бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Индивидуально-типологические особенности успешных и неуспешных учеников бесплатно рефераты

Флегматик: его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Больше всего любит занятия по математике. Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить. Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно мало выразительная. Обычно учителю трудно добиться у них выразительности при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью. Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает самые необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже медленно, во время диктантов отстает от класса. Школьник- флегматик, хорошо владеющий навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа. Движения его спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная, жесты- редкие, неэнергичные.

Меланхолик: на занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.

Меланхолики- ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей. Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На уроках такие ученики сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые. Эти качества и характеристики для каждого типа темперамента характеризуют каждого испытуемого школьника и с точки зрения его отношения к учению, образовательному процессу, и, соответственно, влияет на его успеваемость или неуспеваемость. Преобладающая часть школьников - сангвиники, то есть активные, энергичные дети, хорошо усваивающие учебный материал, легко переключающиеся с одного материала на другой, таким образом, дети с таким типом характера по всем параметрам должны быть успешными в обучении. Холерики более подвержены ошибкам, неправильным и поспешным решениям, поэтому риск быть не успешными в учении велик. Так же подвержены такому риску и флегматики, в меньшей мере меланхолики.

2.3 Анализ успеваемости и неуспеваемости в течение учебного года

При исследовании влияния типа темперамента на успеваемость младшего школьника, нам необходимо было выявить успевающих и неуспевающих учеников на протяжении одного учебного года. Для наиболее полной картины успеваемости учащихся 3 класса, мы проанализировали четвертные оценки по 5 школьным предметам (математика, чтение, иностранный язык, окружающий мир, русский язык), определили среднюю оценку по 5 основным предметам в каждой четверти, а так же учли годовую оценку и выстроили графики учебной успеваемости по каждой группе детей с определенным типом темперамента.

Рассмотрим первую группу учащихся, тип темперамента - сангвиники (таблица 1, Приложение 3). Средний годовой балл по этой группе составляет 4,6 балла. Анализируя изменение уровня успеваемости в течение года, можно сделать вывод, что в среднем оценки учащихся превышали 4,4 балла - положительный результат.

Вторая группа учащихся, тип темперамента - холерики (таблица 2, Приложение 3). Средний годовой балл по группе составляет 3,8 балла. Анализируя изменение уровня успеваемости учащихся в течение года, можно сделать вывод, что в среднем оценки учащихся превышали 3,7 балла - удовлетворительный результат. Отмечен так же подъем успеваемости во 2 четверти до положительного результата (4).

Третья группа учащихся, тип темперамента - флегматики (таблица 3, Приложение 3). Средний годовой балл по группе составляет 4 балла. Анализируя изменение уровня успеваемости учащихся в течение года, можно сделать вывод, что в среднем оценки учащихся превышали 3,6 балла - удовлетворительный результат. Отмечен подъем успеваемости в 1 четверти до 4,6 баллов, возможно, это связано с тем, что дети только вышли с каникул, хорошо отдохнули, были более активными.

Четвертая группа учащихся, тип темперамента - меланхолики (таблица 4, Приложение 3). Средний годовой балл по группе составляет 3 балла. Анализируя изменение уровня успеваемости учащихся в течение года, можно сделать вывод, что в среднем оценки учащихся превышали 3 балла - удовлетворительный результат. Отмечен подъем успеваемости в 3 четверти до 4 баллов.

Изучив четыре группы, которые мы делили по типу темперамента, мы можем отметить, что наиболее успешными являются сангвиники(Приложение 4). Они более активны, энергичны, быстро усваивают материал. На втором месте по успешному обучению находятся флегматики, менее энергичные, но внимательные и рассудительные. Затем холерики - активные, но часто не внимательные, и меланхолики. Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее успешны в учении сангвиники и флегматики, менее успешны - холерики и меланхолики. Причины, оказывающие влияние на успешность обучения описаны выше (см.п.2.2).

Чтобы наиболее полно увидеть влияние типа темперамента на успеваемость детей младшего школьного возраста, проведем дисперсионный анализ.

Дисперсионный анализ.

Дисперсионный однофакторный анализ позволяет проверить гипотезы:

H0: тип темперамента влияет на успеваемость ученика в обучении в большей мере, чем какие-либо другие факторы, индивидуальные особенности.

H1: тип темперамента не влияет на успеваемость ученика в обучении в меньшей мере, чем какие-либо другие факторы, индивидуальные особенности.

Проведя вычисление и расчеты, (Приложение 5) мы пришли к выводу, что если Fэмп< Fкрит, то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная гипотеза. Определено, как Fэмп < Fкрит (0,3<3,68), следовательно принимается нулевая гипотеза.

Вывод: тип темперамента влияет на успеваемость ученика в обучении в большей мере, чем какие-либо другие факторы, следовательно, индивидуально-типологические особенности (в данном случае - темперамент) влияют на успешность и не успешность в обучении детей младшего школьного возраста.

2.4 Результаты и их обсуждение

Согласно результатам проведенных исследований - методики Айзенка, анализа успеваемости за учебный год, дисперсионного анализа, можно сделать вывод о степени влияния индивидуально-типологических особенностей ребенка на его успеваемость в школе. Результаты методики Айзенка показали, что в испытуемом классе преобладают сангвиники по типу темперамента, затем холерики, меланхолики и малочисленные флегматики. На сколько тип темперамента влияет на успешность или не успешность обучения, мы проследили по графикам уровня успеваемости за прошедший учебный год. По результатам исследования и анализа, самыми успешными в обучении являются сангвиники, в меньшей мере флегматики. Причины их успешного обучения объясняются присущими сангвиникам и флегматикам свойствам и чертам темперамента.

Проследив зависимость успешности обучения от темперамента, мы сделали вывод, что индивидуально-типологические особенности ребенка влияют на успех в обучении. Данное утверждение подтвердил проведенный дисперсионный анализ влияния темперамента на успешность обучения.

Заключение

В соответствии с проанализированной литературой, были изучены основные особенности младшего школьного возраста, индивидуально-типологические особенности этого возраста, возможные причины неуспеваемости в школе.

Теоретический анализ литературы по теме влияния индивидуально-типологических особенностей на успеваемость в школе, позволяет сделать следующие выводы:

- младший школьный возраст - это возраст от 7 до 10 лет;

- в этом возрасте появляются проблемы в обучении, которые могут подвергаться коррекции;

- каждый ребенок имеет сложившиеся индивидуально-типологические особенности, такие как темперамент, характер, способности, талант;

- познавательная сфера ребенка в младшем школьном возрасте формируется в зависимости от факторов влияющих на ее формирование;

- одним из самых влияющих индивидуальных особенностей является темперамент;

В эмпирической части данной работы мы провели изучение деления на типы темперамента группы детей младшего школьного возраста, с целью выявления зависимости успеваемости и неуспеваемости от определенного типа темперамента.

В результате проведенного экспериментального исследования и анализа полученных данных, дисперсионного анализа, мы обнаружили, что тип темперамента влияет на успеваемость ученика в обучении в большей мере, чем какие-либо другие факторы. Таким образом гипотеза о том, что индивидуально-типологические особенности, сложившиеся на данный момент у ребенка, имеют свойство влиять на успешность его в обучении нашла в нашем исследовании полное подтверждение.

Для более успешного обучения детей с темпераментом сангвиника, можно порекомендовать больше интересных заданий, упражнений на выдержку, усидчивость, продолжительное размышление, логические задачи от простого к сложному, так как ребенок с темпераментом сангвиника склонен к мгновенным решениям, активен, неусидчив, энергичен. Главное, это направить его энергию в нужное русло и он будет преуспевать в обучении. Дети-холерики больше склонны отвлекаться на любой предмет, так же активны, несдержанны, быстро переключаются с одного материала на другой, но менее внимательны, добросовестны, часто рассеяны. Рекомендуется активизировать их внимание на определенном материале, привлекать их внимание чем-то новым, возможно, чаще делать физкультминутки для снятия накопляющейся энергичности, взбудораженности таких детей, чаще проводить интеллектуальные игры, давать интересные завлекающие задачи. Чтобы поднять и активизировать детей-меланхоликов и детей-флегматиков, необходимо проводить с ними игры, давать заинтересовывающие задания, на общение, задания с развивающей риторикой, физические упражнения. Дети-меланхолики зачастую из-за неудач в школе плаксивы, быстро расстраиваются, закрываются в себе. Необходимо следить за тем, чтобы в присутствии других детей в классе, более активных, детей-меланхоликов не осуждали за их спокойность, не энергичность, слабость.

Каждый ребенок, это носитель индивидуальных особенностей, отличных от других детей, поэтому необходим так же индивидуальный подход к каждому ребенку, с какими бы особенностями темперамента, характера он ни был, и как бы это не отражалось на его успеваемости. Помогать в обучении, достижении достойных результатов в первую очередь должны учителя в школе, психологи, родители.

Список используемой литературы

1. Амосов Н.М., Никитина Л.А., Воронцов Д.Д. Страна детства. Сборник. М.: Знание, 1990. - 288 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 352 с.

3. Бондарчук Е. И., Бондарчук Л. И. Б81 Основы психологии и педагогики: Курс лекций. 3-е изд., стереотип. К.: МАУП, 2002. -- 168 с.

4. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. - 288 с.

5. Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р.П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.

6. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Изд.4-е. ростов н/Д: Феникс, 2007. - 375 с. (Психологический практикум)

7. Климов И. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 1969.

8. Мир детства. Младший школьник. Под ред. А.Г. Хрипковой. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1988. - 272 с.

9. Небылицин, В.Д. Темперамент: Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицин.- М.: Наука, 1976.- 268с.

10. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших пед. Учебных заведений: в 3 кн.: Кн. 1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 688 с.

11. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: в 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с.

12. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова.- М.: Сфера, 2005.- 240с.

13. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ", 1998. - 672 с.

14. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

15. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985 ном 1.

16. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу.- М.: Прогресс, 1982.- 234с.

17. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 288 с.

18. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева.- М.: 1995.- 218с.

19. Файнберг, С. У каждого ребенка свой темперамент и характер / С. У. Файнберг // Дошкольное воспитание.- 1965.- №2.- С.57-62.

20. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 512 с.

21. Шмелев А.Г.Основы психодиагностики индивидуальности - М.; Феникс,1996

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тип темперамента в группе детей младшего школьного возраста

ФИО

Тип темперамента

1

Альмухамедов Ибрагим

Сангвиник

2

Бочарова Кристина

Холерик

3

Белык Света

Меланхолик

4

Ванилов Иван

Холерик

5

Голтвин Саша

Флегматик

6

Ерилова Александра

Флегматик

7

Жук Анна

Флегматик

8

Кобцева Лена

Сангвиник

9

Кондратьев Алексей

Меланхолик

10

Красноперова Инна

Сангвиник

11

Мельникова Татьяна

Сангвиник

12

Нальсон Ярослав

Холерик

13

Николаева Света

Холерик

14

Попов Геннадий

Холерик

15

Стручалин Игорь

Меланхолик

16

Серебрянников Сергей

Сангвиник

17

Серебрянникова Алла

Сангвиник

18

Тепикина Оксана

Холерик

19

Топилина Алина

Сангвиник

20

Урусина Анна

Сангвиник

21

Федотов Антон

Сангвиник

22

Фролова Алена

Меланхолик

23

Юрьева Алена

Сангвиник

24

Яшина Татьяна

Меланхолик

25

Яковлев Леонид

Холерик

Приложение 2

Диаграмма преобладающих типов темперамента в классе

Приложение 3

Таблица 1.Успеваемость учащихся-сангвиников

ФИО

1 четверть

2 четверть

3 четверть

5 четверть

Годовая

1

Альмухамедов Ибрагим

5

4

5

5

5

2

Кобцева Лена

5

5

4

4

5

3

Красноперова Инна

4

5

4

4

4

4

Мельникова Татьяна

5

4

4

4

4

5

Серебрянников Сергей

4

3

4

4

4

6

Серебрянникова Алла

5

4

5

5

5

7

Топилина Алина

5

5

5

5

5

8

Урусина Анна

4

4

5

4

4

9

Федотов Антон

5

5

5

5

5

10

Юрьева Алена

4

4

5

4

4

Средний балл

4,6

4,3

4,6

4,5

4,6

Таблица 2.Успеваемость учащихся-холериков

ФИО

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Годовая

1

Бочарова Кристина

4

3

4

4

4

2

Ванилов Иван

3

3

3

4

3

3

Нальсон Ярослав

4

5

4

4

4

4

Николаева Света

5

5

4

4

4

5

Попов Геннадий

3

3

4

3

3

6

Тепикина Оксана

5

5

4

4

5

7

Яковлев Леонид

3

4

4

3

4

Средний балл

3,8

4

3,8

3,7

3,8

Таблица 3. Успеваемость учащихся-флегматиков

ФИО

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Годовая

1

Голтвин Саша

5

4

4

4

4

2

Ерилова Александра

5

4

3

3

4

3

Жук Анна

4

3

4

4

4

Средний балл

4,6

3,6

3,6

3,6

4

Таблица 4. Успеваемость учащихся-меланхоликов

ФИО

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Годовая

1

Белык Света

4

4

4

3

4

2

Кондратьев Алексей

3

3

4

3

3

3

Стручалин Игорь

3

3

3

3

3

4

Фролова Алена

3

4

4

3

3

5

Яшина Татьяна

4

4

5

4

4

Средний балл

3

3,6

4

3,2

3

Приложение 4

График изменения уровня успеваемости в течение года у детей с разными типами темперамента

Приложение 5

Однофакторный дисперсионный анализ

Четверть

Сангвиники

Холерики

Флегматики

Меланхолики

1

4,6

3,8

4,6

3

2

4,3

4

3,6

4,6

3

4,6

3,8

3,6

4

4

4,5

3,7

3,6

3,2

Суммы

18

15,3

15,4

14,8

Средние

4,5

3,8

3,9

3,7

Общая сумма

63,5

Дисперсионный однофакторный анализ позволяет проверить гипотезы:

H0: тип темперамента влияет на успеваемость ученика в обучении в большей мере, чем какие-либо другие факторы, индивидуальные особенности.

H1: тип темперамента не влияет на успеваемость ученика в обучении в меньшей мере, чем какие-либо другие факторы, индивидуальные особенности.

1. подсчитаем SSфакт - вариативность признака, обусловленную действием исследуемого фактора.

где Тс - сумма индивидуальных значений по каждому из условий, то есть 18; 15,3; 15,4;14,8 (см. табл. 1);

с - количество условий (градаций) фактора (=4);

n - количество временных групп (четвертей) (=4);

N - общее количество индивидуальных значений (=16);

- квадрат общей суммы индивидуальных значений (=4032)

По формуле рассчитав фактическую вариативность признака, получаем:

SSфакт = 253,5 - 252 = 1,5

2. подсчитаем SSобщ - общую вариативность признака:

SSобщ = 268,3\ 16 = 16,7

3. подсчитаем случайную (остаточную) величину SSсл, обусловленную неучтенными факторами:

SSсл = SSобщ - SSфакт = 16,7 - 1,5 = 15, 2

4. число степеней свободы равно:

kфакт = c - 1 = 4 - 1 = 3

kобщ = N - 1 = 16 - 1 = 15

kсл = kобщ - kфакт = 15 - 3 = 12

5."средний квадрат" или математическое ожидание суммы квадратов, усредненная величина соответствующих сумм квадратов SS равна:

MSфакт = SSфакт/kфакт = 1,5/ 3 = 0,5

MSсл = SSсл/kсл = 15,2/12 = 1,3

6. значение статистики критерия Fэмп рассчитаем по формуле:

Fэмп = 1,3/0,5= 0,3

7. определим Fкрит по статистическим таблицам для df1=k1=3 и df2=k2=12 табличное значение статистики равно 3,68.

8. если Fэмп< Fкрит, то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная гипотеза. Определено, как Fэмп < Fкрит (0,3<3.68), следовательно принимается нулевая гипотеза.

Вывод: тип темперамента влияет на успеваемость ученика в обучении в большей мере, чем какие-либо другие факторы, индивидуальные особенности.

Страницы: 1, 2, 3, 4