бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследования индивидуальных различий людей бесплатно рефераты

Под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявля-ются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам.

Отношения личности определяют индивидуальное своеобра-зие свойства характера двояким образом. С одной стороны, от отношений личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера.

С другой стороны, от отношений зависит индивидуальное своеобразие способов и качеств действия в каждой типичной ситуации.

Способы и качества действий человека зависят не только от отношений личности, но и от особенностей воли, чувств, внима-ния, ума, т. е. от индивидуальных особенностей психофизиологических про-цессов. Например, старательность и аккуратность, проявляемые в труде, зависят не только от положительного отношения к труду, но и от сосредоточенности внимания, от точности и ловкости движений, от усилий воли и т.д. Поэтому в зависимости от преобладающего влияния различных психических процессов на способы действия могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные, волевые черты характера[8,90].

В зависимости от обстановки в центральной нервной системе создается различное функциональное состояние, В «пи-щевой обстановке» в состоянии повышенной возбудимости на-ходятся, например, пищевые центры, и потому возникает доминанта пищевой реакции (выделение слюны). В «электрокож-ной обстановке» в состоянии повышенной возбудимости находят-ся оборонительные двигательные центры, и возникает доминан-та защитно-оборонительной реакции (отдергивание конечности)[8,92].

Сходство этих физиологических проявлении с проявлениями характера у человека заключается, во-первых, в том, что те и другие проявления имеют стереотипный, шаблонный для данно-го индивида характер. Во-вторых, в том и в другом случае в зависимости от обстановки один и тот же индивид в ответ на одни одни раздражители обнаруживает совершенно различ-ную с стереотипных реакций. В-третьих, те и другие име-ют устойчивый и постоянный характер. На основа-нии всех этих сходных внешних проявлений можно предполо-жить, что одно из физиологических условий происхождения свойств характера--образование различных динамических сте-реотипов.

Из этих фактов видно вместе с тем, что механизм переключения, лежащий в основе свойств характера человека, в определенном отношении существенно отличается от механизма переключения у животных. В образовании такого механизма у человека чрезвычайно важную роль играет вторая сигналь-ная система--система речевых раздражителей в виде социаль-ных оценок и других социальных воздействий на поведение и системы речевых реакций, которыми человек отвечает на эти воздействия[8,102].

Другое физиологическое условие происхождения обнаруживается при сопоставлении проявлений характера с проявлениями общего типа нервной системы.

В целом ряде исследований советские психо-логи сравнивали способы действия у людей с противоположны-ми свойствами общего типа нервной системы. Но исследовались способы действия в одних и тех же типичных ситуациях, причем с одинаково положительным отношением к ситуации. При этом было обнаружено, что противоположным свойствам общего типа нервной системы соответствуют психологически противополож-ные способы действия. Так, было показано, что при положитель-ном отношении к товарищам по классу и классному коллективу в целом ученики с инертными нервными процессами склонны к общению с узким кругом хорошо знакомых товарищей. По сво-ей инициативе они редко что-либо рассказывают о себе, с тру-дом заводят новые знакомства, но так же трудно им прекратить общение со старыми знакомыми. Наоборот, ученики с подвижны-ми нервными процессами проявляют противоположные свойства в общении с людьми. Эти индивидуальные особенности в обще-нии и представляют собой свойства характера.

Такая же связь нервных процессов с индивидуальными раз-личиями способов действия обнаружена в учебной, спортивной и трудовой деятельности (исследования П. М. Теплова, В. С. Мер-лина, Е, А. Климова). Следовательно, другое физиологическое условие происхождения свойств характера--это свойства общего типа нервной системы[8,104].

Известно, что общий тип нервной системы является также физиологической основой темперамента. Отсюда вытекает тес-ная связь между темпераментом и характером.

Как было сказано, в образовании механизма переключения, лежащего в основе свойств характера, важную роль играет вто-рая сигнальная система. В зависимости от того, в какой степени вторая сигнальная система господствует над первой и каково взаимоотношение между этими системами, И. Л. Павлов разли-чал три специальных человеческих типа нервной системы: «мыс-лительный» -- с преобладанием второсигнальной условнорефлекторной деятельности, «художественный»--с преобладанием первосигналыюй и «средний»--с отсутствием преобладания какой-либо из них. Возможно, что свойства специальных типов нервной системы также участвуют в происхождении свойств характера[6,89].

Однако свойства общею типа нервной системы не предопре-деляют, каким будет характер. У людей с одним и тем же типом нервной системы может быть различный характер. Напри-мер, человек со слабым типом нервной системы может быть доб-рым или злым, правдивым или лживым, аккуратным или неряш-ливым. Тип нервной системы влияет на характер лишь в двух отношениях. Во-первых, он может помогать или затруднять вос-питание определенных свойств характера. Так, у человека со сла-бым типом нервной системы труднее воспитать самообладание и уверенность в себе, чем у человека сильного и уравновешенно-го типа. Во-вторых, если в результате социальных условии и условий воспитания у человека сложились определенные отноше-ния личности, то от типа нервной системы будут зависеть те способы действия, при помощи которых он будет выражать эти отношения. Трудолюбие проявляется совершенно различным об-разом у флегматика и холерика, а доброта сангвиника проявляет-ся иначе, чем доброта меланхолика. Так, трудолюбие холерика проявляется в страстности, порывистости, повышенном, но неров-ном темпе работы. Между тем у флегматика такое же трудолю-бие проявляется в особой методичности, обдуманности, размерен-ности движений, ровном темпе. Доброта сангвиника яркостью и обильностью внешних выражений отличается от сдержанных, скупых проявлений доброты флегматика.

1.4. Способность как индивидуальная особенность личности

Личность -- это отдельный человек с накопленными знаниями и опытом, сформировавшимися в онтогенезе темпераментом, сти-лем поведения и мировоззрением[9,62].

Важным оценочным компонентом свойств личности является способность, проявляющаяся в успешности деятельности. Как счи-тал Б.М.Теплов, способности -- это такие индивидуально-пси-хологические особенности, которые имеют отношение к успеш-ности выполнения одной или нескольких деятельностей. Природ-ной основой различных способностей могут быть разнообразные сочетания общих и специальных индивидуально-психологических свойств. К числу общих способностей относят работоспособность, активность, саморегуляцию и др. По данным Э.А.Голубевой и ее сотрудников, природные предпосылки социальных способностей образуют сложные системокомплексы. Учеными доказано, что для лингвистических способностей характерны инертность, преобла-дание зрительной памяти и второсигнальных функций. Для ком-муникативных языковых способностей необходимы лабильность, слуховая пайять, преобладание первосигнальных функций. Для му-зыкальных способностей главную роль играют лабильность нервной системы в разных возрастах, высокая чувствительность и домини-рование непроизвольного уровня регуляции[7,89]

Способности -- это такие психологические особенность чело-века. от которых зависит успешность приобретения знаний, уме-ний, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся[7,94]

По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, по-года и т. д. окажутся благоприятными, способности человека яв-ляются лишь возможностью для приобретения знаний и умений.

Итак, способности--это индивидуально-психологические осо-бенности личности, являющиеся условиями успешного осуществ-ления данной деятельности и обнаруживающие различия в ди-намике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой получает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенного на ее освоение, то это дает основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности[8,102].

Способности были охарактеризованы как индивидуально-пси-хологические особенности, т. е. такие качества, которым отличается один человек от другого.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структу-ру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее поло-жение, некоторые--вспомогательное. Так, в структуре педагоги-ческих способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним, потребность в передаче знаний, комп-лекс организаторских способностей, входящих сюда на правах подструктуры, и т. д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др. Совершенно очевидно, что и ведущие, и вспомогательные компоненты педагогических способностей образуют единство, обеспечивающее успешность обучения и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с личностью[3,89].

Общие способности или общие качества и явления, к исследованию которых уже приступи-ли психологи. К числу таких общих качеств лич-ности, которые в условиях конкретной деятельности могут высту-пать как способности, относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из трех типов людей. В трудах И. П. Павлова они были обозначены как «художественный», «мыслительный» и «средний» типы. Данная типология связана с учением, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой сигнальной системы--образной, эмоциональной и второй, связанной с сигнализацией этих обра-зов посредством слова--сигнала сигналов.

Относительное преобладание сигналов первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует ху-дожественный тип, относительное преобладание сигнала сигна-лов--мыслительный тип, равное их представительство--сред-ний тип людей.

Для художественного типа свойственна яркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живо-го впечатления, эмоций. Для мыслительного типа--преоблада-ние абстракций, логических построений, теоретизирования. При-надлежность человека к художественному типу ни в коей мере не может свидетельствовать о том, что он фатально предназначен для деятельности художника. Очевидно иное--представителю этого типа легче, чем другому, освоить деятельность, которая требует впечатлительности, эмоционального отношения к собы-тиям, образности и живости фантазии. Не случайно, что подавля-ющее большинство художников (живописцев, скульпторов, му-зыкантов, актеров и т. д.) имеют более или менее выраженные черты этого типа. Качества мыслительного типа создают усло-вия для наиболее благоприятного развития деятельности, связан-ной с оперированием абстрактным материалом, понятиями, ма-тематическими выражениями и др. Легко понять, какой обшир-ный круг конкретных занятий (математика, философия, физика, языкознание и т. д.) может требовать именно этих качеств как предпосылок успешности овладения деятельностью.

Необходимо подчеркнуть, что отнесение человека к художе-ственному типу не означает слабость интеллектуальной деятель-ности, недостаток ума. Речь здесь идет об относительном преоб-ладании образных компонентов психики над мыслительными. Во-обще вторая сигнальная система у человека преобладает над первой, и это преобладание имеет абсолютный характер, так как роль языка и мышления в трудовой деятельности людей яв-ляется решающей и процессы отражения человеком мира опо-средствуются его мыслями, выраженными словесно. Поэтому с абсолютным перевесом первой сигнальной системы мы встреча-емся разве что в сновидениях, с их бурной эмоциональностью и хаотической образностью, которая никак не упорядочивается и не регулируется мышлением.

Глава 2. Исследования индивидуальных различий

2.1. Основные исследования по формированию индивидуальности

Темперамент (от лат.-- соразмерность) -- это совокупность черт личности (индивидуальности), характеризующих ее двигательную, эмоциональную и речевую активности[7,20].

По теории И. П. Павлова, предпочтительными темперамента-ми для успешности деятельности являются темперамент сангви-ника и флегматика. Менее приспособлен к жизни темперамент холерика из-за неуравновешенности процессов возбуждения и тор-можения. Низкая работоспособность (выносливость) нервной си-стемы характеризует меланхолика. Однако Б. М.Теплов и В. Д. Небылицын выступали против оценочной характеристики темпера-ментов и подчеркивали, что в зависимости от характера и типа выполняемой деятельности преимущество могут иметь самые раз-ные типы темпераментов и индивидуальные качества человека. По-видимому, профотбор должен основываться на этих двух положе-ниях, при этом решающее значение должны иметь результаты спе-циального тестирования[6,190].

По мнению Я.Стреляу, активность как одна из черт темпера-мента личности проявляется в энергетическом уровне поведения. Со свойством активности личности наиболее часто положительно коррелируют такие свойства нервной системы, как сила и активированность,"измеряемые с помощью ЭЭГ-методик."Для оценки Эмоциональности могут также использоваться различные тесты-опросники (Спилберга,Тейлора), для оценки тревожности и нейротизма -- опросник Г. Айзенка. На физиологическом уровне эмо-циональность измеряют вегетативными и ЭЭГ-показателями[6,198].

Темперамент человека достаточно устойчив. Это означает, что человек не может обнаруживать то черты холерика, то черты меланхолика. Также мала вероятность коренного изменения темперамента в процессе жизни, например превращение флегматика в сангвиника или меланхолика.

Результаты наблюдения за характером, поведением детей и их родителей свидетельствуют о том, что дети наследуют многие свойства нервной системы от своих родителей. Однако генетические: предпосылки начинают очень рано переплетаться с приобретенными свойствами нервной системы, которые в значительной степени определяются процессом воспитания детей, условиями их жизни, труда, которые могут быть весьма разнообразными и, естественно, оказывать различное влияние на проявление свойств нерв-ной системы. Ф. П. Майоров и С. Н. Выржиковский в своих иссле-дованиях, выполненных на животных, в частности в опытах на щенках, показали возможность изменения типологических свойств нервной системы в течение жизни. Они разделили помет щенков на две равные группы: одни щенки росли в условиях свободы и при-волья, другие -- в клетках, т.е. в условиях, ограничивающих их движения и связи с внешним миром, а также им не приходилось бороться за свое выживание. Когда щенки подросли, то поведение их значительно различалось. Например, у всех развивавшихся в клет-ке были резко выражены пассивно-оборонительные реакции (они затаивались, прижимались к полу и т.п.), т.е. поведение животных зависело от условий окружающей среды, в которых они воспиты-вались. Тренировка нервных процессов способствовала некоторому изменению типологических свойств. В частности, невротические воздействия сопровождались ослаблением нервных процессов, и жи-вотное, ранее типологически сильное, переходило в группу слабых. Эти и другие факты легли в основу учения о фенотипе и генотипе.[8,105]

Термины «генотип» и «фенотип» впервые использовал датский биолог Б. Иогансен в 1909 г. Генотип (от греч. -- происхожде-ние, -- отпечаток, образец) характеризуется врожденными ; типологическими свойствами нервного процесса, с которым животное рождается. Генотип -- это совокупность всех наследственных факторов (генов) клетки. Фенотип (от греч. -- проявлять, яв-лять) -- совокупность признаков и свойств организма, обусловленных взаимодействием его генотипа и условий внешней и внутренней среды. Таким образом, фенотип -- это сплав врож-денных и приобретенных свойств организма.

С помощью направленного отбора можно вывести животных с определенными особенностями поведения. Наследственные свой-ства (подвижность) были доказаны специальными исследования-ми В. К. Федорова: он вывел животных чистых линий с высокой и низкой подвижностью. Эти эксперименты, а также изучение ти-пологических свойств у однояйцевых близнецов позволили заключить, что у животных и людей темперамент относительно устойчив, однако направленными воздействиями воспитательно-го и природного характера его можно изменить.

Мы не склонны переоценивать эти экспериментальные дан-ные, полученные на животных. Однако наблюдения за развитием детей и исследования на животных свидетельствуют о том, что условия жизни ребенка, его воспитание, трудовая деятельность, физкультура и спорт, рациональное питание, режим труда и от-дыха играют весьма важную роль в формировании типологиче-ских особенностей нервной системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4