бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Интернет-консультирование в качестве новой технологии психологического консультирования бесплатно рефераты

Имеется еще одна технологическая форма психологического Интернет-консультирования, носящая название «Группы по интересам». Список группы составляется заранее, желающие участвовать в обсуждении записываются в «Книге предложений». Дискуссию (как и на форуме) ведет опытный специалист. Отличие подобных групп от «Е-форума» заключается в следующем: число членов группы намного меньше (6-10 человек), в основном это люди, остро интересующиеся конкретной обсуждаемой проблемой. Беседа проходит в приватном режиме, т.е. только для зарегистрированных членов данной группы. Архив информации по данной группе остается доступным только для членов данной группы. Все это социально способствует единению малой группы, - как если бы такая работа происходила в реальности. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., МГУ, 1979.

Таким образом, существует несколько базовых технологических способов психологической помощи в Интернете. Данные технологические приемы определяются и оцениваются в зависимости от потребностей клиента. Чаще всего клиентам Интернет-консультаций предлагаются индивидуальное консультирование либо участие в форуме, который подбирается, как правило, в зависимости от возрастной категории клиента и его личностных предпочтений и запросов.

На сегодняшний день, как мы выяснили выше, сформировалась огромная целевая аудитория (целевая группа) клиентов, которая при появлении у нее самых разных психологических проблем будет, прежде всего, искать помощи именно в Интернете. В это связи, психологическое консультирование он-лайн в Интернете обязано иметь место, - это не мода, а общественная необходимость.

Что же касается самих консультантов, то, хотим снова подчеркнуть, что Интернет дает психологу новые богатые возможности для самопрезентации. Это значит, что его потенциальный клиент заочно может познакомиться с ним, узнать о нем больше, почитать его публикации, вникнуть в стиль и манеру его работы, и даже посмотреть, как он решает проблемы других людей. Это позволяет потенциальному клиенту выбирать «своего» психолога Интернет-консультанта.

Итак, когда-то, «очень давно» (а исторически «вчера»), для того чтобы получить психологическую консультацию, к психологу нужно было прийти на очный прием. Потом появилось консультирование по телефону. Теперь - психологические Интернет-консультации в режиме он-лайн. Любой человек может задать психологу интересующий его вопрос на специальных бесплатных или платных сайтах. Но насколько можно доверять этим советам и самой форме электронного консультирования? Какие есть недостатки и достоинства у Интернет-консультирования как у технологии психологического консультирования? Именно на эти вопросы мы и отвечали в нашем курсовом исследовании.

Заключение

Исходя из нашего информационного фактологического (фактического) анализа всех названных выше Интернет-источников, основываясь на данных ВПС, мы можем привести список наиболее распространенных психологических проблем клиентов Интернет-консультаций: личные психологические проблемы; самопознание и желание разобраться в себе; трудности в общении и неуверенность в себе; одиночество; заниженная самооценка; депрессия; стрессы; тревога; панические приступы; навязчивые страхи; конфликтность и агрессия; кризис среднего возраста и другие, более ранние возрастные кризисы; затруднения при принятии важных решений; поиск работы и профориентация; сложности на работе или в собственном бизнесе; обостренное чувство вины или чувство долга; снижение веса; неразделенная любовь; потеря близкого человека; психологические травмы; семейные и сексуальные проблемы; добрачное консультирование и анализ партнерской совместимости; конфликты и отсутствие взаимопонимания в семье; измена, ревность; развод, расставание; незарегистрированный брак; повторный брак; дисгармония в интимной жизни; проблемы сексуальной ориентации; конфликты с детьми; конфликты с родителями.

Как видно, «виртуальные психологи» занимаются достаточно большим спектром проблем. Он-лайн консультанты могут помочь человеку разобраться в себе, работают с психологическими травмами, помогают клиентам разрешать конфликтные ситуации на работе, помогают людям наладить общение и т.д.

Мы полагаем, что психологическое консультирование в Интернете представляет собой, в наше время, некую структуру или, даже, систему. Стать специалистом профессионального консультационного сайта, в принципе, может каждый человек, желающий помогать людям средствами Интернета, имеющий психологическое образование и опыт консультаций.

Мы не считаем, что система он-лайн консультирования может заменить очное консультирование, но это веяние века технологий и наше мнение таково, что «присутствие» доступных (!) для консультаций психологов в Интернете необходимо. Возможно, кто-то после консультирования в Интернете, решится пойти к специалисту очно, что практически является одной из целей психологического консультирования в Интернете. Для этого специалисты психологических центров всегда могут оставить информацию о себе и о своем центре на соответствующих Интернет-сайтах. Ценностью Интернет-консультирования для специалистов является опыт дистанционного общения, понимание людей без очного контакта, их психологическая оценка на основании лишь информационных данных. Ценность Интернет-консультирования для клиентов - его быстрота, доступность, конфиденциальность. При желании клиента и специалиста, они могут встретиться очно. Данная система отношений помогает клиентам избежать лишних затрат времени. Достаточно лишь подойти к своему компьютеру и зайти на определенный сайт. Система Интернет-консультаций призвана помочь людям, не имеющим возможности воспользоваться очными консультациями или боящимся первой консультации. Мы не призываем пользоваться Интернет-консультацией постоянно, - очные консультации, в целом, намного эффективней, мы лишь подчеркиваем плюсы Интернет-консультирования.

Психологическое Интернет-консультирование позволяет осуществлять интеграцию специалистов разных направлений психологии на одном консультационном сайте, в целях оказания быстрой, квалифицированной психологической помощи широкому спектру клиентов. Система психологического он-лайн Интернет-консультирования позволяет участвовать в консультационных Интернет-проектах большому количеству специалистов, возможно из разных городов, работающих в русле различных психологических школ и течений. Клиенты имеют возможность выбрать того профессионала, который им ближе по стилю (содержанию) работы. Система Интернет-консультирования открыта и доступна каждому, - как специалистам, так и клиентам. Одновременно на одном профессиональном сайте могут консультироваться несколько десятков людей. Система он-лайн Интернет-консультирования, в общем и целом, представляет собой группу технологических программ и проектов, позволяющих организовать закрытые, индивидуальные консультации в рамках отношений клиент-специалист. Все профессиональные специалисты проходят супервизию. Вся информация остается конфиденциальной. Вопросы о форме консультаций клиенты могут задавать в форуме или заполнив соответствующую информационную анкету на профессиональном консультационном сайте в графе «контакты».

Одно из главных преимуществ Интернета - это возможность для людей общаться между собой на отдаленных расстояниях, при желании с полной анонимностью. Причем, благодаря возможностям Интернета, это общение может проходить в режиме реального времени. Если не углубляться в технические тонкости того, как это происходит, то факт налицо, - любой человек сел за компьютер, зашел в «мировую паутину» и общается с «кем хочет» и «как хочет».

Психологические проблемы присутствуют у всех, - у кого-то больше, у кого-то меньше. Но не всегда есть возможность обратиться к хорошему специалисту. Даже если такая возможность имеется, человек просто зачастую не знает, как найти хорошего психолога и что это вообще такое психологическое консультирование. Тем более, у многих существуют опасения, что если близкие или знакомые узнают, что «у тебя есть какие-то проблемы», то отнесутся к этому с подозрением. Например, мужчины часто не решаются идти к психологу, потому что расценивают это как признак слабости. Даже близкие люди не всегда поддерживают человека, решившегося на консультирование.

В нашей стране культура обращения на очные консультации к психологу недостаточно сформирована. Тогда на помощь приходит психологическое Интернет-консультирование. Человек может получить консультации психолога анонимно: никто не будет знать его фамилию, имя, отчество, он может придумать себе псевдоним, скрыть («изменить») свой пол, возраст, профессию и пр.

Может быть, человек обижен на родителей, которые назвали его не тем, как ему кажется именем, - например, он хотел бы быть Сережей, а его назвали Пашей. Общаясь интерактивно с психологом, такой человек может «быть Сережей», а «может быть и Наташей». Как ему заблагорассудится. Человек (клиент) может смело «говорить» о своих трудностях, проблемах, фантазиях, которые кажутся окружающим в реальном мире сумасшедшими, - поэтому он ни с кем ими не делится. Но все это мучает его, не давая покоя. «По жизни» он ходит, улыбаясь, «задрав нос», - с виду успешный, счастливый человек, - а в глубине души полностью несчастлив, либо счастлив, но «наполовину». При этом, он не решается кому-либо сказать о своих проблемах, активно покупает книжки по популярной психологии из серии «Сам себе психолог», начинает их читать, даже пытается что-то делать, чему-то следовать. Но не всегда это, к сожалению, помогает.

Основываясь на своем личном и профессиональном опыте, мы можем сказать, что без помощи специалиста, человеку «разобрать» свои проблемы очень сложно, и он ходит «как заговоренный» по одному и тому же кругу. На это «хождение» («самокопание» и т.п.) у такого «проблемного» человека уходит очень много времени, которое он мог бы посвятить намного более интересным для себя вещам.

И действительно! Если у человека болит зуб, - он же (в подавляющем большинстве случаев) не пытается сам его лечить, покупая книги по стоматологии. Человек, как правило, не пытается решать юридические вопросы без консультации юриста, - иначе это может привести к плачевным последствиям. Если мы говорим о душе человека, - то это более тонкая материя, это не зуб и не подача иска в суд.

Душа человека - это смысл жизни, страх смерти, удовлетворенность/неудовлетворенность жизнью, мучащая ревность, предательство, чувство вины и/или стыда, неразделенная или (это тоже может быть психологической проблемой) разделенная любовь, утрата близких... Такие проблемы «с наскока» или «в одиночку» не решаются. Они составляют сущность жизни человека. Поэтому, когда человек перестает «убегать» и/или «прятаться» от своих проблем, он «останавливается» и понимает, - «что-то не так». Таким образом, если человек хочет решить свои психологические проблемы быстрее и качественнее, - то ему целесообразно обратиться к профессиональному психологу.

В ходе Интернет-консультирования, так же как и в процессе классического психологического консультирования, психолог помогает человеку (клиенту) разобраться в его психологических проблемах (вопросах). Минусы заочного (в нашем случае «виртуального») консультирования очевидны, и, надеемся, достаточно подробно были рассмотрены нами выше. Здесь же нам хотелось бы снова обратить внимание на, наверно, самое большое преимущество психологического Интернет-консультирования перед классическим («лицом к лицу») психологическим консультированием. Это анонимность. К тому же, все мы знаем очистительную роль исповеди. Может быть, у человека (как уже было сказано) есть какие-то «страшные тайны», которые мучают его, и он боится поделиться ими с кем-либо «в реальной жизни». Тут на помощь ему может прийти Интернет-психолог.

Как мы уже указывали выше, может быть, формата Интернет-консультирования будет достаточно, чтобы разрешить проблемы человека (клиента), если нет, - тогда психолог сможет ему подсказать, к кому следует обратиться на очную консультацию. Конечно же, Интернет-консультирование не способно разрешить довольно многие психологические проблемы клиентов, - у него, как у формы психологического консультирования, есть существенные ограничения. Об этих объективных минусах (помимо прочих недостатков) психологического Интернет-консультирования мы подробно рассказывали в нашем курсовом исследовании. Здесь же, мы хотим снова подчеркнуть детально проанализированный нами в нашем исследовании минус психологического Интернет-консультирования, - который является обратной стороной обоснованного в нашем курсовом исследовании основного преимущества Интернет-консультирования - его полнейшей анонимности. А именно: психолог-консультант в ходе он-лайн общения (взаимодействия) не может видеть клиента, не в состоянии «считывать» его реакции. К тому же, клиент может сознательно обманывать психолога, предоставляя ему заведомо ложную информацию, которую он не в силах проверить.

Итак, мы проанализировали Интернет-консультирование в качестве новой технологии психологического консультирования.

Библиографический список

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. М., «Просвещение», 1997.

2. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., «Просвещение», 1993.

3. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: учеб. пособие. М.: Класс, 2001.

4. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. Санкт-Петербург, «Питер», 2003.

5. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. Санкт-Петербург, «Питер», 2004.

6. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. -- М., 1984.

7. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., МГУ, 1979.

8. Донцов А.И. Психология коллектива. М., МГУ, 1984.

9. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М: Че-Ро, Издательство МГУ, 1997.

10. Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи: Альфред Адлер, Карен Хорни, Карл Густав Юнг, Роберто Ассаджиоли: Учебное пособие. - М.: "Ось-89", 2004.

11. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "Ось-89", 2005.

12. Кочюнас Р.А. Основы психологического консультирования: Пер. с лит. - М.: Академический проект, 1999.

13. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М.: Смысл, 1998.

14. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., Просвещение, 1999.

15. Методическое пособие по курсу «Психологическое консультирование». Авт.-сост. М.Ю. Краева. М.: МГПУ, 2003.

16. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., Питер, 2000.

17. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. Центр прикладной психологии, 1993.

18. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., «Питер», 1998.

19. Роджерс К. Становление личности. Взгляд психотерапевта. М., «Класс», 1997.

20. Роджерс К. Психотерапия и изменение личности. М., «Прогресс», 1999.

21. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии. М., «Эксмо», 2002.

22. Роджерс К. Способ бытия. Санкт-Петербург, «Питер», 2004.

23. Романова Е.С. Работа психолога на телефоне доверия: Методическое пособие. М.: МГПУ, 2001.

24. Рубцов В.В., Лебедева С.В. Виртуальная психологическая служба // Психологическая наука и образование. 2002. №1.

25. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Российская психоаналитическая ассоциация, 1992.

26. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. М., Просвещение, 1995.

27. Хачатурян С.Д. Психологические условия эффективности функционирования «Телефонов Доверия». Учебно-методическое пособие. Владимир, 2000.

28. Ялом И. Дар психотерапии / Пер. с англ. Ф. Прокофьева. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

29. Ялом И. Лжец на кушетке / Пер. с англ. М. Будыниной. - М.: Изд-во Эксмо, 2006.

Литературные источники на иностранных языках

1. Adler A. Individual Psychology / Theories of Personality / Lindzey G., Hall C. N.Y. Wiley, 1957.

2. Adler A. Der Sinn des Lebens. Frankfurt: Fischer, 1983.

3. Brown, J. Freud and Postfreudians. London: Penguin, 1961 пер. с англ. Дерябин А.А., 1993.

4. Eysensk H. The structure of human personality. L. 1960.

5. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. N.Y. Stanford; Stanford univ. press, 1976.

6. Festinger L. Cognitive Dissonance / Scientific American. 1962. v. 207.

7. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. N.Y. Stanford; Stanford univ. press, 1976.

8. Freud A. The Ego and the mechanisms of defense / The writings of Anna Freud, Vol.2, London, 1977.

9. Freud A. Defense Mechanisms: Encyclopedia Britanika, v. 7., London.

10. Freud S. The defence neuro psychoses / The collected Papers: in 10 v. N.Y.: Collier Books, 1963. v. 2.

11. Freud S. Histerie und Angst, Studienausgabe B. 6. Fischer Verlag, Frankfurt am Mein, 1971.

12. Freud S. Das Sexual Leben, Studienausgabe B. 5. Fischer Verlag, Frankfurt am Mein, 1972.

13. Freud S. Psychologie des Undewussen, Studienausgabe B. 3. Fischer Verlag, Frankfurt am Mein, 1975.

14. Freud S. Schriften zur Behandlungstechnik, Studienausgabe, Fischer Verlag, Frankfurt am Mein, 1975.

15. Freud S. The concept of repression / The collected works, Penguin books. London, 1989.

16. Fromm E. The Anatomy of Human Destructiveness / E. Fromm, N.Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1973.

17. Horney K. Der neurotische Mensch unserer Zeit. Stuttgart: Kliper, 1951.

18. Kellerman H., & Plutchik R. Emotion trait interrelations and the measurement of personality / Psyhological Reports, 1968.

19. Kellerman H., & Plutchik R. The meaning of tension in group psychotherapy. In L. R. Wolberg, M. L. Aronson, & A. R. Wolberg (Eds.), Group psychotherapy 1977: An overview N.Y.: Stratton Intercontinental Medical Book Corp., 1977.

20. Kershensteiuer G. Die Entwicklung der zeichnerischen Begabung. Munchen.1905.

21. Lewin K. Resolving social conflicts. Selected papers on group dynamics. (Ed. by C. Weiss) London: Souvenir press, 1973.

22. Plutchik R., Kellerman H., Conte H.R. A structural theory of ego defenses and emotion. In C.E. Izard (Ed.), Emotions in personality and psychopathology. N.Y. Plenum, 1979.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5