бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование гендерных стереотипов и моделей поведения в конфликтных ситуациях бесплатно рефераты

Исследование гендерных стереотипов и моделей поведения в конфликтных ситуациях

2

Курсовая работа

"Исследование гендерных стереотипов и моделей поведения в конфликтных ситуациях"

Оглавление

Введение

1 Стереотипы и поведение людей в конфликтных и фрустрирующих ситуациях

1.1 Образы мужчин и женщин в массовом сознании

1.2 Поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях

1.3 Стереотипы и реальное поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях

2. Организация и проведение исследования

2.1 Анализ и интерпретация результатов

Введение

В современном обществе очень популярна идея равенства полов. Но так ли они равны на самом деле? Или люди до сих пор пользуются веками накопленными стереотипами, которые пусть и не в явной, а скрытой форме, но влияют на поведение и отношение полов друг к другу? На наш взгляд это очень важные вопросы, которые крайне актуальны, так как в настоящее время в современной науке большое внимание стало уделяться проблеме гендера (gender - социальный пол) и развития гендерного направления гуманитарных наук.

Темой данной работы является исследование реальных гендерных моделей и стереотипов поведения людей в конфликтных ситуациях.

Объектом исследования были: модели и стереотипы поведения.

Предметом исследования были: гендерные модели и стереотипы поведения

Целью данного исследования является выявление типичных моделей и стереотипов поведения в конфликтных ситуациях у мужчин и женщин, а так же тип и характер направленности реакции.

Для этого ставятся следующие задачи:

1)Дать теоретический анализ проблемы стереотипов

1) Проанализировать литературу на предмет представленности в ней данной проблемы.

2)Описать наиболее ярко выраженные стереотипы, представления полов друг о друге.

3) Описать полученную в различных исследованиях информацию о реальном поведении полов в конфликтных ситуациях.

4)Исследовать стереотипы и гендерные модели поведения с помощью методики Розенцвейга.

Мы предполагаем, что реальные гендерные модели поведения соответствуют принятым в обществе стереотипам.

Для подтверждения данной гипотезы мы использовали методику исследования фрустрации Розенцвейга. Этот метод является проективным, т.е. получение информации об испытуемом основывается на принципе проекции, в соответствии с которым утверждается, что человеку свойственно в ситуации неопределенности приписывать другим людям собственные мысли, переживания.

Для обработки полученных в ходе исследования данных использовался один из методов математико-статистического анализа - критерий Фишера.

В исследовании приняло участие 34 человека-18 женщин и 16 мужчин.

1. Стереотипы и поведение людей в конфликтных и фрустрирующих ситуациях

1.1 Образы мужчин и женщин в массовом сознании

Стереотипы - это веками складывающиеся представления об образах окружающего мира, которые передаются из поколения в поколение и присваиваются ребенком как безусловные правила, законы либо нормы поведения.

Гендерные стереотипы - это один из видов стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о мускулинном и феминном.

Под социальным стереотипом обычно понимается стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно-определенный образ. В основе производства социального стереотипа лежит психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных опыта.

Особенностями социального стереотипа как регулятора социальных отношений является феномен поляризации качеств человека и жесткая фиксированность такой полярной дихотомии. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, предрассудка или клише. Американский социальный психолог Г. Тэшфелл пришел к следующим выводам относительно социальных стереотипов:

1) Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы или социальные категории недифференцированными, грубыми, пристрастными признаками.

2) Такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени.

3) Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.

4) Социальные стереотипы становятся более отчетливыми, «произносимыми» и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами

5) Стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

6) Социальный стереотип не представляет большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношении групп, но их очень трудно модифицировать и управлять ими в условиях напряженности или конфликта.

Гендерные стереотипы - это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.

Ю.Левада называет стереотипы готовыми шаблонами, «литейными формами, в которые отливаются потоки общественного мнения. Социальные стереотипы отражают две особенности общественного мнения:

1. существование предельно стандартизированных и упрощенных форм выражения и предзаданность,

2. первичность этих форм по отношению к конкретным процессам или актам общения.

Стереотип не только выделяет статистически среднее мнение, но и задает норму, упрощенный или усредненный до предела образец социально одобряемого или социально допустимого поведения». Шаблоны, в том числе и вербальные, предшествуют самому действию: каждый индивид, вступая в социальный мир, обязан выбирать из готового набора стереотипов. Стереотипы общественного мнения задаются и обновляются средствами и средой самого общения, в том числе средствами массовой информации». Социальные стереотипы, пишет Ю.Левада, действуют в тех ситуациях, когда сложное явление упрощается до знакомого и привычного образца, взятого из арсенала исторической памяти, известного чужого примера и пр., вплоть до мифологических схем. Опознание (отнесение к известной схеме) в таких процессах, очевидно, заменяет понимание. В то же время стереотип может выступать и в качестве руководства к действию: люди не только опознают привычные образцы, но и стараются следовать им, чтобы быть понятыми другими и собой.

Стереотипы имеют следующие функции:

1)обобщающая функция, (упорядочивание информации);

2) аффективная функция (противопоставление «своего» и «чужого»);

3)социальная функция (разграничение «внутригруппового» и «внегруппового»), выполнение которых приводит к социальной категоризации и образованию структур, на которые люди ориентируются в обыденной жизни.

Можно выделить множество бинарных оппозиций, стереотипно приписываемых мужчине и женщине:

· Логичность - интуитивность, абстрактность - конкретность. Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью и абстрактностью, а женственность - с интуитивностью и конкретностью.

· Инструментальность - экспрессивность, сознательность - бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны.

· Власть - подчинение. Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть-подчинение.

· Порядок - хаос. Философский взгляд на гендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлении порядка и хаоса. Так, Н.А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает: «Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка». Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала.

· Независимость, индивидуальность - близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения.

· Сила Я - слабость Я. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. Женщина считается боле слабой, зависящей от силы личности мужчины.

· Импульсивность, активность - статичность, пассивность. Во многих мифах женщина представляется пассивным началом, а мужчина активным.

· Непостоянство, неверность, радикализм - постоянство, верность, консерватизм. Также бытует мнение, что женщин отличает консерватизм, верность всему состоявшемуся, мужчин же - радикализм, непостоянство.

Можно еще отметить несколько основных стереотипов массового сознания:

* «Дело женщины - домашнее хозяйство и воспитание детей»;

* «Принятие решений - мужское дело»;

* «Женщина без мужчины - неполноценный член общества»;

* « Мужчина во всех отношениях сильнее и приспособленнее женщины»

* «Бабы - дуры» и т.п.

Американские психологи Кэй До и Тима Эмсвейлер провели эксперимент. Студентов и студенток познакомили с весьма успешными результатами, которых добился их коллега (мужчина или женщина) при выполнении сложного задания. После этого испытуемых просили высказать собственное мнение о том, что, с их точки зрения, послужило причиной успеха. Оказалось, что и студенты, и студентки приписывали достижения мужчины почти исключительно его способностям, в то время как на успехи женщины, по оценкам обеих групп, больше повлияла удача.

Можно назвать и множество других стереотипов такого рода. Так, например, стереотипное представление о мужчине как лидере в равной степени характерно и для мужчин, и для женщин.

Ниже представлено стереотипное описание характерных мужских и женских черт, полученное в исследовании американских студентов, проведенном в конце 70-х годов.

Характерные черты мужчины: сильный, склонен к занятиям спортом; меньше беспокоится о своей внешности и почти не боится старости; выполняет роль кормильца семьи; имеет опыт сексуальной жизни; неэмоционален, стоек; логичен, рационален, объективен, обладает развитым интеллектом; стремится к власти и лидерству; независим, свободен; активен; стремится к успеху, честолюбив.

Характерные черты женщины: слабая, не склонна к занятиям спортом; беспокоится о своей внешности и боится старости; проявляет привязанность к семье; добродетельна; эмоциональна, нежна; легкомысленна, непоследовательна, обладает тонкой интуицией; уступчива, услужлива; зависима, в большой мере нуждается в защите; пассивна; робкая, застенчивая.

Ильин в своей книге « Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» приводит ряд подобных исследований различных авторов: «И. Броверман с соавторами попросили юношей и девушек дать характеристику типичному мужчине и типичной женщине. В результате для тех и других выявился различный набор качеств:

мужчины - агрессивные, предприимчивые, доминирующие, независимые, неэмоциональные, легко принимают решения, самодостаточны;

женщины - тактичные, нежные, разговорчивые, интересуются собственной внешностью, нуждается в защите, аккуратные, спокойные.

Это исследование Броверман проводил в 1972 году. В наше время эти качества уже не так категорично делятся на мужские и женские, хотя общая тенденция сохраняется.

Дж. Мак-Ки и А. Шериффс пришли к выводу, что типично мужской образ- это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типичный женский образ напротив включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку.

В целом мужчине приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. При этом ученые считают, что чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично фимининных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость авторитаризм, излишний рационализм и т.п., женщин - формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т.п.

Приведем пример, иллюстрирующий предрассудок в гендерной сфере. Девушек-студенток просили познакомиться с научными статьями и оценить их с точки зрения профессионализма, компетентности, стиля и т.п. Некоторые студентки получили статьи, подписанные авторами-женщинами, другие - те же статьи, но подписанные авторами-мужчинами. Оказалось, что студентки значительно выше оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами. Т.е. предрассудки в отношении представителей собственной гендерной группы привели к низкой интеллектуальной оценке труда других женщин.

На формирование стереотипов сильное влияние оказывает менталитет. Изучением этого феномена занимались Дж. Уильям и Д. Бест. Они предложили испытуемым из 25 стран использовать 300 наиболее употребительных прилагательных, описывающие личностные черты, для характеристики мужчин и женщин. В Нигерии слова заносчивый, грубый, ленивый, шумный были отнесены к женщинам. В Японии хвастливыми, несносными и неорганизованными тоже были женщины.

В одних странах (Германия, Малайзия) дифференцировка полов была резко выраженной, в других (Индия, Шотландия)- слабо выраженной. В ряде стран описание мужчин было более отрицательным».

Можно сказать, что причисляя определенное качество одному из полов, каждая страна создает свои гендерные стереотипы.

В России этой проблемой занималась Т.И. Юферева, Е.В. Каган, И.С. Клецина, В.Г. Горчакова.

Клецина в результате опроса 70 студенток выявила характеристики, которые приписывались мужчинам (математические способности, логическое мышление, агрессивность, стремление руководить, авторитарный стиль общения) и женщинам (забота о детях, боязливость, уступчивость, эмоциональность, тревожность). В целом эти данные подтверждают уступчивость гендерных стереотипов в сознании женщин.

В.Г. Горчакова выявила, что в стереотипном массовом сознании женщина воспринимается как носитель эстетической функции: красивая, обаятельная, женственная. Об этом заявили 60% женщин и 68% мужчин. Мужчина в общественном сознании должен быть мужественным, сильным, надежным. Так считают 69% женщин и 61% мужчин.

Одно из последних исследований стереотипов проведенное Котовым М.А. с помощью метода семантического дифференциала метод семантического дифференциала позволяет находить усредненные показатели, выделять типы людей, обладающих сходным восприятием рассматриваемого объекта. С помощью этого метода возможна жесткая формализация опроса, что позволяет получить более или менее адекватную информацию о довольно тонких психологических структурах - гендере и стереотипах.

Используя семантический дифференциал, можно операционально «улавливать» эмоциональную сторону смысла, вкладываемого респондентом в рассматриваемые объекты. Как любой способ такого рода, он опирается на определенную модель, определенную теорию исследователя о том, каким образом изучаемые не поддающиеся непосредственному измерению «смыслы» и «значения» могут проявиться во внешнем поведении человека. Это внешнее поведение проявляется в ответах индивида на предложенные ему вопросы. Другими словами, так мы получаем невербальную информацию вербальными методами.

Этот метод был разработан в 1952 году группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом. Анализ полученных данных показывает, что гендерные стереотипы сегодняшних студентов отражают традиционные ценности и идеалы, хотя к ним примешиваются и новые взгляды на предназначение полов.

Как и прежде, считается, что женщина должна быть прежде всего красивой, а мужчина - умным. Исследование показало общность и мужских и женских ассоциаций относительно объектов «женственность» и «красота». Данные характеристики наиболее тесно ассоциируются с женщиной как у мужчин, так и у женщин. Увеличилась значимость такого объекта как «ум», сами женщины чаще отождествляют себя с такой характеристикой, как «ум».

У мужчин на сегодня «женственность» и «власть» находятся на достаточно близких позициях, что говорит о признании мужчинами того факта, что женщина обладает властью, находится во власти и может стремиться к обладанию властью. Незначительные изменения во взглядах мужчин о предназначении женщин говорят о переплетении, сочетании традиционных взглядов с современными; о признании женских возможностей и мужских слабостей.

Страницы: 1, 2