бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства бесплатно рефераты

Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально-непримиримых начал и тем самым устранение реальных жизненных конфликтов, что неудовлетворенные желания - стимулы фантазии. В.Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника». Проявление личностных особенностей человека способствует развитию индивидуальности, подчеркивает его уникальные и неповторимые черты.

Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же - в случае рассогласования их объекта с эстетическими критериями личности - как эмоции презрения, отвращения и т.п. Уровень развитости и содержательности эстетических чувств личности - важный показатель её социальной зрелости. К примеру, чувство юмора предполагает наличие у субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления: пошлость, цинизм, и т.д. Если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, он лишается защиты, и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это определённым бременем ложится на его психику. Фрейд пишет об этом так: «…всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальных интересов передвинут на психику».

Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации, которая локализуется в бессознательном и проявляется в «стремлении к удовольствию». Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят созданные обществом требования культуры (традиции, правила и т.д.). Их основная функция состоит в подавлении «инстинктоподобных» потребностей. Особенность самореализации состоит в том, что, удовлетворяя её в единичных актах (написание романа, создание художественного произведения), личность не может удовлетворить её полностью.

Рассматривая культуру личности можно выделить внутреннюю и внешнюю её стороны. Человек подает себя окружающим, но это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами скрывается циничный, презирающий нормы человеческой морали индивид. В то же время, не кичащийся своим культурным поведением, человек может обладать богатым духовным миром и глубокой внутренней культурой, интеллигентностью, которая предполагает высокий уровень эстетического развития, нравственную надежность, честность и правдивость, бескорыстие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему слову, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор характеристик далеко не полон, но главные из них перечислены.

Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Жизнь в природном и общественном мире рождает в людях сложную гамму чувств и переживаний. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва, человек опасается, переживает за своих близких, за свою страну, за жизнь на Земле. Вместе с тем людям присущ целый спектр «светлых» эмоций: ощущения счастья, гармонии, полноты телесных, душевных сил, удовлетворенности своими свершениями и жизнью. Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Они проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых широк - от чувства наслаждения и восторга до отвращения. В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творчески-созидательным характером его деятельности, с включенностью человека в мир культуры. Внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем миром культуры; здесь он обретает смысл и духовное измерение.

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА

Нравственные чувства выражают отношение человека к человеку и к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окружающих, являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах её общественной жизни. От внешних восприятий мозг человека получает не больше, чем мозг животного, которое так же видит, слышит, осязает и обоняет (в ряде случаев лучше людей). Отказываясь от нравственных усилий, ограничивая себя плотским потребительством, в том числе и потреблением знаний или любви, человек опускается духовно, затем падает душевно. Это именуется бездушием или «окаменелостью сердца». Именно наличие высших чувств - стыда, раскаяния, совести, любви и т.д. - отличает человека от животного. Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие, жестокость - это плоды безразличия к нравственному фундаменту общества. Различие душевной и духовной жизни в их качественном своеобразии отражается уже на уровне языка. Когда мы говорим «душевный человек», то указываем на присущие ему качества сердечности, открытости, способности сопереживать другому, понимать и учитывать другого в его самоценности. Говоря о духовности человека, мы имеем в виду его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты.

К нравственным чувствам относятся: сострадание, гуманность, доброжелательность, преданность, любовь, стыд, укоры совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всех частных добродетелей.

Своеобразным внутренним контролёром личности является совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Количество совести прямо пропорционально уровню личности. Даже ничтожно малая нравственная неполноценность становится отклонением от сознательной нормы и выступает (хотя и незаметно) как симптом душевной болезни. Выдающийся русский психиатр профессор В.Ф.Чиж рассматривал душевное равновесие православных праведников в качестве эталона психического здоровья. Уровень личности ниже святости уже не является совершенным, хотя и считается практически нормальным. Дальнейшее снижение уровня ведет к развитию малодушия, со всеми вытекающими последствиями, вплоть до развития психических патологий.

Сложное чувство, возникающее при действии сильного желания и при ожидании успеха, называется надеждой. В случае появления затруднений надежда уступает место тревоге, но она не смешивается с отчаянием; скорее, по мере уменьшения благоприятности обстоятельств, чувство незаметно изменяется к тревоге и, возможно, к отчаянию.

Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона любовь - эрос - побудительная сила духовного восхождения. Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в себе. Это свойственно всякой любви, но половой любви по преимуществу; она отличается большей интенсивностью, более захватывающим характером, и возможностью более полной и всесторонней взаимности; только эта любовь может вести к действительному и неразрывному соединению двух жизней в одну, только про нее в слове Божьем сказано: будут два в плоть едины, т.е. станут одним реальным существом. Внешнее соединение, житейское или физиологическое, не имеет определенного отношения к любви. Оно бывает без любви, и любовь бывает без него. Оно необходимо для любви как ее окончательная реализация. Если эта реализация ставится как цель, она губит любовь. Значение связанных с любовью внешних актов и фактов, которые сами по себе ничто, определяется их отношением к тому, что составляет любовь и ее дело. Когда нуль ставится после целого числа, он увеличивает его в десять раз, а когда ставится перед ним, превращает его в десятичную дробь. Чувство любви есть побуждение, внушающее нам, что мы можем и должны воссоздать целость человеческого существа. Истинная любовь - та, которая утверждает безусловное значение человеческой индивидуальности в другом и в себе, и наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь.

Духовная жизнь человека всегда обращена к другому человеку, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека.

ВЗАИМОСВЯЗЬ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СЛОЖНЫХ ЧУВСТВ

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и именуются высшими чувствами, ввиду того, что в них заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В названии чувств «высшими» подчёркивается их обобщённость, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям, их специфический человеческий характер*. Однако понятие «высшие чувства» несколько условно, т.к. к ним приходится относить и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, зависть и др.), на самом деле это низменные эмоциональные проявления личности.

Недостаток совести подрывает и расшатывает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без «цемента совести» разваливается на фрагменты (интеллектуальные блоки). До времени они могут оставаться весьма крупными, если природные способности значительны, но умным (целомудренным) такой «интеллектуал» уже не будет. Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. «У одного человека - отмечал он - ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце, как будто поместилось в мозгу; этот страшно умён и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет воли: а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит или вздор, или зло». Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния - это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине.

Критерий духовного развития человека - это овладение процессом творчества. Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит, он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения внутренних сил.

Для Сократа истина и нравственность - понятия совпадающие. Между мудростью и нравственностью мудрец не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, «…человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководиться этим в своих поступках, и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его. Поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Так как справедливые поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость». По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу (человек), а затем ведет к объективному духу (Бог). Особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это нравственность. А истинная нравственность - это знание того, что хорошо.

Ученик В. Дильтея*, создатель психологии как науки о духе, Шпрангер писал, что «субъект с его переживаниями и образами вплетен в грандиозную систему мира духа, исторического и общественного по своему характеру». Как духовное существо человек не может рассматриваться в положении «уединения, подобного находящемуся на острове», он должен мыслиться во взаимосвязи с обществом, с культурой, с историей. Реально человеческая душа вплетена в межчеловеческие, общественные связи, пронизана общими ценностями жизни. «Эти ценности, - отмечал Шпрангер, - возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для человека имеет ценность лишь пережитое в чувстве. Он переносит эту ценность на отношения, которые ему приходится переживать, на взгляды и идеи, которыми он заполняет своё существование, на деятельность, которая выпадает ему на долю; но видеть в этом лишь условия и поводы для чувств человеку невыносимо. Душевная структурная связь целесообразна потому, что она имеет тенденцию развивать и закреплять жизненные ценности. Переживание ценности в сфере личности и действия должно подчиняться отношению к истине. В этом смысле способность чувствовать является богатством человеческой психики. Это показатель интеграции личности, которая тем более обладает собой и принадлежит себе, чем правильнее она угадывает все ценности.

В обществе личность имеет самобытное значение и безусловное достоинство. Если общество развивается, процветают наука, искусство, религия, то личность может и должна вносить с собою нечто абсолютное в свое общество - свою свободу, без которой нет ни права, ни познания, ни творчества. И помимо унаследованных традиционных начал, человек должен в свободе своего сознания логически мыслить и познавать подлинную истину и осуществлять ее в своем действии или творчестве.

Искусство, наука, философия развиваются в каждом народе в связи с его культурой и верованиями. Но, чтобы сделать научное открытие или построить философскую систему нужны истина и свободное усилие личного гения. Чтобы преобразовывать общество, учить его, способствовать его развитию и нравственному улучшению требуется ясное сознание правды и добра, крепкая вера в высший идеал. Помимо своих частных верований, временных и местных идеалов, человек должен в формах своего сознания вмещать безусловное содержание, высший вселенский идеал. Так или иначе, этот идеал всеобщей правды и добра - точка опоры, руководящая цель всякого благого дела, высшего прогресса культуры и знания. Без усвоения этого объективного идеала никакое развитие немыслимо вовсе.

Телесные органы в течение земной жизни служат человеку инструментарием, позволяющим живой душе осваивать окружающий материальный мир. Помимо материального или эмпирического содержания своей жизни каждый человек заключает в себе образ Божий, т.е. особую форму абсолютного содержания. Этот образ Божий теоретически и отвлеченно познается в разуме и через разум, а в любви он познается конкретно и жизненно. И если это откровение идеального существа, обыкновенно закрытого материальным явлением, не ограничивается в любви одним внутренним чувством, но становится иногда ощутительным и в сфере внешних чувств, то тем большее значение должны мы признать за любовью как за началом видимого восстановления образа Бога в материальном мире, началом воплощения истинной идеальной человечности. Сила любви, переходя в свет, преобразуя и одухотворяя форму внешних явлений, открывает свою объективную мощь.

Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы. Духовные искания человека фиксируются в продуктах его художественно-эстетической деятельности - произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, драматургии. Духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни. Дух есть то, что связывает отдельного индивида, субъекта психической деятельности, личность человека со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия. Духовность придает смысл жизни отдельному человеку.

БИБЛИОГРАФИЯ

Мультимедиа

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004, статья: В.С. Соловьёв «СМЫСЛ ЛЮБВИ»

2. Коллекция лучших современных программ, «Библиотека в кармане»

3. М.А. Антонович «Единство физического и нравственного космоса»

4. А.Н. Леонтьев «Деятельность. Сознание. Личность»

5. У. Макдауголл «Различение эмоции и чувства»

Литература

1. В.А. Ганзен Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 176 с.

2. А.Н. Леонтьев. Биологическое и социальное в психике человека / Проблемы развития психики. 4-е издание. М., 1981. С.193-218.

3. М.А. Холодная. Сществует ли интеллект как психическая реальность? Вопросы психологии, № 5, 1990. - с. 121-128

4. П. Шульц Философская антропология. Введение для изучающих психологию. - Новосибирск: НГУ, 1996

5. Ю.Б. Борев. Эстетика. - М., 1988.

6. А.А. Кривчун Эстетика: Учебник для студентов вузов. - М., 1998. - 430 с.

КОММЕНТАРИИ

Стр. 3 - Леонтьев Алексей Николаевич (1903-79), российский психолог, действительный член АПН России (1950), АПН СССР (1968). Основные труды по генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию психики. Ленинская премия (1963).

Стр. 6 - известный немецкий нейрофизиолог.

Стр. 7 - интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус («ум»), тождественный ему по смыслу.

Стр. 10 - Юнг (Jung) Карл Густав (1875-1961) развил учение о коллективном бессознательном (архетипах), швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Ввел технику «свободных ассоциаций».

Стр. 17 - пристрастность разума человека стала преградой на пути создания искусственного интеллекта, воспроизводящего мышление человека. "Умные" машины могут многое: быстро считать, перебирать множество вариантов и находить оптимальные, реализовать сложнейшие программы, но они неспособны чувствовать и переживать.

Стр. 18 - Дильтей (Dilthey) Вильгельм (1833-1911), немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики, понимающей психологии, духовно-исторической школы в литературоведении. Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры. Истолковывал бытие как иррационалистически понимаемую историю. Труды по истории немецкой философии, литературы, музыки.

Страницы: 1, 2