бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование Q-критерия Розенбаума в психологии бесплатно рефераты

Различия между двумя выборками можно считать достоверными (р <=0,05), если Qэмп равен или выше критического значения Q0,05,и тем более достоверными (р <=0,01), если Qэмп равен или выше критического значения Q0,01.

Таблица 1

Практическая часть

АЛГОРИТМ. Подсчет критерия Q Розенбаума

1. Проверить, выполняются ли ограничения: n1,n2 >=11, n1= n2.

2. Упорядочить значения отдельно в каждой выборке по степени возрастания признака. Считать выборкой 1 ту выборку, значения в которой предположительно выше, а выборкой 2 - ту, где значения предположительно ниже.

3. Определить самое высокое (максимальное) значение в выборке 2.

4. Подсчитать количество значений в выборке 1, которые выше максимального значения в выборке 2. Обозначить полученную величину как S1.

5. Определить самое низкое (минимальное) значение в выборке 1.

6. Подсчитать количество значений в выборке 2, которые ниже минимального значения выборки 1. Обозначить полученную величину как S2.

7. Подсчитать эмпирическое значение Q по формуле: Q=S1+S2

8. По Табл. 1. определить критические значения Q для данных n1 и n2. Если Qэмп. равно Q0,05 или превышает его, H0 отвергается.

9. При n1,n2>26 сопоставить полученное эмпирическое значение с QKp=8 (р <=0,05) и QKp=10(р <=0,01). Если Qэмп. превышает или по крайней мере равняется Qkp=8, H0 отвергается.

Ход работы.

У группы студентов был определен уровень эмпатии с помощью модифицированного опросника А.Меграбяна и Н.Эпштейна. Было опрошено 20 девушек и 16 юношей в возрасте от 20 до 23 лет. [3]

Результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2

Девушки

Юноши

№ пп

Ф.И.О.

Общий бал по свойству эмпатии

№ пп

Ф.И.О.

Общий бал по свойству эмпатии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

А.Е.В.

А.С.К.

В.Е.К.

Г.А.Ф.

Е.К.В.

Е.А.А.

З.Н.С.

К.О.Р.

К.О.Н.

К.И.А.

Л.Л.С.

Н.О.М.

Н.Ж.А.

П.В.Л.

С.О.П.

С.Н.С.

Т.И.И.

У.А.К.

Я.Е.Л.

Я.В.В.

81

78

75

69

67

91

80

74

89

65

70

77

89

78

86

83

82

78

72

82

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Б.Б.А.

В.Г.А.

Д.А.А.

Е.А.В.

Ж.Е.Н.

И.С.В.

К.К.А.

Л.Е.П.

Л.А.С.

М.С.С.

М.А.Д.

О.М.С.

П.А.В.

С.В.В.

Т.Г.И.

Т.И.В.

80

70

64

66

77

68

61

62

77

59

55

74

73

72

64

70

Сформулируем гипотезы:

Н0: Девушки не превосходят парней по уровню эмпатии.

Н1: Девушки превосходят парней по уровню эмпатии.

Упорядочим по убыванию общего бала свойства эмпатии (см. таблицу 3).

Таблица 3

Девушки

Юноши

1. Е.А.А. - 91

2. К.О.Н. - 89

3. Н.Ж.А. - 89

4. С.О.П. - 86

5. С.Н.С. - 83

6. Т.И.И. - 82

7. Я.В.В. - 82

8. А.Е.В. - 81

S1

9. З.Н.С. - 80

10. А.С.К. - 78

11. П.В.Л. - 78

12. У.А.К. - 78

13. Н.О.М. - 77

14. В.Е.К. - 75

15. К.О.Р. - 74

16. Я.Е.Л. - 72

17. Л.Л.С. - 70

18. Г.А.Ф. - 69

19. Е.К.В. - 67

20. К.И.А. - 65

1. Б.Б.А. - 80

2. Ж.Е.Н. - 77

3. Л.А.С. - 77

4. О.М.С. - 74

5. П.А.В. - 73

6. С.В.В. - 72

7. В.Г.А. - 70

8. Т.И.В. - 70

9. И.С.В. - 68

10. Е.А.В. - 66

S2

11. Д.А.А. - 64

12. Т.Г.И. - 64

13. Л.Е.П. - 62

14. К.К.А. - 61

15. М.С.С. - 59

16. М.А.Д. - 55

По таблице 3 определяем количество значений первого ряда, которые больше максимального значения второго ряда: S1=8.

Теперь определяем количество значений второго ряда, которые меньше минимального значения первого ряда: S2=6.

Вычисляем Qэмп:

Qэмп= 8+6= 14

По таблице 1 определяем критическое значение Q для n1=20, n2=16;

QKp= 7 (р <=0,05)

9 (р <=0,01)

Ясно, что чем больше расхождения между выборками, тем больше величина Q. Н0 отклоняется при Qэмп.>= QKp, а при Qэмп.< QKp мы будем вынуждены принять Н0.

Построим ось значимости:

Q0.05 Q0.01

? Qэмп. !

7 9 14

Qэмп.>= QKp, (р <=0,01)

Ответ: Н0 отклоняется.

Принимается Н1: Девушки превосходят парней по уровню эмпатии (р <0,01).

В качестве доказательства практичности применения Q-критерия Розенбаума, предлагаю рассмотреть еще один пример, в котором будут сравнены результаты двух выборок по показателю не зависящего от пола респондента.

В таблице 4 приведены результаты исследования тревожности по опроснику Спилбергера. В тестирование принимали участие те же респонденты, что и в предыдущем примере.[3]

Таблица4

Девушки

Юноши

№ пп

Ф.И.О.

Оценки тревожности

№ пп

Ф.И.О.

Оценки тревожности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

А.Е.В.

А.С.К.

В.Е.К.

Г.А.Ф.

Е.К.В.

Е.А.А.

З.Н.С.

К.О.Р.

К.О.Н.

К.И.А.

Л.Л.С.

Н.О.М.

Н.Ж.А.

П.В.Л.

С.О.П.

С.Н.С.

Т.И.И.

У.А.К.

Я.Е.Л.

Я.В.В.

37

34

40

37

32

28

46

34

34

30

26

26

27

46

44

33

43

30

26

41

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Б.Б.А.

В.Г.А.

Д.А.А.

Е.А.В.

Ж.Е.Н.

И.С.В.

К.К.А.

Л.Е.П.

Л.А.С.

М.С.С.

М.А.Д.

О.М.С.

П.А.В.

С.В.В.

Т.Г.И.

Т.И.В.

41

32

25

44

30

39

22

25

37

37

22

26

35

32

34

29

Аналогично предыдущему заданию, упорядочим результаты:

Таблица 5

Девушки

Юноши

1. З.Н.С. - 46

2. П.В.Л. - 46

S1

3. С.О.П. - 44

4. Т.И.И. - 43

5. Я.В.В. - 41

6. В.Е.К. - 40

7. А.Е.В. - 37

8. Г.А.Ф. - 37

9. А.С.К. - 34

10. К.О.Р. - 34

11. К.О.Н. - 34

12. С.Н.С. - 33

13. Е.К.В. - 32

14. К.И.А. - 30

15. У.А.К. - 30

16. Е.А.А. - 28

17. Н.Ж.А. - 27

18. Л.Л.С. - 26

19. Н.О.М. - 26

20. Я.Е.Л. - 26

1. Е.А.В. - 44

2. Б.Б.А. - 41

3. И.С.В. - 39

4. Л.А.С. - 37

5. М.С.С. - 37

6. П.А.В. - 35

7. Т.Г.И. - 34

8. В.Г.А. - 32

9. С.В.В. - 32

10. Ж.Е.Н. - 30

11. Т.И.В. - 29

12. О.М.С. - 26

S2

13. Д.А.А. - 25

14. Л.Е.П. - 25

15. К.К.А. - 22

16. М.А.Д. - 22

Сформулируем гипотезы:

Н0: уровень тревожности девушек не превышает уровень тревожности парней.

Н1: уровень тревожности девушек превышает уровень тревожности парней.

S1=2, S2=4.

Qэмп= 2+4= 6

По таблице 1 определяем критическое значение Q для n1=20, n2=16;

QKp= 7 (р <=0,05)

9 (р <=0,01)

Построим ось значимости:

Q0.05 Q0.01

Qэмп ? !

6 7 9

Qэмп< QKp, (р > 0,05)

Ответ: Н0 принимается: уровень тревожности девушек не превышает уровень тревожности парней.

Вывод

Выполнив контрольную работу, я попытался, как мог, показать эффективность применения Q-критерия Розенбаума. Сравнивая две выборки, мы увидели, что это очень простой непараметрический критерий, который позволяет быстро оценить различия между двумя выборками по какому-либо признаку. Однако стоит помнить, если критерий Q не выявляет достоверных различий, это еще не означает, что их действительно нет.

В этом случае стоит применить критерий ф* Фишера. Если же Q-критерий выявляет достоверные различия между выборками с уровнем значимости р <=0,01 (как в нашем примере), можно ограничиться только им и избежать трудностей применения других критериев.

Список литературы

[1] Грекова И. / Методологические особенности прикладной математики на современном этапе ее развития. // Вопросы философии, 1976, №6, С.104-114.

[2] Гублер Е.В. / Вычислительные методы анализа и распознавания патологических последствий. - Л.: Медицина, 1978.

[3] Практикум по общей, эксперементальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Горбачевский и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2007.

[4] Сидоренко Е.В. / Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2007.

Страницы: 1, 2