бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование возрастных мотивационных особенностей бесплатно рефераты

Таким образом, мотивация и тревожность как личностные диспозиции тесно взаимосвязаны. При этом, низкий уровень тревожности связан с мотивацией достижения успеха, высокий уровень тревожности - с мотивацией избегания неудачи.

Глава II Экспериментальное изучение возрастных мотивационных особенностей

2.1 Организация экспериментального исследования

Теоретический анализ показал, мотивация и тревожность как личностные диспозиции тесно взаимосвязаны. При этом, низкий уровень тревожности связан с мотивацией достижения успеха, высокий уровень тревожности - с мотивацией избегания неудачи. Данное предположение и будет основной гипотезой нашего исследования.

Целью исследования является подтверждение или опровержение данной гепотизы.

Задачей исследование является определить;

- уровень мотивации к успеху

- уровень мотивации к избеганию неудач

- степени готовности к риску

- определить степени отношения уровня тревожности и мотивации

Исходя из поставленных задач, проведем исследование возрастных мотиваций.

Исследования проводились на базе МОУ средней школы № 3 п. Магдагачи и БГПУ г. Благовещенск. В исследовании принимали участие учащиеся 6 класса, в составе 26-ти человек и 9 класса, в составе 24-х человек. Исследование проводилось с полного согласия испытуемых.

Для проведения исследования в качестве основных показателей экспериментального изучения были выделены:

1) Возрастная динамика мотивации достижения успеха, избегания неудачи, и тревожности.

2) Степень взаимозависимости ведущей мотивационной тенденции и уровня тревожности.

Изучение мотивации проводилось при помощи методического комплекса на изучение мотивации достижения успеха, избегания неудачи, предложенного Л.Д. Столяренко.

Данный методический комплекс состоит из 3-х диагностических методик:

1) Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса (Приложение А)

2) Методика диагностики личности на мотивацию к избегания неудач Т. Элерса (Приложение Б);

3) Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта (Приложение В).

Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами тестов «Мотивация к избеганию неудач» и «Готовность к риску».

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса представляет собой опросник, состоящей из 41-го закрытого вопроса.

Выделяется четыре уровня мотивации к успеху:

- Низкая мотивация к успеху;

- Средний уровень мотивации;

- Умеренно высокий уровень мотивации;

- Слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. Испытуемым представляется 30 троек слов, качеств личности. Из трех необходимо выбрать то одно качество, которое более присуще самому испытуемому. Выделяется также четыре уровня мотивации к избеганию неудач:

- Низкая мотивация к защите;

- Средний уровень мотивации;

- Высокий уровень мотивации;

- Слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта. Испытуемому необходимо оценить степень своей готовности совершить действие, о котором идет речь. Все 25 ситуаций, требующих разрешения, связаны с определенной степенью риска. Какова же степень - оценивает каждый испытуемый применительно к себе по 5-ти бальной шкале от 2 до -2.

Выделяется пять уровней готовности к риску:

- Излишняя осторожность;

- Склонность к осторожности;

- средний уровень готовности к риску;

- склонность к риску;

- излишняя склонность к риску.

Для изучения и определения уровня тревожности использовались три методики:

1) Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергер (Приложение Г) Опросник позволяет выявить уровень познавательной активности, тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности. Методика является модификацией опросника Ч.Д.Спилбергера, адаптированной А.Д.Андреевой в 1988 году.

Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта.

Гнев и тревога - базальные эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособления субъекта к жизненно значимым ситуациям. Поскольку эмоция гнева практически не имеет реального выхода в условиях школьного обучения, А.Д.Андреева рассматривает последнюю шкалу более широко как направленную на выявление отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с учебной деятельностью школьников.

Опросник делится на две части: в одну объединены шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую - эти же шкалы, но в отношении состояния человека в конкретный момент. В соответствии с задачей диагностики эмоционального отношения к учению была модифицирована направленность входящих в методику высказываний и инструкции испытуемому таким образом, чтобы вторая часть опросника отражала состояние учащихся на уроке, в ходе учебной работы в классе. Такое построение методики позволяет сопоставить уровень изучаемых эмоциональных состояний в условиях учебной деятельности с фоновым и определить, каким образом процесс учения влияет на особенности эмоциональных переживаний школьника. Кроме того, вторая часть опросника может быть использована и для изучения эмоционального отношения учащихся к тому или иному учебному предмету; в этом случае текст инструкции конкретизируется применительно к данному предмету.

Опросник наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной работы с ребенком, испытывающим трудности в освоении определенного учебного материала. Таким образом, шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций входят в обе части опросника, причем каждая шкала состоит из 10 пунктов, расположенных в определенном порядке.

2) Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергер предполагает оценку того, на сколько предлагаемая ситуация, состояние обычно для испытуемого. Для оценки предоставляется шкала с 4-мя вариантами ответов.

Данная методика состоит из 2-ух частей, по 20 суждений в каждой, и позволяет оценить уровень ситуационной и личностной тревожности.

Выделяется пять групп развития тревожности:

- Очень высокая тревожность;

- высокая тревожность;

- средняя тревожность;

- низкая тревожность;

- очень низкая тревожность.

Особенности возрастной динамики мотивации достижения успеха, избегания неудачи и тревожности, а также степень взаимозависимости ведущей мотивационной тенденции и уровня тревожности были определены в ходе в ходе проведения исследования.

Исследование было проведено в два этапа:

1 - выявление ведущей мотивационной тенденции;

2 - определение уровня тревожности.

Мы предполагаем, что мотивация достижения успеха, избегания неудачи и тревожность как личностные диспозиции тесно взаимосвязаны. Данное предположение является гипотезой нашего исследования.

Далее результаты обрабатывались и анализировались, выявлялись основные закономерности.

2.2 Обработка и интерпретация результатов исследования

Первым этапом диагностических мероприятий была диагностика мотивации к успеху. Результаты диагностики личности мотивации к успеху Т. Элерса результаты представлены в Таблице 1.

Таблица 1 Результаты диагностики личности мотивации к успеху

Группа испытуемых

Уровень мотивации к успеху

низкий

средний

умеренно высокий

слишком высокий

6 класс

16%

34%

38%

12%

9 класс

21%

30%

34%

15%

Динамика сравнения возрастной мотивации к успеху представлена на рисунке 1.

85

Рисунок 1 - Динамика возрастной мотивации к успеху

Как показали исследования, низкий и средний уровни мотивации достижения успеха меняются с возрастом незначительно. Основные изменения происходят на умеренно высоком и слишком высоком уровнях мотивации достижения успеха. Умеренно высокий уровень снижается при возрастании слишком высокого уровня мотивации к успеху.

Результаты диагностики личности мотивации к избеганию неудач представлены в Таблице 2.

Таблица 2 Результаты диагностики личности мотивации к избеганию неудач

Группа испытуемых

Уровень мотивации к избеганию неудач

низкий

средний

умеренно высокий

Слишком высокий

6 класс

16%

44%

19%

21%

9 класс

22%

39%

22%

17%

Результаты диагностики мотивации к избеганию неудач в динамике представлены на Рисунке 2.

85

Рисунок 2 - Результаты диагностики мотивации к избеганию неудач

Как видно с возрастом низкий и слишком высокий уровни мотивации к избеганию неудачи изменяются незначительно. Показатели среднего уровня имеют тенденцию к снижению. В связи с этим умеренно высокий уровень мотивации к избеганию неудачи - повышается.

Результаты диагностики готовности к риску Шуберта представлены в Таблице 3.

Результаты исследования показали, что испытуемым как подросткового, так и юношеского возраста не свойственен низкий уровень готовности к риску. Более того, склонность к осторожности с возрастом снижается. Преобладающим является средний уровень готовности к риску, который особенно резко возрастает в позднем юношеском возрасте.

Таблица 3 Результаты диагностики степени готовности к риску Шуберта

Группа

испытуемых

Уровень мотивации к избеганию неудачи

Излишняя осторожность

Склонность к осторожности

Средний

Склонность к риску

Излишняя склонность к риску

6 класс

4%

16%

50%

16%

14%

9 класс

0%

8%

46%

31%

15%

Уровень склонности к риску и излишней осторожности к риску гораздо выше, чем низкий уровень и сравним со средним уровнем. Кроме того, излишняя склонность к риску снижается и имеет особенность «усредняться», особенно в юношеском возрасте.

Результаты исследования преобладающей мотивации представлены в Таблице 4.

Как показали результаты исследования, преобладающей является мотивация достижения успеха. Однако ярко представлен и невыраженный мотивационный полюс (около 50% во всех возрастах).

Таблица 4 Результаты исследования преобладающей мотивации

Группа испытуемых

Преобладающая мотивация

Мотивация на неудачу

Невыраженный мотивационный полюс

Мотивация на успех

Ближе к неудаче

Ближе к успеху

6 класс

клакласскласс

12%

19%

31%

38%

9 класс

4%

13%

38%

45%

Очевидно и то, что в подростковом и юношеском возрастах мотивация избегания неудачи проявляет себя более заметно. Тенденция на возрастание мотивации достижения успеха более очевидна в юношеском возрастах.

Суммируя все приведенные выше данные испытуемых можно разделить на три основные группы:

1) Яркая выраженность мотивации достижения успеха.

2) Яркая выраженность мотивации избегания неудачи.

3) Невыраженный мотивационный полюс.

Об особенностях третьей группы необходимо сказать отдельно. В эту группу были включены испытуемые со следующими показателями:

А - высокие и сверхвысокие показатели мотивации достижения успеха при высоких и сверхвысоких показателях мотивации избегания неудачи;

Б - средние показатели мотивации достижения успеха при средних показателях мотивации избегания неудачи;

В - низкие показатели мотивации достижения успеха при низких показателях мотивации избегания неудачи.

В Таблице 5 представлены группы по показателям мотивации. На Рисунке 3 представлена возрастная динамика мотивации по группам.

Таблица 5 Группы по показателям мотивации

Результаты исследования 6 класса (26 человек):

1 группа - 32%

3 группа - 45%:

2 группа - 23%

А - 25%

Б - 16%

В - 4%

Результаты исследования 9 класса (24 человек):

1 группа - 38%

3 группа - 41%

2 группа - 21%

А - 21%

Б - 16%

В - 4%

В группу 1 и 2 соответственно были включены испытуемые, у которых между мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудачи наблюдалась значительная корреляция в сторону преобладания мотивации достижения успеха у 1-ой группы и доминирования мотивации избегания неудачи у 2-ой группы.

85

Рисунок 3 - Возрастная динамика мотивации достижение успеха - 1 группа; мотивация избегания 2 группа; невыраженного мотивационного полюса - 3 группа

Таким образом, испытуемым с выраженной мотивацией достижения успеха более свойственен средний уровень готовности к риску. Данный показатель довольно стабилен. Присутствует почти в равной степени и высокая степень готовности к риску, но проявляет она себя скачкообразно. Низкий уровень готовности к риску у испытуемых с выраженной мотивацией достижения успеха не выявлен.

У испытуемых с выраженной мотивацией избегания неудачи кроме среднего и высокого уровня готовности к риску присутствует и низкий. Показатели по всем 3-м уровням скачкообразны, нестабильны. Как и в предыдущем случае, особую картину представляет собой поздний подростковый возраст, который проявляет явную склонность к высокому уровню готовности к риску.

При невыраженном мотивационном полюсе показатели крайне неустойчивы. Присутствуют все три уровня готовности к риску. Однако только низкий уровень стремится к относительной стабильности. Определенная схожесть показателей наблюдается у испытуемых 6 и 9 класса- преобладание высокого уровня готовности к риску. В целом можно сделать вывод по проведенным диагностическим мероприятиям:

- с возрастом готовность к риску падает;

- у учащихся 9 класса готовность к риску ниже, чем у испытуемых 6 класса;

- в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.

Диагностические мероприятия по определению уровня тревожности проводились по опроснику «Исследование тревожности» Ч.Д. Спилбергер. Результаты диагностики представлены в Таблице 6.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7