бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Индивидуальные свойства темперамента (тревожность, ригидность, экстраверсия) учащихся - (курсовая) бесплатно рефераты

p>1. Ученики со слабым типом нервной системы обнаруживают существенное ухудшение распределения внимания при выполнении заданий, подлежащих оценке педагога. Чего не наблюдалось у учеников с сильным типом нервной системы. 2. Ученики с сильной нервной системой обнаруживают большую концентрацию внимания при выполнении заданий, подлежащих оценке учителя, чем при выполнении неоцениваемых заданий. В угрожающей ситуации сильные индивиды проявляют большую концентрацию внимания, чем ученики со слабой нервной системой. Школьная ситуация у учеников со слабой нервной системой (высоко реактивные) вызывает дезорганизацию поведения или снижение результатов при выполнении действий.

У высоко реактивных индивидов наблюдается , предпочтение менее стимулирующих способов поведения и ситуацией, тогда как низко реактивные индивиды выбирают и предпочитают ситуации и действия более возбуждающие. Это проявляется в выборе соответствующей формы деятельности. Если уровень стимуляции, обеспечиваемый соответственной деятельностью людей или ситуациями, в которых он находится, неадекватен их потребностям в возбуждении, то можно заметить изменения в эффективности деятельности. У высоко реактивных эффективность действий снижается при сильной стимуляции, тогда как у низко реактивных - снижение эффективности наблюдается в противоположной ситуации, т. е. при низком уровне стимуляции. Когда уровень возбуждения превышает определенное значение, мы наблюдаем, снижение производительности у всех испытуемых, независимо от их реактивности, В ситуациях, когда стимуляция не соответствует потребности индивида, представители обеих групп могут действовать в равной степени эффективно, но это приводит к увеличению психофизиологических затрат организма. Длительное сохранение или частый повтор слишком высокого для данного индивида уровня возбуждения, вызванное отсутствием такой стимуляции, которая позволяла бы действовать в границах оптимального возбуждения, может привести к определенным нарушениям поведения или нежелательный изменениям личности. Свойства темперамента играют большую роль в устойчивости к стрессам в спорте. Ученики с сильной нервной системой во время состязаний показывают более высокие результаты, чем на тренировках, а во время соревнований увеличивается нестабильность, ухудшаются результаты. Условия состязания вызывают у слабых уменьшение веры в свои силы, страх, напряжение, повышенную ответственность за результат, чего не наблюдается у сильных. У слабых типов при стрессовой ситуации усиливается процесс возбуждения, достигая, своего предела и наступает охранительное торможение, в результате чего снижается эффективность действия. У сильных во время соревнований наступает оптимальное состояние нервной системы, что приводит к более высоким результатам на соревнованиях, чем на тренировках. При исследовании взаимосвязи между реактивностью и поведением индивида в стрессовой ситуации было установлено, что результаты, полученные в стрессовой ситуации (соревнования), по сравнению с результатами в нормальной обстановке выше у низко реактивных индивидов, а у высоко реактивных происходит снижение результатов в условиях соревнования. Т. е. существует связь между сопротивляемостью стрессам и уровней реактивности. Чем ниже реактивность, тем выше выносливость в трудных ситуациях. У высокореактивных быстрее наступает фаза перегрузки. Одно и тоже напряжение, являющееся оптимальной нагрузкой для низко реактивных, может вызвать перегрузку у высоко реактивных, что проявляется в меньшей эффективности их действий или даже в некоторых нарушениях деятельности.

    1. 5 Преодоление отрицательного влияния темперамента.

Преодоление отрицательного влияния темперамента может быть достигнуто путем реорганизации деятельности, когда в процессе обучения и воспитания создаются условия, при которых увеличиваются положительные проявления темперамента. В зависимости от влияния свойств темперамента на различные стороны деятельности, учитель использует индивидуальные принципы обучения и воспитания. 1. В одних и тех же условиях разные свойства темперамента проявляются по-разному. Тревожность обеспечивает особую тщательность, аккуратность, внимание к деталям, добросовестное отношение к делу. Эмоциональная возбудимость– высокую активность при изучении нового.

2. Одно и то же свойство темперамента в разных условиях может влиять на деятельность противоположным образок. Например, высоко положительное отношение к деятельности у тревожных выступает как положительное условие в условиях тренировки или подготовки, определяя особую тщательность, старательность. В условиях соревнований это высоко положительное отношение способствует чрезмерной ответственности, волнению, излишнему напряжению и влияет на деятельность отрицательно. 3. В одних и тех же условиях полярные проявления данного свойства могут влиять на деятельность по-разному. Высокая тревожность, определяя склонность к самоанализу своего действия, влияет на деятельность в положительном направлении. Таково же влияние на деятельность и низкой тревожности, которая определяет эмоциональную устойчивость в деятельности. Приспособление темперамента к требованиям деятельности, например, в спорте, путем индивидуального подхода гораздо шире и эффективнее, чем отбор, тренировка и создание положительного отношения. Одни и те же задания и требования могут быть осуществлены различными приемами и способами.

Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую, обусловленную темпераментом индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата. Индивидуальный стиль деятельности позволяет не столько преодолевать отрицательные, сколько использовать положительные стороны свойств типа нервной системы и темперамента для деятельности, что в конечном счете способствует и успеху. Можно рассматривать индивидуальный стиль, обусловленный у человека свойствами типа нервной системы и темперамента, как способность к деятельности. Суть индивидуального стиля в том, что к одинаково высоким результатам разные люди идут разными путями.

Индивидуальный стиль деятельности формируется в процессе воспитания и обучения. Одно из важнейших условий выработки индивидуального стиля сознательное, творческое отношение к выполняемой работе. Индивидуальный стиль возникает только в том случае, если человек активно ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть самых высоких результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у детей, отличающихся положительным отношением к деятельности. Другое условие формирования индивидуального стиля - учет свойств темперамента. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действий, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Творческий характер деятельности - еще одно необходимое условие возможности возникновения и формирования индивидуального стиля деятельности. Практически формирование индивидуального стиля деятельности происходит по следующей схеме: определение типологических свойств нервной системы и темперамента; выявление индивидуальных особенностей деятельности, способствующих или препятствующих успеху; подбор и реализация соответствующих педагогических приемов работы. Педагогические рекомендации по индивидуальному учету свойств темперамента. Тревожность. Если у ребенка повышенная тревожность необходимо; 1) мягкое, тактичное, внимательное отношение;

    2) обучение методам регулирования эмоциональных состояний;
    3) удерживание от чрезмерной траты энергии;
    4) дозирование мотивации.
    Ригидность требует

1) изменение мест занятий, видов деятельности, методов работы, способов объяснения;

2) требование мысленного воспроизведения действий перед их выполнением. Экстравертность

    1) требование систематичной работы над собой;

2) требование сдерживания чрезмерной общительности в условиях деятельности. В процессе обучения к одинаково высокому уровню деятельности разных лиц, требуются разные педагогические воздействия для каждого из них в зависимости от особенностей темперамента. Так, например, известный распространенный метод усиления мотивации похвала и порицание (словесные), а также опенка деятельности имеет различную эффективность в зависимости от темперамента. Похвала способствует формированию навыка у всех испытуемых, но более положительное влияние оказывает на обучаем ость "сильных" и неуравновешенных. Неоднозначно и действие порицания: наиболее положительное действие для "сильных" и неуравновешенных; наименьшее - для уравновешенных и "слабых". Ожидание оценки эффективно для лиц со слабой нервной системой и уравновешенных, менее эффективно для "сильных" и неуравновешенных.

Таким образом, темперамент и его свойства являются фактором, который определяет индивидуальный характер эффективности различных методов и приемов педагогического воздействия по отношению к каждому человеку в отдельности. Существуют различные методики определения свойств темперамента. Тревожность, одна из методик определения данного свойства - "Степень преждевременности в выполнении заданного действия при заданном интервале времени". Для изучения тревожности сравнивается запаздывание или преждевременность выполнения человеком срочных заданий в установленные сроки. Ригидность может быть исследована по методу Л. К. Урнадзе "фиксированная установка в тактической сфере". Экстра версия. Одна из методик исследования данного свойства - количество воспринятых и узнанных фигур и неструктурированных рисунков (по Кэттлеру). При обучении и воспитании необходимо учитывать:

1. Психические свойства личности становятся устойчивыми на определенной ступени развития. Свойства темперамента всегда устойчивы и постоянны. 2. Свойства темперамента образуют психологическую почву, на которую падают воздействия среды и воспитания. В зависимости от темперамента, при одних и тех же объективных условиях, формируются свойства личности с одинаковым содержанием, но с разными динамическими особенностями. Но от темперамента не зависит, такие свойства личности и с каким содержанием будут формироваться при данных определенных объективных условиях. [5; стр. 27] 2. Индивидуальные свойства темперамента учащихся (тревожность, ригидность, экстраверсия).

Цель исследования: Выявить связь индивидуально-психологических свойств темперамента учащихся и их проявление на уроках.

    Задачи исследования:

1) Изучить индивидуальные свойства темперамента (тревожность, ригидность, экстраверсию) учащихся.

2) Выявить связь индивидуальных свойств темперамента учащегося; дать характеристику поведенческих проявлений на уроках учащихся с ярко выраженными свойствами тревожности, ригидности, экстраверсии.

2. 1 Изучение индивидуальных свойств темперамента (тревожность, ригидность, экстраверсия) учащихся.

Для выявления индивидуальных психических свойств темперамента учащихся проведено исследование методом анкетирования в 5-м классе, т к. три человека имеют по "шкале искренности" сумму менее 3-х баллов, что показывает их необъективность, то для интерпретации данных изучения темперамента эти ответы не учитывались. Таким образом, учитывая объективность и степень выраженности свойств темперамента согласно данной таблице:

    Свойства темперамента
    Балл
    Степень выраженности
    Балл
    Свойства темперамента
    Тревожность
    9 – 10
    Высокая
    1 – 2
    Нетревожность
    Ригидность
    9 – 10
    Высокая
    0 – 1
    Пластичность
    экстраверсия
    7 - 8
    Средняя
    2 - 3
    Интроверсия

получили, что в данной группе учащихся тревожность ярко выражена у 6 человек, не тревожных - 1. Экстравертов - 9 человек, интровертов - 5. Ригидность отчетливо проявляется у 3 человек, пластичность выражена у 3 учащихся. Остальные учащиеся амбриверты, имеющие среднюю степень выраженности тревожности и ригидности. Таким образом, проведя исследование и изучив индивидуальные свойства темперамента учеников данной группы, замечено, что такое свойство как экстравертированность преобладает в данном коллективе. В процессе наблюдения за данными учениками действительно замечено, что для них характерна направленность во вне. Они общительны, инициативны, имеют много друзей. Всегда окружены одноклассниками, легко могут "завести" других, развеселить.

2. 2 Выявление связи индивидуальных свойств темперамента учащихся. Изучив индивидуальные свойства темперамента учащихся, выявим связь этих свойств. Взяв за основу симптомокомплекс экстравертирован-ности и интровертированности, наблюдали как эти свойства взаимосвязаны с тревожностью и ригидностью. Учитывая степень выраженности свойств и беря коэффициент 6, как показатель высокой степени выраженности данного свойства, получены следующие взаимодействия:

    Экстроверт
    Интроверт
    Амбриверт
    +Т Р
    +Т Р
    +Т Р
    Чеботарев
    Брагина
    Комиссарова
    Груздова
    1 чел.
    2 чел.
    1 чел.
    Экстроверт
    Интроверт
    Амбриверт
    -Т Р+
    -Т Р+
    -Т Р+
    Золоторев
    Дергачева
    Шаймергенов
    ------
    2 чел.
    1 чел.
    Экстроверт
    Интроверт
    Амбриверт
    -Т Р
    -Т Р
    -Т Р
    Вальковский
    Малагин
    Юкова
    Дугина
    Фролов
    Сидорова
    Сороченко
    4 чел.
    1 чел.
    2 чел.
    Экстроверт
    Интроверт
    Амбриверт
    +Т Р+
    +Т Р+
    +Т Р+
    Попырина
    Умрихина
    Сиготская
    Фадеева
    2 чел.
    1 чел.
    1 чел.

Экстраверты, имеющие высокую степень тревожности и низкую степень ригидности – 1; экстраверты, имеющие низкую степень тревожности, но высокую ригидность – 2; экстраверты, которые нетревожны и пластичны. - 4; экстраверты с высокой степенью тревожности и ригидности - 2. Интроверты, высоко тревожные, но не ригидные – 2; интроверты не тревожные с высокой ригидностью - 1; интроверты не тревожные и пластичные - 1; интроверты с высокой степенью тревожности и ригидности - 1. Амбриверты тревожные, но пластичные - 1; аибриверты не тревожные, но ригидные –нет2; амбриверты не тревожные и не ригидные - 2; амбривер-ты, у которых высокая степень тревожности и ригидности - 1.

Таким образом, обнаружено, что в данной группе испытуемых у учащихся наблюдаются такие взаимосвязи индивидуальных свойств: экстраверсия - не тревожность - пластичность;

    интроверсия - тревожность - пластичность;
    амбриверсия - не тревожность - пластичность.

Согласно учению Павлова о типах Высшей Нервной Деятельности, сушествуют те или иные сочетания силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Они характеризуют тип ВИД людей и являются физиологической основой темпераментов. Существует также связь между типом ВИД и типом темперамента. Каждое из свойств нервной системы влияет на разные стороны темперамента, а каждая из динамических особенностей активности, эмоциональности, моторики, зависит не просто от свойства нервной системы, но и типа нервной системы в целом. Согласно теории такое свойство темперамента как экстраверсия, сочетается, как правило, с не тревожностью и нерегидностью (пластичностью). Данные этого исследования полностью подтверждают эту научную концепцию и совпадают с ней. Данная группа экстраверсия - не тревожность - пластичность (или по Павлову сильные - уравновешенные - подвижные) соответствует сангвинистическому темпераменту. Эти люди с заметной психической активностью, быстро отзывающиеся на окружающие события, стремящиеся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающие свои неудачи и неприятности, живые, подвижные, с выраженной мимикой и движениями.

2. 3 Характеристика поведенческих Проявлений на уроках учащихся с ярко выраженными свойствами тревожности, ригидности, экстра-версии. Их влияние на стиль деятельности, поведение, личность.

Наблюдая за учащимися данной группы, отмечено, что это очень живые, непоседливые дети. На уроках они ни минуты не сидят спокойно, меняют позу, вертят, что- либо в руках, разговаривают с соседом по парте, нетерпеливо тянут руку. У них быстрая походка, быстрый темп речи. Они очень впечатлительны, легко увлекаются, рассказывают оживленно и с увлечением. На уроках откликаются живо на каждый новый факт. Живое, подвижное, выразительное лицо; мимика богатая, подвижная выразительная. По их лицу легко можно угадать, какое у них настроение, каково отношение к данному предмету или человеку. Например, Саша В. , его поведение на уроке зависит от интереса к предмету. Он может увлеченно слушать учителя, проявлять большую работоспособность. На неинтересных же для него уроках, он занимается своими делами, разговаривает с соседом. Чувства и настроения у него очень изменчивы. Получив плохую отметку или выговор учителя, он расстраивается, но через некоторое время на лице нет и следа обиды. На перемене он уже забывает о неприятностях урока и весело играет с одноклассниками. Быстро привыкает к новой обстановке, к новой деятельности. Легко переключается с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой. Легко поддается дисциплине. На замечания учителя реагирует спокойно, перестает вертеться, начинает слушать объяснение, но через некоторое время забывает о замечании, начинает выкрикивать, крутиться, тянуть руку. В ходе исследования столкнулись и с некоторым несоответствием реального состояния практики и теории. Как правило, интровертирован-ность сочетается с высокой тревожностью и ригидностью, что соответствует, обычно, меланхолическому темпераменту (хотя меланхолик может быть и подвижным).

Страницы: 1, 2, 3, 4