Исследование влияния лидерских позиций руководителя на социально-психологический климат в коллективе
Вывод:
В результате проведенных исследований можно сделать вывод о том, что вполне вероятно на социально-психологический климат в коллективе лидерские позиции руководителя безусловно оказывают влияние.
Таблицы первичных результатов были подвергнуты статистической обработке с использованием статистического пакета SPSS 10.05 и на первом этапе были выявлены стандартные отклонения. Результаты сведены в таблицу 5.
Таблица 5. Сравнительная таблица средних значений исследуемых показателей у работников 1 и 2 фирм
№
|
Показатель
|
Среднее (М) у работников 1-й фирмы
|
Станд. отклон. (д)
|
Среднее (М) у работников 2-й фирмы
|
Станд.
отклн. (д)
|
|
1.
|
Отношение к организации
|
|
14,80
|
7,76
|
45,13
|
18,47
|
|
2.
|
Удовлетворенность работой
|
|
38,07
|
4,61
|
23,33
|
4,70
|
|
3.
|
Направленность на себя
|
Мет НЛ
|
32,40
|
3,36
|
24,67
|
3,40
|
|
4.
|
Направленность на взаимодействие
|
|
26,60
|
3,11
|
29,73
|
3,26
|
|
5.
|
Направленность на задачу
|
|
31,00
|
2,67
|
35,60
|
3,83
|
|
6.
|
Директивный стиль руководства
|
Ст
рук
|
1,60
|
0,63
|
2,47
|
0,92
|
|
7.
|
Коллегиальный стиль руководства
|
|
2,07
|
1,16
|
3,27
|
1,28
|
|
8.
|
Попустительский стиль руководства
|
|
2,53
|
1,13
|
0,13
|
0,35
|
|
9.
|
Характеристика психологического климата в группе
|
|
-2,67
|
6,39
|
19,73
|
6,48
|
|
10.
|
Потребность в творческой интересной работе
|
Удовлетворен
|
-0,38
|
1,84
|
1,33
|
1,55
|
|
11.
|
Потребность в благоприятных условиях труда
|
|
-2,517
|
0,658
|
-0,05
|
0,79
|
|
12.
|
Потребность в теплых и доверительных отношениях в коллект.
|
|
-3,02
|
1,80
|
-0,30
|
0,63
|
|
13.
|
Потребность в признании, в личном авторитете
|
|
-3,57
|
0,96
|
0,10
|
0,63
|
|
14.
|
Потребность в собственном развитии
|
|
-3,35
|
2,013
|
-1,07
|
0,96
|
|
15.
|
Потребность в личном материальном и социальном обеспеч.
|
трудом
по
Снеткову
|
-5,37
|
0,81
|
-1,73
|
0,61
|
|
16.
|
Потребн. в принцип. и требоват.взаимоотношениях в коллективе
|
|
-3,47
|
1,68
|
-0,08
|
1,31
|
|
17.
|
Потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива
|
|
-1,92
|
1,41
|
0,25
|
1,00
|
|
18.
|
Потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива
|
|
-3,80
|
0,97
|
-0,73
|
0,67
|
|
19.
|
Потребность в хорошей организации труда
|
|
-4,90
|
0,74
|
-1,10
|
0,85
|
|
20.
|
Потреб. в производств. успехах всего коллектива
|
|
-3,15
|
1,05
|
-1,28
|
1,05
|
|
21.
|
Утилитарная потребн.
|
|
-1,30
|
0,69
|
-2,02
|
1,16
|
|
22.
|
Потр. в общественном признании личного вклада и важности раб. коллектива в целом
|
|
-0,62
|
0,94
|
0,47
|
0,78
|
|
23.
|
Потребность в общении как по «вертикали», так и по «горизонтали»
|
|
-2,38
|
1,20
|
0,15
|
0,88
|
|
|
Результаты исследования показали:
-испытуемые руководители различаются по стилям руководства коллективом и уровню лидерства,
-имеются различия в показателях критериев психологического климата у двух групп испытуемых, работающих под руководством людей, тяготеющих к различным стилям руководства,
наибольшие различия между двумя исследуемыми группами наблюдаются по показателям: лояльность, удовлетворенность работой, направленность (на себя, задачу, взаимодействие в процессе работы).
У испытуемых второй группы (где руководитель имеет высокий уровень лидерства) более высокие показатели лояльности, чем у испытуемых первой группы, более высокая удовлетворенность работой, большая часть группы сориентирована на выполнение задачи («направленность на дело»)
Анализ других показателей методик исследования выявил следующее:
в первой группе испытуемые оценили стиль руководства как смешанный, причем низко выраженный, во второй группе - стиль директивно-коллегиальный ( выраженность низко-средняя),
во второй группе испытуемые оценили психологический климат как благоприятный, в первой же группе - в основном неблагоприятный. Анализируя показатели «Удовлетворенности трудом» (по Снеткову), установили, что испытуемые 1 группы в основном неудовлетворенны всеми 14 аспектами, но наибольшая неудовлетворенность по следующим:
№4 (потребность в признании, личном авторитете),
№3 (потребность в теплых доверительных отношениях в коллективе),
№2 (потребность в благоприятных условиях труда),
№6 (потребность в личном материальном и социальном обеспечении),
№10 (потребность в хорошей организации труда).
Таким образом, у 1 группы наибольшая неудовлетворенность наблюдается в материально-социальной сфере.
У второй группы испытуемых количество отрицательно-выраженных аспектов работы меньше (9 из 14).
Наибольшие значения показателей:
-№9- потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива,
-№10- потребность в хорошей организации труда,
-№11-потребность в производственных успехах всего коллектива, -№12- потребность в удовлетворении узких личных интересов,
а «положительно-привлекательных»- больше, то есть у большей части группы удовлетворены следующие потребности:
-№1- потребность в творческой и интересной работе,
-№4- потребность в признании, личном авторитете,
-№8- потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива,
-№13- потребность в общественном признании личного вклада и важности работы коллектива в целом,
-№14- потребности в общении как по «вертикали», так и по «горизонтали».
Можно сделать вывод, что во второй группе испытуемых обнаружена удовлетворенность потребностей, связанных с личностным развитием, в первой группе выявлена неудовлетворенность организацией в основном материально-бытовых социальных условий. Для оценки выдвинутой гипотезы был проведен статистический анализ достоверности различий у работников двух фирм. Нами применяется двусторонний непараметрический критерий Вилкоксона. Данные представлены в таблице 6.
Таблица 6. Сравнительная таблица средних значений исследуемых у работников 1 и 2 фирм
№
|
Показатель
|
Среднее (М) у работников 1-й фирмы
|
Среднее (М) у работников 2-й фирмы
|
W кри-терий
|
P значи-мость
|
|
1.
|
Отношение к организации
|
|
14,80
|
45,13
|
104,00
|
Р<0,01
|
|
2.
|
Удовлетворенность работой
|
|
38,07
|
23,33
|
119,00
|
Р<0,01
|
|
3.
|
Направленность на себя
|
Мет НЛ
|
32,40
|
24,67
|
118,50
|
Р<0,01
|
|
4.
|
Направленность на взаимодействие
|
|
26,60
|
29,73
|
100,50
|
Р<0,05
|
|
5.
|
Направленность на задачу
|
|
31,00
|
35,60
|
105,00
|
Р<0,01
|
|
6.
|
Директивный стиль руководства
|
Ст
рук
|
1,60
|
2,47
|
58,00
|
Р<0,05
|
|
7.
|
Коллегиальный стиль руководства
|
|
2,07
|
3,27
|
38,50
|
Р<0,05
|
|
8.
|
Попустительский стиль руководства
|
|
2,53
|
0,13
|
118,00
|
Р<0,01
|
|
9.
|
Характеристика психологического климата в группе
|
|
-2,67
|
19,73
|
120,00
|
Р<0,01
|
|
10.
|
Потребность в творческой интересной работе
|
Удовлетворен
|
-0,38
|
1,33
|
87,50
|
Р<0,05
|
|
11.
|
Потребность в благоприятных условиях труда
|
|
-2,52
|
-0,05
|
120,00
|
Р<0,01
|
|
12.
|
Потребность в теплых и доверительных отношениях в коллект.
|
|
-3,02
|
-0,30
|
118,00
|
Р<0,01
|
|
13.
|
Потребность в признании, в личном авторитете
|
|
-3,57
|
0,10
|
120,00
|
Р<0,01
|
|
14.
|
Потребность в собственном развитии
|
|
-3,35
|
-1,07
|
114,00
|
Р<0,05
|
|
15.
|
Потребность в личном материальном и социальном обеспеч.
|
трудом
по
Снеткову
|
-5,37
|
-1,73
|
120,00
|
Р<0,01
|
|
16.
|
Потребн. в принцип. и требоват.взаимоотношениях в коллективе
|
|
-3,47
|
-0,08
|
119,00
|
Р<0,01
|
|
17.
|
Потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива
|
|
-1,92
|
0,25
|
90,00
|
<0,05
|
|
18.
|
Потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива
|
|
-3,80
|
-0,73
|
120,00
|
Р<0,01
|
|
19.
|
Потребность в хорошей организации труда
|
|
-4,90
|
-1,10
|
120,00
|
Р<0,01
|
|
20.
|
Потреб. в производств. успехах всего коллектива
|
|
-3,15
|
-1,28
|
111,00
|
Р<0,05
|
|
21.
|
Утилитарная потребн.
|
|
-1,30
|
-2,02
|
86,00
|
Р<0,05
|
|
22.
|
Потр. в общественном признании личного вклада и важности раб. коллектива в целом
|
|
-0,62
|
0,47
|
106,00
|
|
|
23.
|
Потребность в общении как по «вертикали», так и по «горизонтали»
|
|
-2,38
|
0,15
|
119,00
|
Р<0,01
|
|
|
Сравнивая результаты направленности личности (Методика НЛ), можно сказать, что у 2-ой группы работников, находящихся в подчинении руководителя с высоким уровнем лидерства, наиболее выражена направленность на задание (М=35,60; W=105,00;Р<0,01). Это свидетельствует о том, что для этой группы испытуемых преобладают мотивы, порождаемые самой деятельностью. В результате анализа различий в определении психологического климата в группах, нами обнаружено достоверное различие между выборками по показателю определение психологического климата группы, где у группы, работающей под началом руководителя со средним лидерским уровнем, психологический климат неблагоприятный (М=-2,67), в отличие от группы, работающей под началом руководителя с высоким уровнем лидерства (М=19,73). Исходя из результатов качественного и количественного анализа нашего эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. На социально-психологический климат в коллективе влияет лидерская позиция руководителя. При высоком уровне лидерства социально-психологический климат более благоприятный, чем при среднем уровне лидерства.
2. Улучшение социально-психологического климата сопровождается более высокой лояльностью работников к своей организации в целом.
3. Чем меньше удовлетворяются социальные потребности работников, тем хуже социально-психологический климат в коллективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной нами работы цель, поставленная нами достигнута и раскрыта в решении следующих задач:
1. В процессе выполнения данной работы был проведен теоретический анализ основных подходов к изучению лидерства.
2. Рассмотрены психологические аспекты руководства.
3. Сформулировано понятие о команде в современном бизнесе. А именно то, что сам факт наличия команды говорит о высоком уровне лидерства и благоприятном социально-психологическом климате в коллективе.
4. Проведено эмпирическое исследование характеристик личности руководителей двух фирм и влияние их на своих подчиненных в плане создания социально-психологического климата в коллективе. В результате этого исследования выдвинутая в работе гипотеза нашла свое частичное подтверждение (т. к. надо сделать выборки более репрезентативными и исследовать большее количество компаний).
5. В настоящей дипломной работе исследовалось влияние лидерских позиций руководителя на социально-психологический климат в коллективе. Проработав эмпирические данные, мы видим , что лидерские позиции руководителя безусловно оказывают влияние на социально-психологический климат в коллективе.
Результаты данного исследования могут быть использованы при изучении индивидуальных качеств как субъектных детерминат управленческой деятельности в психологии управления. А также данная работа может быть полезна менеджерам по отбору персонала, психологам, проводящим деловую оценку, и менеджерам всех звеньев в своей практической деятельности. Дальнейшее развитие данной работы может проходить в следующем направлении: проводить дальнейшие исследования на более широкий класс (т. е. сделать выборки более репрезентативными) для получения наиболее достоверных результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Батаршов А.В. Психодиагностика в управлении. - М.: Дело, 2005.
2. Бланшар К., Миллер М. Секрет. Что знают и делают великие лидеры. - М., 2001.
3. Брюс Д. Результаты на мишени. СПб: Белый кролик, 1995.
4. Власов С. Прозрение. М.: Советская Россия, 1986.
5. Джо Коллоуэй. Оближи его! Как компании перестают быть просто продавцами и становятся легендарными брендами. - М., 2006.
6. Дилтс С. Стратегии гениев. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
7. Друкер П. Эффективное управление. - 1964.
8. Мотовилин О.Г. Оценка персонала. - М.: Высшая школа психологии, 2005.
9. Зиглар З. Умение добиваться успеха для «чайников». - М., 2000.
10. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004.
11. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. справочник психолога-консультанта организации. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
12. Козлов Н.И. Формула успеха, или философия жизни эффективного человека. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002.
13. Котин М. Качая нефть давно бы закис.//Ж-л Секрет фирмы - 2006, № 36 - с. 25-31.
14. Лёзова К., Рубцов Ю. Менеджмент: карательный или проективный.// Камасутра бизнеса. Книга лучших рыночных идей для первых лиц российского бизнеса - 2005, № 1 - с. 52
15. Магура М.И., Курбатова М. Б. Оценка работы персонала. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом»», 2005.
16. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. - СПб.: Речь, 2005.
17. Мясникова И. Крик души.//Ж-л The chief - 2006, № 5 - с. 48-49.
18. Нефф Т.Дж., Ситрин Дж.М. Уроки лидеров. - М.: АСТ, 2003.
19. О'Коннер Джозеф, Сеймор Джон. Введение в нейролингвистическое программирование. М.: Эриксон-колледж, 1996.
20. Петрова Н.П. Искусство работать с людьми. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.
21. Петров В.В. Теории лидерства. - М., 2006.
22. Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. - СПб., 2002.
23. Правдина Н. Я привлекаю успех. СПб.: «Невский проспект», 2003.
24. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии // под общей ред. А.А. Крылова, С. А. Маничева. - СПб, 2000.
25. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003.
26. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. - М., 2003.
27. Пульсон Кл., Тимофеева М. Лидерство в вопросах и ответах.// Ж-л Карьера - 2006, № 5 - с.32
28. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
29. Синельников В. Прививка против стресса, или психоэнергетическое айкидо. М.: Центрополиграф, 2003.
30. Уильямс Р. Управление деятельностью служащих. - СПб., 2003.
31. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
32. Фраймута Й. Страх в работе менеджеров. - Харьков, 2005.
33. Фуколова Ю. Геометрия кадров.//Ж-л Секрет фирмы - 2006, № 43 - с.72
34. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. - СПб.: Речь, 2003.
35. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. - Самара: Бахрах-М, 2001.
36. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. -М.: НОРМА, 2000.
37. Щербатых Ю.В. Психология успеха. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.
38. Щербатых Ю.В. Искусство обмана. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003.
39. Щербатых Ю В. Психология страха. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003.
40. Яккока Ли. Карьера менеджера. - М.: Прогресс, 1991.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|