с ин-тервалом следования 1--3 с; каждый раз при загорании лампочки испытуемый должен как можно скорее нажать на рычаг. Время реакции регистрируется с точностью до 0,001 с.

Данная методика основана на критерии предела работоспособ-ности при многократном раздражении, поэтому показателем, ха-рактеризующим силу нервных процессов, будет среднее значение самой двигательной реакции на последние 20 раздражений.

Уравновешенность, по методике И.П.Павлова для животных, определяли по соотношению силы процессов возбуждения и торможения. Показатель уравновешенности был производным от силы возбуждения и торможения.сочетаается с такими качествами, как общительность, добросовсност ь, высокий самоконтроль, зависимость. тревожный тип (около 10 %). Для этих детей - характерны крайняя изменчивость эмоциональной сферы, повышенная впечатлительность; их действия отличают излишнее волнение, тревожно. Учатся легко, особенно хорошо читают и рассказывают. По тестовым данным, высокий уровень тревожности сочетается у них с воз-будимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, чувством ответственности, хорошим пониманием социальных нормативов.

Ведущей чертой для детей, имеющих чувствительный и тре-вожный типы формирования личности, является общение. Имен-но эта деятельность служит источником получения эмоциональ-ного подкрепления, столь необходимого для них. Ожидание поло-жительной оценки своих действий и поступков со стороны окру-жающих определяет трудности в сфере взаимоотношений. Зависи-мость от эмоционального состояния затрудняет для некоторых из них усвоение учебной программы.

Интровертированный тип (около 18 %). Отличительной особенностью этих школьников является направленность на познавательную деятельность, высокий уровень развития интеллекта сочетается с пониженным контролем за окружающей действительно-стью. Тестовое обследование выявило у этих детей замкнутость; неуверенность в себе, низкий самоконтроль. В то же время у детей отмечаются возбудимость, тревожность,: напряженность. Около б % детей этой группы характеризуются пас-сивностью, бедностью мотивационной сферы, отсутствием ини-циативности. Одиночество,- отгороженность от окружающих, по-вышенная чувствительность способствуют появлению затруднений как в освоении социальных норм, так и при установлении контактов, а в итоге приводят к конфликтной, субъективно-трудной ситуации пребывания в школе.

Следует, однако, заметить, что физиологической основой фор-мирования типологических вариантов личности, как нам представ-ляется, являются сила, уравновешенность и подвижность процессе» возбуждения и торможения, подробно изученных И. П. Павловым в экспериментах на животных. Важную роль в формировании" этих свойств нервной системы играет среда (условия труда и отдыха, об-становка в семье и коллективе и т. п.), особенно в раннем онтогенезе.

2.2. Психофизиологические исследования эмоциональной сферы

Изучение эмоциональных возможностей у типологически различных людей привело к выявлению у них доминирующих эмоций. И хотя людям всех темпераментов доступен весь набор возможных эмоций, тем не менее для сангвиника доминирующей эмоцией является радость, для холерика --гнев, для меланхолика -- страх, а флегматик, будучи малоэмоцио-нальным, доминирующей эмоции не имеет (Симонов).

В отношении функциональных корреляций эмоционалоной сферы че-ловека с межполушарной асимметрией мозга известно, что, если левое полушарие у правшей связано с речью, абстрактно-понятийным мышле-нием, математическими способностями, то правое -- с чувственными образами, пространственными представлениями, музыкальными спо-собностями, т.е., иными словами, если левое полушарие "разумно", то правое "эмоционально". Возможно это обусловлено и тем, что правое по-лушарие имеет обширные кортико-диенцефальные связи, а левое -- больше связано с активирующими стволовыми образованиями. Есть также сведения в преимущественной роли левого полушария в генезе положительных, а правого --отрицательных эмоций, часто "безотчетных". При этом отмечается "завязанность" функциональной межполушарной асим-метрии и положительно-отрицательных эмоциональных отношений на доминирование альфа-ритма.

Так, при выключении правого полушария настроение пациента улуч-шается только при доминировании альфа-ритма в ЭЭГ левого полушария, равно как и ухудшение настроения при инактивации левого полушария дос-тигается также при доминировании альфа-ритма, но уже в ЭЭГ правого полушария (Деглин).

Ряд клинических наблюдений свидетельствует о различных тенденци-ях в нарушениях эмоциональной сферы у больных с право- или левополушарными поражениями (Брагина, Доброхотова). Так, если при по-ражении левого полушария у больных существенно повышается тревожность, то при правополушарных дисфункциях больные стане' вятся беспечными и легкомысленными, что может определяться относительно жесткой связью правого полушария с потребностно-мотивационной сферой и с порождением целей, а левого --с реализацией средств для достижения целей (Симонов). И тогда у человека с поражени-ем левого полушария на базе наличной потребности определяется цель, но при отсутствии средств для ее достижения прогнозируется низкая вероят-ность удовлетворения и возникает фрустрация и тревога; в случае же поражения правого полушария построение целей затрудняется; диапазон по-требностей суживается, а средства для достижения цели при этом оказываются в избытке, что и порождает положительно эмоциональные ощущения вплоть до эйфории. При этом левополушарный прогноз осознает-ся и вербализуется, а правополушарный остается неосознанным, на уровне .интуиции (Симонов)

- Демонстрация слайдов различного эмоционального содержания раз-дельно в правое или левое поле зрения вызывает более быстрое реагирование правого полушария на печальные события, а левого -- на радостные. То же самое имеет место при распознавании мимики груст-ной и радостной. Вообще же правое полушарие реагирует быстрее, чем левое, на эмоциональные события, независимо от знака эмоции

Симонов, считая, что главными структурами, позволяющими произво-дить прогнозирование событий с учетом доминирования в потребноетно-мотивационной сфере, являются фронтальный неокортекс, гиппокамп, миндалевидный комплекс и гипоталамус, предлагает следующую концеп-туальную модель[7,92].

. Как видно из этой схемы, достаточно четырех структур для организа-ции поведения по выделению доминирующей потребности с учетом вероятности ее удовлетворения. Симонов полагает, что индивидуальные особенности функционирования этих структур могут лежать в основе типов нервной деятельности, а в случае патологии определяют характер невротиче-ских состояний. Так, преобладание системы "гипоталамус *' -- фронтальный неокортекс" характеризует тип сильный экстравертированный, ориентированный на выбор доминирующей потребности и учитывающий осознанно наиболее вероятные события; преобладание же системы "миндалина -- гиппокамп" характерно для слабого интровертированного типа с симптомами нерешительности и склонностью к переоценке несущественных событий. Преобладание системы "гипоталамус--миндалина" также характерно для интравертов, а "фронтальный не-окортекс -- гиппокамп " -- для экстравертов[6,89].

Вероятнее всего, у холерика доминирует система "фронтальный неокортекс-- гипоталамус", что обеспечивает в поведении холерика вы-бор доминирующей потребности при высокой вероятности ее подкрепления. У меланхолика, напротив, система "гиппокамп--миндалина" ориенти-рована на фиксацию субдоминантной потребности при маловероятном ее удовлетворении, отсюда -- перманентная фрустрация у меланхолика. Что касается средних типов -- сангвиника и флегматика -- то здесь нет ясности. С одной стороны, результаты ряда экспериментов говорят в пользу преобла-дания у сангвиников, как и у меланхоликов, системы "гиппокамп -- миндалина", а у флегматиков, как у холериков --"фронтальный неокор-текс -- гипоталамус" (Симонов). С другой стороны, логические рассуждения приводят к мысли о преобладании у флегматика системы "фронтальный неокортекс--миндалина" с реагированием только на вы-соковероятные события без особого выбора какой-либо потребности из более или менее равнозначных, а у сангвиника -- "гиппокамп -- гипота-ламус", создающей возможность генерализованных реакций на маловероятные события при выборе доминирующей потребности (Данило-ва)[2,175].

При неврозах возникают различные диссоциации в деятельности сис-темы из-за дисфункции отдельных ее компонентов.

Поскольку у человека эмоциональная сфера социализируется, то и воз-буждение нервного аппарата эмоций выступает как система своеобразного внутреннего поощрения и наказания (радость, торжество, стыд и т.д.), значе-ние которого в жизни человека настолько велико, что в ряде случаев через возникающую эмоциональную доминанту определяет его поведение.

Глава 3. Использование методов диагностики индивидуальности для успешной трудовой деятельности человека

Использование конкретных методов психодиагностики для решения задач определения профессиональной пригодности должно основываться на данных об особенностях требований к личности и знаниях о диагностической (прогностической) ценности методик изучения, на оценке профессионально важных качеств личности. Опыт разработки системы профес-сионального психологического отбора и его проведения сви-детельствует о наличии довольно обширного перечня мето-дик профессиональной психодиагностики, которые в том или ином сочетании (в зависимости от особенностей вида дея-тельности) могут быть использованы для решения разнооб-разных задач оценки профессиональной пригодности. Полному их описанию посвящены оригинальные публикации, а также специальные руководства, справочники и пособия [10, 7,6 и др.].

Условия жизни, воспитание, трудовая деятельность суще-ственно влияют на формирование и развитие многих психо-логических качеств человека, однако некоторые из них имеют природную обусловленность. В связи с этим в процессе оцен-ки профессиональной пригодности целесообразно бывает учи-тывать состояние достаточно устойчивых биологических функций организма, отражающих индивидуальные различия лю-дей и возможную роль этих функций (степени их выраженно-сти, особенности сочетания и т. п.) в предопределении ус-пешности обучения и деятельности. Работы И. П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, К.М. Гуревича, В.М. Русалова и других исследователей основных свойств нервной системы установили типологические особенности и влияние указанных функций на целый ряд характеристик психики че-ловека и его поведение (в том числе трудовую деятельность). Обоснованы и описаны (Н.В. Макаренко и др.) ряд методик исследования основных свойств нервной системы, а также особенности их использования в практике профессионально-го психофизиологического отбора ряда специалистов [6,5].

Сила нервных процессов

«Зависимость времени реакции от интенсивности стиму-ла» (В.Д. Небылицын) -- методика основана на различном проявлении закона силы у лиц с сильной и слабой нервной системой: о силе нервной системы можно судить по харак-теру наклона кривой зависимости времени реакции от ин-тенсивности раздражителя.

«Критическая частота мелькающего фосфена» (В.Д. Не-былицын) -- определение силы нервной системы по харак-теру зависимости кривой частоты мелькающего фосфена (возникновение ощущения света при раздражении глаза электрическим током) от амплитуды раздражающих элект-рических импульсов.

«Измерение латентных периодов двигательных реакций при многократном применении раздражителя» (В.Д. Небылицын) -- определение момента и величины увеличения латентных пе-риодов реакции: чем раньше и интенсивнее развивается это изменение, тем более выражена слабость нервной системы.

Работоспособность головного мозга» (А.Е. Хильченко) -- определение работоспособности (по показателям количе-ства ошибочных реакций) путем регистрации реакций испы-туемого на предъявление условных раздражителей в быст-ром темпе в течение нескольких минут.

«Исследование легкости--трудности экстренной передел-ки двигательной реакции выбора» (Н.М. Пейсахов с соавто-рами) -- измерение сложной сенсомоторной реакции на све-товые и звуковые раздражители в условиях смены их сигнального значения.

«Кинематометрическая методика» (Е.П. Ильин) -- измере-ние точности производства движений в локтевом суставе при закрытых глазах и в сгибательно-разгибательных направлени-ях на заданную величину отклонения (в градусах): по разнице между амплитудой движения и выбранной амплитудой и об-щей сумме разниц определяется длительность сохранения процесса возбуждения и торможения, а их соотношение опре-деляет инертность--подвижность нервных процессов.

«Методика А.Е. Хильченко» -- показателем подвижности нервных процессов служит предельно короткая экспозиция или предельно быстрый темп предъявления раздражителей, при ко-тором испытуемый может правильно дифференцировать их;

этот показатель зависит кик от скорости движения и последей-ствия нервных процессов, так и от быстроты восстановления функциональной готовности рефлекторного аппарата к новой реакции и от способности нервной системы к усвоению ритма.

«Критическая частота слияния световых мельканий или звуковых щелчков» (О.П. Макаров) -- определение макси-мальной частоты световых мельканий или звуковых щелч-ков, при которой они еще различаются испытуемым как раз-дельные: чем быстрее возникают и прекращаются нервные процессы, тем больше циклов в единицу времени могут вос-произвести нервные структуры, воспринимающие зритель-ную и слуховую информацию, тем выше будут показатели критической частоты мельканий и щелчков.

Уравновешенность нервных процессов

«Изучение особенностей проведения линий определенной длины в изменяющихся условиях» (Н.С. Лейтес) -- воспроиз-ведение без зрительного контроля на бумаге как можно точ-нее линий, равных либо предъявляемому предварительно образцу, либо выбранному самим испытуемым: соотноше-ние между силой возбудительного и тормозного процессов (их уравновешенность) проявляется в неустойчивости дли-ны воспроизводимых линий (тенденция к удлинению ли-ний -- преобладание возбуждения, тенденция к их укороче-нию -- преобладание торможения).

«Реакция на движущийся объект -- РДО» (Н.С. Лейтес) -- остановка стрелки электросекундомера (полный оборот-- 1 сек) на заданной цифре: преобладание опережающих реакций (стрелка не дошла до нужной цифры) связано с превалирова-нием торможения; преобладание запаздывающих реакций (стрелка прошла заданную цифру) связано с превалировани-ем возбуждения.

Исследование уровня развития профессионально важных позна-вательных процессов (познавательных способностей) проводит-ся с помощью психометрических методик в форме индивидуаль-ного и группового эксперимента. Известно большое количество подобных методик, каждая из которых, в свою очередь, имеет ряд модификаций, иногда с учетом специфики конкретной про-фессиональной деятельности. Наиболее известные и часто ис-пользуемые методики: «Компасы» и «Часы»-- особенности вос-приятия пространственных отношений признаков объекта репродуктивного мышления; «Корректурная проба» (таблица Бурдона, Анфимова, с кольцами Лапдольта) -- устойчивость к концентрации внимания при длительной однообразной работе, умственная работоспособность, темп психических процессов, преимущественная установка на точность или скорость работы;

«Перепутанные линии»-- устойчивость и концентрация внима-ния; «Отыскивание чисел с переключением» («черно-красная таб-лица» -- методика Горбова) -- объем, распределение и переклю-чение внимания, оперативная память; «Расстановка чисел» -- распределение внимания и оперативная память; «Выявление слов» -- качество восприятия и особенноюти внимания; «Численно-буквенные сочетания» -- распределение и устойчивость вни-мания, способность к работе в вынужденном темпе и при дефи-ците времени; «Шкалы приборов» -- оперативная память; «Уста-новление закономерностей» -- репродуктивное мышление, активность, сообразительность и оперативная память; «Запоми-нание и непосредственное воспроизведение слов и чисел» -- кратко-временная память; «Числовые ряды» -- особенности логического мышления; «Аналогии-» -- особенности вербального (понятийно-го) мышления; «Арифметический счет» -- способность к выпол-нению числовых операций; «Количественные отношения» -- спо-собность к умозаключениям; «Сложение чисел с переключением» -- способность к репродуктивному мышлению и перестройке ум-ственных навыков [19,78].

Страницы: 1, 2, 3, 4