бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование личностных особенностей в процессе социализации детей в условиях детского дома бесплатно рефераты

Нравственное развитие воспитанников, хотя и является наиважнейшей составляющей позитивного развития личности, во многом зависит и является следствием нарушений общеинтеллектуального и эмоционально-волевого развития личности.

К одной из наиболее актуальных проблем воспитанников интернатных учреждений отечественные исследователи относят и трудности социализации детей-сирот. Под трудностью социализации специалисты пони затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений - мир отношений между людьми, в котором каждый играет множество ролей: семьянина, друга, соседа, политика, жителя города, деревни и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный "образ" социальной роли. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни [98]. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации, автономизации и активизации личности.

Таким образом, результаты психологического обследования свидетельствуют о значительных проблемах развития личности большинства воспитанников детских домов во всех возрастных группах. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности". Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия [97].

Общие выводы по главе 1.

Процесс социализации идет всю жизнь, но особенно интенсивно в фазе становления личности, то есть в детстве, отрочестве и юности. Позже человек приобретает новые свойства соответственно новым требованиям в трудовой сфере (переквалификация, например), в общении (освоение новых правил этикета, ценностей и средств общения), в познании (знакомство с новыми достижениями науки и техники). Ему приходится подстраиваться также к новым требованиям, запросам, ожиданиям исторической эпохи в общественных отношениях (политике, нравах, моде). Без постоянного процесса социализации личность отстает от жизни и превращается в пережиток прошлого.

Социализация - один из способов развития личности, в основе которого лежат механизмы социального научения, обеспечивающие усвоение культуры. Накопление, структурирование усвоенного из культуры человечества, народа, класса, социальной группы является составной частью процесса развития личности, точнее, ее социально-типичной составной. Эффекты социализации - это знания, умения и навыки, усвоенные социальные нормы поведения, стереотипы и социальные установки в целом, социально-типическое содержание направленности и характер личности.

Личность - это не только социальный индивид, но это и активный субъект социального развития, и, что не менее важно, активный субъект саморазвития. Таким образом, чрезвычайно важно не просто говорить об усвоении социального опыта индивидом, но необходимо обязательно рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации. Представляется, что продуктивной в этом контексте является идея о том, что индивид изначально является социальным (а не становится таковым), поэтому его развитие может осуществляется в бесконечно многообразных направлениях, а не только от общественного к индивидуальному (А.В. Брушлинский, 1991). В действительности важно рассмотреть личность в качестве активного субъекта социализации.

Процесс социализации не завершается по достижении человеком взрослости. Социализация личности, образно говоря, относится по типу к процессам «с неопределенным концом», хотя и с определенной целью. И продолжается этот процесс непрерывно на протяжении всего онтогенеза человека. Из этого следует, что социализация не только никогда не завершается, но и «никогда не бывает полной» (П. Бергер, Т. Лукман). Поэтому незавершенность и неполнота развития могут быть интерпретированы как основания бесконечности и неограниченности саморазвития и самореализации человека.

Очень серьезные изменения претерпевает процесс социализации у детей, воспитывающихся в детских домах. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребенок попадает в детский дом: потеря родителей, отказ родителей от ребенка, невозможность родителями реализовать свою главную функцию - воспитательную. Все эти случаи ведут к нарушению семейной социализации, во время которой закладываются основы основ.

Социализация не прекращается с попаданием ребенка в детский дом, она идет своим чередом, но весь вопрос состоит в том, каким образом она продолжается и чем отличается от семейной, какие последствия имеет для дальнейшего развития личности. Эти вопросы являются серьезными и требуют тщательного анализа, так как от того, как прошла социализация в детстве, зависит вся дальнейшая жизнь человека, именно в детстве закладывается все то, что потом помогает жить в течение всей жизни.

Данная проблема требует серьезного анализа структуры детских домов и взаимоотношений в них как между воспитанниками и воспитателями, так и между сотрудниками. Исследование данной проблемы должно дать ответ на вопрос: «Что не так в детском учреждении, что мешает нормальной социализации и как это устранить?». Кроме того, данная проблема требует рассмотрения и детального анализа самого процесса социализации, как в целом, так и у каждого конкретного ребенка.

Глава 11. Исследование условий и особенностей процесса социализации детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома

2.1. Анализ опыта работы по организации учебно-воспитательного процесса детских домов на примере областного детского комплекса семейного типа «Жас даурен»

"Если Вы хотите увидеть самое замечательное место

в городе Уральске настоящую, свежую, естественную

красоту, приезжайте к нам в Жас даурен"

Выпускница ДК "Жас даурен" Ломилина Е.

В переводе с казахского языка "Жас даурен" означает молодое поколение. "Жас даурен" - это детский комплекс, в котором живут дети, оставшиеся без попечения родителей. Детский комплекс "Жас даурен" был образован в 1996 году в июле месяце на месте пионерского лагеря "Дорожник" и санатория "Коммунальник". Комплекс расположен на берегу двух рек Чаган и Деркул, занимает 24 га. Директором детского комплекса "Жас даурен" с самого открытия и по настоящий день является Кырыкбаев Канат Жаикович.

В детский комплекс "Жас даурен" входит школа искусств "Мурагер", в котором организованы кружки по разнообразным направлениям, где занимаются юные туристы, техники, натуралисты, музыканты, спортсмены, художники.

В детском комплексе есть прекрасная столовая, шахматный клуб, сауна, музей, в котором собрана история "Жас даурена".

Средняя школа детского комплекса "Жас даурен" расположена в здании бывшего санатория "Коммунальник". Школа основана в 1996 году, создана как составная часть детского комплекса "Жас даурен". В школе работают замечательные педагоги, а заместителем директора по учебно-методической работе является Будник Анатолий Иванович. Всего работает 36 педагогов, из которых, с высшим образованием - 24, со средне- специальным - 12, первую категорию имеют - 16, вторую - 8 учителей.

Одним из основных направлений деятельности коллектива с 2000 года является реализация государственных общеобразовательных стандартов среднего общего образования, повышение качества образования путем усовершенствования содержания и методов.

Обучение в средней школе детского комплекса "Жас даурен" ведется на государственном казахском языке и на языке межнационального общения - русском.

В 2003-2004 учебном году в основу индивидуального учебного плана для 1-7 классов средней школы детского комплекса "Жас даурен" был внедрен общеобязательный стандарт среднего образования Республики Казахстан 2002 года (ГОСО РК 2003-2002) в соответствии с приказом Министерства Образования и Науки РК за № 693 от 24.09.2002 года.

В 8-11 классах учебный процесс осуществляется по I варианту учебного плана общеобразовательных учебных заведений.

Структурный учебный план детского комплекса "Жас даурен" состоит из 2-х компонентов: инвариативного (базовый) и вариативного (школьный и ученический).

Состав и структура базового содержания образования (инвариативный компонент) обеспечивают выполнение государственного стандарта среднего и общего образования РК.

Вариативный компонент учебного плана углубляет базовое содержание образования инвариативного компонента, в котором используются следующие подходы:

образовательная программа раннего обучения английскому языку в 1-4 классах;

образовательная программа обучения основам экономических знаний в 5-7 классах, краеведения в 5-8 класса, валеология в 5-8 классах;

образовательная программа расширенного изучения физики (10 "а" класс), английскому языку 10-11 классы, математика 11 класс, русскому языку 11 класс, истории Казахстана 11 класс;

образовательная программа изучения религоведения 10 класс;

занятия активно-двигательного характера (спортивные секции).

Деятельность педагогического коллектива школы направлена на создание единой системы воспитательной работы. В плане воспитательной работы школы отображены разнообразные компоненты воспитания: гражданско-правовое, эстетическое, нравственное, военно-патриотическое, экологические, которые реализуются посредством следующих мероприятий:

беседы, лекции, дискуссии ("Конституция самая большая драгоценность", О правилах поведения", "Если бы парни всей земли", "Изучаем Послание Президента РК");

сочинения ("Слово о родном крае", "Лиха беда начало", "Пробы пера");

акции (1 декабря - День борьбы со СПИДом", "Мы с ветеранами", "Мы против наркотиков");

конкурсы, посвященные всем государственным праздникам Республики Казахстан;

экологические субботники "Школа - наш общий дом.

В соответствии с планом воспитательной работы школы классные руководители ежемесячно панируют воспитательной работу в классе. Так, план воспитательной работы 10 класса (классный руководитель Латыпова И.В.) включает в себя разнообразные воспитательные мероприятия:

классные часы ("Здоровье в наших руках", "Семья - ячейка общества", "День Республики Казахстан", "Дорога, которую мы выбираем")

беседы, лекции ("Отцы и дети", "Человек среди людей", "Я в мире - мир во мне");

посещение занятий;

оформление стендов, буклетов;

профилактические беседы медицинского работника и психолога;

классные собрания по итогам четвертей и учебного года.

Дети, проживающие в детском комплексе "Жас даурен" разнообразно и активно проводят свои каникулы. Так, например, летом 2004 года в летнем образовательном лагере "Санат" (город Алматы) обучались ученицы 10 класса Жукова Люба, Айтбаева Жазира, Джакиева Гульнара, Сапаргалиева Света, Костылева Настя. Ученицы Айтбаева Ж. и Джакиева Г. были награждены дипломами I степени Фонда поддержки одаренных детей за успешное выполнение научно-исследовательского проекта.

В свободное от занятий время воспитанники детского комплекса не проводят в пустую, так, в рамках мероприятия "60-летию Победы - 60 добрых дел" воспитанники в феврале 2004 года прошли лыжный поход "Уральск - Чапаево", протяженностью 125 км. Во время весенних каникул 2004 года воспитанники "Жас даурена" приняли участие в в туриаде "Карлыгаш", где заняли 1-е общекомандное место. Летом с 21.06 по 26.06 участвовали в областных 43-х соревнованиях по туризму, где заняли 2-е место в номинации "Турнавыки и быт".

На 2004-2005 учебный год цель школы: формирование личности, которая будет способна на основе полученных знаний, навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, развиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно-ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.

Задачи:

воспитание гражданственности, уважение к правам свободам человека, патриотизма, любви к своей Родине;

повышение мотивации учащихся к получению качественного образования, функциональной грамотности, а педагогов - к постоянному повышению квалификации и педагогического мастерства.

Каждый учебный год средняя школа детского комплекса "Жас даурен" выпускает в самостоятельную жизнь своих воспитанников. Но только на вручении диплома не заканчивается опека воспитанников, так всем ребятам предоставляется возможность получить бесплатное дальнейшее профессиональное обучение, а в последующем и работу. Данные о выпускниках отображены в таблице:

Сведения о трудоустройстве выпускников 11 класса СШ д/к "Жас даурен"

Наименование

Всего окончило 11 класс

Поступило на учебу

Всего

ПТШ

Колледжи

ВУЗ

Д/к "Жас даурен"

11

11

3

4

4

Сведения о трудоустройстве выпускников 9 класса СШ д/к "Жас даурен"

Наименование

Всего окончило 9 класс

Поступило на учебу

Всего

10 класс

ПТШ

Колледжи

Д/к "Жас даурен"

57

57

13

43

1

Администрация комплекса делает все возможное, чтобы выпускники "Жас даурена" смогли адаптировать и реализоваться в социуме. Для этого был открыт в марте 2002 года реабилитационный центр Дом юношества "Шанырак" для бывших воспитанников "Жас даурена". Основная цель которого социализация и адаптация воспитанников детского комплекса "Жас даурен". Заведующим Дома юношества является Калымбетов Умирбай Рысбаевич. В настоящий момент в Доме юношества "Шанырак" воспитывается 107 девушек и юношей, от 18 до 23 лет. Администрация Дома юношества "Шанырак" занимается:

документированием выпускников;

обеспечивают государственным жильем за стенами "Шанырака";

оформляют социальные пособия;

профессиональным обучением выпускников;

трудоустраивают выпускников;

проводят постоянные воспитательные мероприятия.

Воспитанники Дома юношества "Шанырак" обеспечиваются сухим пайком, который они могут приготовить самостоятельно в столовой. Так же в распоряжении воспитанников имеются: прачечная, гладильная. Отдельные комнаты оснащены холодильником, необходимой мебелью и столовым инвентарем, в здании расположены отдельные душевые кабины и комнаты отдыха.

2.2. Система специальной работы по психолого-педагогической коррекции и мероприятия по формированию жизненной направленности и социализированности выпускников детских домов

Для осуществления цели работы: выявления и характеристики социально-педагогической сущности тенденций процесса социализации детей из детского дома в современном образовательном процессе и для подтверждения гипотезы: "Если в детском доме семейного типа будет целостно организован педагогический процесс и проведена комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа, то это будет способствовать достижению воспитанниками равного с детьми из полноценных семей возрастного уровня общего и умственного развития, формированию активной позиции как субъекта социализации" была проведена система специальной работы по психолого-педагогической коррекции и мероприятия по формированию жизненной направленности и социализированности выпускников детских домов. Объектом исследования были выбраны учащиеся 10-го - 11-го классов Детского комплекса "Жас даруен".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12