бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Информационный стресc в учебной деятельности бесплатно рефераты

Можно предположить, что характер соотношения ка-тегорий «мотив--цель» деятельности будет существенно отражаться и в особенностях развития и проявления пси-хологического стресса и в этой связи данное понятие является, возможно, более емким, чем понятие эмоциональ-ного стресса.

Однако до настоящего времени оба этих понятия ис-пользуются, как правило, в качестве синонимов, и оба они не имеют достаточно четкого и тем более однознач-ного определения.

Разные исследователи термином «эмоциональный стресс » обозначают различные состояния организма и лич-ности: от состояний, находящихся в пределах физиоло-гических и психологических границ психоэмоциональ-ного напряжения, до состояний на грани патологии, пси-хической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного или повторного эмоционального напряжения.

Выделение категории «эмоциональный стресс» и про-тивопоставление ее в какой-то мере тому понятию «стресс», которое, по концепции Г. Селье, определяется как общий адаптационный синдром, было, безусловно, прогрессивным явлением. Введение этого понятия определило тот объек-тивный критерий, который позволяет обобщать огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное с одной позиции, а именно с пози-ции их психологической сущности для данного индивида. Тем самым выделяется первичный пусковой (причинный) фактор, определяющий последующие развитие эмоциональ-ных реакций. Им является психологическое состояние, возникающее у данного индивида в ответ на воздействие. Поэтому наряду с термином «эмоциональный стресс» ис-пользуется и термин «психологический стресс».

Г. Н. Кассиль [цит. по 30, с.18 ], М. Н. Русалова [47], Л. А. Китаев-Смык [31] и некоторые другие исследователи под эмо-циональным стрессом понимают широкий круг измене-ний психических и поведенческих проявлений, сопро-вождающихся выраженными неспецифическими изме-нениями биохимических, электрофизиологических пока-зателей и другими реакциями.

Ю. Л. Александровский [2] с эмоциональным стрес-сом связывает напряжение барьера психической адаптации, а патологические последствия эмоционального стресса-- с его прорывом. К. И. Погодаев [цит. по 44, с.28], учи-тывая ведущую роль центральной нервной системы в формировании общего адаптационного синдрома, опре-деляет стресс как состояние напряжения или перенап-ряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством еди-ных нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. Такой подход фиксирует внимание только на энергетических процессах в самой мозговой ткани. При анализе понятия «эмоциональный стресс» вполне естественен вопрос о его соотношении с понятием «эмо-ции». Хотя в основе эмоционального стресса лежит эмо-циональное напряжение, отождествление указанных понятий не является правомерным. Ранее уже отмеча-лось, что Р. Лазарус [34] характеризует психологичес-кий стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою де-ятельность. В таком контексте между эмоцией (отрица-тельной по своей модальности) и эмоциональным стрес-сом нет существенного различия, так как в качестве определяющего фактора рассматривается влияние эмо-ционального напряжения на деятельность индивида. В психологии это составляет традиционную и достаточно подробно изученную проблему о влиянии эмоций на мотивационно-поведенческие реакции.

Как считает В. Л. Вальдман с соавт. [16], в явлении эмоционального стресса следует различать:

а)комплекс непосредственных психологических реак-ций, который в общей форме можно определить как про-цесс восприятия и переработки личностно значимой для данного индивида информации, содержащейся в сигнале (воздействии, ситуации) и субъективно воспринимаемой как эмоционально-негативная (сигнал «угрозы», состоя-ние дискомфорта, осознание конфликта и т. д.);

б)процесс психологической адаптации к эмоциональ-но-негативному субъективному состоянию;

в)состояние психической дезадаптации, обусловлен-ной эмоциональными для данной личности сигналами, вследствие нарушения функциональных возможностей системы психической дезадаптации, что ведет к нару-шению регуляции поведенческой активности субъекта.

Каждое из этих трех состояний (они принципиально сближаются с общими фазами развития стресса, но оце-ниваются по психологическим, а не соматическим про-явлениям) сопровождается, по мнению авторов, широ-ким комплексом физиологических сдвигов в организме. Вегетативные, симптоматико-адреналовые и эндокрин-ные корреляты обнаруживаются при любой эмоции или эмоциональном напряжении (как позитивном, так и не-гативном) в периоде психологической адаптации к стресс-воздействию и в фазе психической дезадаптации. Поэтому по перечисленному комплексу реакций диффе-ренцировать эмоцию от эмоционального (психологичес-кого) стресса, а последний от физиологического стресса пока не представляется возможным.

В деятельности студента основное внимание привлекает проблема воздействия доминирующего эмо-ционального (психического) состояния на процесс его функциональной активности, на результативность рабо-ты. Состояние эмоциональной (психической) напряжен-ности как раз и определяется по возникновению неуспешности этой деятельности, появлению ошибок, отказов от ответов и т. д. В период развития непосредственной психологической ре-акции на экстремальное воздействие возникает больше всего аварийных ситуаций. На первом этапе стрессовой реакции остро развивающееся эмоциональное возбужде-ние играет роль дезорганизатора поведения, особенно в том случае, если содержание эмоции противоречит це-лям и задачам деятельности. Нарушается сложный про-цесс анализа и плана формирования деятельности, вы-бора наиболее оптимальной ее стратегии.

С термином «стресс» связаны и другие понятия, такие как тревога, напряжение и т. п. По утверждению Ч. Д. Спилбергера [54], состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциаль-но элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во вре-мени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. С данным положением согласуется и понимание автором стресса в виде совокупности внешних воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважению, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональ-ную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивнос-ти. Склонность к такого рода эмоциональной реактивнос-ти характеризуется как личностная тревожность.

При описании тревоги как процесса существенным является не только отчетливое разделение понятий стрес-са и состояния тревоги, но и акцентирование внимания на понятии угрозы как психологической реальности. В свое время Ч.Д. Спилбергер [54] предложил использо-вать термины «стресс» и «угроза» для обозначения раз-личных аспектов временной последовательности событий, проявляющихся в состоянии тревоги. По мнению авто-ра, понятие «стресс» должно использоваться для соотне-сения с условиями-стимулами, порождающими стрессо-вую реакцию, с факторами, вызывающими эмоциональные реакции, а также с моторно-поведенческими и фи-зиологическими изменениями. Стресс может понимать-ся как промежуточная переменная и в собирательном смысле для отображения всей сферы исследования.

Термин «стресс» Ч. Д. Спилбергером предлагается ис-пользовать для обозначения степени распространения или величины объективной опасности, связанной со свойства-ми раздражителя в данной ситуации. Иначе говоря, тер-мин «стресс» должен использоваться исключительно для обозначения условий окружающей среды, которые харак-теризуются определенной степенью физической или пси-хологической опасности. Автор признает, что такое оп-ределение стресса, очевидно, более ограниченно, но в то же время более точно, чем то, которое используется в на-стоящее время.

В противоположность понятию «стресс», отражающе-му объективные свойства стимулов, характеризующих ситуацию, термин «угроза» по мнению автора должен ис-пользоваться для описания субъективной (феноменоло-гической) оценки индивидом ситуации как заключаю-щей в себе физическую или психологическую опасность для него. Несомненно, оценка ситуации в качестве опас-ной или угрожающей будет зависеть от индивидуальных различий в способностях, умениях, свойствах личности, а также от специфики личного опыта индивида в пере-живаниях подобных ситуаций.

Ч. Д. Спилбергер считает, что термин «состояние тре-воги» должен использоваться для отражения эмоциональ-ного состояния или определенной совокупности реакций, возникающих у индивида, воспринимающего ситуацию как личностно угрожающую, опасную, безотносительно к тому, присутствует или отсутствует в данной ситуа-ции объективная опасность.

Анализ литературных данных свидетельствует о том, что понятие «стресс» с момента своего появления пре-терпело значительные изменения, связанные как с рас-ширением сферы его применения, так, главным образом, и с фундаментальным изучением различных аспектов этой проблемы -- причинности, регуляции, детермина-ции, проявления, преодоления стресса. Понятие «стресс» применяется не всегда обосновано, иногда им подменя-ются другие близкие (но не всегда) по смыслу терми-ны, -- например, довольно часто любое эмоциональное на-пряжение называют стрессом. Неоднозначность понима-ния стресса приводит к различиям во взглядах на сущ-ность тех или иных психических явлений, несовпаде-нию трактовок изучаемых феноменов, противоречивос-ти полученных данных, отсутствию строгих критериев при их интерпретации, использованию неадекватных методических приемов исследования и т. д.

Логика изучения проблемы и расширение сферы про-явления стрессовых состояний обусловливают необходи-мость дальнейшего развития понятийного аппарата в этой области, дифференциации и четкой иерархии основных понятий. Об этом свидетельствует тот факт, что в настоя-щее время наряду с понятием «психологический стресс», который, как отмечено выше, некоторыми рассматрива-ется в качестве синонима «эмоционального стресса», все чаще используется дифференцировка этого вида стресса в понятиях «профессиональный», «информационный», «операциональный», «посттравматический» и т. д. [31, с. 402]

1.2. Причины возникновения и компоненты информационного стресса в учебной деятельности

Информационный стресс в учебной деятельнос-ти по своей природе, является разновидностью психологического стресса. Причины его возникновения связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, факторов учебного процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и техни-ческих особенностей учебной деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. И в этой связи все те жизненные события, которые сопровождаются психической напряженностью (независимо от сферы жизнедеятельности человека), могут быть источником информационного стресса или оказывать влияние на его развитие в учебной деятельности.

Следовательно, развитие информационного стресса у студента связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и с самыми различными события-ми в его жизни, с разными сферами его деятельности, общения, познания окружающего мира. Поэтому деление причин возникновения информационного стресса в учебной деятельности необходимо проводить с учетом особенностей влияния разнообразных жизненных событий человека, которые могут быть источником стресса. Наиболее общей и полной является классификация жизненного стресса, один из вариантов которой предло-жен Р. Т. Wong [цит. по 55, с.108] и показан на рисунке (Приложение 1).

Во внутреннем квадрате обозначена самая суть нашего существования, которую называют «Я сила», «умствен-ная сила», психическая энергия, или внутренние ресур-сы. Это то, что позволяет индивиду преодолевать кризи-сы жизни, что определяет интенсивность сопротивления стрессу. Снижение ресурса способствует повышению уяз-вимости к разным, связанным со стрессом, расстройствам, таким как тревога, страх, отчаяние, депрессия.

Следующая область - внутриличностный стресс. Боль-шинство наших требований к внешнему миру и его воз-действия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область является как бы центробежной силой, которая ока-зывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее переживание проявляется в негативном отноше-нии, воздействиях на внешний мир и нарушает межлич-ностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т. п.

Область межличностного стресса взаимодействует с опре-деленными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и явлениям внешнего мира. Большинство жизненных проблем являются проблемами отношений между людьми.

Личностный стресс имеет отношение к тому, что де-лает индивид и что происходит с ним, когда он не вы-полняет, нарушает определенные предписанные соци-альные роли, такие как роль родителя, мужа, студента и т. п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, тревога.

Семейный стресс включает все трудности по поддер-жанию семьи и отношений в ней -- работа по дому, суп-ружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с родителями, болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом рабо-ты, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом, несправедливые оценки.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, -- например, экономический спад, бедность, экономическая зависимость и т.п.

Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий -- загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжела-тельные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

Финансовый стресс не требует разъяснений. Невоз-можность оплатить счета, необеспечение расходов дохо-дами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение до-полнительных и финансово необеспеченных расходов, необходимость платить за обучение.

Внутриличностный стресс заслуживает детального рассмотрения не только потому, что на него обращалось не-достаточно внимания, но и в связи с тем, что он может проецироваться на различные жизненные события и влиять на особенности отношения к ним и поведение индивида. В приложение 2 показаны разные типы стрессов во вре-менном измерении.

Многие жизненные проблемы имеют корни в прошлом. Обиды и моральные травмы, возникающие в неблагопри-ятной семье, неразрешенные конфликты с родителями и с детьми и многие другие проблемы могут преследовать человека многие годы. Стыд и чувство вины «привязы-вают» человека к его прошлому. Подавленные негатив-ные воспоминания и эмоции, иногда искусственно при-глушенные алкоголем или другими заботами, являются непроходящим источником внутреннего напряжения.

Жизнь в настоящее время также наполнена внутрен-ними стрессорами. Кризис существования (экзистенциональный кризис) беспокоит как в отношении его зна-чимости в жизни, так и значимости самой жизни, тех или иных ее этапов и проявлений. Отрицательная эмо-циональность также предрасполагает испытывать дист-ресс. Высокий уровень эмоциональной реактивности бу-дет постоянно вызывать расстройства, чувство тревоги, страха, обреченности при возникновении даже не-значительных жизненных невзгод. Жизнь может стать невыносимой, когда большая часть ожиданий остается невыполнимой и все мечты не сбываются. Расстройств» и разочарования со временем приводят к ожесточению.

Внутренние беспокойства и тревоги очень часто усиливаются предчувствиями чего-то плохого. Тревога о будущих неудачах, несчастьях (реальных или мнимых, воображаемых) могут создавать больший стресс, чем фактическая неудача.

Когда человек психически напряжен, а источник этого напряжения, конфликтующий образ неблагоприятного события -- становится доминантным в жизнедеятельности, не нужно какого-либо серьезного внешнего воздействия для ощущения тревоги и стресса. Внутрен-нее напряжение может создать все виды проблем от по-стоянных пререканий и ссор до отчаянных действий. Поэтому при анализе жизненного стресса во всех его проявлениях необходимо уделять внимание внутриличностным стрессорам.

В исследованиях информационного стресса, установ-лении особенностей его развития и последствий для здо-ровья важно четко различать и оценивать влияние раз-ных экстремальных жизненных событий. Различные кон-цепции измерения стресса можно частично разграничить использованием двухмерного пространства (приложение 3), где ось «X» отражает длительность воздействия, а ось «Y» -- его интенсивность (серьезность, опасность). Травмам свойственна относительно короткая длительность воздей-ствия, опасного для здоровья жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4