бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование профессиональной направленности личности студентов химического факультета на педагогическую и исследовательскую специальности - (диплом) бесплатно рефераты

p>Для исследователей профессионально важным считают следующие качества: любознательность, способность продолжительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, творческое мышление, богатая фантазия, наблюдательность, энтузиазм по отношения к своей работе и ее задачам, прилежание, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, беспристрастие, умение ладить с людьми.

Проведенный теоретический анализ психолого –педагогической литературы показал, период юности является наиболее важным для формирования профессиональной направленности

В результате теоретического и эмпирического анализа было обнаружено, что осмысленности жизни у студентов третьего курса химического факультета ниже чем показатели осмысленности жизни у студентов третьих курсов КемГУ. Исходя из того, что у испытуемых обнаружена слабая осмысленность выбора специальности и ценностно–смыслового восприятия будущей профессии можно рекомендовать систему м6ероприятий, направленных на формирование профессионального видения мира в процессе обучения в ВУЗе. В качестве таких мероприятий могут выступать психологические консультации по вопросам профессиональной ориентации, личностного самоопределения, тренинги, направленные на развитие ПВК, а также тестирование и анкетирование студентов перед выбором специализации. ЛИТЕРАТУРА.

Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л. , 1974. – 243 с.

Алишев Н. В. , Широков В. Д. Общие основы построения исследования// Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии/ Под ред. Н. В. Алишева. М. , 1987. – 167 с.

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. : В 2 т. М. , 1980. Т. 1. – 230с. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М. , 1973. 280 с. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М. , 1977. – 380с. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. , 1968. – 339 с. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань, 1988. – 236 с.

Бажин Е. Ф. , Голынкина Е. А. , Эткинд А. М. Метод исследования локуса субъективного контроля // Психологический журнал, 1984. – Т. 5. - № 3. – с. 36 – 42. Божевич Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психолог. исследование. – М. , 1968. – 464 с.

Божевич Л. И. , Морозова Н. Г. , Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. – Известия А. П. Н. РСФСР, 1957, вып. 36. – с. 45 – 53. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М. , 1986. – 206 с. Геллерштейн С. Г. К вопросу о профессиональной психологии// История советской психологии труда: Тексты (20-30е годы ХХ века). / Под ред. Зинченко В. П. и др. – М. , 1983. – 358 с. Годфруа Жо. Что такое психология. : В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. – М. , 1992. – 376 с. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. / АН УССР/, ин-т философии. – Киев, 1986. – 142 с.

Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М. , 1970. – 272 с.

Зелинченко А. И. , Шмелев А. Г. // Вестник МГУ, серия “Психология”, 1987, № 4. – с. 14 – 17. Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. – с. 46 – 48.

Кайданов Д. П. , Суименко Е. И. Актуальные проблемы социологии труда. М. , 1974. – 238 с. Кан-Калик В. А. К разработке теории обшего и профессиональног развития личности специалиста в ВУЗе. // Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. Грозный, 1980. С. 5-13.

Климов Е. А. Введение в психологию труда. М. , 1988. - 300 с. Климов Е. А. Психология профессионала. – М. , 1996. – 400 с. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд. , переработ. и доп. М. , 1970. – 391 с. Ковалев А. Г. , Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Л. , 1957-1960. – 264 с.

Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М. , 1988. – 191 с.

Компьютрный психологический опросник 17ЛФ-4, руководство для пользователя. // М. , МИП “Гуманитарные технологии”, 1991.

Кон И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. Формирования личности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. – М. , 1976. – 175 с.

Кондрацкий А. А. Тест для диагностики отношения оператора к принятию риска// Вопросы психологии. - 1982, №3. – с. 133 – 136.

Кузнецова И. В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии// Профессиональная ориентация школьников: [Сборник статей/ Ред. коллегия: В. Б. Успенский (отв. ред. ) и др. ]. – Ярославль, 1976. – 84 с.

Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии. – 1984. - №1. – с. 20 – 27. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психол. структура деятельности учителя и формирование его личности. Л. , 1967. – 183 с.

Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л. , 1985. – 32 с. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л. , 1961. – 98 с. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. – М. , 1984. – 215 с. Леви В. Л. Искусство быть другим. – М. , 1980. - 207 с.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. , 1977. – 304 с. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М. , 1992. – 173 с. Маркова А. К. Психология труда учителя. – М. , 1993. – 190 с. Мельников В. М. , Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособ. для пед. ин-тов. – М. , 1985. – 319 с. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М. , 1994. – 215 с. Мясищев В. Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи// Проблемы способностей. [материалы конференций, 22-24 июня 1960 г. Ленинград]. Отв. ред. чл. -кор. АПН РСФСР проф. В. Н. Мясищев. М. , 1962. – 308 с. Нолицу З. А. Установление психологического контакта педагогов с учащимися// Психология учителя: Тез. докладор к 7 съезду общества психологов СССР. – М. , 1989. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М. , 1987. - С. 124-128.

Пельц Д. , Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М. , 1973. – 87 с. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М. , 1969. – 659 с.

Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д. , АН СССР, Ин-т психологии. М. , 1986. – 254 с.

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности// под ред. Г. С. Никифорова. – С. -Петербург, 1991. – 152 с.

Рамуль К. А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога// Вопр. психол. - 1965. - № 6. - С. 126-135.

Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л. , 1990. -256 с.

Рескина С. Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения: Автореферат канд. дис. Л. , 1986. – 36 с.

Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. - М. , 1984. – 176 с. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. М. : 1988. – 136 с. Рудкевич Л. А. Талант: психология и становление // Социальная психология личности / Науч. ред. А. А. Бодалев. Л. , 1974. – 246 с.

Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. – Иркутск, 1996. – 25 с. Титма М. Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР)/ М. Х. Титма. – М. , 1975. – 198 с.

Физиологические и психологические основы труда/ ред. В. И. Дорогайченко. – М. , 1974. – 231 с. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М. , 1990. – 366 с.

Халяпина Л. Н. Социализация учителя. - Кузбассвузиздат, 1995. – 128 с. Харькин В. Н. Педагогическая импровизация// Советская педагогика. – 1989, №9. – с. 54 – 60. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М. , 1986. – 392 с. Цигарелли Ю. А. Изучение зависимости самооценки способности от свойств нервной системы// Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности: Межвуз. сб. Научной тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена; [ Редкол. : Е. П. Ильин (отв. ред. ) и др. ]. – Л. , 1981. – 163 с.

Человек как объект социологического исследования / Под ред. Л. И. Спиридонова, Я. И. Гилинского. – Л. , 1977. – 197 с.

Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М. , 1981. – 95 с. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. – М. , 1994. – 320 с. Шадриков В. Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. – М. , 1982. – 185 с. Шишкина Л. И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи/ Л. И. Шишкина; Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Л. , 1976. - 62 с. Щербаков А. И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшеге педагогического образования. – Л. , 1968. – 120 с.

Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. , 1994. - С. 169-175.

Юпитов А. В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе. // Вопр. психол. - 1995. - № 4. - С. 50-56.

    Придож. 1
    Таблица 2.

Усредненные показатели по тесту Кеттелла студентов со специализацией педагоги (группа 1) и исследователи (группа 2).

    Факторы
    P
    Группа 1
    Группа 2
    A
    B
    C
    E
    F
    G
    H
    I
    L
    M
    N
    O
    Q1
    Q2
    Q3
    Q4
    0. 847
    0. 608
    0. 369
    0. 545
    0. 403
    0. 433
    0. 961
    0. 962
    0. 629
    0. 726
    0. 842
    0. 278
    0. 343
    0. 25
    0. 631
    0. 561
    11. 10
    7. 43
    13. 90
    12. 00
    13. 10
    11. 52
    11. 71
    12. 29
    15. 19
    11. 33
    9. 95
    14. 24
    10. 67
    10. 14
    11. 00
    14. 52
    11. 30
    7. 80
    15. 40
    13. 10
    14. 80
    10. 50
    11. 60
    11. 80
    11. 30
    10. 90
    10. 20
    12. 20
    11. 90
    6. 90
    10. 20
    15. 80
    Прилож. 2
    Таблица 3.

Усредненные показатели теста смысложизненных ориентаций студентов со специализацией педагоги (группа 1) и исследователи (группа 2). Субшкалы

    P
    Группа 1
    Группа 2
    1
    2
    3
    4
    5
    0, 712
    0, 930
    0, 913
    0, 578
    0, 380
    26, 4
    24, 0
    20, 5
    19, 8
    23, 7
    25, 4
    24, 2
    20, 7
    21, 2
    26, 0
    Прилож. 3
    Таблица 4

. Усредненные показатели терминальных ценностей студентов со специализацией педагоги (группа 1) и исследователи (группа 2). Терминальные ценности

    Р
    Группа 1
    Группа 2
    ТЦ1
    ТЦ2
    ТЦ3
    ТЦ4
    ТЦ5
    ТЦ6
    ТЦ7
    ТЦ8
    ТЦ9
    ТЦ10
    ТЦ11
    ТЦ12
    ТЦ13
    ТЦ14
    ТЦ15
    ТЦ16
    ТЦ17
    ТЦ18
    0, 404
    0, 789
    0, 557
    0, 912
    0, 751
    0, 488
    0, 727
    0, 994
    0, 321
    0, 410
    0, 587
    0, 200
    0, 532
    0, 886
    0, 714
    0, 929
    0, 476
    0, 683
    10, 48
    7, 95
    4, 62
    8, 33
    13, 67
    4, 43
    7, 76
    5, 81
    13, 43
    12, 23
    11, 33
    9, 81
    19, 19
    9, 33
    4, 14
    12, 33
    13, 29
    8, 52
    9, 20
    8, 50
    3, 90
    8, 50
    14, 30
    3, 60
    7, 00
    5, 80
    11, 80
    13, 40
    11, 90
    11, 50
    13, 20
    9, 10
    4, 70
    12, 50
    14, 40
    7, 70
    Прилож. 4
    Прилож. 5
    Таблица 5

Усредненные показатели инструментальных ценностей студентов со специализацией педагоги (группа 1) и исследователи (группа 2). Инструментальные ценности

    Р
    Группа 1
    Группа 2
    ИЦ1
    ИЦ2
    ИЦ3
    ИЦ4
    ИЦ5
    ИЦ6
    ИЦ7
    ИЦ8
    ИЦ9
    ИЦ10
    ИЦ11
    ИЦ12
    ИЦ13
    ИЦ14
    ИЦ15
    ИЦ16
    ИЦ17
    ИЦ18
    0, 938
    0, 567
    0, 139
    0, 499
    0, 162
    0, 203
    0, 033
    0, 790
    0, 288
    0, 451
    0, 524
    0, 042
    0, 067
    0, 860
    0, 985
    0, 083
    0, 793
    0, 070
    7, 43
    5, 24
    15, 52
    7, 67
    10, 29
    8, 90
    16, 33
    6, 71
    7, 43
    11, 95
    6, 90
    10, 48
    7, 90
    10, 24
    7, 43
    8, 48
    11, 19
    10, 90
    7, 30
    6, 20
    12, 80
    6, 40
    12, 80
    6, 10
    12, 90
    7, 20
    5, 60
    13, 20
    8, 00
    7, 40
    10, 80
    9, 90
    7, 40
    12, 00
    11, 70
    13, 30
    Прилож. 6
    Прилож. 7
    Таблица6

Иерархия терминальных ценностей студентов первой и второй группы (составлена по результатам теста Рокича).

    Группа 1
    Группа 2
    Терминальные ценности
    Предпочитаемые

Развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей);

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); Творчество (возможность творческой деятельности);

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).

    Творчество (возможность творческой деятельности);

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); Развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей);

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей).

    Отвергаемые
    Счастливая семейная жизнь;

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); Здоровье (физическое и психическое);

    Наличие хороших и верных друзей.

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); Здоровье (физическое и психическое);

    Счастливая семейная жизнь;
    Наличие хороших и верных друзей;

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

    Прилож. 8
    Таблица 7

Иерархия инструментальных ценностей студентов первой и второй группы (составлена по результатам теста Рокича).

    Группа 1
    Группа 2
    Инструментальные ценности
    н
    о
    с
    т
    и
    Предпочитаемые
    Непримиримость к недостаткам в себе и других;

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

Широта взглядов (умение принять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

Эффективность в делах (трудолюбие продуктивность в работе); Эффективность в делах (трудолюбие продуктивность в работе); Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); Исполнительность (дисциплинированность);

    Чуткость (заботливость);
    Отвергаемые
    Воспитанность (хорошие манеры);
    Образованность (широта знаний, высокая общая культура);
    Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
    Честность (правдивость, искренность);
    Ответственность (чувство долга, умение держать слово).
    Ответственность (чувство долга, умение держать слово);

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); Воспитанность (хорошие манеры);

    Жизнерадостность (чувство юмора);
    Честность (правдивость, искренность).
    Прилож. 9
    Таблица 8

Усредненные показатели по анкете студентов со специализацией педагоги (группа 1) и исследователи (группа 2).

    Вопросы анкеты
    P
    Группа 1
    Группа 2
    Образование матери
    Среднее
    Средне специальное
    Среднетехническое
    Высшее
    Образование отца
    Среднее
    Средне специальное
    Среднетехническое
    Высшее
    Профессия матери
    Служащая
    Рабочая
    Профессия отца
    Служащий
    Рабочий
    С/х работник
    0, 685
    0, 836
    0, 469
    0, 664
    -
    0, 498
    0, 356
    0, 327
    0, 122
    0, 050
    0, 218
    0, 356
    0, 685
    0, 09
    0, 27
    0, 36
    0, 36
    0, 00
    0, 18
    0, 45
    0, 09,
    0, 54
    0, 45
    0, 09
    0, 45
    0, 09
    0, 14
    0, 24
    0, 24
    0, 29
    0, 10
    0, 10
    0, 29
    0, 24
    0, 81
    0, 14
    0, 29
    0, 29
    0, 14
    Прилож. 10
    Таблица 9

Рейтинг личностных качеств учителя составленный студентами со специализацией педагоги.

    Положительные личностные качества учителя
    Отрицательные личностные качества учителя
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    Эрудированность Коммуникабельность
    Доброта
    Обаяние
    Актерское мастерство
    Отзывчивость
    Терпение
    Трудолюбие
    Внимательность к окружающим
    Интеллигентность
    Любовь к детям
    Любовь к своей работе
    Ответственность в работе Спокойствие
    Справедливость
    Умение разряжать обстановку Энергичность
    1.
    2.
    3.
    Нервозность
    Злость
    Неграмотность
    Равнодушие к окружающим, к своей работе
    Высокомерие
    Неряшливость
    Предвзятость
    Скованность
    Тщеславие
    Прилож. 11
    Таблица 10

Рейтинг личностных качеств ученого составленный студентами со специализацией педагоги.

    Положительные личностные качества учителя
    Отрицательные личностные качества учителя
    1.
    2.
    3.
    Интерес к своей работе
    Усидчивость
    Целеустремленность
    Аккуратность
    Ответственность
    Трудолюбие
    Выдержка
    Интеллект
    Терпение
    Эрудированность
    1.
    2.
    3.
    Формализм
    Ограниченность
    Зацикленность
    Неаккуратность
    Рутина
    Прилож. 12
    Таблица 11

Рейтинг личностных качеств учителя составленный студентами со специализацией исследователи.

    Положительные личностные качества учителя
    Отрицательные личностные качества учителя
    1.
    2.
    Доброта
    Понимание
    Искренность
    Независимость
    Самообладание
    1.
    2.
    Грубость
    Равнодушие к ученикам
    Дилетантство
    Ответственность
    Прилож. 13
    Таблица 12

Рейтинг личностных качеств исследователя составленный студентами со специализацией исследователи.

    Положительные личностные качества учителя
    Отрицательные личностные качества учителя
    1.
    2.
    Любопытство
    Терпение
    Заинтересованность в результатах своего труда
    Знание своего дела
    Настойчивость
    Ответственность
    Целеустремленность
    Ярко выраженная индивидуальность
    Прилож. 14
    АНКЕТА.
    1. Ф. И. О. __________________________________
    2. Возраст: _______
    3. Пол
    Ж
    М
    4. Курс, группа. ______________________________
    5. Живете ли вы в общежитии?
    да
    нет
    6. Семейное положение: _______________________
    7. Образование родителей:
    Среднее
    Средне специальное
    Среднетехническое
    Высшее
    Ученые степени
    мать:
    _________________
    _________________
    _________________
    _________________
    _________________
    Отец:
    __________________
    __________________
    __________________
    __________________
    __________________
    8. Профессии родителей:
    мать: ________________________________________________
    отец: ________________________________________________

9. Получаете ли Вы какое-нибудь образование помимо химического? (Укажите): ___________________________________________

10. В какой из перечисленных областей деятельности Вы хотели бы себя реализовать?

    педагогика
    наука
    не знаю
    другое (по возможности укажите)

11. Как Вы считаете, что из ниже перечисленного может Вам принести главное удовольствие в жизни?

    материальное благополучие
    достижение успеха в педагогической деятельности
    достижение успеха в научной деятельности
    популярность, широкая известность
    уважение окружающих
    хорошее самочувствие, здоровье
    ощущение личной свободы, независимости
    12. Чего Вы ждете от будущей работы?
    в науке
    в педагогической деятельности
    не знаю
    другое (укажите)______________________________________

13. По трехбалльной шкале оцените, в какой степени у Вас присутствуют следующие качества:

    стремление быть на виду, в центре внимания
    стремление доминировать
    ответственность
    умение выступать перед аудиторией
    коммуникативность

способность продолжительное время заниматься решением одной проблемы способность к критике и самокритике

    беспристрастие
    любопытство
    независимость в мыслях и в поведении
    14. Где бы Вы хотели работать по окончании ВУЗа?
    педагогом
    администратором в школе
    исследователем в химической лаборатории
    химиком-теоретиком
    15. Имеете ли Вы опыт работы с детьми? (какой, укажите)
    ____________________________________________________

16. Укажите три качества, необходимые для профессии учителя, которые

    Привлекают Вас
    Не привлекают
    1.
    2.
    3.
    _______________
    _______________
    _______________
    1.
    2.
    3.
    ______________
    ______________
    ______________

17. Укажите три качества, необходимые для профессии исследователя, которые

    Привлекают Вас
    Не привлекают
    1.
    2.
    3.
    _______________
    _______________
    _______________
    1.
    2.
    3.
    ______________
    ______________
    ______________

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8