Исследование некоторых особенностей внимания у подростков 18-20 лет
Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность психических процессов.
Основные функции внимания - регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного, непроизвольного или послепроизвольного внимания.
Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и переключение.
3. Практическая часть.
3.1 Подробное описание использованных методик.
Группе, состоящей из 10 человек, было предложено три теста:
1. Исследование избирательности внимания.
2. Исследование концентрации внимания.
3. Исследование переключения внимания.
Тест №1:
Исследование избирательности внимания
Цель: определить уровень избирательности внимания
Материал и оборудование: тестовый бланк, ручка и секундомер.
Процедура исследования: Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения задания.
Инструкция испытуемому: "Вам будет дан тест с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Отыщите и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, тогда "Начали!"
Тестовый бланк выглядит следующим образом:
Испытуемый:
|
|
Экспериментатор:
|
|
Тест
|
|
бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч ягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршро фшуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжиидрошлптсл хэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкн есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвть лижьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурсзжшнапт йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваы эзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюн хтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдт нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтдкнноп
|
|
|
Обработка результатов: Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.
Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.
Время (в с.)
|
Балл
|
Уровень избирательности внимания
|
|
250 и более
|
0
|
I низкий
|
|
240-249
|
1
|
I низкий
|
|
230-239
|
2
|
I низкий
|
|
220-229
|
3
|
I низкий
|
|
210-119
|
4
|
I низкий
|
|
200-209
|
5
|
I низкий
|
|
190-199
|
6
|
I низкий
|
|
180-189
|
7
|
II средний
|
|
170-179
|
8
|
II средний
|
|
160-169
|
9
|
II средний
|
|
150-159
|
10
|
II средний
|
|
140-149
|
11
|
II средний
|
|
130-139
|
12
|
II средний
|
|
120-129
|
13
|
II средний
|
|
110-119
|
14
|
III высокий
|
|
100-109
|
15
|
III высокий
|
|
90-99
|
16
|
III высокий
|
|
80-89
|
17
|
III высокий
|
|
70-79
|
18
|
III высокий
|
|
60-69
|
19
|
III высокий
|
|
Менее 60
|
20
|
IV очень высокий
|
|
|
Тест №2:
Исследование концентрации внимания.
Цель: определить уровень концентрации внимания.
Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер. Процедура исследования: Исследование проводится с группой. Необходимо удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланком теста, и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.
Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат - плюс, в треугольник - минус, в кружок - ничего не ставьте и в ромб - точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".
Тестовый бланк выглядит следующим образом:
Испытуемый: ____________ Дата _______
Экспериментатор: _________ Время _______
Тест
Обработка результатов: Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.
Уровень концентрации внимания определяют по таблице:
Число обработанных фигур
|
Ранг
|
Уровень концентрации внимания
|
|
100
|
1
|
очень высокий
|
|
91-99
|
2
|
высокий
|
|
80-90 65-79
|
3 4
|
средний низкий
|
|
64 и меньше
|
5
|
очень низкий
|
|
|
За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 - на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то - на три ранга.
Тест№3:
Исследование переключения внимания.
Цель исследования: определить уровень переключаемости внимания.
Материал и оборудование: секундомер и цифровая таблица Шульте.
Процедура исследования: В тестировании участвуют экспериментатор и испытуемый. Исследование содержит три серии, которые следуют друг за другом. В первой серии испытуемому предлагают назвать и указать черные цифры в возрастающем порядке, во второй - красные цифры в убывающем порядке и в третьей он должен называть и указывать то черные, то красные цифры попеременно, причем черные, как и в первой серии, должны быть названы в возрастающем порядке, а красные - в убывающем. Перед началом каждой серии делают перерыв в 3-4 минуты для отдыха испытуемого.
Тестовый бланк выглядит следующим образом:
15
|
17
|
13
|
6
|
7
|
3
|
1
|
|
4
|
2
|
8
|
22
|
20
|
14
|
20
|
|
19
|
18
|
24
|
4
|
18
|
10
|
16
|
|
6
|
23
|
9
|
13
|
25
|
5
|
7
|
|
2
|
21
|
21
|
16
|
10
|
14
|
22
|
|
11
|
3
|
9
|
23
|
1
|
19
|
11
|
|
17
|
5
|
12
|
15
|
8
|
12
|
24
|
|
|
Инструкция испытуемому в первой серии: «Вам будет предъявлена таблица с красными и черными цифрами. Как можно быстрее и без ошибок найдите и укажите все черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25. Цвет называть не надо, только само число. Если все понятно, тогда приготовьтесь. Начали!»
Инструкция испытуемому во второй серии: «На этой же таблице найдите и укажите все красные цифры в убывающем порядке от 24 до 1. Старайтесь работать быстро и без ошибок. Цвет цифры называть не надо, называйте только само число. Приготовьтесь! Начали!»
Инструкция испытуемому в третьей серии: «На таблице черно-красных цифр как можно быстрее и без ошибок находите, называйте и указывайте то красные, то черные цифры попеременно. Черные должны при этом последовательно возрастать, а красные - убывать. Начинайте с 1-черной и 24-красной цифр. Цвет цифры называть не надо, только само число. Если все понятно и нет вопросов, тогда приготовьтесь. Начали!»
Обработка результатов: В ходе обработки результатов необходимо установить время переключаемости внимания. Время переключения внимания подсчитывается как разность времени между третьей серией и первой со второй вместе взятых. Показатель времени переключения "Т" подсчитывают по формуле.
Т = Т3 - (T1+T2), где
T1 - время, потраченное испытуемым на выполнение первой серии; Т2 - время, потраченное на выполнение второй серии; Т3 - время, потраченное на выполнение третьей серии.
Уровень развития у испытуемого переключаемости внимания определяется с помощью таблицы:
Время переключения Т (в с.)
|
Ранг
|
Уровень переключения внимания
|
|
менее 60 сек
|
1
|
высокий
|
|
60-90
|
2
|
высокий
|
|
91-100
|
3
|
средний
|
|
101-120
|
4
|
средний
|
|
121-150
|
5
|
средний
|
|
151-180
|
6
|
средний
|
|
181-200
|
7
|
средний
|
|
201-250
|
8
|
низкий
|
|
251 и больше
|
9
|
низкий
|
|
|
Экспериментальные данные:
Таблица индивидуальных данных:
|
Тест № 1
|
Тест №2
|
Тест№3
|
|
№
|
Кол-во слов
|
Время
|
Кол-во фигур
|
Кол-во ошибок
|
Первая серия
|
Вторая серия
|
Третья
серия
|
Т
|
|
1
|
25
|
171
|
90
|
2
|
62
|
45
|
237
|
130
|
|
2
|
23
|
251
|
90
|
1
|
61
|
50
|
120
|
9
|
|
3
|
25
|
175
|
86
|
0
|
33
|
41
|
94
|
20
|
|
4
|
19
|
149
|
57
|
0
|
58
|
39
|
105
|
8
|
|
5
|
25
|
145
|
82
|
0
|
38
|
34
|
242
|
170
|
|
6
|
25
|
360
|
89
|
0
|
41
|
53
|
184
|
90
|
|
7
|
24
|
179
|
72
|
3
|
54
|
35
|
90
|
1
|
|
8
|
25
|
102
|
100
|
2
|
42
|
32
|
130
|
56
|
|
9
|
23
|
141
|
94
|
0
|
42
|
60
|
137
|
35
|
|
10
|
24
|
189
|
100
|
0
|
43
|
41
|
100
|
16
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3
|