бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Индивидуальность человека бесплатно рефераты

Ананьев Б.Г. развивал идею комплексного подхода к изучению человека. Он отмечал, что «индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека». И далее: «...индивидуальность может быть понята лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида» [1,305]. Применив аппарат точных наук, Ананьев Б.Г. и его сотрудники, математизировали комплексный (многомерный и междисциплинарный) подход к индивидуальности человека и раскрыли влияние одних разноуровневых основ индивидуальности на другие.

Для того чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения целого (на молярном уровне), нужно представить человека не только как открытую систему, но и как систему «закрытую», замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта). Конечно, такой подход к человеческой индивидуальности не является исключением, так как, по справедливому замечанию. Бехтерева В. М, «мир строится в форме замкнутых систем, представляя собой особые индивидуальности. Каждая индивидуальность может быть различной сложности, но она представляет всегда определенную гармонию частей и обладает своей формой и своей относительной устойчивостью системы... Гармония частей есть основа индивидуальности».

Подход с этой стороны к явлениям человеческой индивидуальности Ананьеву Б.Г. представляется весьма перспективным. Именно в этих явлениях как бы замыкается внутренний контур регулирования всех свойств человека как индивида, личности с ее множеством противоречивых ролей и субъекта различных деятельностей. В такой относительно замкнутой системе, «встроенной» в открытую систему взаимодействия с миром, образуется определенное взаимосоответствие тенденций и потенций человека, самосознание и «я» - ядро человеческой личности.

Благодаря противоречивому сочетанию в человеке свойств открытой и закрытой систем его сознание является одновременно субъективным отражением объективной деятельности и внутренним миром личности. В этом относительно обособленном от окружающего внутреннем мире складываются комплексы ценностей (жизненных планов и перспектив, глубоко личностных переживаний), определенные организации образов («портретов», «пейзажей», «сюжетов») и концептов, притязаний и самооценки.

Индивидуальное фигурирует и в собственном смысле, как психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях, и в естественнонаучном толковании человека как индивида с комплексом определенных природных свойств. Подобное сближение, а в некоторых случаях и отождествление оправдано тем, что индивидуальность всегда есть индивид с комплексом природных свойств, хотя, конечно, не всякий индивид является индивидуальностью. Для этого индивиду нужно стать личностью.

Но как психологии, так и социологии не удается определить индивидуальное лишь в качестве неповторимости единичного феномена - человеческого существования. В естествознании накопилось много фактов, доказывающих существование такого феномена не только на молярном, но и на молекулярном уровне.

Факты исключительной вариативности всех реакций и процессов, взятых порознь и в разных условиях, говорят и о том, что индивидуальное своеобразие есть также свойство любой части этого целого. Новое в этой мысли, по мнению Ананьева Б. Г., заключается в допущении, что индивидуальное своеобразие части (функции, ткани, процесса и т.д.) в какой-то степени независимо от целого, а в какой-то степени даже детерминирует организм как целое. Диалектика целого и частей выступает и в этой области во всем своем значении.

Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Иначе говоря, индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека.

Если С.Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев трактовали индивидуальность с позиции принципа аддитивности (совокупность, набор или симптомокомплекс свойств), то В. С. Мерлин, опираясь на положения теории систем, первым, пожалуй, стал широко употреблять понятие «интегральная индивидуальность». Он рассматривал интегральную индивидуальность как большую саморегулируемую и самоорганизующуюся систему, состоящую из разнопорядковых подсистем действительности. Главным в теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлин считал поиск путей гармонизации разноуровневых свойств индивидуальности. На основе значительного экспериментального материала, полученного под его руководством, он пришел к выводу о том, что системообразующую функцию в согласовании разноуровневых свойств интегральной индивидуальности выполняет индивидуальный стиль деятельности.

Традиционным для психологии является частичное, фрагментарное изучение личности человека, ее психических функций, деятельностей и т. д.

Такой частичный, нецелостный подход к индивидуальности обусловлен тем, что психология как наука родилась в недрах естественных наук, восприняв не только их методы, но главное - их методологию. И если методы с тех пор она во многом изменила, придала им психологическое содержание, то основные особенности методологии естественных наук в основном сохранились.

Это относится и ко многим направлениям в той его части, которая претендует на научный подход. Эти установки не реализуются в последовательной и целостной психологической системе знаний (теоретических и особенно эмпирических), методов и т. д.

Поэтому кажется целесообразным рассматривать исследования индивидуальности человека с точки зрения дифференциальной психологической парадигмы.

Дифференциальная психология изучает природу и источники индивидуальных различий. Такие различия присущи не только человеку, но и всему животному миру. Исследования поведения животных, начиная от одноклеточных и кончая человекоподобными обезьянами, показали существование индивидуальных различий в характере научения, эмоциональных реакциях, мотивации и других аспектах поведения. Эти внутривидовые различия настолько велики, что иногда превосходят межвидовые различия.

Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина позволяет устанавливать на основе сочетания поэлементного и системного подходов закономерности половых различий не только для отдельных уровней, но и в целом в психике человека.

Человеку присущи свойства всех ступеней развития материи, начиная от химического и заканчивая социально-историческим. Одно и то же свойство может быть одновременно типичным и индивидуальным, если рассматривать его в определенном отношении. Каждое отдельное свойство человека индивидуально также количественно, по степени его выраженности. Индивидуально неповторимо сочетание типичных свойств различных ступеней развития материи у каждого отдельного человека: биохимических, соматических, нейродинамических, психодинамических свойств личности и т. д. Целостную же характеристику индивидуальных свойств человека В. С. Мерлин обозначал как «интегральная индивидуальность».

В.С. Мерлин утверждал, что установление многообразных связей между индивидуальными свойствами различного иерархического уровня и подчиняющихся различным закономерностям естественно приводят к «мысли о существовании целостной системы этих свойств, характеризующих интегральную индивидуальность».

Человеку присуще бесконечное количество свойств и особенностей. Очевидно, что для того, чтобы исследование индивидуальности было интегральным, достаточно изучить связи между ограниченным количеством индивидуальных свойств, но относящимся к разным иерархическим уровням. При этом под разными иерархическими уровнями надо понимать такие, которые предположительно определяются разными закономерностями. В качестве представителей разных уровней необходимо выбирать не любые изолированные свойства, а лишь такие комплексы, которые определяют закономерную, относительно замкнутую систему. Например, для нейродинамического уровня такими образцами могут быть показатели силы и лабильности, потому что их сочетание характеризует тип нервной системы. Для психодинамического - эмоциональность и экстраверсия, потому что их сочетание характеризует тип темперамента.

Во всякой характеристике какого-либо иерархического уровня (биохимического, нейрофизиологического, психического) в школе В. С. Мерлина различали нечто типичное, общее для людей вообще и нечто индивидуально своеобразное, неповторимое, присущее только одному человеку.

Это понимание типичного неприменимо к интегральной характеристике человека. Точно так же нельзя применить типы низших иерархических уровней к свойствам высших уровней.

Для распознавания разноуровневых свойств интегральной индивидуальности В.С. Мерлин использовал математический принцип значности. Опираясь на экспериментальный материал, накопленный в отечественной и зарубежной психологической науке, он выдвинул и обосновал мысль о существовании трех типов математической зависимости: равновероятных (много-многозначных) и разновероятных (многозначных и взаимооднозначных). Много-многозначные связи относятся к классу межуровневых и выражают реальность и объективность существования человека как большой интегральной системы. Многозначные и взаимооднозначные связи относятся к классу одноуровневых и описывают сущность подсистем интегральной индивидуальности. Следовательно, математический принцип значности позволяет различать «вертикальные» и «горизонтальные» связи интегральной индивидуальности. Сам факт установления многозначной связи между разными уровнями индивидуальности означает их относительную самостоятельность, замкнутость и несводимость друг к другу.

Таким образом, целостная картина многогранных свойств и качеств индивидуальности может воссоздаваться именно при системном видении объекта изучения, только системные исследования являются оптимальной стратегией интеграции данных о соотносимости разнообразных особенностей человека.

Концепция личности В.С. Мерлина раскрывается через его подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Например, интегральным явлениям изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личности и взаимоотношений в социальной группе. Свойства каждого иерархического уровня являются его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему. Так, для нейродинамического уровня такими образцами являются показатели силы и динамичности нервных процессов; для психодинамического - экстраверсия и эмоциональность; для социально-психологического - ценностные ориентации и межличностные отношения. Во всякой характеристике любого иерархического уровня (биохимического, физиологического, психологического) есть нечто типичное, общее для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному чел. Основная проблема психологии личности состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт.

Социально-типичное - это обобщенное отношение к определенным сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности.

В индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая группа - свойства индивидуума (свойства темперамента и индивидуальные качественные особенности психических процессов).

Свойства темперамента - это психические свойства, обусловленные общим типом нервной системы и определяющие динамику психической деятельности при самом различном ее содержании. Индивидуальна в каждом свойстве темперамента лишь количественная его сторона - степень выраженности, определяемая соответствующими поведенческими количественными показателями. Качественная же сторона каждого свойства темперамента характерна для определенного его типа. Индивидуальные качественные особенности психических процессов определяют продуктивность психической деятельности (например, острота и точность восприятия).

Ко второй группе индивидуальных особенностей относятся, во-первых, устойчивые и постоянные мотивы действий в определенных ситуациях (например, мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.). Так как социально-типичное отношение личности определяется системой мотивов, то и каждый отдельный мотив является необходимым компонентом отношения личности.

Во-вторых, индивидуальные черты характера: инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов. Индивидуальное своеобразие черт характера выражается в особых качествах действий и поступков в определенных типичных ситуациях. Черты характера проявляются в динамических особенностях мотивов и отношений (например, в устойчивости социальных связей или их кратковременности и неустойчивости).

И, наконец, в-третьих, это - такие свойства восприятия, памяти, мышления и т. п., от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными особенностями психических процессов.

Все индивидуальное в личности, возникая на почве психических свойств индивидуума, формируется в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений. Индивидуальное и социально-типичное - это не разные группы свойств личности, а различные стороны одних и тех же свойств.

Неразложимым компонентом личности являются свойства, каждое из которых есть выражение и способности, и характера, и направленности. Таким образом, структура личности представляется как взаимная связь и организация свойств личности. Структурные образования личности характеризуются понятием «симптомокомплекса». Индивидуальное и социально-типичное нельзя рассматривать как два различных симптомокомплекса или фактора личности [14].

Оригинальный субъектно-объектный подход к индивидуальности предлагает А.В. Брушлинский. Он считает, что «внутри бытия субъект и объект -- это всегда единая нераздельная система, они соотносительны и не существуют друг без друга» [10; 3]. Человек как субъект выступает у него преобразователем мира и создателем материальных и духовных ценностей общества, человек как объект -- носителем и участником сложившихся общественных отношений. Субъектом человек не рождается, а становится благодаря изначально присущей ему активности в деятельности и общении. Активность человека как субъекта определяется сложнейшим сплетением и взаимовлиянием «противоречивых качеств в первую очередь психических процессов, психических состояний и свойств, его сознания и бессознательного»[10; 10].

Специальную теорию целостной (системной, интегральной) индивидуальности разрабатывает В.М. Русалов. Он стремится «раскрыть... где, как, каким образом свойства одних ступеней развития материи вступают во взаимодействие с другими то в качестве условий, предпосылок, то в качестве ведущих факторов, то в качестве необходимых компонентов» [21;3]. В специальной теории индивидуальности В.М. Русалов выделяет два уровня: формально-динамический, представленный темпераментом человека, и содержательный, включающий интеллект и характер субъекта деятельности. Опираясь на данные руководимой им лаборатории, он пришел к выводу о том, что «развитие высших уровней организации личности (т.е. интеллекта и характера) происходит... путем преобразования низших уровней (т.е. темперамента), приведения их в соответствие с высшими, т.е. путем одновременной дифференциации и реинтеграции всей конкретной индивидуальности человека» [21;10].

Своеобразный структурно-функциональный подход к пониманию целостной индивидуальности предлагает Э.А. Голубева. Она выделяет в ней многоуровневую структуру и спектр системообразующих признаков, к которым относит такие понятия, как эмоциональность, активность, саморегуляцию (волю) и побуждения. Основная функция системообразующих признаков заключается в том, что они, по мнению Э.А. Голубевой, «фиксируют определенное соотношение подструктур индивидуальности -- мотивации, темперамента, способностей и характера, не позволяя изъять какую-либо из них, не разрушая целостную структуру индивидуальности. Так, эмоциональность -- это и проявление мотивации и свойства темперамента, активность -- признак и темперамента, и способностей и т.д.»[11; 70].

Эволюционно-системную целостную индивидуальность воссоздает Т.Ф. Базылевич. В структуре целостной индивидуальности автор выделяет свойства организма, индивида, личности и раскрывает особенности их взаимодействия на примере анализа произвольных действий человека.

В зарубежной психологической литературе проблема многоуровневой индивидуальности представлена в трудах Г. Айзенка и Р. Кеттелла. Так как познание целостной индивидуальности осуществляется средствами только математической статистики, то ее в научном мире чаще всего называют «факторной теорией индивидуальности».

В центре внимания сторонников этой концепции индивидуальности -- построение многоуровневой конструкции темперамента и личности. Как правило, решение этого вопроса проводится с позитивистских позиций. Проиллюстрируем это на примере факторной теории индивидуальности Г. Айзенка.

В фундаменте многоярусной структуры индивидуальности располагаются отдельные специфические реакции. Так как эти специфические реакции не вступают во взаимодействие и не образуют никакой организации, то весь комплекс этих показателей Г. Айзенк обозначает как нулевой уровень. На основе взаимодействия показателей исходного уровня возникает первая целостность, именуемая автором уровнем привычных реакций, или подсистемой навыков. Более высокий уровень целостности возникает на основе взаимодействия привычных реакций -- это уровень черт личности (первичные факторы). Вершиной иерархического конструирования индивидуальности у Г. Айзенка выступает уровень типа. Он возникает на основе уровня черт личности и представляет собой теоретическую конструкцию более высокой степени обобщенности -- вторичный фактор[6].

Таким образом, различные структурные уровни индивидуальности расположены в определенной последовательности: от простых и элементарных эмпирических данных до сложных факторов теоретического порядка.

Пестрота подходов к индивидуальности (аддитивный, комплексный, субъектно-деятельностный, интегральный, специально-целостный, структурно-функциональный, эволюционно-системный, факторный) говорит о том, что формой существования человеческой индивидуальности является полиморфность ее проявления.

В.В. Белоус, представитель Пятигорской психологической школы, под руководством которого проведено множество работ по изучению индивидуальности, предлагает всеобщую модель индивидуальности.

Данная модель базируется на многообразии (полиморфности) человеческой индивидуальности, в котором она частичкой, отдельной стороной или сущностью конкретизируется и проявляется. Будучи абстрактным образованием, всеобщая модель индивидуальности обладает всеми теми качествами, которыми характеризуется любая саморегулируемая и самоорганизующаяся система: относительной автономностью, т.е. независимостью от особенностей функционирования частных моделей индивидуальности; обобщенностью, что дает возможность отражать стержневые качества человеческой индивидуальности; способностью к прогнозированию еще неизвестных нам конструктов целостной индивидуальности; универсальностью, что выражается в противодействии среде за счет включения механизмов компенсации; динамичностью, гибкостью и функциональной инвариантностью системы в целом и т.д.

Все это вместе взятое придает любой разновидности всеобщей индивидуальности равнозначность и одинаковую необходимость в решении определенных задач научного порядка.

В реальной жизни всеобщей модели индивидуальности соответствует небольшая группа людей, обладающих надындивидуальными, или общевидовыми качествами. Их психологический портрет подразумевает интеграцию таких важнейших образований, как открытость и независимость от взглядов и убеждений отдельных людей; способность к выдвижению, разработке и осуществлению магистральных идей; умение выражать интересы разнотипных индивидуальностей; общепризнанный авторитет и духовное лидерство; масштабность интеллекта, его глобальность и ответственность; опыт и разумность его использования и т.д.[5].

Еще раз подчеркну, что по В.В. Белоусу модель всеобщей индивидуальности представляет собой абстрактное (идеальное) понятие, включающее то типичное, что свойственно многообразным индивидуальностям. И только некоторые (пока единицы) могут достигнуть полного слияния с образцом (сущностью) всеобщей индивидуальности. Остальные индивидуальности соответствуют ей частичкой, отдельной стороной или каким-либо элементом. В.В. Белоус полагает, что большая часть людей XXI в. будет находиться в согласии с предложенной им психологией всеобщей индивидуальности.

2.3 Типологии индивидуальности

Выделение закономерностей сочетания индивидуальных черт конкретных людей имеет в научной психологии различные стратегии и результаты. С одной стороны, индивидуальностью человека можно считать именно совокупность, набор его психических свойств и качеств как отдельных элементов, составляющих в сумме определенный класс. Результатом классификации индивидуальностей будет собрание различных наборов индивидуальных черт, объединенных по законам статистики и наблюдаемых в эмпирии с той или иной частотой. С другой стороны, индивидуальность определяется как тип - целостная структура, внутри которой каждое конкретное свойство и качество человека получает закономерное объяснение. В результате построения типологии выделяются качественно своеобразные типы индивидуальностей, соотнесенные между собой и принципиально отличные друг от друга.

Способы выделения классов или типов индивидуальностей различаются также по характеру используемых критериев. Это могут быть эмпирические критерии, полученные при анализе и обобщении конкретных опытных данных. Как правило, эмпирическая классификация индуктивно, путем закономерного перехода от частных случаев к общим. Дедуктивный же способ построения типологии индивидуальностей - от общего к частному - предполагает теоретическое выделение ее основных принципиальных признаков, различений и затем - проверку, и обоснование полученных типов на эмпирическом материале.

Общие подходы к типологии индивидуальности определяются основными познавательными и практическими задачами ее изучения. Рассмотрим три соответствующих им подхода, открытые в психологической науке и прикладных областях.

Первый из них связан с поиском объективных основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств и качеств конкретных людей. Такова собственно познавательная задача изучения индивидуальности. Как правило, попытки ее объяснения выходят здесь за пределы собственно психических свойств и направлены на установление их соответствия особенностям организма - аналитическим и физиологическим - данным природой. Наличие психотелесных соответствий, если только оно доказано статистически, получает свое практическое значение: знание о них может стать хорошей опорой успешных профессиональных и межличностных отношений.

Второй подход дифференциально-психологического исследования заключается в том, чтобы описать все возможные сочетания индивидуальных психических черт. Ведь знание о конкретных поведенческих реакциях человека в тех или иных социально-житейских ситуациях необходимо для правильной организации взаимодействия и общения между людьми. Признание своеобразия и уникальности каждой человеческой индивидуальности - характерная черта данного подхода. Конечно, оба эти подхода являются эмпирическими, основанными на непосредственном опыте, который и определяет выделение индивидуальных типов.

Третий подход отвечает задаче осознания, осмысление человеком собственной индивидуальности. Он является теоретическим и состоит в дедуктивном выделении принципов построения типологии индивидуальностей, отвлекаясь от обилия эмпирических деталей. По существу, этот подход может быть также назван философским, ведь здесь возникает вопрос о том, почему эмпирически определенные типы индивидуальности складываются именно так, а не иначе. Однако чистая теория едва ли имела бы смысл при отражении постоянно меняющейся психической жизни. Поэтому результаты третьего подхода - знания о принципиальных типах человеческой индивидуальности - обретают статус тех реальных средств, с помощью которых люди могут представлять себе свои психические особенности, типологические отличия от индивидуальности других людей.

Каждый из названных подходов связан, главным образом, с изучение одного из трех основных уровней индивидуальности: организма, социального индивида, личности. Так, установление психотелесных соответствий индивидуальных черт и причинно-следственных связей между ними направлено на выделение того вклада, который вносят в индивидуальность человека врожденные особенности его организма. Описание разнообразия типичных сочетаний психических черт, поведенческих реакций и относится, прежде всего, к прижизненным образованием и изменениям социального индивида. Понимание принципов разделения индивидуальностей на типы дает человеку средства сознательного овладения своим поведением самоопределения, личностного развития[17].

Согласно принципам построения биологических систем, каждая разновидность всеобщей модели индивидуальности имеет (должна иметь) свой типологический фундамент. Однако в реальности такого рода совпадение учений об индивидуальности и ее типологии является скорее исключением, чем правилом. Чаще всего мы встречаемся либо с разработкой только типологии (Э. Кречмер, У. Шелдон и другие), либо с разработкой только целостной индивидуальности (например, Б.Г. Ананьев). Среди сторонников поступательного движения научной мысли от типологии к целостной индивидуальности не обнаруживается единства. Одни придерживаются в решении этой проблемы формально-динамических аспектов индивидуальности, другие делают упор на ее содержательной стороне, третьи стремятся сочетать оба подхода одновременно.

Среди представителей формально-динамического подхода к индивидуальности и ее типологии можно выделить английского психолога Г. Айзенка. Опираясь на два ортогональных симптомокомплекса психических свойств -- фактор экстраверсии/интроверсии и фактор нейротизма (эмоциональности) -- он выделяет с помощью системы координат четыре непересекающихся психологических типа: тип экстраверта эмоционального, тип экстраверта неэмоционального, тип интроверта эмоционального и тип интроверта неэмоционального. В совокупности (аддитивной) названные выше психологические типы образуют факторную модель индивидуальности[5].

В отечественной дифференциальной психофизиологии формально-динамический подход к типологии целостной индивидуальности развивает В.М. Русалов [21]. Взяв за основу два базальных свойства темперамента -- общую активность и общую эмоциональность, каждое из которых представляет собой синтез различных проявлений в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах человеческой деятельности, В.М. Русалов создал типологию, состоящую из девяти дифференциальных типов темперамента. Критерием выделения дифференциальных типов служило сочетание общей активности и общей эмоциональности в зависимости от степени их выраженности -- низкой (меньше нормы), средней (норма) и высокой (выше нормы).

При этом важно подчеркнуть, что вариант содержательной типологии целостной индивидуальности, включающий интеллект и характер человека, В.М. Русаловым пока не исследовался.

Исключительно содержательную типологию субъектно-деятельностной индивидуальности создают ученики С.Л. Рубинштейна. Так, в исследовании Г.Э. Белицкой, выполненном под руководством К.А. Абульхановой-Славской с опорой на понимание взаимоотношений человека с обществом в понятиях субъекта-объекта, обосновывается типология проблемности социального мышления личности [7]. В частности, автором установлено, что «всем типам со стереотипизированным мышлением соответствует личностный конструкт “Я -- объект -- Общество -- объект”; всем созерцательным -- “Я -- объект -- Общество -- субъект”; деятельным типам -- “Я -- субъект -- Общество -- объект” и проблематизирующим типам -- “Я -- субъект -- Общество -- субъект”» [7].

Рассматривая типы личностного осознания социальных проблем в зависимости от сложившейся в России к середине 90-х гг. общественно-политической ситуации, А.В. Брушлинский наполняет типы личностных конструктов «Я -- Общество» совершенно новым содержанием. Представителей проблематизирующего типа социального мышления личности он называет интерналами и подчеркивает, что «они... строят свою деятельность самостоятельно. Вместе с тем не только себя, но и общество в целом они считают суверенным субъектом... Во вторую группу входят экстерналы, рассматривающие общество как субъекта, а самих себя лишь как объектов, от которых якобы ничто не зависит. Это люди созерцательного типа. Третью... группу составляют респонденты, считающие себя субъектами, хозяевами. Они представляют в основном новый у нас тип менеджеров и предпринимателей, рассматривающих общество как объект для извлечения собственной выгоды» [9; 11]. Последнему типу в классификации К.А. Абульхановой-Славской -- Г.Э. Белицкой соответствует деятельный тип личности. Построение типологических конструкций в структуры индивидуальности чрезвычайно важно, прежде всего, в теоретическом отношении. Во-первых, облегчается и конкретизируется процесс познания всех разновидностей моделей индивидуальности. Более того, типы выступают связующим звеном в гармонизации отдельных, видовых и всеобщих особенностей индивидуальности. Наконец, типологический подход имеет первостепенное практическое значение в сфере управления развитием любой полиморфной индивидуальности, а также в решении задач прикладного аспекта и т.д.

Заключение

Проанализировав литературу по вопросу об изучении индивидуальности в психологии, к кругу проблем, описанных мною во введении (которые в основном касаются взаимодействия психологии с другими науками и отраслями человеческой деятельности в разработке понятия индивидуальности), можно прибавить отсутствие среди ученых-психологов, занимающихся изучением проблемы, единого мнения и даже определения, что такое индивидуальность.

В настоящее время проблема изучения индивидуальности человека является одной из центральных тем теоретических и прикладных исследований в психологии. Современное учение об индивидуальности характеризуется многообразием и многоплановостью. Психологическая наука располагает несколькими подходами к ее исследованию. Одни авторы делают ставку на изучение внутренней структуры индивидуальности; другие -- на ее взаимосвязи и взаимоотношения с иными системами действительности; третьи -- на выяснение функциональной роли целостной индивидуальности и т.д. Не смотря на это, точного определения, что такое индивидуальность в психологии нет.

В многообразии представлений об индивидуальности можно выделить следующие основные направления:

1. Первое понимание по признаку "различия" (уникальности, неповторимости, отличия от других и т.д.). Индивидуальная особенность по отдельно взятой психологической характеристике выступает как одна из многочисленных форм проявления индивидуальности. Однако, лишь совокупность индивидуальных особенностей по различным психическим характеристикам может дать более полное представление об индивидуальности в целом.

2. Попытка объяснить наблюдаемые психологические различия, обуславливая их биологическими и социальными предпосылками. Акцент делается на установление связей, а не на описание различий. Наиболее разработанными в этом отношении является изучение психобиологических связей.

3. Системная целостность человека как предмет исследования. Акцент делается на изучение разных видов связей между более или менее полными наборами свойств, относящихся к биологическому, психологическому, и социальному уровням.

Т.е. каждое определение индивидуальности будет верным с точки зрения того или иного подхода, выбранного для ее изучения.

На сегодняшний день наиболее адекватной стратегией исследования индивидуальности является использование принципов системного подхода. В рамках системного подхода изучаются, как правило, развивающиеся целостности, при этом изучаемые явления рассматриваются как полисистемные. Данный подход открывает возможность изучения условий развития субъекта в его взаимосвязи с другими системными образованиями.

Страницы: 1, 2, 3