бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Индивидуальные особенности внимания бесплатно рефераты

Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенно-сти не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этого ро-да, с трудом устанавливает и удерживает произвольное вни-мание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку нерассеянному. Произвольное внимание рассеянного чело-века неустойчиво, легко отвлекаемо. Физиологически подлин-ная рассеянность объясняется недостаточной силой внутрен-него торможения. Возбуждение, возникающее под действи-ем речевых сигналов, легко иррадирует, но с трудом концен-трируется. В результате этого в коре мозга рассеянного че-ловека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбуди-мости.

Причины подлинно рассеянного внимания разнообразны. Их знание необходимо учителю, чтобы не укреплять рассеянность некоторых детей, а бороться с ней. Причиной подлинной рас-сеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний.

Одной из причин подлинной рассеянности является пере-грузка мозга большим количеством впечатлений. Вот почему не следует в учебное время года часто отпускать детей в кино, те-атр, водить в гости, разрешать ежедневно смотреть телевизор. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности. Некоторые ученики записываются сразу в не-сколько кружков, берут книги из многих библиотек, увлекаются спортом, коллекционированием и прочим, и при этом ничем серьезно не занимаются. Подобная неупорядоченность увлече-ний лишь укрепляет рассеянность, мешает учиться. Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспита-ние ребенка в семье: отсутствие определенного режима в заня-тиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его при-хотей, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное пре-подавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, - один из источников рассеянности внимания учащихся.

5. Виды внимания

В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Впрочем, есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. Итак, в одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом - предмет «сам» обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т. д. Фактически здесь речь идет о двух различающихся видах внимания - произвольном и непроиз-вольном.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. При непроизвольном внимании поток психической жизни психическая деятельность человека устремляются в том или ином направлении как бы, сами по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. Недаром этот вид внимания иногда называют непреднамеренным и пассивным. Непроизвольное внимание возникает под влиянием двух рядов факторов: внешних - особенностей предметов и явлений - и внутренних - отношения личности к тем или иным фактам. явлениям, предметам, событиям, благодаря которому они и становятся привлекательными.

Среди внешних причин непроизвольного внимания большую роль играет сила, интенсивность раздражителя. Сильный звук, яркий цвет, острый запах - все это невольно заставляет обратить внимание на предмет, обладающий соответствующим качеством. При этом следует учитывать не только абсолютную, но и относительную силу раздражителей и особенно контраст между ними. Звук шагов следующего вслед за вами человека едва ли привлечет к себе внимание днем на людном перекрестке, зато окажется весьма сильным раздражителем ночью.

Привлекает внимание все необычное, пульсирующее, движущееся. На этих закономерностях непроизвольного внимания построена реклама и средства наглядной пропаганды.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий чувство голода невольно обратит внимание на разговор, в котором идет речь о еде.

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, как правило, обращает на себя внимание, даже если столкнулись с эти случайно. Редактор легко находит погрешности в тексте, архитектор на красоту здания.

В качестве четвертой группы причин следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Такое внимание по праву может быть названо эмоциональным. Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроиз-вольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления. Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно дан-ного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограничен-ный, или чистосердечный и глубокий. Красивый солнечный закат привлекает внимание художника, действуя на его эстетическую жилку, тогда как поселянин в том же закате видит лишь приб-лижение ночи; простые камни вызывают любознательность геолога, между тем как для профана это только булыжники и ничего более.

Иными словами, скажи мне, что обращает па себя твое вни-мание, и я скажу, кто ты...

Пожалуй, с еще большим основанием можно утверждать другое: скажи, на что ты обращаешь свое внимание, и я скажу, кто ты. Здесь речь идет уже о другом виде внимания - про-извольном, преднамеренном, активном. Если внимание не-произвольное есть и у животных, то произвольное внима-ние возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. «Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, - писал К. Маркс, - в течение всего времени труда необходима целесообраз-ная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим со-держанием и способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллекту-альных сил».

Произвольное внимание - это внимание, связанное с созна-тельно поставленной целью, с волевым усилием. Уровень развития такого внимания характеризует не только направлен-ность интересов человека, но и его личностные, волевые качества: ведь если непроизвольным вниманием, так сказать, командуют, распоряжаются внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сама личность. Формула здесь простая: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что».

Внешние условия влияют и на организацию произвольного внимания. Труднее заставить себя быть внимательным в не-привычной обстановке, когда появляется много дополнитель-ных конкурирующих раздражителей. Поэтому лучше всего работается тогда, когда есть четкий режим, хороший ритм работы, когда рабочее место (пусть это даже рабочий стол или парта) специально подготовлено (ничего лишнего), когда сильные посторонние раздражители устранены.

Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако, оба вида внимания тесно связаны друг с другом, так как произвольное возникло от непроизвольного. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка в процессе общения со взрослыми. Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с чувствами, интересами. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не непосредственное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результатов деятельности.

Основные виды внимания - непроизвольное и произволь-ное - тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга. Наверное, каждый испытывал эти взаимные пере-ходы на себе. По телевидению идет любимая передача - «Клуб путешественников». Но к завтрашнему дню необходимо дописать домашнее сочинение. Вы заставляете себя выключить телевизор, нехотя раскрываете тетрадь, с напря-жением вчитываетесь в написанные накануне строки... «Нет, не то... А что если попробовать так... А ведь на самом деле - эти «лишние люди» напоминают некоторых наших совре-менников - говорят красиво, а толку от них никакого...». И уже исчезло все вокруг, вы увлечены работой, и в усилиях для поддержания внимания уже нет надобности. Как назвать это новое состояние? По происхождению и по сохранившейся сознательной цели оно напоминает произ-вольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому, что оно не утомляет человека, - непроизвольное внимание. Со-ветский психолог Н. Ф. Добрынин назвал этот вид внимания послепроизвольным.

В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается с сознательными интересами. В то же время в отличии от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

Послепроизвольное внимание имеет громадное значение для педагогического процесса. В любой сознательной деятельности постоянно перепле-таются все виды внимания. И каждый из них имеет свои цен-ные качества. Обращаясь к учителям, К. Д. Ушинский советовал использовать и непроизвольное, и произвольное внима-ние. Его советы, как мы дальше увидим, полезны для каждо-го: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность»

Замените слова «приучите же ребенка» (они понадо-бятся вам позже, на следующем этапе вашей жизни) словами «самого себя» и получите прекрасную программу само-воспитания внимания.

II. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость)

Устойчивость внимания.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими или центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям. Исследователи внимания считают, что традиционная трактовка устойчивости внимания требует некоторых разъяснений, ибо в действительности такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности, на каком либо предмете, и мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Таким образом, для поддержания внимания к какому либо предмету необходимо, чтобы восприятие предмета развивалось и обнаруживало перед нами новое содержание. Если бы внимание всегда было неустойчиво более или менее умственная работа была бы невозможна. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К их числу относятся степень трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности.

Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания. Исследование устойчивости внимания имеет целью установить насколько прочно и устойчиво внимание сохраняется в течении длительного времени, отмечаются ли колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.

В своей экспериментально-исследовательской работе я остановлюсь на определении особенностей внимания, а именно устойчивости и продуктивности.

Цель: Выявление индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость)

Задачи: 1. Разработать программу исследования (проведение организационной работы по отбору испытуемых, выбор методики исследования, подготовка стимульного материала)

2. Выявить индивидуальные особенности внимания (продуктивность и устойчивость)

Для решения поставленных задач я использовала методику колец Ландольта из книги Немов Р.С., Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн. завед. :В 3 кн.: кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - с.207.

Для проведения исследования я выбрала 10 участников детей. Они все посещают одну старшую группу одного детского сада. Для исследования было сформировано 2 подгруппы: подгруппа мальчиков и подгруппа девочек. Дети, участвовавшие в эксперименте все примерно одного возраста.

1 подгруппа: 1. Дима К. - 6л. 3м.

2. Алеша В. - 6л. 5м.

3. Вадим У. - 6л. 6м.

4. Дима М. - 6л. 8м.

5. Саша В. - 6л. 6м.

2 подгруппа: 1. Саша Д. - 6л. 5м.

2. Катя Н. - 6л. 7м.

3. Настя Н - 6л. 5м.

4. Ильнара Н. - 6л. 8м.

5. Настя Н. - 6л. 5м.

На мое предложение поучаствовать в новой интересной игре на внимание дети откликнулись охотно и заинтересованно.

Обоснование выбора методики колец Ландольта такое: исследования проводились среди старших дошкольников, многие из которых уже в этом году собираются переступить порог школы , а мы знаем, что внимание - один из главных психологических процессов от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее до поступления в школу, известны индивидуальные особенности внимания и тот уровень, на котором оно находится в данный момент.

В качестве основного методического. Стимульного материала для оценки устойчивости внимания выбраны кольца Ландольта, потому что они являются универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания детей разных возрастов, получая сравнимые и преемственные показатели.

Методика определения продуктивности и устойчивости внимания.

Цель: выявление индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость)

Материал: бланки с кольцами Ландольта, письменные принадлежности.

Ход выполнения: Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».

Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен делать, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.

После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда поставить двойную вертикальную черту.

Результаты подсчитываются, и составляется график.

III. Результаты проведения исследований

Испытуемые адекватно отреагировали на поставленную перед ними задачу, но необходимо отметить, что в начале эксперимента у детей наблюдалась напряженность, а далее у них повышался интерес к выполнению заданий, подключалось речевое сопровождение.

Итак, подсчитаем результаты обследования.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту времени и за все 5 минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первой по пятую, и в целом за все 5 минут.

Продуктивность и устойчивость внимания ребенка определяются по формуле:

где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания;

N - количество колец, просмотренных ребенком за минуту( если с помощью этой формулы определяется общий показатель продуктивности и устойчивости внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в течение пяти минут, а знаменатель данной формулы - 300);

n - количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.

В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S и один показатель S , относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график работы ребенка над заданием.

По всем показателям S полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида:

На основе анализа этого графика можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов - показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

6-7 баллов - показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.

4-5 баллов - показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балла - показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания в свою очередь оценивается так:

10 баллов - все точки графика на рисунке не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

8-9 баллов - все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

6-7 баллов - все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

4-5 баллов - все точки графика располагаются в четырех зонах, а сама кривая похожа на график 4.

3 балла - все точки графика располагаются в пяти зонах, а сама кривая похожа на график 5.

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:

Кривая 1 - это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.

Кривая 2 - это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания.

Кривая 3 - это график среднепродуктивного и среднеустойчивого внимания.

Кривая 4 - это график среднепродуктивного , но неустойчивого внимания.

Кривая 5 - это график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.

Все расчеты и графики делаются на основе бланков испытуемых (см. Приложения ,стр. 52)

Таким образом, обрабатываются результаты, и строится график каждого ребенка.

Дима К.

Минуты

Кол-во просмотренных колец

Кол-во ошибок

Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени

Общая оценка продуктивности и внимания

1

70

4

2

102

10

3

98

7

4

70

4

5

58

4

Страницы: 1, 2, 3, 4