бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование личностных особенностей в процессе социализации детей в условиях детского дома бесплатно рефераты

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которого специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах. Поэтому здесь уместно высказывание Н.К. Крупской - «Воспитывается семья, весь школьный уклад, воспитывает улица, воспитывают общественные учреждения, вся окружающая обстановка, воспитывают события» - полностью сохранившее свою силу и сегодня [45, 347].

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (трудовая или профессиональная социализация), был компетентным членом общества (языковая социализация) и т.п.

Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают специфический и неидентичный характер этих требований. Содержание же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

Половая или гендерная социализация является частью общего процесса социализации. И если социализация рассматривается, с одной стороны, как процесс адаптации и интеграции человека в обществе, а с другой - как процесс саморазвития и самореализации личности в социальной среде, то при изучении половой социализации следует учитывать обе эти тенденции. Таким образом, половая (гендерная) социализация включает два взаимосвязанных процесса. Во-первых, это усвоение индивидом социального опыта, психосоциальных установок и ценностных ориентаций, определенных способов поведения и деятельности, присущих представителям того или иного пола. Во-вторых, это процесс формирования полового самосознания (половой идентичности). Он включает познание своего сходства и различий с представителями своего и противоположного пола; эмоциональную оценку себя как представителя определенного пола; самоутверждение Я как представителя определенного пола в общении и деятельности [46, 56] . Активная личность, стремясь к свободе и независимости, расширяет свой личный опыт и обеспечивает реализацию своей индивидуальности; при этом индивид может в той или иной степени отходить от полового эталона. Если такие отклонения накапливаются в определенных социальных группах, то происходит расшатывание половых нормативов и намечается тенденция их постепенного преобразования. В последние десятилетия в обществе отчетливо прослеживаются изменения, касающиеся вопросов пола.

Половая или гендерная роль - одна из социальных ролей человека. Как указывает И.С. Кон, половая роль - это нормативные предписания, связанные с принадлежностью к определенному полу, выполнение которых обеспечивает мужской или женский статус. Исследования последних лет (И.С. Кон, В.Е. Каган, Ю.Е. Алешина, А.С. Волович и другие) показали, что половая - это целый комплекс ролей (полоролевой репертуар); каждая роль имеет свои нормативные предписания, свои модели поведения, отличающиеся от требований и социальных ожиданий других ролей этого репертуара [47, 74 - 82].

Все описанные в литературе роли, входящие в полоролевой репертуар, можно условно разделить на: 1) общественно-трудовые, или профессиональные, предписывающие, какие сферы деятельности более приемлемы для мужчин, а какие для женщин; 2) семейные, которые, в свою очередь, делятся на супружеские и родительские; они определяют нормы отношений, поведение супругов, родителей и детей; 3) сексуальные, дифференцирующие сексуальное поведение мужчин и женщин, определяющие отношение между ними в сексуальной сфере [48].

Половые роли тесно связаны с половой (гендерной) идентичностью, т.е. осознанием себя как представителя определенного пола, в том числе и с субъективным переживанием своего исполнения половой роли. Д.Н. Исаев и В.Е. Каган предполагают, что каждой группе половых ролей соответствует своя идентичность [49]. Половая идентичность также вариативна, например, И.В. Романов выделяет пять типов половой идентичности подростков [50, 39 - 47].

Проблема сексуальной социализации тесно связана с проблемой полового просвещения и полового воспитания. Если Американская ассоциация общественного здоровья даже приняла резолюция, подтверждающую право детей и подростков на всестороннее половое воспитание, то в Казахстане вопрос о необходимости такового находится пока в стадии обсуждения. По мнению И.С. Кона, половое просвещение очень полезно и эффективно и то, что наше государство и школа почти ничего не делают в этом направлении, - преступление не только перед ныне живущими, но и перед будущими поколениями [51]. В. В. Абраменкова, напротив, утверждает, что существующие школьные программы по половому просвещению способны нанести вред психическому, нравственному и духовному здоровью ребенка [52].

Следующим ведущим видом социализации человека является социализация посредством языка или коммуникации. Язык и языковое общение (коммуникация) играют решающее значение для успешности процесса социализации. Как заметил выдающийся ученый Л.С. Выготский, речь с одной стороны, имеет ярко выраженный предметный характер, а с другой - сама обеспечивает успешное развитие предметно-практической деятельности людей [53, 227]. Э. Сейпир утверждал, что язык - это великий рычаг социализации, возможно, величайший из всех существующих. Д. Гирц рассматривал эмоциональную социализацию как коммуникативный процесс, посредством которого аффективные и межперсональные сообщения передаются ребенку по вербальным и невербальным каналам. Таким образом, языковое общение рассматривается как фундамент процесса социализации.

Важность и значение языка в процессе социализации дает о себе знать возникновением нового исследовательского поля, языковой социализации, которая имеет дело с языком как инструментом социализации, а также ростом интереса к теории Л.С. Выготского [54, 83].

Процесс обучения коммуникации посредством языка является центральной особенностью человеческого развития, так как это и есть приобретение культуры. Э. Охес и Б. Шиффелин так описывали взаимозависимость этих двух процессов: «На процесс приобретения языка оказывает глубокое влияние процесс становления индивида как члена общества; и процесс становления членом общества в большой степени реализуется через язык, посредством приобретения знания его функций, социального распределения и интерпретаций их между социально определенными ситуациями, то есть через языковый обмен в особых социальных ситуациях» [55, 227].

«Язык играет привилегированную роль в процессе социализации из-за своей универсальности и силы. Чтобы быть компетентным носителем культуры, субъект должен уметь говорить так, как принято в культуре. Если мы считаем, что культура как разделяемое людьми множество практик и систем значений интерпретируются различными способами, то язык оказывается тождественным различным ее сферам (религии, системе родства)» [56, 85]. Несколько черт языка придают ему привилегированный статус. Во-первых, язык великолепно приспособлен для передачи (выражения) эксплицитных сообщений: как чувствовать, когда действовать, что говорить. Эксплицитные инструкции для социализации детей используются в самых разных культурах [57]. Во-вторых, поскольку язык может репрезентировать события, происходящие не только здесь и сейчас, он используется, чтобы напомнить детям о событиях прошлого, рассказать о событиях, что еще не произошли, предостеречь от возможных неприятностей и перекинуть мосты между этими потенциальными мирами. В дополнение к названным чертам языка как репрезентационной или символической системы, существует еще одна, сообщающая языку привилегированную роль. Это - способность лингвистического знака индексировать признаки лингвистического и нелингвистического контекста [58].

Речь производна от социального контекста, она - своеобразная “карта” социальной территории, которая отражает такие социальные категории как роли, статусы, ситуации, события через выбор тех или иных языковых средств. Например, в среднем классе Запада такой набор признаков как небольшая длина предложений, высокий голос, быстрый темп императивов, быстрый темп повторов индексирует речь детей в противопоставлении с речью взрослых. Дети, выросшие в больших семьях или воспитанные в коллективе, общиною, осваивают иные речевые модели, нежели их сверстники из семей среднего класса Запада [59, 410 - 414].

Многообразие типов дискурса и его контекстов подтолкнуло специалистов по языковой социализации к более динамичной концепции социализации. Последняя, частично является результатом недавних эмпирических исследований по языковой социализации, а именно: этнографического изучения актуальных взаимодействий между носителями культуры и новичками, а также переговорных взаимодействий, в которых участники интеракций асимметричны и обладают неодинаковой властью (взрослые - дети) [60]. К. Охес доказала не только воздействие взрослых на систему развития ребенка, но и воздействие детей на систему взрослых людей [61].

Как мы видим, проблемы социализации посредством языка как средства усвоения культурных значений является в настоящее время одним из центральных направлений исследований по теории социализации.

Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решение определенных задач, без проработки которых последующий этап может наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при определении стадий процесса социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности.

Решение определенных задач, отработка инвариантных действий и вся специфическая деятельность человека формируется в процессе трудовой социализации. Что же касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельности [62, 188].

Поскольку само понятие социализации предусматривает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности, то основание для классификации стадий процесса социализации находит свое отражение в их отношении к трудовой деятельности [63, 343]. Если принять этот принцип, то в зависимости от отношения к трудовой деятельности можно выделить три основные стадии:

1) дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

2) трудовая - охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;

3) последтрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности [64].

Отмечая, что социализация - процесс непрерывный, длящийся в течение свей жизни, нельзя не признать особую важность для становления личности трудовой стадии, когда закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности. Далее из целостных актов деятельности складываются более крупные стадии и циклы биографии личности, физиологические механизмы которых раскрыты в учении А.А. Ухтомского о доминанте [65] и концепции П.К. Анохина о функциональной системе поведенческого акта [66].

«Деятельность каждого индивида, в том числе и трудовая, - пишет К.А. Абульханова - Славская, - есть всегда совместная деятельность, и в ней происходит постоянное взаимодействие людей» [67]. Поэтому становление человека как субъекта труда требует целенаправленной и многоплановой подготовки. Чем «психологичнее» организован этот процесс, тем более он влияет на успех социализации и социальной адаптации личности. Адаптация к процессу труда внутренних условий деятельности и внутренних средств деятельности достигается формированием потребностно-мотивационно-деятельностного комплекса в единстве с субъективной образно-понятийной моделью деятельности (комплексом знаний, умений и навыков) на основе профессионально важных способностей и свойств [68, 466].

Социализация личности включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность личности [69, 497]. В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничтожения.

Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов социализации. Можно даже утверждать, что они еще не все известны, а те, которые мы знаем, не до конца изучены.

В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В. Мудрик. Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших группах людей, живущих в определенных странах;

мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости и число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом - и члены их семей. И.С. Кон совершенно справедливо утверждает, что нет иерархии агентов социализации по степени их влияния и значимости, которая бы не зависела от общественного строя, системы родства и структуры семьи.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфических для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, познание, предметно-практическая и духовно-практическая деятельности, спорт). Однако важнейшие из них - окружающая среда и система отношений между людьми. Так, например И.С. Кон отмечает среди социальных институтов - факторов социализации личности следующие: родительская семья, школа, общество сверстников, средства массовой информации (СМИ) [70, 25-31].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12