бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей и типов темперамента подростков бесплатно рефераты

Умению внимательно и доброжелательно слушать других часто научиться сложнее, чем активному говорению, поэтому необходимо постараться в первую очередь стать хорошим слушателем для других людей.

Это в свою очередь, означает следующее: проявлять искренний интерес к любому человеку; терпеливо и доброжелательно выслушивать любого человека до конца; находить и отмечать положительное в любом человеке и в каждом его высказывании; по мере возможности избегать критики людей и того, что они говорят; если критика все же необходима, то научиться высказывать ее так, чтобы не обижать другого человека и не портить взаимоотношения с ним; выработать умение поддерживать, стимулировать положительные действия другого человека - такие, которые повышают его престиж, поднимают в глазах окружающих людей. Если у клиента почему-то не складываются личные взаимоотношения с людьми и его настроение портится после того, как он пообщается с людьми, значит, в общении с ними он ведет себя не так, как нужно, и не вызывает с их стороны симпатию.

Предлагая клиенту рекомендации, касающиеся его темперамента, следует учитывать и новейшие данные о том, что свойства нервной системы, лежащие в основе темперамента, могут различным образом проявляться в общении человека с людьми и в его практической деятельности.

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки бывали заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.

Учителя знают, что изменения школьного расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие медленно. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету. В тоже время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.

Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети - холерики и дети с меланхолическим темпераментом. В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся - холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение.

На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищённым в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

Внимание учителя должны привлекать учащиеся - флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания - они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость. У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.

В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и, наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях “тепличного” воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определённую саморегуляцию, самовоспитание.

Растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно регулировать своё поведение и деятельность. У представителей разного типа темперамента это происходит по-разному. Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать усидчивость, выдержку и хладнокровие. Темперамент сказывается в том, что для одного ученика нужны одни приёмы выработки тех или иных психических качеств, а для другого - другие. Показательно, что черты темперамента могут проявляться в разных сферах жизни в разной степени; определённые проявления темперамента могут ограничиваться в то или другое русло под воздействием вырабатываемых установок и привычек. Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предопределяет их; первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.

Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путём систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и корректировать отрицательные черты, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей в классе можно создавать детям наиболее благоприятные условия обучения, устранять причины возможной дезадаптации, а следовательно, помогать ребёнку справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

В исследовании принимали участие 32 учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов школы №4. Социально-психологический статус и возраст являются примерно одинаковым. В качестве основного диагностического материала для определения уровня общительности, коммуникативных умений, типа и свойств темперамента были выбраны следующие методики - «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского), «Тест оценки коммуникативных умений», «Айзенка личностный опросник (EPI)».

Нами было проведено эмпирическое исследование выявления взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента. На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в данной группе подростков в большей степени преобладают общительные, любознательные, разговорчивые индивиды, которые любят быть в центре внимания, и охотно сходятся с новыми людьми, и это все им помогают их коммуникативные умения, то есть способность слышать своих собеседников, умение войти в их положение и проявить эмпатию.

Для подтверждения гипотезы в работе был применен коэффициент линейной корреляция Пирсона. Коэффициент корреляции Пирсона - это параметрический критерий, позволяющий определить наличие (или отсутствие) достоверной связи между различными статистическими совокупностями. С помощью коэффициента корреляции Пирсона нами были получены графические связи (см. Рис 5). По рисунку видно, что существует прямая связь между коммуникативными особенностями и сангвиническим типом темперамента при r = 0.60, так же существует связь между коммуникативными особенностями и холерическим типом темперамента при r = 0.54.

Экспериментальное исследование было организовано с целью проверки гипотезы. В практической части настоящей работы мы провели первичную обработку данных, полученных в ходе исследования подростков, их количественную и качественную обработку. Мы по трем методикам исследовали уровень общительности подростков, уровень коммуникативных умений, выявили уровень экстраверсии, эмоциональной устойчивости и тип темперамента. В результате анализа результатов мы пришли к выводу, что коммуникативные особенности более выражены у сангвиников и холериков, чем у флегматиков и меланхоликов.

Нами было проведено эмпирическое исследование выявления взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента. На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в данной группе подростков в большей степени преобладают общительные, любознательные, разговорчивые индивиды, которые любят быть в центре внимания, и охотно сходятся с новыми людьми, и это все им помогают их коммуникативные умения, то есть способность слышать своих собеседников, умение войти в их положение и проявить эмпатию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог исследованиям взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента нужно сделать вывод о том, что общение - это одно из основных сфер человеческой жизни. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Ведущие психологи (В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.А. Бодалев) относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды.

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов, это врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

В межличностных отношениях конфликты нередко возникают вследствие того, что люди не учитывают особенности темперамента как своего, так и другого человека, такие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности.

Проведенный анализ особенностей общения подростков показал то огромное значение, которое имеет для подростков общение со сверстниками. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение со взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Следовательно, школьные педагоги, психологи, а также родители должны уделять большое внимание этой стороне жизни ребенка-подростка, исходя из особенностей его общения со сверстниками, строить воспитательную и учебную работу, выбирать оптимальные пути к душе отрока, методы воспитательного воздействия на него.

Проведенное эмпирическое исследование на выявление уровня общительности дало следующие результаты: 44% подростков обладают высокой степенью уровня общительности. Это говорит о том, что данный человек весьма общительный, разговорчивый, охотно знакомиться с новыми людьми, любят быть в центре внимания. 31% обладают средней коммуникабельностью, в общении с другими достаточно терпеливы, с новыми людьми сходится с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно, свою точку зрения отстаивают без вспыльчивости. 25% подростков замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество, поэтому у них мало друзей.

Анализ средних показателей коммуникативных умений показывают следующее: 41% подростков обладают высоким уровнем коммуникативных умений, то есть у таких людей в большей степени развито умение слышать, могут входить в положение другого. 37% обладают средним уровнем коммуникативных умений. Для таких людей беседа не главный источник, от них многое можно узнать, но не только они обладают истиной, даже критику и упреки им полезно выслушать. 22% подростков обладают низким уровнем коммуникативных умений.

Проведенное эмпирическое исследование на выявление типа темперамента дало следующие результаты: 37% подростков - сангвиники, то есть они быстро приспосабливаются к новым условиям, быстро сходятся с людьми, общительны. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. 25% подростков - холерики, отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. 22% подростков - флегматики, они характеризуются сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Ровны в отношениях, в меру общительны, не любят попусту болтать. 16% подростков - меланхолики, у них реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств, при слабом их выражении.

Для подтверждения гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, получены корреляционные связи, проанализированы и интерпретированы результаты. Таким образом, в целом по результатам исследования можно сделать краткие обобщающие выводы:

1. На основе теоретико-методологического анализа соответствующей литературы были выявлены особенности общения, темперамента.

2. На основе эмпирического исследования были выявлены коммуникативные умения подростков, уровень общительности, экстраверсии, эмоциональной устойчивости и тип темперамента.

3. На основе математического анализа была выявлена связь между коммуникативными особенностями и типами темперамента подростков.

4. В результате проведенной работы были сформулированы рекомендации, которые могут быть применены в работе психологической консультации, направленные на улучшение коммуникативных особенностей подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст]/ Б.Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. -- (Серия «Мастера психологии») - 288 с.

2. Андреева, Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности II Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст]/ Г.М. Андреева, Я. Яноушек. - М.: МГУ, 2007. - 238 с.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]/ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с.

4. Андреева, Г.М. Принцип деятельности и исследование общения II Общение и деятельность [Текст]/ Г.М. Андреева. - Прага, 1996. - 376 с.

5. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст]/ А.Г. Асмолов. - М., 2007. - 367 с.

6. Ахвердова, О.А. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности [Текст]: учеб. Пособие / О.А. Ахвердова, Н.Н. Волоскова, Т.В. Белых. - СПб.: Речь, 2004. - 168 с.

7. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности [Текст]/ А.В. Батаршев. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 176 с.

8. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст]: А.А. Бодалев. - М., 1995. - 412с.

9. Большой психологический словарь [Текст]: Сост. и общ. ред. В.Мещеряков, В.Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 2004г. - 672 с.

10. Василенко, Л.Д. О взаимодействии ортогональных симптомокомплексов при характеристике типа темперамента // Проблемы экспериментальной психологии личности [Текст]: Под ред. В.С. Мерлина. Пермь, 1977. 296 с.

11. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст]: Кн. для учителя и родителей/ А.Б. Добрович. - М.: Просвещение, 1987. - 413 с.

12. Егидес, А.П. Психологическая концепция конфликтного общения // Психологический журнал [Текст]: А.П. Егидес. - 1984. - Т.5. - №5. - 227 с.

13. Жуков, Ю.М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия // Вестник Московского университета [Текст]: Ю.М. Жуков. - Психология. 1992, - 213 с.

14. Ильина, А. И. Общительность и темперамент школьников [Текст]: / А.И. Ильина. - Пермь, 1986. - 120 с.

15. Крылов, А.А. Психология [Текст]: учеб. / А.А. Крылов, В.М. Аллахвердов. - М.: Проспект, 2001. - 506 с.

16. Крупнов, А.И. Психологические проявления и структура темперамента [Текст]: учеб. пособие. - М.: изд. РУДН, 1992. - 80 с.

17. Кулагина, И.Ю., Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учебн. завед. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт - М», 2001. - 464 с.

18. Лавриненко, В.Н. Социальная психология и этика делового общения [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Н. Лавриненко. - М., - Омск: Издательство НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт», 2007. - 268с.

19. Лейтес, Н. С. Опыт психологической характеристики темпераментов. -- Типологические особенности высшей нервной деятельности человека [Текст] / Н.С. Лейтес, т. 1. Под ред. Б. М. Теплова. - М., 1956. - 385 с.

20. Леонтьев, А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии [Текст]/ А.А. Леонтьев. - М., 1975. - 438 с.

21. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст]/ А.А. Леонтьев. - М., 1999. - 407 с.

22. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]/ А.А. Леонтьев. 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.

23. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения [Текст]/ Б.Ф. Ломов. - М., 1976. - 475 с.

24. Москалюк, В.Ю. Темпераментальные факторы выбора профессии [Текст]: автореферат / В.Ю. Москалюк. - М., 1999. - 183 с.

25. Небылицын, В.Д. Жизнь и научное творчество [Текст] / В.Д. Небылицын. - М.: научно - издательский центр «Ладомир», 1996. - 384 с.

26. Немов, Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей [Текст]: пособие для уч-ся / Р.С. Немов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 320 с.

27. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. В 3 кн. - М., - Кн. 1. 2001. - 688 с.

28. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения [Текст]/ Н.Н. Обозов. - Л., 1979. 429с.

29. Общая психология [Текст]: сборник текстов. Вып. 2. Субъект деятельности / Под ред. В.В. Петухова. - М.: МГУ, 2000. - 279 с.

30. Общая психология / Состав. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 320 с.

31. Овчинников, Б.В Типы темперамента в практической психологии [Текст] / Б.В. Овчинников, И.М. Владимирова, К.В. Павлов - СПб. - 2003. - 288 с.

32. Основы андрогогики [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. заведений / И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая и др.; Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 240 с.

33. Основы теории коммуникации [Текст]: Учебник / Под. ред. проф. О-75 М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003, - 615 с.

34. Панферов, В.Н. Психология общения // Вопросы философии [Текст]/ В.Н. Панферов. - М., 1971. - 430 с.

35. Петровская, Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг [Текст] / Л.А. Петровская. - М., 1989. - 451 с.

36. Петрунек, В. П. Нелегкий шаг к юности [Текст] / В.П. Петрунек. - М.: Педагогика, 1984. - 300 с.

37. Прихожан, А. М. Подросток в учебнике и в жизни [Текст] / А.М., Прихожан, А.В. Толстых. - М.: Знание, 1997. - 541 с.

38. Психология делового общения [Текст]: учебн. пособие / И.И. Аминов. - 4-е изд., стер. - Москва: Омега - Л. 2007. - 304 с.

39. Психология индивидуальных различий [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппнрейтера, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776 с.

40. Психология и этика делового общения [Текст]: Учебник для вузов / П86 под ред. проф. В.Н. Лавриенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 326 с.

41. Психология подростка [Текст] : Хрестоматия. сост. Ю.И. Фролов - М.: Российское педагогическое агенство,1997. - 402 с.

42. Рогов, Е.И. Психология общения [Текст] / Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС .: ил. - (Азбука психологии). 2001. - 336 с.

43. Рубинштейн, С.Л. Типы темперамента в практической психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн, Б.В. Овчинников, И.М. Владимирова, К.В. Павлов. - СПб. - 2003. - 288 с

44. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность [Текст] / П.В. Симонов, П.М. Ершов. - Изд. М.: «Наука», 2002. - 160 с.

45. Соловьева, О.В. Обратная связь в межличностном общении [Текст] / О.В. Соловьева. - М., 1992. - 405 с.

46. Стефаненко, Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Т.Г. Стефаненко. - М., 1992. - 497 с.

47. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учебное пособие. - Л.Д. Столяренко. - 11-е изд. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2004. - 672 с.

48. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии [Текст] / Я. Стреляу. - М.: «Прогресс», 1982. - 230 с.

49. Таланов, В.Л. Справочник практического психолога [Текст] / В.Л. Таланов, И.Г. Малкина-Пых. - СПб.: Сова, М.:ЭКСМО, 2002. - 928 с.

50. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл [и др.]. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 608 с.

51. Толстых, А. В. Подросток в неформальной группе [Текст]/ А.В. Толстых. - М.: Знание,1991. - 294 с.

52. Холл, К. Теории личности [Текст] / К. Холл, Г. Линдсей; пер. с англ. И. Б. Гриншпун. -- М.: Психотерапия, 2008. -- 672 с.

53. Чернышева М. А. Культура общения [Текст] / М.А. Чернышева. - Л.: Знание, 1983. - 301 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5