бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование возрастных мотивационных особенностей бесплатно рефераты

Как уже отмечалось, цель данного этапа - определение уровня тревожности испытуемых в различные возрастные периоды. На этом же этапе аналитическим образом определилась степень корреляции между уровнем тревожности и ведущей мотивационной тенденцией.

Таблица 6 Результаты диагностики по опроснику «Исследование тревожности» Ч.Д. Спилбергер

Возрастная группа

Шкала тревожности

Уровень тревожности

Высокий

Средний

Низкий

6 класс

Общая тревожность

4%

88%

8%

Ситуативная тревожность

7,5%

61,5%

31%

Личностная тревожность

3,5%

85%

11,5%

9 класс

Общая тревожность

4%

84,5%

11,5%

Ситуативная тревожность

0%

79%

21%

Личностная тревожность

0%

83,5%

16,5%

Полученные данные указывают на то, что у подростков и юношей преобладает средний уровень тревожности. Низкий уровень имеет определенную тенденцию к повышению. Высокий уровень тревожности обладает общей направленностью на снижение (за исключением юношеского возраста).

Общая тревожность в подростковом и юношеском возрасте снижается. Ситуативная тревожность заметно усредняется и, более того, имеет направленность на снижение показателей. Личностная тревожность отчетливо снижается.

Суммируя приведенные данные о преобладающем уровне тревожности, всех испытуемых можно «разбить» на три группы:

1 - низкий уровень тревожности;

2 - средний уровень тревожности;

3 - высокий уровень тревожности.

Результаты распределения испытуемых по данным группам в различные возрастные периоды представлены в Таблице 7. Возрастная динамика тревожности представлена на Рисунке 4.

Таблица 7 Результаты распределения испытуемых по группам

6 класс

9 класс

1 группа

-

14%

1 группа

-

22%

2 группа

-

57%

2 группа

-

67%

3 группа

-

29%

3 группа

-

12%

Исследование показало, что существует определенная возрастная тенденция изменения уровня тревожности. Очевидно, что юным подросткам более свойственна тревожность среднего, выше среднего и высокого уровня, при доминировании среднего. Показатели низких уровней - малы. Для более взрослых подростков остается характерным средний уровень тревожности, более того - он возрастает. Высокие показатели тревожности значительно снижаются, тогда как низкие - заметно повышаются.

Рисунок 4 - Возрастная динамика тревожности

Наиболее развитой у подростков является школьная тревожность. Однако с возрастом ее показатели уменьшаются, но сохраняется довольно высокий уровень. Уровень общей тревожности значительно усредняется и проявляет тенденцию к снижению.

Обладая необходимой информацией относительно особенностей, мы имеем возможность их сопоставить, мотивации достижения успеха, избегания неудачи и особенностей уровня тревожности (Таблица 8).

Таблица 8 Анализ особенностей мотивации достижения успеха, избегания неудачи и особенностей уровня тревожности (в %)

Группа

испытуемых

Преобладающая мотивация

Достижения успеха

Избегания неудачи

Уровень тревожности

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

6 класс

-

50

50

-

-

-

-

67

33

-

9 класс

11

33

56

-

-

-

-

50

50

-

Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале исследования, что возрастные мотивации связаны с тревожностью индивида, нашла свое подтверждение.

Существует действительная взаимосвязь между мотивом достижения успеха, избегания неудачи и уровнем тревожности. У испытуемых с преобладанием мотивации достижения успеха наблюдается более низкий уровень тревожности. Испытуемым же с доминированием мотивации избегания неудачи свойственен скорее высокий уровень тревожности.

Кроме того, исходя из данного исследования удалось установить несколько дополнительных фактов и сделать определенные выводы:

1. На протяжении онтогенетического развития в подростковом и юношеском возрастах происходит постепенное выявление мотивационного полюса достижения успеха, избегания неудачи.

2. Наблюдается тенденция возрастания мотивации достижения успеха при ее доминировании.

3. Мотивация избегания неудачи в подростковом и юношеском возрастах изменяется незначительно.

4. Получила подтверждение теория о независимом, параллельном развитии мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудачи: обе эти мотивации не являются крайними делениями одной шкалы, не являются полной противоположностью друг другу, а могут существовать и существуют независимо.

5. В целом подтвердилась теория корреляции склонности к риску и мотивации достижения успеха, избегания неудачи. Однако совпадение не полное, что, вероятно, можно объяснить рядом объективных или иных субъективных причин, которые в данном исследовании не рассматривались.

6. В подавляющем большинстве случаев испытуемым во все рассмотренные возрастные периоды свойственен средний уровень тревожности, что соответствует необходимой норме, и стремление к большему «укреплению средних позиций».

7. При переходе от одного возрастного периода к другому происходит снижение уровня тревожности.

8. Возрастание мотивации достижения успеха и снижение уровня тревожности в подростковом и юношеском возрасте доказывает их взаимосвязь и подтверждает выдвинутую гипотезу.

2.3 Рекомендации по профилактическим и коррекционным мероприятиям

1) Создание успеха

Большинство исследований доказывает, что мотивация достижения успеха - это чисто социальный, т. е. приобретенный мотив, который проявляется как следствие определенного уровня развития человека. На его формирование влияет множество внешних факторов. Их совокупность можно назвать мотивационной средой. В зависимости от содержания она может как способствовать, так и, напротив, препятствовать возникновению стремления к успеху, влиять на силу и направленность этого стремления.

Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Наиболее сильно стремление к достижениям проявляется тогда, когда предстоящая деятельность обладает новизной. Так, даже малыши 3-4-х лет от роду теряют интерес к тому, в чем они уже добились положительного результата. Собрав однажды пирамидку, малыш отбрасывает ее в сторону и ищет какое-то новое, еще незнакомое занятие. Интерес к новым задачам наиболее сильно проявляется в школьном возрасте у мальчиков. Девочки же, напротив, обнаруживают высокую мотивированность и направленность на достижения и при повторном выполнении тех же самых задач. Стремятся к повторам и школьники, которым присуще желание избегать неудачи. Для них успешное выполнение уже знакомого задания позволяет повторно пережить положительные эмоции и благодаря этому обрести уверенность в своих силах, а это благоприятно сказывается на поднятии уровня мотивации достижений.

Психологические условия развития мотивации достижений учащихся в учебной деятельности представлены в Таблице 9.

Таблица 9 Психологические условия развития мотивации достижений учащихся в учебной деятельности

Факторы

Условия развития мотивации достижений в

учебном процессе.

1. Уровень сложности и новизны задачи.

Поставленные задачи должны соответствовать возможностям школьников и гарантировать им успех не менее чем на 50%.

2. Возможность проявления самостоятельности.

Процесс выполнения задачи должен

предоставлять возможности для принятия

и исполнения самостоятельных решений.

3. Методы побуждения к достижениям.

Методы побуждения к деятельности не

должны носить слишком жесткий,

ограничивающий автономность

и самостоятельность учащихся характер.

4. Методы оценки результатов деятельности.

Учащиеся должны знать, каких результатов ждет от них учитель, и по каким показателям будет оценивать.

Система контроля должна обеспечить

объективное выявление результатов.

Оценка деятельности должна быть

справедливой и объективной.

Все учащиеся, имеющие одинаковые результаты, должны одинаково оцениваться учителем.

Оценка ученика должна зависеть только

от результатов его учебной деятельности.

5. Условия состязательности.

Должна быть состязательность учащихся

с примерно равными возможностями.

6. Наличие возможностей для достижения успеха.

Должны иметься все условия для достижения положительных результатов; их достижение не должно требовать от школьников чрезмерного напряжения и приводить к нагрузкам.

7. Личный пример и ролевая позиция значимых взрослых.

Учитель должен быть мотивированным

на улучшение результатов учеников.

8. Близкие и отдаленные последствия достижения успеха.

Любые, даже самые незначительные

достижения должны поощряться.

Методы поощрения должны превалировать

над методами наказаниями.

9. Степень удовлетворенности первичных потребностей.

Учителем должны создаваться такие условия, при которых потребность в достижении более высокого уровня знаний становится

для учащихся более актуальной, чем все другие, например, получение вознаграждения или избегания неудачи.

Сильное влияние на мотивацию оказывает степень трудности задачи. Экспериментально установлено, что люди, ориентированные на достижения, не берутся за дела высокой степени сложности, предпочитая им нечто среднее, но гарантирующее в любом случае 50% успеха. Напротив, те, кто стремится избегать неудачи, предпочитают или слишком легкие, или, напротив, слишком трудные задачи. Поэтому важно, определяя степень сложности той или иной задачи, учитывать различия в направленности мотивации достижения.

Степень же сложности задачи человек оценивает по тому, насколько она соответствует его способностям, средствам и времени для решения, и, как правило, не стремится достигнуть большего в той деятельности, для выполнения которой, как он считает, у него не хватает сил. Отсюда важно, чтобы учитель всячески поддерживал своих учеников, вселял в них уверенность в своих возможностях.

К достижениям человека, прежде всего, побуждает та деятельность, которая соответствует уровню его притязаний, т. е. тех целей, которые он расценивает как свой несомненный успех. И именно к такой деятельности он и проявляет интерес. У школьников нередко происходит конфликт между уровнем притязаний и сформированной направленностью мотива достижения, особенно, когда высокий уровень стремления к достижению успеха сочетается с уже выработавшимся у ребенка мотивом избегания неудач.

Если мы хотим сформировать у наших учеников мотивацию к достижениям, что самым благотворным образом скажется на их отношении к учению, то будем соблюдать такие правила:

- Задачи должны быть посильными для учащихся и не требовать от них приложения сверхусилий. В этом случае от их решения не откажутся как высоко мотивированные, так и слабо мотивированные и ориентированные на избегание неудачи дети;

- Деятельность должна предоставлять школьнику возможность для выбора, быть интересной и соответствовать уровню его притязаний;

- В работе должны присутствовать задачи разной степени сложности, дающие возможность пережить чувство успеха как можно большему числу учащихся;

- Задачи должны отличаться новизной, активизирующей мыслительную деятельность школьников;

- Слабо мотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы, что поможет им обрести уверенность в собственных силах.

Второе условие, важное для развития мотивации достижения - самостоятельность школьников. Исследования показали следующую закономерность: побуждая детей к самостоятельной деятельности, мы повышаем их стремление добиться успеха. От того, насколько самостоятелен ребенок в той или иной деятельности, зависит уровень чувств, испытываемых им при удаче (неуспехе).

Огромное значение приобретают те методы и способы, которые используются для побуждения к удачам.

Так, если мы побуждаем наших учеников с помощью жестких требований, угроз, наказаний, то результаты не будут положительными: контроль и наказание, как правило, формируют мотивацию избегания неудачи, а не достижения успеха.

Существенный фактор создания среды, побуждающей к успеху, - это оценка деятельности учащегося. Именно она создает внутреннее ощущение удачи или неудачи и, обладая большой побудительной силой, может играть как мотивирующую, так и демотивирующую роль. Если школьник воспринимает оценку как объективную и справедливую, то у него появляется стремление и далее добиваться успеха. А справедливыми они считают оценки, которые учитывают результаты и усилия, вложенные в выполнение работы, и не зависят ни от каких прочих условий - отношений с учителем, поведения, личных симпатий и антипатий. Правда, иногда стимулятором может стать и отрицательная оценка, если речь идет о детях с высоким уровнем мотива достижения и устойчивой самооценкой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7