бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование методов сказкотерапии в условиях семейного воспитания бесплатно рефераты

Опытному психологу авторская сказка подскажет пути и методы психокоррекционной и психотерапевтической работы, так как в сказке содержатся не только проблемы, стоящие перед человеком, но и способы их разрешения.

Сказочное рисование.

Сказкотерапевтическое рисование можно разделить на две группы методов: проективное диагностическое рисование и спонтанное рисование.

В первую группу методов входят проективные серии рисунков. Проективные графические методы с помощью тематических рисунков исследуют внутренний мир человека, систему его отношений к себе и другим, его индивидуальность [23, c. 106].

Сказкотерапевтические графические методы можно разделить на три серии: первая исследует отношение человека к себе, самовосприятие, вторая - отражает отношение человека к семье и своему месту в ней, третья - направлена на исследование психологической резистентности, жизненной стойкости человека, его отношения к сложным ситуациям.

В первую серию могут входить такие рисунки, как: «Во что бы меня заколдовали», «Волшебная страна чувств», «Мой маскарадный костюм». Каждый рисунок выполняется на отдельном листе и сопровождается рассказом.

Во вторую серию включены три рисунка: «Моя семья», «Моя семья в образах животных», «Моя семья в образах сказочных героев». Все три рисунка иллюстрируют различные аспекты внутрисемейных отношений.

К третьей серии рисунков относятся: «Человек под дождем», «Дождь в сказочной стране».

Под спонтанным сказкотерапевтическим рисованием подразумевается изготовление и рисование объемными красками, в состав которых входит и мука, и масло, и многое другое [25, c. 107].

Глава 2. Использование сказок для психологической помощи детям в условиях семьи

2.1 Применение сказок при коррекции различных психических отклонений у дошкольников

Работая с «особыми» детьми, все педагоги и психологи сталкиваются с проблемой отсутствия конкретной программы обучения и воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталости и другими формами психических отклонений. Существующие программы достаточно ориентировочные. Это оставляет возможность практикам применять их творчески, адаптировать к конкретному составу обучающейся группы.

Дети с «особыми нуждами» - это сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результаты их обучения и воспитания педагоги ждут достаточно долго, дети не дают «обратной связи», как их нормально развивающиеся сверстники, по причине органического поражения головного мозга и как следствие - нарушение познавательной деятельности [23, c. 293]. Для того чтобы получить результат, педагогам необходимо использовать в своей работе различные методы и приемы обучающего и воспитательного характера.

Опыт работы и анализ длительных наблюдений приводят к выводу, что сказка оказывает колоссальное корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей с психическими отклонениями. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту [22, c. 100]. Таким образом, ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит сказка играет важную роль во всемерной коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с «особыми нуждами» к жизни и труду.

У детей с психическими отклонениями наблюдается недоразвитие познавательной деятельности и особенности эмоционально - волевой сферы.

По эмоциональным проявлениям таких детей можно разделить на 2 группы: гиперактивные и пассивные.

Каждая из групп характеризуется следующими признаками.

Гиперактивные дети заметны уже с самого раннего детства. В дошкольном возрасте они шумливы, развязны в обращении с окружающими, не могут организовать себя в игровой деятельности. Поведение этих детей отличает импульсивность, двигательное беспокойстве, крайняя неустойчивость произвольного внимания. Неорганизованность, поспешность, импульсивность проявляются особенно отчетливо в процессе занятий. Неумение сосредоточиться на задании, отвлекаемость в процессе выполнения задания выявляются уже в самых элементарных видах деятельности.

Эмоции этих детей неустойчивы, лабильны, изменчивы.

У пассивных детей на общем фоне поведения преобладают вялые реакции. Особенно отчетливо проявляется вялость в моторике таких детей. В этой группе отмечается резко сниженная работоспособность. Эти дети очень плохо приспосабливаются к новой обстановке и часто остаются растерянными, заторможенными. В эту группу также включаются дети с ранним детским аутизмом и аутистическими реакциями. Их поведение характеризуется еще большей замкнутостью, «уходом в себя» [23, c. 295].

Метафора положительно влияет на этот контингент детей, однако восприятие сказок у гиперактивных и пассивных детей различно.

Так как поведение гиперактивных детей отличается импульсивностью, двигательным беспокойством лучше заинтересовать их наглядными образами сказки, стихотворной формой материала.

Поведение пассивных детей характеризуется «тормозными» реакциями. Именно поэтому подготовительный этап введения в мир сказки более длительный по сравнению с этапом возбудимых детей. Детей с ранним детским аутизмом необходимо осторожно вводить в мир сказки. Эти дети - пассивные слушатели, они могут быстро «уйти в себя», если их не заинтересовать. Использование метода шепотной речи дает положительный результат при работе со сказкой с детьми с аутизмом.

Гиперактивные дети не понимают тонких оттенков переживаний. Они не испытывают чувства сострадания, милосердия, жалости к попавшим в беду персонажам. Им более близки негативные чувства. Поэтому необходимо в процессе рассказывания сказки делать акцент на положительные персонажи.

Состояние «особых» детей, их настроение может определить сиюминутный поступок, неосторожно сказанное слово. Состояние детей может улучшиться и перейти в состояние «неадекватной радости», а может, наоборот, ухудшиться и перейти в состояние крикливости, раздражительности. В данном случае рекомендуется прекратить занятие и возобновить его в период более спокойного состояния ребенка [24, c. 95].

Гиперактивным детям несвойственно чувство жалости, переживания других детей вызывают у них радость, смех. Эту особенность необходимо учитывать для того, чтобы сформировать эти чувства через сказку.

Пассивные дети и дети с аутизмом впечатлительны, мнительны, слезливы, поэтому очень важно не сформировать у них патологическую слащавость и заискивание.

Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние таинственности, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

«Особые» дети очень долгое время не понимают эмоциональных состояний, изображенных на картинках. Поэтому рекомендуется постоянно использовать небольшие потешки, стихотворения, отражающие эмоциональные состояния персонажей сказок на картинках [25, c.77].

Сказки играют большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых» детей. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки - все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Итак, мы рассмотрели, как сказки применяют при коррекции психических отклонений у дошкольников. Далее будут рассмотрены методические приемы, облегчающие применение сказок.

2.2 Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе с детьми

Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии можно разделить на три группы в соответствии с задачами.

Приемы, используемые для «разогрева» или настройки ребенка.

Для сказочного настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказкой, необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты сказок, игры, предметы, создающие соответствующую обстановку. [59, c. 14].

При переходе к работе над сказкой психолог может «изменить» внешность, добавив какую-нибудь «сказочную» деталь, или обыграть любой имеющийся предмет как сказочный. Можно предложить детям изменить обстановку в помещении, создав из мебели или любых перегородок «лес», «замок», «город» или подготовить надписи, обозначающие место действия.

Если сказкотерапия проходит в течение нескольких занятий, разнесенных во времени, то можно сделать «пропуск в сказку», который дети должны получить каким-либо необычным способом. «Пропуск в сказку» может быть индивидуальным или групповым. [59, c. 15].

Призывание сказки. Детей можно попросить «позвать сказку», что можно сделать, например, мелодичным, чуть монотонным пением; минутой сосредоточения в тишине, когда каждый зовет сказку про себя; придумыванием эпитетов и ласковых слов для сказки.

До работы с основной сказкой можно выбрать какую-либо другую, всем хорошо известную и попробовать с ней «поиграть». В качестве игры можно применить изложение сказки с другой точки зрения. Сказку о репке можно попросить рассказать с позиции внучки, мышки или репки.

Отгадывание сюжета или персонажей. Можно выбрать одну и ту же «разогревающую» сказку, предложить выбрать в ней какой-либо персонаж так, чтобы нельзя было догадаться сразу. Загадку может представить психолог, перечисляя персонажей и спрашивая: «Кого еще в сказке не хватает?» или «Что это за сказка?»

Превращение в сказку любой жизненной истории. Можно рассказать любую историю на темы взаимоотношений, работы, даже погоды, и попросить детей превратить эту историю в волшебную сказку [59, c. 16].

Сочинение сказки экспромтом. Каждый участник добавляет по несколько фраз. Получившийся текст до некоторой степени проецирует проблемы участников и стратегию их поведения.

Приемы, используемые для знакомства с текстом.

Знакомство детей со сказкой может осуществляться разными способами, главное - не нарушить сказочную атмосферу.

1. психолог читает сказку вслух, выразительно, с паузами для обсуждения. Возможно чтение не до конца, с тем, чтобы дети пытались угадать, чем она закончится. Лучше, когда сказка не столько читается, сколько рассказывается.

2. сказка читается в группе различными участниками отрывками, с тем, чтобы она раскрывалась по частям.

3. сказка прочитывается по ролям, обязательно читается и текст от автора.

4. сказка проигрывается как спектакль, экспромтом. Психолог распределяет роли, обрисовывает игровую ситуацию и просит сочинять монологи, либо произносить текст с долей импровизации.

Приемы, используемые для анализа сказки.

Группа детей или один ребенок, обратившийся за индивидуальной консультацией, анализируют сказку, опираясь на вопросы, задаваемые психологом. Анализ сказки может быть и «домашним заданием», которое будет обсуждаться на следующем занятии.

Анализ сказки ведется от лица ее героев. Если сказка разыгрывалась как спектакль, то те, кто играл какую-либо роль, могут говорить о своих чувствах по отношению к обстоятельствам или героям сказки. Желательно, чтобы возможность высказаться имели все персонажи, даже те, кто играл немые роли. Это делает анализ более разносторонним.

Анализ сказки для группы делает психолог. Группа имеет возможность дискутировать, причем последнее слово не обязательно остается за психологом.

Анализ сказки начинается с рисунка, который может украшать помещение заранее или может быть показан после чтения сказки. Это способ анализа желателен в тех случаях, когда знакомство со сказкой выявило чрезмерно сильную эмоциональную вовлеченность участников.

Группа создает рисунки к сказке, устраивает «вернисаж» с обсуждением концепции художников.

Группа придумывает рисунки и обсуждает их. При знакомстве со сказкой устраивается перерыв для обсуждения. Обсуждаются варианты поведения героя, либо варианты дальнейшего развития сюжета или окончания сказки.

2.3 Проективная сказка в психодиагностике семейных проблем

Успешность коррекционной работы с семьей во многом зависит от того, насколько психологу удалось понять суть семейных проблем. Основными методами диагностики при этом являются методы беседы и метод включенного наблюдения. Однако функционирование психологических защит человека приводит к тому, что далеко не обо всех своих проблемах он готов говорить откровенно. Причем часто утаиваются наиболее важные события, в искаженном виде освещаются значимые отношения. Психолог может столкнуться как с сознательной ложью, так и с неосознанным вытеснением и введением в заблуждение. С целью преодоления этих трудностей успешно используются проективные приемы и методики, в том числе техника рассказывания сказок, историй [62, c. 280].

К.-Г. Юнг полагал, что сказки помимо всего прочего содержат мифологию, которая складывается у ребенка в отношении сексуальных процессов. Чары поэзии сказок продолжают действовать и на взрослого; в его бессознательном остаются жить старые детские теории. Таким образом, миф, сказку можно рассматривать как общее обезличенное сновидение и трактовать их с позиций аналитической психологии, используя принятые в психоанализе значении символов [65, c. 50].

Б. Беттельхейм подчеркивал, что сказочные мотивы часто встречаются в сновидениях взрослых. У них сказка играет важную роль не столько в сознании, сколько в бессознательном, так как они полагают, что давно забыли те истории, которые им так нравились в детстве.

Х. Дикман обнаружил целый ряд совпадений данных биографии, внутренних обстоятельств и проблем людей с сюжетом их любимой сказки. Нередко несчастья сказочного героя представляют собой скрытые наказания за его сексуальные отношения. Поэтому сказка бывает переполнена символами, возникающими в период полового созревания. Она указывает путь усвоения и оформления загадочных, неизвестных явлений, представляющихся по началу опасными и отвратительными [62, c. 281].

Рассказывание сказок для установления контакта с детьми впервые использовал Р. Гарднер. Он предлагал детям рассказывать истории, которые они должны были сочинять экспромтом тема не задавалась. Нельзя было описывать то, что ребенок видел или читал, а также то, что происходило с ним или его знакомыми на самом деле. Затем Гарднер сам придумывал историю, в которой участвовали те же персонажи, что и в истории пациента. Принципы анализа были таковыми.

1. отделение нетипичных элементов повествования от стереотипных, обусловленных возрастом.

2. оценка эмоциональных реакций человека во время рассказа.

3. выявление основного персонажа, представляющего автора рассказа.

4. определение персонажей, отражающих различные, нередко конфликтные свойства личности автора.

5. исследование образов и действий, отражающих родительско-детские отношения.

6. оценка общей атмосферы рассказа [15, c. 20].

Большое значение Гарднер придавал названию, которое человек дает своему рассказу, а также окончанию повествования. Сочиняя ответную историю, он предлагал человеку в метафорической форме различные варианты решения символически заявленной в его рассказе проблемы, помогал осознать разнообразие путей решения и выбрать оптимальный [62, c. 282].

Сказка способствует более глубокому пониманию родительско-детских отношений, их укреплению, приводит к изменению поведения детей.

Варианты проведения сказкотерапии разнообразны. Как при индивидуальной, так и групповой терапии возможно рассказывание оригинальных или известных историй, придумывание им новых концовок. Авторство сказок может быть коллективным или персональным. Психолог может задавать тему, может сам рассказывать сказку целиком или только начинать ее. При необходимости психолог вмешивается в повествование с целью повернуть сюжет в нужное с коррекционной точки зрения русло. Возможно разыгрывание историй по ролям с использованием песка, игрушек, кукол [62, c. 283].

К. Бремс называет технику рассказывания историй уникальной, прекрасно отвечающей терапевтическим целям.

Использование сказкотерапии в психодиагностике и коррекции семейных проблем в последние годы развивается и в нашей стране.

Далее мы поговорим о том, какие психологические игры применяются в коррекции семейных проблем.

2.4 Использование психологических игр в семье

Исторически сложилось так, что игра ориентирована в основном на ребенка. Однако эффективность коррекционного воздействия без учета контекста семейных взаимоотношений (причем не только ребенка и остальных членов семьи, но и отношений между собой значимых для него лиц, например, родителей), невелика. В то же время, поскольку ребенок является очень важным элементом семейной системы, привлечение его в качестве полноценного участника семейной психотерапии положительно сказывается на ее результатах. Трудности, возникающие при попытках сделать это, связаны с недостаточной способностью детей вербализовать свои переживания, поисками адекватного языка, понятного всем участникам психокоррекционного процесса. Таким языком может быть игра.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7