бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование личностных особенностей в процессе социализации детей в условиях детского дома бесплатно рефераты

Результаты двух срезов психолого-педагогического исследования позволили составить общий среднестатистический социальный портрет юноши и девушки выпускников, в разрезе каждой методики.
Общий социальный портрет юноши и девушки выпускников
(по средним показателям каждой методики).
1.Методика САН

* Максимальный положительный показатель - 70

Юноши

1

Самочувствие

60.4

2

Активность

57.2

3

Настроение

60.2

Девушки

1

Самочувствие

58

2

Активность

57.1

3

Настроение

58.8

11. Диагностика уровня школьной тревожности по методике Филипса.

* При несовпадении с ключом теста более 50% - диагностируется повышенная тревожность, если более 75% - высокий уровень тревожности

1

"Общая тревожность в школе" (максимальное количество несовпадений - 22)

Юноши

3.4 (низкий)

Девушки

6.5 (низкий)

2

"Переживание социального стресса" (максимальное количество несовпадений - 11)

Юноши

3.6 (низкий)

Девушки

1.6 (низкий)

3

"Фрустрация потребности в достижении успеха" (максимальное количество несовпадений - 13)

Юноши

3.6

Девушки

3.3

4

"Страх самовыражения" (максимальное количество несовпадений - 6)

Юноши

1 (низкий)

Девушки

1.5 (низкий)

5

"Проблемы и страхи в отношениях с учителями" (максимальное количество несовпадений - 8)

Юноши

3 (средний)

Девушки

2.8 (средний)

111. Методика "Диагностика уровня субъективного контроля"
* Максимальное положительное количество совпадений - 44
До 15 - низкий отрицательный уровень
От 16 до 30 - средний пограничный уровень

От 31 - высокий положительный уровень

Юноши

28.6 (средний)

Девушки

29.3 (средний)

1У. Методика "Незаконченные предложения".

* Максимальное количество - 4

Юноши

1

Положительное отношение к отцу

2.4

2

Положительное отношение к себе

2.8

3

Положительное отношение к своему будущему

3

Девушки

1

Положительное отношение к отцу

2.3

2

Положительное отношение к себе

1.8

3

Положительное отношение к своему будущему

2.2

Самой важной ценностью для среднестатистического юноши и девушки является здоровье: юноши - 61% из общего количества, девушки - 50%.

Построение комплексной психолого-педагогической коррекционной работы осуществлялось:

- по результатам 1-го среза ППД;

с учетом индивидуальных особенностей каждого участника;

на результатах наблюдения.

Коррекцинная работа осуществлялась посредством проведения пяти игровых тренинговых занятий для каждого класса, которые содержали упражнения по коррекции страхов, гипер- и гиподинамики, игра по сплочение группы, на выявление лидера, для создания положительного эмоционального фона.

Игровое тренинговое занятие № 1.

Состояло из следующих упражнений:

Разминка.

Упражнение «Приветствие».

Упражнение «Знакомство».

Упражнение «Ассоциация».

Упражнение «Передача импульса по цепи».

Упражнение «Прощание».

Игровое тренинговое занятие № 2.

1. Разминка.

2. Упражнение «Доверие».

3. Упражнение «Глаза в глаза».

4. Упражнение «Степень доверие».

5. Упражнение «Дистанция доверия».

Прощание.

Игровое тренинговое занятие № 3

Приветствие.

Упражнение «Слепые»

Упражнение «Слепой и поводырь».

Упражнение «Живая социометрия».

Игровое тренинговое занятие № 4.

Разминка «Созвездие».

Приветствие.

3.«Изображение предметов».

4.«Изображение животных».

5.«Передача чувств».

6.Упражнение «Подарки в день рождения».

Игровое тренинговое занятие № 5.

Упражнение «Что с ней (ним) не так ?»

Упражнение «Яркое событие».

Упражнение «Горячий стул».

Заключение

В ходе проведения тренинговых занятий было организовано непосредственное наблюдения за действиями, поведением, характерологическими особенностями учащихся. Наблюдение дало свои определенные результаты:

подтверждение результатов 1-го среза ППД;

дополнительная диагностика учащихся;

социометрические исследования в группе.

Динамика развития тренинговых занятий в 10 классе показала следующие особенности протекания:

Игровое тренинговое занятие №1

Цель: выделить наиболее скованных участников группы для определения дальнейшей стратегии работы с ними. Психологическое раскрепощение личности учащихся.

"Разминка" не составила трудностей для участников.

"Приветствие" - проходило дружно, организовано, без затруднений у участников.

"Знакомство" - Кисилева Таня, Давлетьярова Райса - испытывали затруднения в подборе ассоциации к своему имени и без подсказки тренера не смогли подобрать ассоциацию к своему имени. Савичева Тая. - чувствовала себя несколько сковано.

"Ассоциации" - Савичева Тая - испытывала трудность в описании своих ощущений.

"Передача импульса по цепи" - прошло организовано, весело, без затруднений у участников.

"Прощание" - было отработано с участниками несколько раз, в первых попытках участникам было трудно выделить и сохранить единую интонацию, но в последних попытках наблюдалась единая тембровая характеристика при прочтении четверостишья.

Анализируя результаты тренинга, диагностируются скованные участники тренинга (Кисилева Таня. Савичева Тая). Явный лидер в группе - Джакиева Гульнара. У Сапаргалиевой Светы несколько завышенная самооценка. У Земнухова Паши диагностируется высокая мотивация к обучению, активный, собранный, но при этом несколько застенчивый.

Игровое тренинговое занятие №2

Цель: формирование радостного чувства доверия, осознания друг друга, психологической совместимости.

"Разминка" - трудность в осознании и воспроизведении своих чувств испытывали: Новацкая Света., Савичева Тая. Девочки затруднялись описывать свои чувства после тренинга, лишь сказали, что им очень понравился тренинг. Несколько сковано описывали свои чувства - Земнухов Паша. Давлетьярова Райса. Костылева Настя.

Доверие", Для повышения самооценки у учащихся, испытывающих затруднения в общении, в центр круга был поставлен стул. Первым на него была приглашена Новацкая Света, а остальным участникам было предложено сесть в круг тем, кто чувствует доверие к Новацкой Свете. Порадовало, что все участники тренинга сели, показав тем, самым доверие к Новацкой Свете. Также в центре круга побывали: Земнухов Паша. Костылева Настя. Давлетьярова Райса. Савичева Тая. Характерно, что все участники тренинга показали каждому участнику, что они доверяют ему т.е все садились в круг. При проведении данного упражнения чувствовалась сплоченность группы, взаимоуважение участников.

"Глаза в глаза"

Все участники разбились на пары, также и тренер. Участникам было предложено посмотреть в глаза партнеру и определить, что он чувствует. Наиболее полно чувства своего партнера описала Джакиева Гульнара, что и подтвердила ее партнер - Кисилева Таня описание, увиденных чувств участники приводили самые разнообразные, это конечно же повеселило участников. Во время проведения упражнения в группе создался положительный эмоциональный фон, который сохранился до конца тренингового занятия.

"Степень доверия"

Первым участником был Земнухов Паша он выбрал Давлетьярову Райсу в качестве участника, которому наиболее доверяет. Затем Кисилева Таня выбрала в качестве партнера Джакиеву Гульнару Каждый участник подобрал себе партнера без особых затруднений.

"Дистанця доверия"

В данном упражнении перед группой находился Садыков Ренат, Джакиева Гульнара, Степнов Иван. Савичева Тая. Интересно, что ко всем перечисленным участникам ребята приближались очень близко, показывая высокую степень доверия. Группа показала в данном тренинге высокую сплоченность, высокую степень доверия. Характерно, что даже скованные участники тренинга раскрепостились, источали уверенность, смогли раскрыться.

Игровое тренинговое занятие №3

Цель: коррекция тревожного поведения. Диагностика межличностных отношений, выявление лидера группы.

"Слепые" В данном упражнении повышенную тревожность испытывали Новацкая Свсета, Кисилева Таня, Савичева Тая, Земнухов Паша. Напротив очень уверенно себя чувствовали - Джакиева Гульнара. Жукова Люба. Садыков Ренат. Давлетьярова Райса.

"Слепой и поводырь". Ребятам было предложено разбиться по парам ( по принципу "Уверенный + Неуверенный") Таким образом получились следующие пары: Жукова Л. - Земнухов П.; Джакиева Г - Кисилева Т; Давлетьярова Р. - Савичева Т.; Садыков Р. - Новацкая С; Сапаргалиева С - Костылева Н; Степнов И- Айтбаева Ж. В ходе упражнения наблюдалось, что участники, которые в предыдущем упражнении самостоятельно двигались с опаской, то с "поводырем" двигались увереннее. Интересно, что они даже сами это признавали, что полагаясь на "поводыря" было не страшно перемещаться по комнате.

"Живая социометрия". В качестве участника, который должен был повернуться к стене - первой была Сапаргалиева Света. После того, как ребята за ее спиной подошли к ней "на дистанцию доверия". Света расставила их несколько на более близкую дистанцию, чем подходили ребята. Наиболее близко чаще всего участники подходили к Джакиевой Гульнаре. У Джакиевой Гульнары наблюдается положительная адекватная самооценка, при этом она доброжелательна и открыта.

Игровое тренинговое занятие №4

Цель: психокоррекция страхов, гипердинамики, гиподинамики. Акцентировать внимание на саморегуляции у учащихся.

"Созвездие" - в данном упражнении в кругу поучаствовали все участники. Хотелось бы отметить, что в отличии от аналогичного упражнения (занятие №2) застенчивые ребята (Новацкая С, Земнухов П.,Савичева Т., Костылева Н, Давлетьярова Р.) в этом - чувствовали себя намного увереннее, раскованнее. Когда в качестве участника в кругу поучаствовала Сапаргалиева Света. - в круг сели все участники, чем выказали высокую степень доверия Сапаргалиевой Свете. В данном случае наблюдаются коррекционные результаты тренинга, так как ранее высокое доверие к Сапаргалиевой Свете. показывали не все участники.

"Изображение предметов" - в данном упражнении все участвовали с удовольствием , увлеченно изображали различные предметы. У Айтбаевой Жазиры наблюдается богатое воображение, несколько скудное у Новацкой Светы.

"Изображение животных" - прошло аналогично предыдущему упражнению. Участники продемонстрировали не только богатую фантазию, но и живую мимику, подвижность. Упражнение активизировало всех участников группы.

"Изображение чувств". Интересен тот факт, что не все участники правильно дифференцируют чувства т.е. путают чувства и действия (Костылева Н. Садыков Р)

"Подарки в день рождения". Интересно, что все участники смогли подарить воображаемые подарки, но не все смогли объяснить, почему именно такой они дарят подарок. В основном, назывались традиционные подарки: от цветов, духов (мальчики "дарили" девочкам) до компьютеров, машин (девочки "дарили" мальчикам). Девочки девочкам чаще всего "дарили" открытки, конфеты, одежду, украшения. Интересен тот факт, что девочки "дарили" мальчикам конкретные, весомые в социальном понимании вещи.

Игровое тренинговое упражнение №5

Цель: коррекция затруднений в общении; обратить внимание на умение участников раскрыть себя, изменить отношение к себе.

Упражнение "Что с ней (ним) не так?"

Садыков Ренат, Земнухов Павел, Новацкая Света, Савичева Тая - сказали, что бояться сделать ошибку, сказать что-то неправильно, бояться потерять расположение других. Тренер объяснил участникам, что если все участники учатся вместе им необходимо уважать и поддерживать друг друга и ничего не бояться, поправлять ошибки другого, не обижая его. Все участники согласились.

"Яркое событие" - участники не смогли описать самое яркое событие в их жизни, а вспоминали лишь тогда, когда им немного подсказывали какие можно вспомнить события.. Хотя в основном ребята считают, что все яркие события у еще впереди, в будущем.

"Горячий стул" - 1-й участник Земнухов Паша - посчитал, что не всегда правильно высказывает свои мысли, участники же посчитали, что Паша просто долго и вообще не всегда высказывает свои мысли, что они всегда с удовольствием его бы послушали. Паша также сказал, что боится отстать в учебе, на что тренер, сказала, что он стремиться учиться, и может многого добиться при желании.

Сапаргалиева Света сказала, что не всегда способна дослушать до конца и быстро делает выводы. На что участники сказали, что Света в последнее время больше задумывается при ответе, что Света способная, активная ученица и сможет с легкостью корректировать свои недостатки.

Жукова Люба - что ей очень легко общаться даже с незнакомыми людьми, что ее несколько настораживает. Любе был дан совет - не быть излишне открытой с посторонними людьми, которых она не знает, что это к сожалению, не всегда безопасно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12