бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование типологических опросников в практике профконсультирования бесплатно рефераты

Первый из них связан с поиском объективных основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств и качеств конкретных людей. Такова собственно познавательная задача изучения индивидуальности. Как правило, попытки ее объяснения выходят здесь за пределы собственно психических свойств и направлены на установление их соответствия особенностям организма - аналитическим и физиологическим - данным природой. Наличие психотелесных соответствий, если только оно доказано статистически, получает свое практическое значение: знание о них может стать хорошей опорой успешных профессиональных и межличностных отношений.

Второй подход дифференциально-психологического исследования заключается в том, чтобы описать все возможные сочетания индивидуальных психических черт. Ведь знание о конкретных поведенческих реакциях человека в тех или иных социально-житейских ситуациях необходимо для правильной организации взаимодействия и общения между людьми. Признание своеобразия и уникальности каждой человеческой индивидуальности - характерная черта данного подхода. Конечно, оба эти подхода являются эмпирическими, основанными на непосредственном опыте, который и определяет выделение индивидуальных типов.

Третий подход отвечает задаче осознания, осмысление человеком собственной индивидуальности. Он является теоретическим и состоит в дедуктивном выделении принципов построения типологии индивидуальностей, отвлекаясь от обилия эмпирических деталей. По существу, этот подход может быть также назван философским, ведь здесь возникает вопрос о том, почему эмпирически определенные типы индивидуальности складываются именно так, а не иначе. Однако чистая теория едва ли имела бы смысл при отражении постоянно меняющейся психической жизни. Поэтому результаты третьего подхода - знания о принципиальных типах человеческой индивидуальности - обретают статус тех реальных средств, с помощью которых люди могут представлять себе свои психические особенности, типологические отличия от индивидуальности других людей.

Каждый из названных подходов связан, главным образом, с изучение одного из трех основных уровней индивидуальности: организма, социального индивида, личности. Описание разнообразия типичных сочетаний психических черт, поведенческих реакций и относится, прежде всего, к прижизненным образованием и изменениям социального индивида. Понимание принципов разделения индивидуальностей на типы дает человеку средства сознательного овладения своим поведением самоопределения, личностного развития.

Теория психологических типов утверждает, что каждый из нас обладает естественными предпочтениями и что наш истинный психологический тип показывает, каким образом мы предпочитаем действовать в различных ситуациях и в какой обстановке чувствуем себя наиболее комфортно.

Изучение собственного психологического типа помогает узнать, почему некоторые сферы жизни даются легко, а другие только после упорной борьбы. Изучение психологических типов окружающих помогает найти наиболее эффективный способ общения с ними и понимание того, в каких сферах они проявляют себя лучше всего.

Типология широко применяется. Она особенно примечательна своей незаменимостью в областях личного роста и самосовершенствования. Изучение и применение теории психологических типов может стать мощным и полезным инструментом, если она используется в качестве инструмента познания, а не как метод заключения людей в рамки или оправдания поведения.

Необходимо отличать психологическое типирование личности от соционики, это не одно и те же. Соционика -- типология личности, созданная Аушрой Аугустинавичюте на базе типологии Юнга и получившая распространение в некоторых странах бывшего СССР. В настоящее время, в виду существенной недостаточности экспериментального обоснования, соционика пока не признана официально разделом психологии как науки и является больше движением энтузиастов. Основные теории соционики были сформулированы Аугустинавичюте в 70-х и начале 80-х годов. Между соционикой и типологией Майерс-Бриггс существует много сходства, но присутствуют и теоретические разногласия, в частности, по поводу функциональной модели типа.

Используемые нами типологические опросники Катарины К. Бриггс и Изабель Бриггс Майерс, а также Д. Кейрси, основанные на исследовании Карла Густава Юнга, широко используются в профориентации, профконсультировании и профотборе.

Глава 2. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК MBTI

2.1 Типология Майерс-Бриггс

Существует немало попыток объяснить и типологизировать индивидуальные особенности людей. Каждая типология отталкивается от своей "ключевой посылки, лежащей в основе объяснения человеческих сходств и различий.

Опросник Майерс-Бриггс (MBTI) разработан в США в конце 50-х годов Катариной Бриггс и Изабель Майерс (матерью и дочерью) на основе идей известного швейцарского психолога Карла Юнга. Толчком к созданию их типологии послужила проблема трудоустройства демобилизованных из армии солдат, над которой И. Майерс задумалась в ходе 2-й мировой войны. Размышления о том, как подобрать человеку работу, соответствующую его индивидуальным наклонностям, привели ее к более широкой проблеме понимания и выявления индивидуальных различий. И. Майерс интересовало создание рабочего инструмента, позволяющего достоверно выявлять индивидуальные сходства и различия, и использовать полученные результаты на практике (9).

С другой стороны, ее мать, К. Бриггс активно интересовалась работами К.Г. Юнга, посещала его лекции и даже вступила с ним в переписку, До появления работы Юнга в 1923 г. на английском языке, она пыталась самостоятельно классифицировать людей на основе их образа жизни. В 30-е гг. они с дочерью пытались совершенствовать методы исследования типов, предложенные Юнгом, а во время 2-й мировой войны наблюдали, как в условиях военного времени люди выполняли несвойственные им задачи.

Идентификатор типов Майерс-Бриггс широко применяется в бизнесе, и частности в некоторых крупных западных компаниях. В США до 70 % выпускников средних школ проходят определение типа личности с помощью MBTI для целей выбора будущей профессии Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. -- M.: «ИНФРА-М», 1999., с. 73 Изучение типологии Майерс-Бриггс одобрено Американской Психологической Ассоциацией в рамках продолжения образования по Категории 1 для психологов Шиян, А.А. Руководство по социальным технологиям [http://soctech.narod.ru/rukovodstvo/rukovodstvo.htm].

В начале 20-х годов Юнг высказал мысль, что поведение человека не является случайным, а поддается предсказанию, и, следовательно, классификации. По его мнению, различия в поведении определяются базовыми психическими функциями, свойственными человеку на протяжении всей жизни. Эти качества проявляются уже в первые мгновения жизни и со временем из них формируется характер. Юнг утверждал, что все склонности человека, его симпатии и антипатии по отношению к другим людям, событиям и жизненным проблемам коренятся в изначальном различии предрасположенностей.

В своей работе "Психологические типы" Юнг выделил различные психологические типы людей в соответствии с разными индивидуальными способами восприятия и оценки информации. Он выдвигает три пары оппозиций, описывающих психические процессы восприятия и переработки информации (экстраверсия - интроверсия, сенсорика - интуиция, мышление - эмоции), к которым И. Майерс и К. Бриггс добавили еще одну шкалу восприятие - оценка [5].

Опросник MBTI основан на выявлении двух различных способов пополнения запаса энергии (шкала экстраверсия-интроверсия), двух противоположных способов сбора информации (шкала сенсорность-интуиция), двух различных способов принятия решений (шкала мышление-чувствование) и двух различных способов организации своего взаимодействия с внешним миром (решение-восприятие). Таким образом, существуют четыре основных шкалы предрасположенностей. Каждый человек в силу своей индивидуальности занимает определенное место на этих шкалах, выбирает тот или иной полюс в каждой паре оппозиций. Комбинация предпочтений по каждой паре оппозиций дает один из шестнадцати типов поведения, составляя индивидуальный профиль человека [15].

Типология Майерс-Бриггс имеет ряд преимуществ по сравнению с другими имеющимися типологиями. Она не содержит удручающего для многих людей сопоставления "нормы" и "патологии" и не умаляет достоинств ни одного из шестнадцати типов. Это социально-психологическая типология, позволяющая, в отличие от психологических типологий, рассматривать социальные проявления психологических качеств. Она дает описание различных типов поведения, т.е. поведенческие характеристики людей (как человек будет себя вести в той или иной жизненной ситуации). Для практического применения это более важно, чем просто выявление личностных качеств.

Основные положения типологии, отраженные в опроснике MBTI:

с помощью опросника определяются индивидуальные различия в восприятии информации и принятии решений;

с помощью опросника выявляются интересные и важные поведенческие стереотипы, знание которых полезно для понимания людей и их взаимодействия;

это не тест, а индикатор, здесь нет "правильных" или "неправильных" ответов;

теория постулирует дихотомию, поэтому в MBTI используются психометрические показатели;

шкалы MBTI не являются независимыми, между ними существуют специфические динамические отношения;

как теория, так и описания типов основаны на модели, которая рассматривает развитие личности как процесс, продолжающийся всю жизнь;

тип это удобный способ описания различных психических процессов (восприятия и оценки информации);

нет "хороших" или "плохих" типов у каждого из них есть свои достоинства и свои слабости;

существуют четыре процесса (S, N, T, F) и четыре установки (E, I, J, P), они составляют четыре пары оппозиций: S-N, T-F, E-I, J-P;

каждый респондент использует все процессы и установки, но больше любит или предпочитает один из полюсов в каждой паре;

в интерпретации результатов приводятся конкретные примеры проявления каждого из элементов;

шкалы MBTI относятся к базовым психическим функциям восприятию и оценке информации, которые реализуются в любом поведении, поэтому сфера практического применения опросника очень широка.

Области применения опросника MBTI:

В консультировании по проблемам карьеры и профориентации:

Ю MBTI помогает направлять личность в выборе той или иной ориентации школьного образования, профессии, рабочего места;

Ю MBTI позволяет принимать во внимание и сопоставлять возможности, которые дает работа для использования предпочитаемых способов восприятия и оценки информации, с одной стороны, и те требования, которые предъявляет трудовая деятельность с другой;

Ю MBTI помогает при ведении деловых переговоров (как рабочий инструмент отслеживания особенностей разных людей и подбора "ключа" к ним);

Ю MBTI помогает более эффективно распределять задания между сотрудниками;

Ю MBTI помогает устанавливать оптимальные отношения с коллегами по работе.

MBTI также может быть использована в индивидуальном и семейном консультировании, она помогает клиенту понять преимущества и сильные стороны различных предпочтений; помогает подобрать практический ключ к развитию собственной индивидуальности и совершенствованию своего общения с окружающими.

Знакомство с методикой Майерс-Бриггс позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, приоткрывает "скрытые механизмы" человеческих поступков и решений и помогает подобрать ключ" к людям, с которыми мы взаимодействуем.

2.2 Шкалы MBTI (типологические индикаторы)

Согласно Юнгу, каждый человек очень рано проявляет свои предрасположения. И чем больше он их сознательно или бессознательно в себе культивирует, тем больше он им доверяет и на них опирается. Вместе с тем, временами могут проявляться качества, не свойственные данному человеку. С возрастом поведение людей становится все более сложным и неоднозначным, однако предрасположения всегда остаются как бы центральным коммутаторным пунктом.

Задача профконсультанта состоит в определении того, какие из предрасположений являются стержнем поведения человека.

Согласно теории Юнга, важнейшими функциями являются сбор информации о внешнем мире и принятие решения, основанного на полученной информации [5].

Шкала S-N: сбор информации

S - Сенсорный тип, N - Интуитивный тип

Согласно Юнгу, существуют два разных способа восприятия информации: путь ощущений S (sensation) и путь интуиции N (intuition).

S (путь ощущений)

Стремление максимально использовать данные пять органов чувств для того, чтобы понять, что на самом деле происходит вокруг, особенно для точной оценки ситуации. Человек больше поглощен реальным миром вокруг себя, так что образы и идеи, которые он не может "потрогать", не привлекают его внимания. В первую очередь его интересуют практический опыт и происходящее "здесь и теперь".

N (путь интуиции)

Восприятие окружающего мира происходит не непосредственно, а путем своих осознаваемых или неосознаваемых ассоциаций и представлений. Стремление выйти за пределы непосредственно данного и известного понять значения, смыслы, связи и отношения, используя для этого свою интуицию. Предпочтение отдается общей схеме и целостному взгляду на вещи.

Различие между S и N можно считать ключевым, так как способ, с помощью которого происходит сбор информации, лежит в основе дальнейших взаимоотношений между людьми.

Таблица 1. Характеристики типов

Сенсорный (S)

Интуитивный (N)

Ключевые слова:

Ключевые слова:

последовательность

случайность

интерес к настоящему

интерес к будущему

реалистичность

отвлеченность

упорство

вдохновение

действительный

теоретичный

приземленный

витающий в облаках

факты

фантазии

практичный

оригинальный

конкретный

общий

Поведенческие проявления:

Поведенческие проявления:

Любит "собирать" точные факты и сведения

Легко устает от обилия фактической информации

Стремится работать с тем, что "дано" здесь и теперь, реально, ощутимо и актуально

Концентрируется на том, как можно все улучшить

Любит применять на практике то, чему только что научился

Везде ищет новые возможности и способы выполнения дел. Любит обучаться новым навыкам

Упорно работает, даже осознавая, что результат будет нескоро

Работает, то периодически заражаясь энтузиазмом, то простаивая

Приходит к выводу шаг за шагом

Может несколько искажать факты в свою пользу

Хорошо замечает и запоминает детали

Не любит тратить время на детали

Нечасто испытывает вдохновение и не очень доверяет его результатам

Ценит воображение и вдохновение. Следует своим идеям и догадкам

Хорош, когда нужна точность в работе

Может делать поспешные выводы. Не любит делать одно и то же

Может переупростить задачу

Может переусложнить задачу

Принимает данную реальность и работает с ней

Задается вопросом, почему дела обстоят именно так, а не иначе

Любит традиционные способы выполнения заданий

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9