бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Индивидуальные качества и стиль деятельности человека бесплатно рефераты

Выполнение автоматизированных действий все же сопровождается контролем. Особенно это ощутимо, если приходится выполнять действия, доведенные до автоматизма, в изменившихся условиях.

Умения -- это способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям деятельности. Различают учебные, гигиенические, трудовые, спортивные, профессиональные и прочие умения. Умения образуются в результате координации навыков, объединения их в системы. Это означает, что освоение деятельности на уровне умений следует за уровнем навыков. Умение есть такое освоение деятельности, которое обеспечивает безошибочность и гибкость выполнения действия, гарантирующего надежный планируемый результат. Само действие в структуре умения контролируется по его цели. Отличительной особенностью умений является способность изменить последовательность выполняемых действий, характер операций без ущерба для результата. Умелый человек в разных, даже в изменившихся неблагоприятных ситуациях способен достичь высокого результата деятельности.

Умения и навыки развиваются в результате многократных упражнений (повторяющихся действий), требуют усердия и терпения.

Жизненное значение умений и навыков чрезвычайно велико. Они уменьшают физические и умственные усилия, прилагаемые для выполнения действий, высвобождая таким образом энергию, ослабляя напряжение.

Устойчивые навыки образуют привычное поведение. Привычка есть потребность в выполнении определенных действий. Физиологическую основу привычки образует динамический стереотип, сформированный как система условно рефлекторных связей в ответ на некоторые повторяющиеся условия. Динамический стереотип -- достаточно устойчивое образование, и его «ломка» как изменение привычки может проходить весьма болезненно. Так, отмечаемые адаптационные проблемы при смене места работы, переезде на другое место жительства, переводе школьников в другой класс, другую школу -- все они представляют собой изменение привычки, «ломку» динамического стереотипа. В подобных случаях полезно знать особенности нервной системы (пластичность -- ригидность), чтобы создать соответствующую установку на предстоящие перемены.

4. Типы деятельности

Существуют разные основания для того чтобы разделить деятельность на несколько типов.

Первое основание -- историческая обусловленность типов деятельности: фундаментальная деятельность, развитие которой обусловило развитие психики и сознания человека, -- трудовая (производственная); другие типы деятельности по этому основанию -- игровая, художественная, деятельность в сфере морали и нравственности, в сфере права, религии, в сфере спорта. Названные виды деятельности присутствуют у большинства цивилизованных людей. Деятельность может различаться по ее функциям: ориентировочная (мотивирование), исполнительская, сличения (соотнесение полученного результата с образцом) и контроля. Через эти функции психическая деятельность выступает как механизм регуляции всех проявлений человека. Эти проявления могут иметь разную степень активности, которая определяется как изменением объекта деятельности, так и изменениями субъекта, выполняющего ее. Психологический анализ деятельности возможен еще и с точки зрения достигаемых результатов. В этом смысле следует различать репродуктивную (воспроизводящую) и творческую деятельность. В них в разных соотношениях представлены подражательность и самостоятельность, а в их результатах -- объективная и субъективная новизна и оригинальность. Указанные характеристики деятельности присутствуют во всех основных ее видах -- общении, игровой, учебной, трудовой, выделяемых по основанию онтогенетического развития.

5. Индивидуальность и её проявление

Понятие индивидуальности в современной психологии представляет системную организацию человека как интегральную целостность, включающую различные уровни психической организации.

Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б.Г. Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и др.) и субъекта деятельности (совокупности деятельностей и меры их продуктивности). Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде и биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном активном взаимодействии человека с миром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждой ш подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости. Но такие индивидуальные различия не могут быть критериями индивидуальности как целостного образования, так как она не только открытая внешнему миру система, но и система закрытая, со сложной структурой внутреннего мира. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов и способов их проявлений, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются компоненты ценностей, притязаний и самооценок. В индивидуальности интегрируются три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств - онтогенез. Основная форма развития личностных свойств - жизненный путь человека в обществе. Для субъектных свойств - история производственной деятельности человека в обществе, в частности, история формирования его профессиональной деятельности. Старт, кульминация и финиш индивидных, личностных и субъектных свойств характеризуются несовпадением в возрастном развитии. Индивидуальность генетически формируется позже, являясь результирующей противоречивой динамики развитая, взаимодействия и взаимопроникновения целостной системы ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути.

Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах, событийной представленности. Выделяются следующие события: внешней среды, биографические, поведения, внутренней жизни и события впечатления. К событиям внешней среды относятся объективные, не зависящие от субъекта изменения (исторические события, изменения в составе родственников и др.) События поведения представляют собой поступки человека. Если впечатления действительности породившие переживания, влиявшие на ход жизненного пути, то такие впечатления являются событиями. Одни и те же события исторического времени могут иметь разную степень значимости человека, выступать или не выступать в качестве поворотных, узлов моментов его жизни. Человек может иметь разную степень включенности в историческое время. Со временеминдивидуальность становится регулятором как хода собственного развития, так и гармонии свойств. Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным закономерностям. Важным индикатором человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека. Мера активности, напряженности работы внутреннего и является показателем духовности индивидуальности. Эффекты внутренней работы проявляются в поведении и деятельности как продукт творчества, производящие ценности для общества. Одним из проявлен активности индивидуальности могут являться поступки человека «вызревание» поступков происходит в сфере переживаний личного в результате активной внутренней работы. Действие их можно наблюдать в разных формах. Это могут быть поступки гражданского характера (отражающие отношение человека к своему долгу гражданина), коммуникативные (отражающие отношения в сфере общения), трудовые форме различного рода профессиональных действий).

Поступки человека могут проявляться как устойчивый стиль поведения. Такая индивидуальность выступает как организатор и преобразователь обстоятельств современной ему среды, способная создавать, таким образом, новые обстоятельства жизни. Период между вызреванием поступка и его действенным проявлением может быть различным, а иногда и не получи внешнего проявления. В этом случае низкая активность тоже становится устойчивой характеристикой индивидуальности. Человек в этом случае выступает пассивным носителем обстоятельств. В том и другом случае индивидуальность представляет и источник саморазвития чел века, делает его относительно независимым от случайных влияний внешней среды, «позволяет строить себя изнутри». Таким образом, личность является «вершиной» психологических свойств, а индивидуальность -"глубиной" личности и субъекта деятельности.

Критерием сформированное™ индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, т.е. неповторимый вклад личности в общественное развитие.

В психологии существуют несколько взглядов понимания индивидуальности. Первый связан с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям, т.е. общих, личностных черт. Однако очень ярко выраженная черта - это гипертрофия, приближение к границе нормы и патологии.

С этой точки зрения, чем ярче выражена индивидуальность, тем ближе человек к патологии. Как сказал один из психиатров: нет акцентуации - нет характера. Описание индивидуальности с этой точки зрения - это определение вектора потенциальных патологических изменений личности. Конечно, в промежутке между нормой и патологией ярко выраженные индивидуальные особенности могут приводить к нестандартному восприятию и пониманию окружающего мира, к нестандартным, нетривиальным способам деятельности, которые в зависимости от результата могут оцениваться и как творчество и как дезадаптация.

Второй - понимание индивидуальности как дополнения общих личностных черт, характерных для популяции и выражающих общие тенденции ее развития, такими, которые обнаруживаются только у отдельного конкретного человека и генетически связаны с конкретными, не закономерными, случайными обстоятельствами его развития. В этом случае индивидуальные черты приобретают статус чего-то второстепенного, незначительного, маловажного с точки зрения познания общих законов развития личности и существенны только с точки зрения психологической практики, работы с этим конкретным человеком.

Индивидуальность в этом смысле есть некое дополнение к личности как носителю существенных черт и определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих конкретного человека от других людей.

Третий - понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности. Следовательно, в этом смысле мы должны рассматривать индивидуальность как принципиально новое образование в структуре человека. Если рассматривать ряд «индивид - субъект деятельности - личность», то в этом ряду интеграты каждого уровня являются предпосылками, возможностями и одновременно формой проявления психического образования следующего уровня. Так, темпераментные характеристики и задатки являются одной из основ и одним из факторов, определяющих возможности формирования субъектных характеристик, и вместе с тем одновременно формально-динамическими особенностями их проявления; способности как субъектные характеристики являются одновременно и предпосылкой, возможностью более активного включения личности в реальность, формирования отношений личности и, с другой стороны, определяют способы реализации этих отношений.

Таким образом, исходным пунктом в рассмотрении с индивидуальности должна быть более или менее сложившаяся личность, т.е. человек, интегрированный в общество и являющемся полноценным субъектом деятельности, обладающий с формированным интеллектом. Чем больше социально интегрирован индивидуум у него возможностей реализовать свою индивидуальность. Характер как интеграт личности по отношению к индивидуальности есть баланс функции сохранения, «обеспечения безопасности» за счет понимания и адекватного отношения к деятельности направленность и возможности противостоять деструктивным действиям (воля), и функции изменчивости, пластичности отношений, развитие способностей.

Сфера бытия индивидуальности - «мой» мир, внутренний мир, который как изначальная данность сформировался в ходе развитая личности. По мере того как индивидуум личностно относится к окружающему внешнему и социальному, «нашему» миру, они становятся частью «моего» мира, мира внутреннего, «втягиваются» в него, становятся «событийными» миру внутреннему. Таким образом, «мой», внутренний мир приобретает пространственное (внешний мир), социальное (люди, социальные институты) и временное измерение.

Социальная активность личности, расширение социальных и межличностных отношений с другими людьми означает возможность расширение «моего» мира в социальном измерении, возможность установления с некоторыми из них глубоких интер индивидуальных отношений. Другие люди входят в «мой» мир не как объекты и носители социальных функций, а как другие «жизненные» миры, и отношение к ним не субъект-объектное, а субъект-субъектное, интерсубъективное. В этом, новом плане существования индивидуума, в «моем» мире, чтобы стать настоящим отцом, мне недостаточно усвоить нормы отцовского поведения, обязанности отца по отношению к ребенку как объекту ролевого поведения. Отцом можно стать, только понимая ребенка, понимая и принимая своеобразие и ценность его внутреннего мира.

Социальное поведение и межличностное общение как нормативно регулируемые действия в интер индивидуальном общении как деятельности на уровне индивидуальности становятся поводом к другому, «драматургическому», действию, цель которого -взаимораскрытие внутренних миров, «обмен» личностным содержанием, а основной критерий регулирования и осуществимости - взаимная искренность и правдивость. Статус интересной, творческой индивидуальности является отдельной, самостоятельной ценностью: часто люди стремятся к общению с творческими людьми (художниками, писателями и т.д.). предполагая в них богатую внутренним содержанием индивидуальность и неосознанно желая в общении с ними обрести что-то новое, неизвестное, загадочное, то, чего в собственной индивидуальности нет или недостает.

6. Организации деятельности с учетом особенностей темпераментов человека

Говоря об индивидуальных качествах и стили деятельности человека, хотелось бы отдельно отметить психологические особенности темперамента, как индивидуальной характеристики каждого человека. В процессе воспитания и самовоспитания человек может изменить характер, но многими психологами доказано, что присущий человеку темперамент остаётся неизменным на протяжении всей его жизни, не считая серьезных психических заболеваний. Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях -- они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Особенности темперамента сказываются в учении и трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам -- это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида, в нормальных условиях деятельности ее результаты будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. Организуя работу людей разных темпераментов, полезно учитывать следующие рекомендации.

Холерик -- чрезвычайно энергичен и работоспособен. Довольно часто он попадает в разряд «трудоголиков». Он способен выполнить большой объем работ, выдержать высокие нагрузки, после которых достаточно легко восстанавливается. Бездействие для него губительно -- его активность будет искать себе применение. Холерик незаменим при выполнении оперативной деятельности, т. к. способен к быстрому принятию решений, имеет высокий темп психических реакций и деятельности в целом. За единицу времени холерик способен выполнить в полтора-два раза больший объем работы, чем, например, флегматик. Понятно, что люди названных темпераментов могут работать в одной команде, имея разные задачи, но не могут, к примеру, вместе работать на конвейере. При всей производственной незаменимости холерика результаты его деятельности нуждаются в проверке, ибо скорость выполнения задания не всегда является гарантом безошибочного выполнения. Природная высокая возбудимость холерика делает его вероятным источником конфликтов. И.П. Павлов отмечал, что холерик в порыве гнева говорит все, что думает, и даже то, чего не думает. В этой связи не следует продолжать контакт с разгневанным холериком, лучше предоставить ему возможность успокоиться. Ждать этого недолго, т. к. холерика характеризует высокий динамизм смены состояний. Он цикличен в деятельности, настроении и поведении. Его высокая активность может смениться выраженной бездеятельностью. Полезно в таком случае «подключить» так называемые «детерминанты хорошего настроения». Для холерика, с высокой долей вероятности, такими детерминантами могут стать общение со старыми друзьями, смена обстановки, вкусная еда, физические занятия. В целом холерик характеризуется высокой работоспособностью, легкостью вхождения в дело, склонностью «выкладываться», «гореть» на работе.

Замечательной особенностью сангвиника, его особым талантом является высокая коммуникабельность. Он чрезвычайно легок в общении, часто становится «душой компании». Такая способность обусловлена тем, что он не создает ни себе, ни другим людям проблем, как бы «проскальзывая» по поверхности жизни, не углубляясь в ее проблемные глубины. Высокая контактность помогает ему успешно справляться с любой работой с людьми, быть эмоциональным лидером.

Сангвинику необходимо наличие новых, по возможности интересных задач, требующих от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Кроме того, сангвиник, склонный не доводить начатое до конца, нуждается в постоянном контроле и самоконтроле.

Флегматик нуждается в индивидуальном режиме деятельности. Это обусловлено тем, что темп его психических реакций в полтора-два раза ниже, чем у представителей других темпераментов. Флегматик незаменим при выполнении работ, требующих тщательности, скрупулезности и ответственности. Не рационально часто переключать флегматика с одной задачи на другую, требовать быстроты исполнения задач, ибо, в лучшем случае -- ничего не изменится, в худшем -- он начнет нервничать и ошибаться. Устойчивость и надежность, ореол которых постоянно окружает флегматика, привлекают к нему других. Как правило, в группе его ценят за вдумчивость, не конфликтность.

Меланхолик нуждается в щадящем, эмоционально комфортном режиме деятельности. В таких условиях меланхолики -- хорошие труженики, имеющие высокую нравственную планку. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, поощрения. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик -- самый чувствительный и ранимый тип, обращение с ним требует предельной концентрации.

Хотя темперамент не может определять отношений личности, её стремлений и интересов, её идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения и характера человека.

Заключение

В современной отечественной психологии деятельность используется как объяснительный принцип и как психологическая категория. В первом смысле деятельность есть фактор психического развития, во втором -- это способ человеческой активности, реализуемой по разным причинам и с разными целями. Деятельность имеет определенную структуру и видовую содержательность. С разной степенью отчетливости выделяется следующая цепочка структурных компонентов деятельности: Потребность -- Мотив -- Цель -- Задача -- Условия -- Действие -- Операция. Эти компоненты связаны внутренними отношениями и преобразованиями, возникающими в ходе развития деятельности.

Объединение представленных компонентов выражает уровни деятельности:

содержательный (составляют потребности, мотивы, цели, задачи);

собственно структурный (составляют действия и операции); -динамический (составляют взаимопереходы компонентов деятельности: мотивов--в цели, целей--в задачи, действий--в операции). Типология деятельности производится по разным основаниям:

по исторической обусловленности типов деятельности (трудовая, игровая, художественная, деятельность в сфере морали нравственности, в сфере права, религии, в сфере спорта);

по функциям: ориентировочная (мотивирование), исполнительская, сличения (соотнесение полученного результата с образцом) и контроля;

по достигаемым результатам: репродуктивная (воспроизводящая) творческая деятельность;

по основанию онтогенетического развития: общение, игровая, учебная, трудовая деятельности.

Согласно А.Н. Леонтьеву, различают деятельности внешнюю и внутреннюю. Внешняя -- деятельность с предметами материального мира или их обозначениями; внутренняя -- это деятельность на уровне сознания, оперирование образами, символами, идеями.

В цивилизованном обществе наблюдаются все более тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельностей: физический труд все более интеллектуализируется, а познавательная деятельность исследователя может наполняться процессами, которые по своей форме являются внешними действиями.

В историческом плане человеческая деятельность возникает как деятельность совместная, из которой позднее выделяется деятельность индивидуальная. Освоение индивидуальной деятельности осуществляется путем формирования навыков, умений и привычек.

Знание механизмов деятельности служит ее более успешному освоению.

В том случае, если личность не реализовалась в социальном поведении и профессиональной деятельности как форме предметной деятельности, она может реализоваться в других, исторически выработанных видах деятельности. Способом экспансии «моего» мира во внешний мир, пространственного расширения может быть игра, хобби, «общение с природой», путешествия как способ познавать природу и экспериментировать с ней видеть ее изменения за счет простого перемещения в пространстве.

Если в социальном поведении нет поводов и возможностей для полноценного интериндивидуального общения, расширения «моего» мира его социальном измерении, человек может дополнить его религиозным и философскими исканиями, увлечением искусством, создать в своей фантазии тот мир, в котором его индивидуальность обретет свое бытие, вступит в «заочное» общение с другими индивидуальностями, благодари тому что существуют философия, религия и искусство как деятельность и технология открытия своего внутреннего мира (и понимания мира внешнего и социального) другим людям. Таким образом, индивидуальность как сфера духовной деятельности человека диалогична по своей сущности.

Основной функцией индивидуальности как интеграта является сохранение и изменение своей сверх социальной, родовой сущности, не ограниченной только рамками существующего социального порядка: осознание несовершенства существующего социального порядка и ограниченной возможности его актуального изменения, конечности своего существования приводит человека к кризису и преодолению этого кризиса за счет развития внутреннего мира, восполняющего личностные дефициты и компенсирующего несовершенство мира внешнего.

Основное содержание индивидуальности - внутренний мир личности, а основная форма деятельности - интеграция этого мира и как следствие - личности.

Список литературы

Головин С.Ю. Словарь психолога - практика. Минск-2003 г.

Психология. Учебник под ред. Крылова А.А. М., - 2001 г.

Першина Л.А. Общая психология М, - 2004 г.

Немов Р.С. Общая психология. Москва. 2001 г.

Фельдштейн Д.И. Психология становление личности. Москва., 2004

Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности. Москва., 1988 г.

Страницы: 1, 2